Внеклассное мероприятие по нравственному воспитанию «Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»


Внеклассное мероприятие по нравственному воспитанию
«Чтобы радость людям дарить, надо добрым и вежливым быть»
Цели: воспитывать уважение к окружающим людям; обогащать словарный запас учащихся.
Учитель: Сегодня мы ещё раз поговорим о таких человеческих качествах, как доброта и вежливость, - ведь они неразделимы.
Ученик: Доброта – это стремление человека сделать счастливыми других людей.
Понять и исполнить желанье другого –
Одно удовольствие, честное слово.
Ученик: Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой.
Учитель: Добрый человек всегда вежливо говорит со своим собеседником. Если у друга удача – добрый человек поздравит его, а если беда – добрые слова помогут утешить и успокоить.
1 ученик: Доброта нужна всем людям,
Пусть побольше добрых будет.
Говорят не зря при встрече
«Добрый день» и «Добрый вечер».
2 ученик: И не зря ведь есть у нас
Пожеланье «В добрый час»
Доброта – она от века
Украшенье человека.
3 ученик: Достаётся недёшево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
4 ученик: Этой мерой измеряются
Все земные труды.
Может, вырастил деревце
На земле Кулунды?
5 ученик: Может строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Плавок мирным трудом?
6 ученик: Иль под снежной порошей
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому.
Учитель: В народе всегда относились к доброте по-особому. Есть такая пословица: Доброе слово и кошке приятно. Это означает, что не только каждому из нас нравится, когда к нему относятся с добротой, доброту понимают даже животные.
Стихотворение Я.Бжехви в переводе Б.Заходера «Очень вежливый индюк»
Появился в доме вдругОчень вежливый индюк.Раз по тридцать в день, не реже,Он кричал: — Иль вы, невежи,Заходите, что ли, в гостиПоучиться вежливости.— Я и сам, — кричал индюк, —Доктор вежливых наук,И жена моя — примерЗамечательных манер.Даже когда спит она,Видно, что воспитана.Не стесняйся ты, осел,Заходи, садись за стол.Что же ты молчишь, как рыба,Говори: "Приду, спасибо".Ты не будь свиньей свинья,Ждет тебя моя семья.Только раньше бы умылаТы свое свиное рыло!Как ни бился он, однакоК индюку никто не шел.Ни корова, ни собака,Ни хавронья, ни осел.Посинел индюк от злости.— Не идут, нахалы, в гости!Зря пропали все труды,Все они балды-балды.И добавил с высотыСвоего величия:— Не усвоили, скотыПравила приличия!
Учитель: Почему же никто из зверей не шёл к Индюку в гости? Чтобы вы ему посоветовали?
Мексиканская сказка Вежливый кролик
Жил-был Кролик, очень скромный и вежливый. Однажды, вдоволь наевшись капусты на крестьянском огороде, он собрался было домой, но как вдруг заметил Лисицу. Она возвращалась в лес. Ей не удалось стащить курицу с крестьянского двора, и она была очень сердита и голодна.
У Кролика дрогнуло сердце. Бежать, но куда? И Кролик опрометью бросился к пещере. Он не знал, что там поджидала его другая грозная опасность — в пещере поселилась змея. Кролик, однако, был хорошо воспитан и знал, что без разрешения в чужой дом входить не полагается. "Нужно поздороваться, — подумал он, — но с кем? С пещерой, конечно!"
И, присев на задние лапки, Кролик вежливо сказал:
— Здравствуйте, добрая пещера! Разрешите мне, пожалуйста, войти.
До чего же обрадовалась Змея, услышав голос Кролика! Она очень любила кроличье мясо.
— Входите, входите! — ответила она, желая обмануть Кролика.
Но Кролик по голосу прекрасно понял, с кем имеет дело.
— Простите, что я побеспокоил вас, — сказал он. — Я совсем забыл, что меня ждёт Крольчиха! До свидания! — и бросился бежать прочь со всех ног.
Прискакал Кролик в свою нору и подумал о том, что вежливость никогда ещё никому не повредила. Змея же свернулась в клубок и проворчала:
— Лучше бы я ему не отвечала! Ох уж эти вежливые кролики! Нужно же было ему просить разрешения войти!
Учитель: Почему кролик остался жив?
Пословицы и поговорки о доброте
Учись доброму – дурное на ум не пойдёт.
Про доброе дело, говори смело.
Жизнь дана на добрые дела.
Худо жить без ласкового слова.
Ласковое слово лучше мягкого пирога.
Поступай с другими так, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
Учитель: Добрые слова нужны нам дома и в школе, на улице и в магазине. Послушайте диалог ребят.
Девочка: Что же ты это не весёлый сегодня? Может быть, задание не выполнил?
Мальчик: Плохо я справился с заданием.
Девочка: Почему?
Мальчик: (злобно) Потому что не умею себя сдерживать.
Девочка: А как ты думаешь, приятно ли людям с тобой говорить, когда ты такой сердитый?
Мальчик: Вот ещё! Кто не хочет, пусть со мной не разговаривает, плакать не буду.
Девочка: Ответь, пожалуйста, каким тоном ты разговариваешь?
Мальчик: Что значит – каким тоном? Обыкновенным.
Девочка: Я заметила, что ты говоришь таким тоном не только с ребятами, но, к сожалению, и со взрослыми.
Мальчик: Может быть, я иногда и говорю немного громко и капризно. Зато я хороший товарищ, всем помогаю, люблю всех веселить. Только некоторые шуток не понимают. Вот вчера, например, иду и вижу: мальчик поскользнулся и как хлопнется на землю. Я, конечно, начал смеяться и спросил у него: «Ну как посадка прошла?» Он обиделся почему-то и ушёл. А что я плохого ему сказал?
Девочка: Ты поступил плохо. Нужно всегда подумать вначале, не обидишь ли ты человека тем, что ему скажешь. Нужно следить за своими словами.
Мальчик: А я разве один так разговариваю? Да я, можно сказать, учусь у ребят. Вот они на меня нападают, объясняют, что правильно, что неправильно. А сами как разговаривают? Пусть скажут. А замолчали? Потому что многие из них очень похожи на меня. Разве не так? Есть такие! Да, да, я сам слышал! Из – за мелочи называют друг друга грубыми словами. Дразнятся, не уступают друг другу, смеются над неудачами товарищей.
Давайте, ребята, не будем спорить, кто хуже, кто лучше себя ведёт, а просто все станем добрей. Хорошо, я придумал?
Девочка: Это ты здорово придумал! Недаром в народе говорят: «Слово лечит, слово и ранит» Запомните это.
Не только слова должны быть у нас добрыми, но и поступки такими, чтобы за них не приходилось краснеть ни нам, ни родителям, ни друзьям.
Учитель: Много славных дел ждёт вас, но, прежде всего, вы должны вырасти настоящими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми, вежливыми. Этому нужно учиться с детства.Э. Шим Брат и младшая сестра
Санька и его младшая сестра Варя идут из лесу. Набрали земляники, несут в кузовках.
Моя бабушка поглядела и посмеивается:
- Что ж ты, Санька... Маленькая Варя больше тебя набрала!
- Еще бы! - отвечает Санька.- Ей нагибаться не надо, вот и набрала больше.
Опять идут Санька и Варя из лесу, тащат корзины c грибами маслятами.
- Что же ты, Саня..., - говорит бабушка.- Маленькая - и то больше набрала!
- Еще бы! - отвечает Санька.- Она к земле ближе, вот и набрала.
В третий раз отправляются в лес Варя и Санька. Малину собирать.
И я пошел вместе c ними.
И вдруг вижу, кaк Санька, незаметно от Вари, подсыпает ягоды ей в кузовок. Варя отвернется, a он возьмет и подсыпет...
Идем обратно: У Вари ягод больше, y Саньки - меньше.
Встречается бабушка.
- Что же ты,- говорит,- Саня? Малина-то высоко растет!
- Высоко,- согласился Саня.
- Так тебе дотянуться легче, a Варя больше набрала!
- Еще бы! - отвечает Санька.- Варя y нас молодец, Варя y нас работница. За ней не угонишься.
Учитель: Почему Саня посыпал сестрёнке в кузовок землянику, грибы, малину? Догадывалась ли бабушка, о том, почему Саня набирал ягод и грибов меньше сестры? Почему вы так думаете? Каким был мальчик?
В каждом из нас есть маленькое солнце. Это солнце – доброта. Добрый человек – тот, кто любит людей и помогает им. А любовь и помощь согревают, как солнце.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту всегда.
И если кому-то поможет
Твоя доброта, улыбка твоя,
Ты счастлив,
День не напрасно был прожит,
Что годы живёшь ты не зря!
Учитель: Рассмотрим ситуации, оценим поступки героев
1) Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если одному восемь, а другому десять лет? (Тот, кто вежливее)
2) Скоро в школу, а уроки ещё не сделаны. Мама просила начистить картошку и протереть пол. Но Игорь никак не возьмётся за дело. С утра к нему заглянули «на минуту» соседи, два брата. Сначала рисовали, играли, смотрели мультфильм. Игорь в нерешительности: «Домой их отправить?» А как же с чувством долга хозяина? А как же уроки? А мамина просьба? (Хозяину вежливо сказать, что у него дела, просит прощения и приглашает прийти в другой раз в гости)
3) Вы вошли в автобус с задней площадки и увидели, что у передней двери стоят ваши друзья. Надо ли здороваться с ними, а если да, то как? (Помахать рукой, улыбнуться)
С.Я.Маршак Ежели вы вежливы
Ежели выВежливыИ к совестиНе глухи,Вы местоБез протестаУступитеСтарухе.
Ежели выВежливыВ душе, а не для виду,В троллейбусВы поможетеВзобратьсяИнвалиду.
И ежели выВежливы,То, сидя на уроке,Не будетеС товарищемТрещать, как две сороки.
И ежели выВежливы,ПоможетеВы мамеИ помощь ей предложитеБез просьбыТо есть сами.
И ежели выВежливы,То в разговоре с тетей,И с дедушкой,И с бабушкойВы их не перебьете.
И ежели выВежливы,То вам, товарищ, надоВсегда без опозданияХодить на сбор отряда,Не тратить жеТоварищам,Явившимся заранее,Минуты на собрание,Часы на ожидание!
И ежели вы вежливы,То вы в библиотекеНекрасова и ГоголяВозьмете не навеки.И ежели выВежливы,Вы книжечку вернетеВ опрятном, не измазанномИ целом переплете.
И ежели выВежливы,Тому, кто послабее,Вы будете защитником,Пред сильным не робея.
Знал одного ребенка я.Гулял он с важной нянею.Она давала тонкоеРебенкуВоспитание.Был вежливЭтот мальчикИ, право, очень мил:Отняв у младшихМячик,Он их благодарил,«Спасибо!» - говорил.
Нет, ежели выВежливы,То вы благодарите,Но мячикаУ мальчикаБез спросуНе берите!
Учитель: Перед тем, как нам расстаться
И уйти всем по домам,
Хочется мне попрощаться,
Пожелав при этом вам,
Чтобы добрыми вы были,
Слов волшебных не забыли,
Чтобы добрыми словами
Говорили вы с друзьями.
Учитель: Будь доброжелательным, заботливо и внимательно относись к другим. Не обижай и не давай в обиду своих младших сестёр и братьев, друзей относитесь к ним ласково.