ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 Выполнение работ по профессии : Водитель автомобиля по специальности 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

Министерство образования Тверской области
ГБПОУ «Удомельский колледж»




Рассмотрено на заседании методического совета
ГБПОУ
«Удомельский колледж»
Протокол №______ от_______________2015 г.
УТВЕРЖДЕНО
Приказом директора ГБПОУ
«Удомельский колледж»
№_____от _________ 2015г.











ПРОГРАММа ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03
Выполнение работ по профессии
Водитель автомобиля
специальность
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта











2015г.







Программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по профессии
23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта


Организация-разработчик: ГБПОУ « Удомельский колледж».

Разработчики:
Преподаватель спецдисциплин Коваль С.В.



























СОДЕРЖАНИЕ


стр.


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

4

2. РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

7

3.СТРУКТУРА и содержание ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

8

4.условия реализации ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

38

5. Контроль и оценка результатов Освоения ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ

40








паспорт ПРОГРАММЫ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
ПМ.03 Выполнение работ по профессии Водитель
автомобиля

1.1. Область применения программы
Рабочая программа профессионального модуля – является частью основой профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта,в части освоения основного вида профессиональной деятельности (ВПД): Организация и проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобильного транспорта,транспортировке грузов и перевозке пассажиров и соответствующих профессиональных компетенций (ПК):

1. Организовывать и проводить работы по техническому обслуживанию и ремонту автотранспорта.
2. Осуществлять технический контроль при хранении, эксплуатации, техническом обслуживании и ремонте автотранспортных средств.
3.Выбирать способы ремонта узлов и деталей.
4.Управлять автомобилями категории «С»,
5. Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.
6.Устранять мелкие неприятности, возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

Рабочая программа профессионального модуля может быть использована в дополнительном профессиональном образовании и профессиональной подготовке работников в области технического обслуживания и ремонта автомобилей при наличии среднего (полного) общего образования. Опыт работы не требуется.

1.2. Цели и задачи профессионального модуля – требования к результатам освоения профессионального модуля:
С целью овладения указанным видом профессиональной деятельности и соответствующими профессиональными компетенциям учащийся в ходе освоения профессионального модуля должен:
иметь практический опыт:
- в выполнении ремонта деталей автомобиля;
-снятия и установки агрегатов и узлов автомобиля
- использования диагностических приборов и технического оборудования,
- управления автомобилями категории «В-С»
уметь:
Выполнять метрологическую поверку средств измерений,
Выбирать и пользоваться инструментами и приспособлениями для слесарных работ;
Снимать и устанавливать агрегаты и узлы автомобиля;
Определять способы и средства ремонта;
Определять неисправности и объём работ по их устранению и ремонту;
Применять диагностические приборы и оборудование;
Использовать специальный инструмент,приборы, оборудование;
Оформлять учётную документацию;
Соблюдать Правила дорожного движения;
Безопасно управлять транспортными средствами в различных дорожных условиях;
Уверенно действовать в нештатных ситуациях;
Управлять своим эмоциональным состоянием;
Уважать права других участников движения;
Конструктивно разрешать межличностные конфликты возникшие между участниками дорожного движения;
Выполнять контрольный осмотр транспортных средств перед выездом и при выполнении поездки;
Заправлять транспортное средство горюче смазочными материалами и специальными жидкостями с соблюдением экологических требований;
Устранять возникшие во время эксплуатации транспортных средств мелкие неисправности, не требующие разборки узлов и агрегатов, с соблюдением требований техники безопасности;
Соблюдать режим труда и отдыха;
Обеспечивать приём, размещение, крепление и перевозку грузов, а также безопасную посадку и высадку пассажиров;
Получать, оформлять и сдавать путевую и транспортную документацию;
Принимать возможные меры для оказания первой помощи пострадавшим при дорожно- транспортных происшествиях;
Соблюдать требования по транспортировке пострадавших;

знать:
- средства метрологии, стандартизации и сертификации;
- основные методы обработки автомобильных деталей;
- устройство и конструктивные особенности обслуживаемых автомобилей;
- назначение и взаимодействие основных узлов ремонтируемых автомобилей:
- технические условия на регулировку и испытание отдельных механизмов;
-виды и методы ремонта;
- способы восстановления деталей;
- основы законодательства в сфере дорожного движения, Правил дорожного движения;
- правила эксплуатации транспортных средств;
- правила перевозки грузов и пассажиров;
- назначение, расположение, принцип действия основных механизмов и приборов транспортных средств;
- правила техники безопасности при проверке технического состояния транспортных средств;
- проведение погрузочно -разгрузочных работ;
- порядок выполнения контрольного осмотра транспортных средств перед поездкой и работ по его техническому обслуживанию;
- перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств или их дальнейшее движение;
- приёмы устранения неисправностей и выполнения работ по техническому обслуживанию;
- правила обращения с эксплуатационными материалами;
- требования, предъявляемые к режиму труда и отдыха, правила и нормы охраны труда и техники безопасности;
- основы безопасного управления транспортными средствами;
- порядок оформления путевой и товарно – транспортной документации;
- порядок действия водителя в нештатных ситуациях, комплектацию аптечки, назначение и правила;
- применения входящих в её состав средств;
- приёмы и последовательность действий по оказанию первой помощи пострадавшим при дорожно- транспортных происшествиях;
- правила применения средств пожаротушения;


1.3. Количество часов на освоение программы профессионального модуля:
максимальной учебной нагрузки учащегося (включая вождение автомобилей 60 ч.) – 882 часов, включая:
обязательной аудиторной учебной нагрузки учащегося –150 часов;
самостоятельной работы учащегося – 75 часов;
учебной и производственной практики (включая вождение автомобилей 60 ч.) – 180часа.













2.РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ
Результатом освоения профессионального модуля является овладение обучающимися видом профессиональной деятельности (ВПД) Теоретическая подготовка водителей автомобилей категории «С», в том числе профессиональными (ПК) и общими (ОК) компетенциями:
Код
Наименование результата обучения

ПК 1.1
Диагностировать автомобиль, его агрегаты и системы.

ПК 1.2
Выполнять работы по различным видам технического обслуживания.

ПК 1.3
Осуществлять выбор способов ремонта узлов и деталей, устранять неисправности.


ПК 1.4
Оформлять отчётную документацию по техническому обслуживанию

ПК 2.1
Управлять автомобилями категории «С»

ПК 2.2
Выполнять работы по транспортировке грузов и перевозке пассажиров.

ПК 2.3
Осуществлять техническое обслуживание транспортных средств в пути следования.

ПК 2.4
Устранять мелкие неисправности возникающие во время эксплуатации транспортных средств.

ПК 2.5
Работать с документацией установленной формы.

ПК 2.6
Проводить первоочередные мероприятия на месте дорожно транспортных средств.

ОК 1.
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.
Принимать решения в стандартных и нестандартных
ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.
Осуществлять поиск и использование информации,
необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5.
Использовать информационно-коммуникационные технологии
в профессиональной деятельности.

ОК 6.
Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться
с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.
Брать на себя ответственность за работу членов команды
, за результат выполнения заданий.

ОК 8.
Самостоятельно определять задачи профессионального и
личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно
планировать повышение квалификации.

ОК 9.
Ориентироваться в условиях частой смены технологий
в профессиональной деятельности.

3.СТРУКТУРА и содержание профессионального модуля ПМ.02
3.1. Тематический план профессионального модуля ПМ.03 Выполнение работ по профессии Водитель автомобиля категории «С»

Коды
профессиональных компетенций
Наименования разделов
профессионального модуля*
Всего
часов
(макс. учебная нагрузка и практики)
Объем времени, отведенный на освоение междисциплинарного курса (курсов)
Практика




Обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося
Самостоя-тельная работа обучающего-ся,

часов
Учебная,

часов
Производственная,

часов





Всего,

часов
в т.ч. лабораторные работы и практические занятия,
часов




1
2
3
4
5
6
7
8

ПК 1
·6
Раздел 1.
МДК.02.01Теоретическая подготовка водителей категории «В-С».
225
150
52
75




Раздел 2.
УПП.03.01. Вождение грузовых автомобилей.
60



60



Раздел 3. УП.03.02. Учебная практика
180



180



ПП.03 Производственная практика
216

216


всего

94
64
80
240
216







1.2 Содержание обучения по профессиональному модулю ПМ. 03. Выполнение работ по профессии Водитель категории «С» __

Наименование разделов профессионального модуля (ПМ), междисциплинарных курсов (МДК) и тем
Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические
занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа
Объем
часов
Уровень освоения

1
2
3
4

Раздел 2. МДК.03.01Теоретическая подготовка водителя автомобиля.


225


Тема 1«Основы законодательства в сфере дорожного движения»


210










Тема 1.1. Общие положения. Основные понятия и термины. Обязанности участников дорожного движения.

Содержание
10



1
Введение. Обзор законодательных актов
Закон о безопасности дорожного движения,

2


2
Правила дорожного движения, Кодекс об административных правонарушениях, Уголовный кодекс.




3
Гражданский кодекс. Закон об охране окружающей среды. Закон об обязательном страховании гражданской ответственности (ОСАГО)




Практическое занятие
6
3


1
Решение комплексных задач по темам : «Общие положения», «Обязанности водителей», «Обязанности пешеходов». Порядок предоставления транспортных средств должностным лицам.
Права и обязанности водителей транспортных средств, движущихся с вклю-ченным проблесковым маячком синего цвета и специальным звуковым сиг-налом. Обязанности других водителей по обеспечению безопасности движения специальных транспортных средств. Обязанности водителей, причастных к дорожно-транспортному происшествию. Обязанности пешеходов и пассажиров по обеспечению безопасности дорожного движения





Самостоятельная работа
Проработка конспектов занятий, рекомендуемой литературы. Изучить порядок получения квалификации водителя автомобиля, обязанности участников дорожного движения.
8
2

Тема 1.2. Дорожные знаки
Содержание

18



1

Значение дорожных знаков в общей системе организации дорожного движения. Классификация дорожных знаков.

2



2
Требования к расстановке знаков. Дублирующие, повторные и временные знаки





3
Предупреждающие знаки. Назначение. Общий признак предупреждения.





4
Правила установки предупреждающих знаков. Название и назначение каждого знака




5
Знаки приоритета.


2



6
Предписывающие знаки.




7
Знаки особых предписаний.




8
Знаки сервиса




9
Знаки дополнительной информации




10
Дорожная разметка и ее характеристики




Практические занятия
8
3


1
Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения. По теме: « Дорожные знаки».





2
Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуаций с использованием технических средств обучения. Формирование умений руководствоваться дорожными знаками и дорожной разметкой.




Самостоятельная работа: Проработка конспектов занятий, рекомендуемой литературы. Изучить дорожные знаки, Составить классификацию: предписывающих знаков по признакам которые устанавливают скоростной режим, знаков особых предписаний по признаку: информируют о специальных трассах и дорогах, предупреждающих знаков по признаку: предупреждающие о приближении к пересечениям, предписывающих знаков по признаку: предписывают определённые направления. Составить классификацию запрещающих дорожных знаков по признакам: а) запрещают и ограничивают движение, б) ограничивают маневры и скорость, в) запрещают остановку и стоянку) отменяют введенные ограничения. Изучить действия водителей в соответствии с требованиями знаков приоритета.

13
2

Тема 1.4. Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств


Содержание
12



1

Предупредительные сигналы. Виды и назначение сигналов.
разворот.

2



2
Порядок движения задним ходом.


2



3

Скорость движения. Факторы, влияющие на выбор скорости движения.


2



4
Остановка и стоянка.


2


Практические занятия
12
3


1
Решение комплексных задач по теме: «Порядок движения, остановка и стоянка транспортных средств».




Самостоятельная работа
Проработка конспектов занятий, рекомендуемой литературы. Составить опорную карточку: «схемы подачи сигналов рукой». Выработка навыков подачи предупредительных сигналов рукой. Изучить обязанности водителей перед началом движения, перестроением и маневрированием, требования к расположению транспортных средств на проезжей части, факторы, влияющие на выбор скорости движения, обязанности водителя перед началом обгона., действия водителей при обгоне, меры предосторожности при постановке транспортного средства на стоянку.
12
2

Тема 1.5. Регулирование дорожного движения


Содержание
16



1

Средства регулирования дорожного движения. Значения сигналов светофора и действия водителей в соответствии с этими сигналами.

2



2

Значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств.


2



Практические занятия
8
3


1

Решение комплексных задач, разбор типичных дорожно-транспортных ситуации с использованием технических средств обучения. По теме «Регулирование дорожного движения»
Формирование умений правильно руководствоваться сигналами регулирования, ориентироваться, оценивать ситуацию и прогнозировать ее развитие.




Самостоятельная работа
Проработка конспектов занятий, рекомендуемой литературы. Составить опорную карточку: «схемы сигналов регулировщика», «порядок движения по дороге с выделенной полосой». Изучить значение сигналов регулировщика для трамваев, пешеходов и безрельсовых транспортных средств. Подготовить сообщение по теме: «Порядок движения при различных сигналах светофора».
12
2

Тема 1.6. Проезд перекрестков

Содержание
8



1

Регулируемые перекрестки.


2


2
Нерегулируемые перекрестки.



2




Практическое занятие.
10
3


1
Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуации с использованием технических средств обучения. По теме : «Проезд перекрёстков».




Самостоятельная работа
Проработка конспектов занятий, рекомендуемой литературы. Составить опорную карточку: «типы перекрёстков». Изучить правила проезда регулируемых и не регулируемых перекрёстков, обязанности водителя при поворотах на перекрёстке. Подготовить сообщение по теме: «Проезд перекрёстков».
9
2


Тема 1.7. Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов
Содержание
4



1

Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств.

2


2

Железнодорожные переезды.

2


Практические занятия
4
3


1
Решение комплексных задач. Разбор типичных дорожно-транспортных ситуации с использованием технических средств обучения. По теме : «Проезд пешеходных переходов, остановок маршрутных транспортных средств и железнодорожных переездов.
·