Педагогический практико–ориентированный проект «Семейные чтения»

МАДОУ «Детский сад № 10»




Педагогический практико–ориентированный проект
«Семейные чтения»







Руководитель проекта:
воспитатель высшей категории Спицина Л.А.
Консультанты проекта:
НОУ «Академия родительского образования» г. Пермь
Аудитория проекта: родители подготовительной группы
Состав проектной группы: воспитатель Спицина Л.А.,
родители и дети группы (5 семей)
Тип проекта: педагогический практико-ориентированный
Заказчик: МАДОУ «Детский сад №10» г.Губаха
Масштаб: долгосрочный

















Губаха 2012 год
Проблема.
В настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. В России начинает возрождаться государственно-общественная система воспитания.
Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
В наше время все больше растет понимание роли педагогического образования в развитии не только конкретного человека, но и всего общества, т.к. оно (общество) – это огромное сообщество детей и родителей. Важнейшая функция родителей – воспитание детей. Ее реализация в современных условиях сопряжена с множеством проблем.
С рождением ребенка появляется не только чувство большой родительской любви, но, и ответственность за его будущее. По мере взросления ребенка под влиянием накапливаемого опыта, непосредственного и опосредованного восприятия особенностей детско-родительского взаимодействия в разных семьях и ситуациях наполняется и корректируется модель будущего родительского поведения.
Дети растут. Появляются проблемы, с которыми родители справляются с трудом или вовсе не справляются. Чем старше становится ребенок, тем больше проблем. В результате рушатся первоначальные родительские представления и намерения. А хорошие, послушные, ласковые, умные малыши нередко, вырастая, становятся источником большого горя и отчаяния для своих родителей, их душевных и физических болезней, тяжелой, одинокой старости.
Как помочь родителям в их нелегком труде по воспитанию детей? Каким содержанием наполнить и как построить взаимодействие семьи и детского сада в интересах помощи и ребенку, и родителям? Для помощи родителям в воспитании детей также способствует введение ФГТ, где выделено, что одним из направлений деятельности дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями. Оно направленно на взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, на преодоление отчуждения между общественным и семейным воспитанием.
В последние десятилетия для человечества в целом все более характерным становится рационализм, подразумевающий постепенную замену духовного, эмоционального, эстетического развития личности простой информированностью. Как следствие, растет и углубляется отчуждение членов общества от культурных ценностей и установок. Многие исследования свидетельствуют о том, что все меньше людей, особенно молодых, углубленно интересуются художественной классической литературой и культурой вообще.
Чтение в семье – давняя традиция. В среде просвещенного сословия семейные чтения не имели специальной целевой установки, а были естественным атрибутом духовного общения взрослых между собой и детьми. Но, к сожалению, многие культурные традиции были утрачены, в том числе и чтение в семье. Главное отличие семейных чтений от других его видов состоит в том, что родители, используя книгу, начинают по-настоящему заниматься духовным развитием своего ребенка, формированием его нравственности. Мнение о семейном чтении и чтении вслух в своей статье «Семейное чтение. Зачем?» Степичева Т.В., преподаватель Санкт-Петербургского университета культуры и искусств: «В вашей семье есть семейное чтение? Да, скажите вы, мы читаем ребенку на ночь, а иногда он просит почитать вслух любимую книжку. Но проходит время, и оказывается, что чтение вслух сродни завязыванию шнурков на ботинках: пока ребенок мал и не справляется сам, вы делаете это за него. Постепенно он овладевает навыками (чтения или завязывания шнурков), вы контролируете его еще какое-то время, а затем облегченно вздыхаете и благополучно отпускаете дитя в «самостоятельное плавание». «Как хорошо уметь читать! Не надо к маме приставать, не надо бабушку просить: «Прочти, пожалуйста, прочти».
С первых дней пребывания ребенка в детском саду он овладевает различными видами деятельности, связанными с книгой: рассматривание иллюстраций, общение со взрослым по поводу того, что нарисовано на страницах книжек с картинками; слушание, пересказ и чтение книг взрослыми. В целях поддержания интереса к книге воспитатели организуют индивидуальные диалоги с детьми о том, что им понравилось, что заинтересовало в прочитанной книге, что они узнали нового.
Художественное слово сопровождает ребенка в детском саду в течение всего дня: читаем и драматизируем сказки или рассказы; заучиваем стихи, стараясь научить детей читать выразительно, передавая настроение произведения, характер его; при пересказе учим детей использовать в речи близкий по содержанию текст. Кажется, в саду мы все делаем, но результат все равно не утешительный – у детей слабая память, нет выразительности при чтении стихов, скудные рассказы на предложенные темы или из личного опыта. Дети не всегда могут оценить поступок литературного героя, описать и охарактеризовать его. Когда предлагаешь детям почитать книжку, часто слышится в ответ: «Давайте, посмотрим мультик?» Здесь уже начинаешь задумываться, в чем же причина? И как же наши дети будут учиться в школе?
Из всего этого следует вопрос: «Как много и как часто родители читают своим детям сказки на сон; беседуют о прочитанном, обсуждают поступки героев литературных произведений; как представляют себя дети на месте данного литературного персонажа?». И ответ отрицательный – читают очень мало или совсем не читают! И именно поэтому в семьях не приживаются традиции старший поколений – чтение в семейном кругу: будь то сказка для ребенка на сон грядущий; или чтение вслух родителей друг другу.
В решении проблем детского чтения существенную роль играет деятельность дошкольного учреждения, поскольку процесс формирования читателя в ребенке начинается совместными усилиями педагогов и родителей. Не случайно, в Федеральных государственных требованиях к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования чтение выделено в отдельную образовательную область, содержание которой направлено на достижение основной цели – формирование интереса и потребности в чтении.

Актуальность.
В последние годы одним из актуальных вопросов педагогики стал вопрос формирования творческой личности – свободной, разносторонне развитой, мыслящей. Предпосылки развития творческой личности возникают достаточно рано у ребенка, еще в дошкольном детстве, когда необычна детская фантазия, богато воображение, сильна потребность выдумывать и сочинять.
Говоря словами Л.С.Выгодского, воспитание заключается в том, чтобы разбудить в ребенке то, что в нем есть, помочь ему развиться и направить это развитие в определенную сторону. Нельзя забывать: ценность детского творчества не в результате, не в продукте творчества, а в самом процессе. Важно отметить, что творчество проявляется не только в продуктивной деятельности, но и составлении рассказов, пересказе литературного произведения или любимого мультфильма.
Для обеспечения интенсивного речевого развития детей, формирования их творческого потенциала и литературно-художественных способностей является воспитание будущего Читателя, владеющего начальной системой читательских умений работать с книгой и текстом, имеющего необходимый речевой опыт. Художественная литература является одной из важнейших средств воспитания чувств и сознания людей.
Возрастающий интерес, в последнее время, к возрождению традиций семейного чтения, данная концепция современного образования базируется на формировании различных обучающих и воспитывающих сред, и понимание сущности семейного чтения позволяют рассматривать его как своего рода развивающую среду. Значимость семейного чтения обуславливается рядом факторов:
Первая встреча человека с книгой происходит в семье. Семейное чтение изначально вводит ребенка в мир книжной культуры, является наиболее древним, проверенным способом воспитания человека, в том числе и как читателя, который начинает формироваться задолго до того, как выучит алфавит. Читательская деятельность и читательская культура формируется на основе слушания и говорения.
Семейное чтение готовит человека к взаимоотношению с книгой, пробуждает и углубляет внимание, формирует потребность в чтении. Отсутствие потребности в чтении взрослых – следствие несформированности ее с раннего детства.
Семейное чтение способствует раннему и правильному овладению родной речью. Виды и способы обучения во многом определяются средой обитания, зависят от общения и главного его средства – степени овладения речью.
Регулярное чтение вслух с раннего детства знакомит ребенка с самим процессом чтения и способом овладения самостоятельным чтением, определяет качество и предпочтения будущих читателей.
Семейное чтение формирует эмоционально-эстетическое восприятие книги. Слушая, человек испытывает сильное влияние звучащего слова, которое позволяет передавать торжество, радость, грусть, печаль, шутку, насмешку. Звучащее слово удовлетворяет потребность ребенка в ярких, эмоциональных впечатлениях.
Семейное чтение развивает способности, являющиеся основой для восприятия художественных образов. Такое восприятие невозможно без воображения, наглядных представлений, умения переживать радости и печали героев литературных произведений.
Чтение вслух важно не только для малышей, но и для более старших детей, а также для пожилых людей. В процессе семейного чтения дети учатся внимательно слушать, усваивать и пересказывать прочитанное, а пожилые люди меньше ощущают одиночество и в естественной форме, без нравоучений и нотаций передают малышам свой жизненный опыт. Кроме того, взрослые имеют возможность наблюдать за духовным развитием ребенка и управлять им.
Семейное чтение – эффективный способ социализации подрастающего поколения. Такое общение создает почву для обмена мнениями, оно необходимо и взрослым, которые благодаря общению с детьми
·обогащаются эмоционально.
Семейное чтение может служить для профилактики старения, так как, по мнению некоторых специалистов, старение – это результат жизни без книги, без чтения, которое и стимулирует активные занятия умственной деятельностью.
Художественная литература оказывает на детей свое воспитательное воздействие. В.Г.Белинский писал о том, что детская книга пишется для воспитания, а «воспитание» великое дело, им решается участь «человека». Ценность художественных произведений заключается в их влиянии на всестороннее развитие ребенка. Прежде всего, реалистические рассказы, сказки, стихи являются для маленького ребенка одной из форм познания окружающей действительности, учат мыслить, чувствовать, понимать. С каждым днем расширяется его личный опыт через непосредственное наблюдение и восприятие.
Художественное слово воспринимается нами путем чтения и слушания. В первом случае восприятие непосредственное, во втором – через исполнителя – чтеца или рассказчика, который является как бы посредником между автором и слушателем.
Любовь к художественной литературе нужно воспитывать с раннего детства, с ней ребенок перейдет из детского сада в школу, и в дальнейшем будет любить родную литературу.
Помочь родителям в воспитании всесторонне развитой личности могут «Семейные чтения». Как организовать, правильно проводить их мы постараемся научиться на заседаниях семейного клуба «Читатели и слушатели». Цель работы клуба – возврат к традициям наших бабушек и дедушек, которые много читали, коллективно анализировали прочитанное произведение, делились впечатлениями о прочитанном, а не засиживались целыми днями и вечерами около экранов телевизора и компьютера. Мы должны воспитывать детей не только беседами и указаниями, а собственным примером – чтением художественной и познавательной литературы. Это поможет привить в детях любовь к чтению, стремление узнать что-то интересное и новое через литературное произведение, увидеть красоту литературного языка, владеть им. Чем больше ребенок читает, тем интересней и грамотней будут в дальнейшем его сочинения и непосредственно речь, тем успешней он будет в школе и в жизни. Так давайте же будем вместе читать, и прививать любовь к чтению!
Заседания клуба будут проводиться один раз в месяц, длительностью 15-20 минут. Каждое заседание будет посвящено определенной теме, которая поможет родителям не просто прочесть произведение, но и провести соответствующую беседу, научимся читать выразительно, интонационно, эмоционально; чтобы детям было интересно слушать и чтение вошло бы в обязательную привычку не только мамы и ребенка, а и всех членов семьи. Также будут даваться задания на дом с последующей рефлексией по проведенным чтениям.
Содержание проекта: Проект предусматривает создание методических ресурсов по возрождению традиций, а именно «Семейных чтений», в наших современных условиях на примере отдельных семей. Воспитание юного «Читателя».
Цель проекта: повышение компетентности родителей в деле воспитания детей, способности взаимопонимания педагога и родителя, родителя и ребенка посредством «Семейных чтений».
Задачи:
Заинтересовать и вовлечь родителей в проектную деятельность (участие в семейном клубе)
Прививать желание к возрождению традиций – чтение в семейном кругу.
Прививать любовь к художественной литературе, определять влияние литературных произведений на воспитание детей.
Формировать банк разработанных методических ресурсов и разработок методических рекомендаций по их использованию.
Повышать творческий потенциал сотрудников детского сада, детей и родителей через организацию проектной деятельности.
Использовать рефлексию, как средство саморазвития, условие и способ личностного роста.
Предполагаемый результат: в случае успешной реализации проекта повысится компетентность родителей в деле воспитания детей, появится взаимопонимания педагога и родителя, родителя и ребенка; постепенно будут возрождаться традиции чтения в семейном кругу; дети в будущем, будут любить читать, что поможет им всесторонне развиваться.
Реализация проекта предполагает два этапа.
1-ый этап: Организационный.
Знакомство с материалами по теме «Родительское образование» Бачевой Е.В.;
Проработка литературы по психологии, работе с родителями, знакомством детей дошкольного возраста с художественной литературой;
Создание семейного клуба «Читатели и слушатели»;
Заинтересовать родителей участием в данном семейном клубе (рабочая группа)
Анкетирование родителей и опрос детей на тему «Чтение в вашей семье»
Подборка литературных произведений и статей для совместно чтения и обсуждения;
Подборка литературных произведений для домашнего чтения детям;
Подбор и распечатка памяток и рекомендаций для родителей.
Сбор фотоматериалов
Создание выставок книг.
Презентация по проекту

2-ой этап: Внедренческий.

Формы
Используемый материал
Результат
Сроки

1.

2.


3.


4.


5.



6.


7.


8.
«Круглый стол»

Совместное чтение и рефлексия

Анкетирование (домашнее задание)

Памятка


Совместное чтение и рефлексия


Домашние задания, рефлексия с детьми

Совместное создание выставки любимых книг

Круглый стол, рефлексия




Задачи деятельности клуба и план работы
Статья Е.В.Бачевой «Думая о наших детях»

Анкета «Чтение в вашей семье»

«9 простых советов родителям, дети которых пока не любят читать»
Статья «Правила организации родительского труда»

«Домашняя библиотека»
«Читаем всей семьей»

«Моя любимая книжка»

«Что дают семейные чтения для ребенка и семьи в целом?»
протокол

вопросы и ответы

анкеты





вопросы и ответы


фотоматериалы, карточки для рефлексии
книги по теме

протокол, видеоматериалы,
памятки
февраль

февраль


март


март


апрель



апрель


май



май


Трансляция проекта:
Выступление с презентацией проекта на педагогическом совете в ДОУ.
Отчет на Краевой конференции «О результатах апробирования технологий духовно – нравственно воспитания в образовательных учреждениях Пермского края» г. Пермь
Внедрение проекта в дальнейшую деятельность с детьми и родителями (новые дети и родители).
Распространение опыта в городе.
Таким образом, данный проект создаст оптимальные условия для духовно-нравственного, психического, социального развития и саморазвития участников. Поможет родителям и педагогам в нелегком труде – воспитании подрастающего поколения, используя, как кажется совсем простую вещь – книгу. И возможно данный проект будет использоваться и другими воспитателями, как в нашем саду, так и в других садах города.
Литература:
Материалы Е.В.Бачевой «Родительские чтения» и «Родительское образование»
«Федеральные государственные требования к основной общеобразовательной программе»
Интернет ресурсы
«Художественное чтение и рассказывание в детском саду» М.К. Боголюбская, В.В.Шевченко (методическое пособие) издательство «Просвещение» Москва 1966 г.
«Организация кружковой работы по литературному образованию в детском саду» С.М.Герасимова, Т.А.Веревкина (из опыта работы) Тамбов- 1998 г.
статья «Домашняя библиотека и семейное чтение» А.С.Павлова
журналы «Семейные чтения» - детская библиотека











Утвеждена методическим советом
МАДОУ «Детский сад № 10»
протокол № от
Дерягина Л.М. ______________



Программа психолого – педагогического просвещения родителей
в средней группе «Пчелки»
Введение.
В настоящее время воспитание рассматривается как одна из важнейших государственных задач. В России начинает возрождаться государственно-общественная система воспитания.
Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.
Социальный статус семьи, родительские запросы сегодня существенно разнятся. Часто родители испытывают трудности во взаимодействии с ребенком и его воспитании. Современные родители понимают важность и необходимость взаимодействия с ребенком, но недостаток времени не позволяет реализовать его в полной мере. К сожалению, проблему развития ребенка, подготовки его к школе родители в большей степени возлагают на детский сад. Но, признавая авторитет дошкольного образовательного учреждения, родители не проявляют достаточной активности к сотрудничеству с педагогами по развитию и воспитанию дошкольника. Родители хотят быть примером, авторитетом для своих детей, но часто не знают, как быть интересными для них, как выстраивать партнерские отношения. Современные родители любят своего ребенка, весьма заинтересованы в хороших результатах его образования, стремятся к познанию ребенка и общению с ним. Вместе с тем проявляется неуверенность в реализации родительской функции. Наблюдаются неоправданно завышенные требования современных родителей к образованности детей (иностранные языки, музыка, спортивные секции и прочее), без учета реальных возможностей дошкольников. Все эти обстоятельства важно учитывать в содержании дошкольного образования и методах взаимодействия с родителями современных детей.
Как помочь родителям в их нелегком труде по воспитанию детей? Каким содержанием наполнить и как построить взаимодействие семьи и детского сада в интересах помощи и ребенку, и родителям? Для помощи родителям в воспитании детей также способствует введение ФГТ, где выделено, что одним из направлений деятельности дошкольного учреждения является взаимодействие с семьями. Оно направленно на взаимодействие дошкольного учреждения с семьей в целях осуществления полноценного развития ребенка, на преодоление отчуждения между общественным и семейным воспитанием.
В этом нелегком труде по воспитанию дошкольников можно использовать технологию НОУ «Академия родительского образования» Бачевой Е.В., в частности проекты «Семейные чтения» и «Семейная книга доброты»
2. Проблемно-ориентированный анализ.
Предполагаемые ориентировки:
Семье отводится ведущая роль в личностном развитии ребёнка;
В семье закладываются основы общей культуры;
Потребность родителей в педагогическом образовании непосредственно связано с потребностью самореализации себя, как успешного родителя.
Цель педагогического образования родителей – развитие у родителей субъектной позиции в образовательной и воспитательной деятельности ребенка.
Результативность семейного воспитания определяется различными условиями:
Повышение компетентности родителей в воспитании детей;
Взаимопонимания педагога и родителя, родителя и ребенка;
Социальная культура;
Нормы и правила поведения, традиции в семье;
Духовно – нравственное воспитание.
3. Духовно – нравственное образование родителей и воспитание детей.