Непосредственно образовательная деятельность по ознакомлению детей с окружающим миром в коррекционно — диагностической группе (ЗПР) на тему: «Живая аптека города Сочи».


МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА № 9 г. СОЧИ
354066, г. Сочи, ул. Ростовская, 10 телефон\факс 47-21-85
e-mail:dou9@edu.sochi.ru
Непосредственно образовательная деятельность
по ознакомлению детей с окружающим миром
в коррекционно - диагностической группе (ЗПР)
на тему:
«Живая аптека города Сочи».
Подготовила и провела:
Воспитатель
коррекционно – диагностической группы детей с ЗПР
Джамиева Мира Абумислимовна
Сочи 2016
НОД по ознакомлению детей с окружающим миром
в коррекционно - диагностической группе (ЗПР)
на тему: «Живая аптека города Сочи».
Если хотите научить ребёнка
Логически мыслить –
Ведите его на природу.К.Д. Ушинский
Цель:Закрепление знаний о специфике древесных растений сочинского региона, воспитание социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.
Задачи:- развитие устойчивости внимания, наблюдательности, познавательной активности, способности к запоминанию;- содействие развитию представления о способах применения лекарственных растений;- раскрытие значений новых слов и понятий;- закрепление знаний о летних явлениях в природе, их отличии от других времён года;- развитие воображения, памяти, речи, пантомимической и речевой выразительности;- формирование интереса к изменениям в природе, совместным играм, творчеству;- тренировка умения следовать словесной инструкции;- тренировка мелкой моторики, разминка для создания игровой ситуации;- нервно-мышечная релаксация, отдых от активных игр.
Оборудование и материалы:Фотоаппарат, корзина(для сбора цветов липы и листьев эвкалипта). Мягкая игрушка Хрюша, конверт с письмом, компьютер, интерактивная доска.Предварительная работа:Заучивание стихотворения С.Маршака «Июнь, июль, август» из цикла «Круглый год»;Целевая прогулка по территории детского сада;Рассматривание иллюстраций и картинок о природе летом;Заучивание пословиц и поговорок;Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений (деревья, кустарники);Знакомство с деревьями на территории детского сада;Дидактическая игра «С какого дерева листок?»;«Найди дерево по описанию»;Малоподвижная игра «Времена года»;Дидактическая игра «Что нужно для роста и развития растений?»Беседы на тему: «Растение – это живые организмы или нет? Почему?», «Что необходимо для роста и развития растений?», «Какие растения дети знают?», «Отличается ли внешний вид растений весной, летом, осенью, зимой?», «Растительный мир нашего региона».
Словарная работаКислород – чистый и свежий воздух Лапти - рассматривание, показЛыка – обработанная кора липыЛипа сердцелистная – рассматривание, показ Осушение болота - уменьшение влажности воды в почве
Паркет- «ковер из дерева» напольное покрытие, (пакетная доска, паркетный пол) Последовательность работы:1)Организационный момент:В: Ребята, посмотрите, к нам пришёл в гости Хрюша, и он принёс письмо от (смотрим письмо) ………. Каркуши (Воспитатель читает письмо). Содержание письма: «Здравствуйте, ребята! Я хотела прилететь к вам в гости, но, к сожалению, заболела. У меня высокая температура и болит горло. Я слышала, что у вас в детском саду растут лекарственные растения. Передайте, пожалуйста, Хрюше, цветы липы и листья эвкалипта. Заранее вас благодарю. С уважением, Каркуша».Очень жаль Каркушу, но мы ей поможем! Правда, ребята?В: Мы сейчас отправимся на прогулку и сможем выполнить Каркушину просьбу, а заодно и познакомить Хрюшу с нашим детским садом,покажем, какие у нас растут целебные деревья, травы, цветы и пройдем по экологической тропе. Чтобы прогулка запомнилась, мы возьмём с собой фотоаппарат и корзиночку.
Но сначала Хрюша хотел бы загадать вам загадку, попробуйте отгадать:
«Солнце печёт,Липа цветёт,Рожь поспевает,Когда это бывает?»Дети: «Летом».
В: А какое у нас сейчас время года?
Дети: Лето.
В: Молодцы!
Дыхательная гимнастика: Вдохнем ароматы лета. Отправимся на экскурсию по детскому саду на паровозе! (Дети становятся паровозиком, друг за другом, положив руки на плечи впередистоящему ребенку).Движение начинаем с любимой песни нашей группы Александра Ермолов «Паровоз-букашка».Плывут за окошком поля и леса
мы едем туда, где нас ждут чудеса
И солнышко светит и речка блестит
и наш паровоз так быстро летит
Припев:
Чух-чух-чух, ту-ту-ту белые барашки
выдувает на ходу ПАРОВОЗ БУКАШКА
чух-чух-чух, ту-ту-ту белые барашки
выдувает на ходу ПАРОВОЗ БУКАШКАВ: Лето начинается с солнышка. Оно греет всё сильнее и не уходит с небосклона до позднего вечера. Ребята, давайте мы покажем Хрюше, как мы приветствуем солнышко и прочитаем стихотворение с движениями о заботливом солнышке (гимнастика). Солнце с неба посылает Дети ритмично скрещиваютЛучик, лучик, лучик.  руки над головой.И им смело разгоняетТучи, тучи, тучи.  Плавно покачивают руки вверху.Летом нежно согреваетЩечки, щечки, щечки. Ритмично потирают щеки.А весной на носик ставитТочки-точки-точки.  Ритмично постукивают пальцем по носу и
щекам.Золотят веснушки деток.Очень нравится им это!Надоедливые мухи.Чай душистый пьем, пыхтим:— Уф-уф-уф, уф-уф-уф.  Дети ритмично потирают ладонь о
Отгоняем веткой мух. ладонь горизонтально.Мух-мух-мух, мух-мух-мух.Ритмично помахивают рукой.А они в варенье сели,Ели-ели, ели-ели. Ритмично постукивают пальцем оТак нам мухи надоели! ладонь.Мы варенье быстро съели.
В: Пока мы пели и играли - незаметно подошли к нужному нам дереву. Отгадайте загадку:
Это дерево цветет,Аромат и мед дает.И спасает нас от гриппа,От простуд царевнаДети: Липа.В: Подойдём к дереву, какое оно красивое! Дети, вспомните и расскажите, пожалуйста, какую пользу нам приносит Липа.Дети: Липовый мед полезен для человека. Цветы липы заваривают и пьют, как чай от температуры.
В: Соберем цветы липы для нашего гербария и для Каркуши. Фото 1.

В: Могу ещё добавить, что в тени ветвей липы может отдохнуть путник после долгой дороги, насладиться ароматом её цветов, послушать пение птиц. Мир растений и деревьев – богат и удивителен. А каждое растение – это мини-лаборатория, в которой вырабатываются полезные для человека вещества. Липа сердцелистная названа так, потому что её листья по форме похожи на сердце. Липу высаживают на бульварах, парках города Сочи, так как она больше даёт кислорода по сравнению с другими деревьями. В Европе Липа считается священным деревом. Её высаживают во дворцах замка, на городских площадях, вокруг церкви. Это дерево в нашем регионе цветет в июне. Срубить и сжечь это дерево считалось величайшим проступком. Липовый цвет, липовый мед – прекрасное средство от простуды. Есть такая поговорка: «Сосна кормит, липа обувает» (из лыка-обработанная кора липы- делали лапти). Липа размножается семенами. У липы семена необычные. В народе эти семена называются вертолётики.
Это приспособление для распространения семян. Давайте с ними поиграем.
Фото 2.
Дыхательная гимнастика (дуем на высушенные семена липы, подбрасывая одну половинку сдвоенных семян). В: Мы соберём немного листьев для икебаны в уголок фитотерапии и для нашего гостя.Игра: «Что нужно для роста и развития?»В: Замечательно! С заданиями справились. Подробно рассказали о том, что влияет на жизнь растений. Чтобы продолжить путь, необходимо отдохнуть.Игра-гимнастика «Дует ветер нам в лицо, Подняв руки кверху плавно водим ладонямиЗакачалось деревцо, из стороны в сторонуВетерок всё тише-тише,Приседаем, медленно опуская руки внизДеревцо всё выше-вышеВстаем, поднимая руки вверх
В: Идём дальше? *Подаётся сигнал паровоза* Дети становятся «паровозиком» и переходим к тополю. Пока мы пели и играли - незаметно подошли к нужному нам дереву. Но сначала отгадайте загадку: «У него в июне с ветокТёплым снегом пух летит.В сентябре он жёлтый, светлый –словно солнышко, блестит!»Дети: «Тополь».
В: Ребята, вспомним и расскажем, какую пользу нам приносит тополь?Дети: Очищает воздух, выделяют кислород, даёт нам тень.В: Тополь растёт быстро, когда он цветет, у него появляются длинные серёжки. При цветении, у тополя из сережек вылетает много пуха и он разлетается повсюду. Из тополя делают паркет, двери, окна. Листья идут на корм скоту. Также листья богаты витамином С, очищают воздух, задерживают пыль. В голодное время листья тополя добавляли в пищу. Летом, дерево небольшой величины за сутки выделяют столько кислорода, сколько будет нужно для дыхания четырёх людей. Тополя служат не только украшением, но они также являются защитниками всех людей. Фото 3

В: Чтобы продолжить путь, необходимо отдохнутьДыхательная гимнастика «Подышим кислородом, который выделяет для нас тополь».В: Давайте, я вас превращу в тополиные пушинки.
Я буду читать стихотворение, а вы летайте, как тополиные пушинки.«Тополиные пушинки,Словно, белые снежинки.В воздухе они летают,Но, от солнышка не тают».В: полетали, отдохнули, идем дальше.
*Подаётся сигнал паровоза* Дети становятся «паровозиком» и переходим к эвкалипту.Но для начала отгадайте загадку:«Лекарь этот знаменит,Горло лечит - Дети: Эвкалипт.В: Ребята, давайте вспомним и расскажем Хрюше, какую пользу нам приносит эвкалипт?Д: «Он лечебный, высушивает болота, из коры делают бумагу».В: Эвкалипт можно узнать издалека не только по высоте, но и по запаху. У нас на участке три дерева. Вот они. Если эвкалипту больше трёх лет, то они цветут. Листья этого дерева полезны. Ветки желательно не обламывать, а просто обрывать с них листья.«Эвкалипт - полезен он,
К нам когда-то завезён,У него одна работа - Осушение болота».В: Эвкалипте содержится масло - эвкалиптол. Эвкалипт широко применяют при лечении различных заболеваний. Кора эвкалипта является отличной основой для изготовления бумаги. Особенность эвкалипта заключается в том, что на нём одновременно растут листья трёх возрастов. Как у нас семья (дедушка и бабушка, папа и мама, дети), так и у него листья: молодые, зрелые и старые растут все вместе в одно время. Давайте мы соберём листья для икебаны и в уголок фитотерапии и для Хрюши». Фото 4.
В: Наша прогулка подошла к концу! Мы успели выполнить просьбу Каркуши, познакомить Хрюшу с нашим детским садом, поиграть. Что вам больше всего запомнилось?(Ответы детей)В: «Вы молодцы, всем спасибо. Хрюше очень понравился наш детский сад, его зеленая территория. Пойдём, Хрюша, мы тебе покажем наш фито-уголок в группе». Фото 5

Фото № 4
Фото № 5

Фото № 6

Фото № 7
Фото № 8

Фото № 9
Пояснительная записка.
Конспект НОД в коррекционно-диагностической группе.
Тема: «Живая аптека города Сочи».
Используемые программы: «Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью», Баряева Л.Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П.
Дети, с которыми было проведено НОД посещают коррекционно-диагностическую группу (ЗПР), эта группа разновозрастная. Всего в группе 11 детей. НОД с детьми старшей подгруппы (5 – 6 лет), 1-й год обучения. В подгруппе 6 человек.
Представленный конспект – является авторской разработкой, построенный в соответствии с дидактическими и общепедагогическими принципами:
• Принцип непрерывности (занятие было построено на основе предыдущих занятий и совместной деятельности воспитателя и детей)
• Принцип активности (поддерживалась мотивация и интерес)
• Принцип доступности (соответствие возрастным особенностям)
• Принцип психологической комфортности
Цель НОД: Закрепление знаний о специфике древесных растений сочинского региона.
Задачи:
Воспитательные:
воспитывать социально-активные личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относиться к ним.Развивающие:
формировать интерес к изменениям в природе, совместным играм, творчеству;- тренировать умения следовать словесной инструкции;- тренировать мелкую моторику, разминку для создания игровой ситуации;- нервно-мышечная релаксация, отдых от активных игр.
Обучающие:
- развить устойчивость внимания, наблюдательности, познавательной активности, способности к запоминанию;- содействовать развитию представления о способах применения лекарственных растений;- раскрыть значения новых слов и понятий;- закрепить знания о летних явлениях в природе, их отличии от других времён года;- развивать воображение, память, речь, пантомимической и речевой выразительности;

Для достижения цели были использованы следующие методы и приемы:
• Наглядный метод (презентация на интерактивной доске «С какого дерева лист», картинки с изображением деревьев, листьев, деревья на участке детского сада)
• Наглядно-практический метод (рассказ, игры-упражнения)
• Словесный метод (стихи, сопровождающие пальчиковую гимнастику, загадки)
• Прием эмоциональной заинтересованности (Хрюша, конверт с письмом)
• Игровой прием (игра - паровоз, игра-физкультминутка)
• Использование проблемных ситуаций
При решении вышеуказанных задач у дошкольников развивались такие интегративные качества как: любознательный, активный; эмоционально – отзывчивый; овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками; способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения; способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы).
По содержанию НОД является интегрированным, так как части НОД объединены знаниями из нескольких областей. Решение задач осуществляется через следующие образовательные области:
• речевое развитие (отгадывание загадок, составление описательного - рассказа);
• физическое развитие (физкультминутка)
• познавательное развитие (определение листьев, коры деревьев, рассказ воспитателя, просмотр презентации)
Применение инновационных технологий – использование ИКТ, позволило заинтересовать и привлечь внимание детей.   На протяжении всего НОД у детей поддерживалась мотивация к познанию, к взаимодействию между педагогом и сверстниками.   Поэтапно происходит смена видов деятельности. Дети сами являются участниками игровых ситуаций и активными помощниками во время НОД.   Это позволяет  сохранить у детей положительный эмоциональный настрой. На организационном этапе реализуется мотивационная задача – усилить интерес к НОД через интригующую проблемную ситуацию - загадка про деревья. НОД состоит из этапов, к каждому из которых даются четкие инструкции. Оно началось, с организационного момента, где активизировалось внимание детей и поддерживалось на протяжении всей деятельности. Во время НОД дети смотрят мультимедийную презентацию. В процессе данной части НОД осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Созданы условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата.
    Чтобы заинтересовать детей были введены сюрпризные моменты: Хрюша, письмо. Всем хотелось рассказать Хрюше, что они знают о деревьях. Во время НОД прослеживается реализация личностно-ориентированной модели. Проявляю умение признавать и принимать личность детей, учитываю их точку зрения, чувства, эмоции, налаживаю партнерские отношения с детьми.
  После проведения НОД анализирую его результативность, освоение детьми программных задач, провожу рефлексию деятельности.