Семинар практикум для родителей «Значение соблюдения правил дорожного движения и образцового поведения на улицах города для безопасности дошкольников».


Сентябрь 2016г.
Семинар-практикум для родителей
Подготовили: Чумак Г.М.
Гладышева С.Е.
Тема «Значение соблюдения правил дорожного движения и образцового поведения на улицах города для безопасности дошкольников».
Цель:  объединение усилий педагогов и родителей в вопросе по ознакомлению детей с правилами дорожного движения и их соблюдение в жизни; планомерное и активное распространение знаний о правилах дорожного движения среди родителей, сохранение жизни и здоровья детей.
Форма проведения: познавательно- игровой конкурс.
Подготовительный этап:
Наглядная информация для родителей по вопросам обучения детей безопасному поведению на дороге.
Организация выставок детских рисунков по теме.
Приобщение родителей к подготовке атрибутов для уголка по ПДД.
Разучивание с детьми стихотворений по ПДД, загадывание загадок.
Домашнее задание для совместного выполнения родителя с ребенком (рисование, аппликация, объёмная подделка, книжка- малышка по ПДД.)
Оборудование:
Серии сюжетных картинок по ПДД.
Дорожные знаки (мини).
Создание папок-передвижек («Дети и дорога», «Безопасность на дороге», «Светофор»).
Привлечение родителей к изготовлению атрибутов, для игр пособий для занятий по ознакомлению детей с правилами дорожного движения.
Создание игротеки и медиотеки по ПДД.
Организационный этап:
В помещении вывешены плакаты, тема собрания, оформлены:
а) информационно-методическая выставка по теме;
б) выставка детских работ по теме;
в) выставка дидактических игр по ПДД для вех возрастных групп;
г) выставка поделок родителей и детей на тему «Внимание, дорога!».
План проведения.
Вступительное слово педагога
Этап педагогического всеобуча.
Этап показа практической деятельности с детьми и родителями по изучению правил дорожного движения.
Подведение итогов.
Вступительное слово Чумак Г.М.
Сегодня встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. У Вас может возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, правила перехода улицы, если они все равно переходят дорогу, только держась за руку взрослого? Не преждевременна ли работа по изучению правил дорожного движения уже в детском саду? Быть может, не стоит забивать голову детям этими правилами, пока еще они не ходят самостоятельно по улице и не пользуются самостоятельно городским транспортом?
Мы всегда должны помнить о том, что формирование сознательного поведения — это процесс длительный. Сегодня ребенок всюду ходит за ручку с мамой, а завтра он станет самостоятельным пешеходом и пассажиром городского транспорта. Итак, работа по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах города, в городском транспорте должна быть систематической.
Безопасное поведение на улице и детский травматизм – очень острая проблема. Чаше всего сами дети являются причиной дорожно - транспортных происшествий. Приводит к этому незнание ими основ правил дорожного движения, и безучастное отношение самих взрослых к собственному поведению на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно старшего дошкольного возраста и младшего школьного возраста не осознают реальных опасностей на дороге. Не умеют еще правильно определять расстояние до приближающейся машины, ее скорость, они полагаются на собственную быстроту и ловкость, считая вполне естественным выехать на проезжую часть на велосипеде или затеять веселую игру.
Сегодня мы с Вами вместе попробуем ответить на вопрос: как избежать опасностей на дороге. Начиная с раннего детства, ребенок получает азы дорожной культуры. Все что усвоит ребенок в этом возрасте, прочно останется в его памяти. Мы с Вами выясним:
Что мы понимаем под словом ПДД?
Как научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге?
Какие факторы провоцируют участию детей на ДТП?
Вспомним элементарные правила дорожной азбуки.
Почему же дошкольники часто подвергаются несчастным случаям на дороге?
Почему же дошкольники часто подвергаются несчастным случаям на дороге?
психолог Жинкибаева Д. Р.
Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения. В силу своего психофизиологического недоразвития. Дети не обладают теми  предпосылками для обучения безопасному поведению при движении на транспорте и дороге, как взрослые. Дети дошкольного возраста не разбираются в дорожных знаках, правилах дорожного движения, в разметке дорог, в возможностях транспортных средств. Они не обладают способностью взрослых и детей старшего возраста оценивать скорость и расстояния. Слух и зрение детей развито в недостаточной степени. Они, в частности, не могут переместить свой взгляд с близких объектов на дальние и, наоборот, с такой же скоростью, как взрослые. Им трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы.
Небольшой рост ребенка не позволяет ему получить полный обзор дорожного движения, что естественно для взрослого человека. Способность осуществлять одновременно несколько действий развита в недостаточной степени у ребенка младшего возраста. Дети не обладают способностью делать выводы общего характера из своего обучения, т.е. они не могут перенести, например, правила правильного перехода дороги с того места, где они этому научились, на все другие места, где они должны переходить дорогу.
Рост ребенка - серьезное препятствие и для своевременного обнаружения его водителем на дороге. Из-за стоящего транспортного средства, стоящей группы пешеходов, сугробов снега он не виден водителю, который находится на дороге.
Дети иначе, чем взрослые, переходят проезжую часть. Так, взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию, а дети же начинают наблюдение, только подходя к краю проезжей части.
Стремление играть в любых ситуациях объясняет непредсказуемость или импульсивность поведения детей. На них большое влияние оказывают эмоции. Радость, удивление, интерес к чему-либо заставляют их забыть об опасности, которой они могут быть подвергнуты при переходе проезжей части.
Потребность детей в движении, которая преобладает над осторожностью, недооценка обстановки, недостаточные знания об источниках повышенной опасности на дороге, а иногда и просто интерес к окружающей его обстановке могут привести к печальным последствиям.
Дети по-разному реагируют на различные виды транспортных средств. При приближении большого грузовика, автобуса, трамвая, даже если они движутся с не большой скоростью, ребенок не рискует пересекать проезжую часть дороги, но недооценивает опасность небольших размеров - легковых автомобилей и особенно мотоциклов, которые приближаются с высокой скоростью. Порой они считают, что автомобиль можно остановить мгновенно.
Все перечисленные психофизиологические особенности ребенка говорят о том, что невозможно приспособить поведение детей к условиям дорожного движения только путем обучения, к ним нужен особый подход при сообщении знаний о правилах безопасного поведения на дороге.
Дети дошкольного возраста никогда не бывают нарушителями правил дорожного движения сознательно. Их неожиданное появление на дороге, столкновение с другими пешеходами, шумное поведение в транспорте - это наглядное проявление возрастных особенностей детей дошкольного возраста.
Следовательно, по своим психофизиологическим особенностям ребенок дошкольного возраста сам, сознательно выполняя все правила и требования правил для пешеходов, перейти правильно безопасно проезжую часть не может.        
Можно выделить ряд факторов, способствующих участию детей в ДТП:    
-рассеянное внимание;
-забывание правил поведения на улице;
-снижение обзора во время непогоды из-за зонта,
-поднятого воротника капюшона;
-плохое состояние дорожного покрытия;
-эмоциональное состояние;
-отвлечение внимания от транспортных средств, представляющих опасность
-узкий угол зрения, у 6-летнего ребенка в 10 раз меньше, чем у взрослого, и составляет в горизонтальной плоскости всего 20-22°, а в вертикальной - 12-15°. Рост угла зрения продолжается до 20 лет; время реакции ребенка (время от начала обнаружения опасности до действия) значительно больше, чем у взрослого человека. Так, у взрослого оно составляет 0,6-0,8 с, у дошкольника 1,3-1,5 с;
-чем опаснее ситуация, тем медленнее и не правильнее принимает ребенок решение, он теряется;
-клетки коры головного мозга легко истощаются,
- у ребенка быстро наступает состояние утомления и рассеянности;
-отсутствие контроля взрослых (появление одного ребенка на дороге должно привлечь внимание всех участников дорожного движения и восприниматься ими как чрезвычайное происшествие).
Ситуации, в которых дети наиболее уязвимы:
-переход проезжей части дороги;
-посещение магазинов и образовательных учреждений;
-подвижные игры около дорог;
-езда на велосипедах, самокатах, коньках, лыжах в опасных местах у дорог;
-игры с наступлением темноты;  
-ослепление фарами;
-зимнее состояние дорожного покрытия;
-яркое солнце и белый снег создают эффект бликов, ребенок как бы «ослепляется»;
-буксирующее рядом с ребенком транспортное средство;
-несвоевременный выход в образовательное учреждение.
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых
Игра – конкурс «Самая умная семья на дороге!»
Цель: определить, кто же лучше всех помнит ПДД  (родители и их дети отвечают на вопросы)
1. Что необходимо предпринять водителю личного автомобиля, прежде чем везти ребёнка в школу?    (проверить исправность детского кресла, пристегнуть ребёнка).
2. Можно ли перевозить ребёнка на переднем сиденье? (нет)
3. Какой свет светофора разрешает переходить дорогу?
4. Где можно переходить дорогу? (по пешеходному переходу, подземному переходу, наземному переходу, по «зебре», у знака «Пешеходный переход»)
5. Что должен знать каждый школьник и каждый водитель? (ПДД)
6. Как должны размещаться дети в автобусе во время экскурсии? (занимать индивидуальные сидения)
7. Что должны иметь дети, идущие в колонне через дорогу? (красные сигнальные флажки в начале и в конце колонны).
8. Почему нельзя перебегать дорогу перед близко идущим транспортом?
9. Как надо обходить стоящий автобус, троллейбус?
10. С какого возраста разрешается езда на велосипеде по дороге? ( с 14 лет)
11. Почему опасно играть с мячом вблизи дороги?
12. Что означает жёлтый сигнал светофора? Можно ли переходить дорогу на него? (внимание, нет).
13. Где следует ожидать автобус, троллейбус?
14. Где должны ходить пешеходы при отсутствии тротуара?
 Выводы:    и так, дорогие, дети и родители, у вас хорошие знания правил дорожного движения! Наш совет: помните их никогда не нарушайте!
Этап педагогического всеобуча
Навыки и привычки, которые ребенок приобретает в дошкольном возрасте, помогут ему несколько позже приобрести знания. Навыки, привычки и знания развиваются, закрепляются и совершенствуются в течение всей жизненной деятельности человека. По мере взросления и накопления опыта уровень подготовленности ребенка к безопасному поведению на дороге растет.
Задача взрослого - дать ребенку необходимые навыки безопасного поведения на дороге в опасных дорожно-транспортных ситуациях, позволить ему увидеть и осознать реальную опасность на дороге и возможность избежать ее.
Один из главных знаков дорожного движения – это светофор. Он стоит на перекрёстке. Перекресток - это место пересечение улиц. Основная работа светофора – это регулировка движения транспорта и пешеходов. Пешеходы обязаны подчиняться сигналам светофора. Светофоры бывают разные. Скажите, какие виды светофоров могут встретиться на улицах городов? Если не работает светофор, кто нам в этом случае поможет?
Подвижная игра «Дорожные знаки»
(На столе лежат вперемешку  дорожные знаки) Предлагает вспомнить, для чего нужны дорожные знаки, на какие группы можно разделить все знаки
Практическая деятельность с детьми и родителями по ПДД
1.Физкультминутка: подвижная игра с родителями «Красный. Желтый. Зеленый». (приложение «Б»)
2.Родителям предлагается поучаствовать в интерактивной игре «Что, где, когда?»
А) Конкурс «Разминка»
Б) Блиц опрос для родителей.
В) Решение проблемных ситуаций.
Г) Задание для родителей «Дорожная математика».
(приложение «В»)
(вручение призов самим активным родителям)
3. Обзор дидактических игр рекомендуемых по ПДД родителям для игры с детьми.
(приложение «Г»),
Подведение итогов
Мама девочки Мируерт:
Ребенка нет дома, и у матери болит душа: все ли благополучно? Только бы ни чего не случилось! Эта извечная человеческая боязнь случая в наше время особенно обоснована, потому что за последние годы количество несчастных случаев на дорогах, связанных с детским травматизмом, постоянно растет. В семье не жалеют времени на то, чтобы поиграть с ребенком, научите читать или рисовать, но редко находят пять минут в день и даже в неделю, чтобы обучить ребенка правилам безопасного поведения на дороге, уберечь его от несчастного случая.
Шведский родитель утверждает: «Если мой ребенок не будет знать таблицы умножения, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, практически равна нулю. Но если он не будет знать правил безопасного поведения на дорогах, то вероятность того, что это приведет к травме или гибели ребенка, очень большая». Роль семьи, мамы, папы, бабушки, дедушки, старших, братьев и сестер в воспитании ребенка трудно переоценить. С точки зрения ребёнка все, что делают, особенно мама и папа, - правильно и лучше не бывает.
Мама Марата: Любой член семьи с ребенком, которого он держит за руку, или ребенок держится за их сумку, может перебегать проезжую часть в неположенном месте или на красный сигнал светофора. О том, что произошло нарушение правил, взрослый знает, а ребенок или не знает, или предупреждает взрослого: «А нам воспитательница говорила, что по красному сигналу светофора переходить проезжую часть нельзя». В любом случае он в своем сознании эту дорожную ситуацию зафиксирует. Если можно с папой (мамой, дедушкой, бабушкой или старшим братом) - значит, так можно вообще; если ничего не случилось при этом переходе, значит, ничего никогда не случится. И еще хуже, если так сделали мама или папа - значит, так надо делать всегда. Все члены семьи этого ребенка.
Уважение к ПДД, привычку неукоснительно их соблюдать, должны прививать своим детям родители. Достаточно хотя бы 1 раз в неделю в течение 10 – 15 минут провести со своим ребёнком беседу – игру по Правилам Дорожного Движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребёнок в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке на городских магистралях!
Гладышева С.Е.
Уважаемые родители! Не жалейте времени на обучение детей законам дорог. Предлагаем памятки по обучению детей безопасному поведению на дороге. Эти советы написаны для тех родителей, которые готовы преодолеть привычную недооценку угрозы детского травматизма привычную веру в то, что с его ребенком несчастного случая не произойдет, и которые готовы выделить хоть немного времени для обучения своих детей безопасному поведению на дороге и для самостоятельного изучения правил.
Родители - первые педагоги своих детей. Ваши дети учатся законам улицы, беря пример с вас. Уберечь ребенка от беды на дороге – долг всех взрослых. Поэтому предлагаю и дальше сотрудничать по формированию у наших детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения им правил дорожного движения. Достаточно хотя бы 1 раз в неделю в течение 10 – 15 минут провести со своим ребёнком беседу – игру по Правилам дорожного движения, чтобы он другими глазами посмотрел на ситуацию. Такой ребёнок в дальнейшем самостоятельно сумеет ориентироваться в сложной обстановке на городских магистралях