Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Дорожные знаки

МБОУ «Гимназия №90» Советского района г Казани
Нуртдинова Лилиана Рамисовна
Конспект урока по окружающему миру в 4 классе представлен по направлению «Начальная школа». Тема урока: «Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Дорожные знаки», УМК «Начальная школа XXI века». Учебник: Н.Ф. Виноградова, «Окружающий мир», 4 класс.
Урок первичного предъявления новых знаний. Один из наиболее продуктивных типов урока, способствующих формированию универсальных учебных действий. На данном уроке удалось успешно соединить несколько направлений: практическим применением знаний у учащихся формировалась мотивационная основа учебной деятельности, но не меньшую значимость имеет направление по формированию чувства сопричастности и гордости за свою Родину, осознание ответственности человека за общее благополучие.
Предмет «Окружающий мир» помогает ученику в формировании личностного восприятия, эмоционального, оценочного отношения к миру природы и культуры в их единстве, готовит поколение нравственно и духовно зрелых, активных, компетентных граждан - ориентированных как на личное благополучие, так и на созидательное обустройство родной страны и планеты Земля.
При построении урока учитывались три вида мотивации:
Социальная: организация ситуации психологической безопасности, демонстрация уверенности в способностях учеников.
Прагматическая: повышение интереса к предмету.
Содержательная: конструирование проблемных ситуаций, знаний в нестандартной ситуацию



Тема
Правила безопасного поведения на улицах и дорогах. Дорожные знаки.

Цель темы
Способствовать формированию безопасного поведения детей на улицах и дорогах

Планируемый результат




Предметные умения

Универсальные учебные действия


Личностные

Метапредметные







Предметные

формирование ценностных ориентиров, критического мышления, способности принятий самостоятельных решений
личностные: формировать личное отношение к выполнению правил дорожного движения
регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать правильность выполнения действий
познавательные: познакомить с правилами дорожного движения, сигналами светофора, дорожными знаками;
коммуникативные: умение слышать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность
Умение на практике применять правила дорожного движения, ориентируясь на полученные знания


Организация пространства

Межпредметные связи
Формы работы
Методы

Ресурсы

Развитие речи. Изобразительное искусство. Технология. История.

Работа в парах, фронтальная, индивидуальная
Игровой метод
Метод проблемного обучения
Объяснительно-иллюстративный метод
Учебник «Окружающий мир», 1ч, Интерактивная доска, компьютер, презентация
раздаточный материал: карточки, сигнальные карты,


Функция учителя: организатора и помощника









Характеристика этапов урока
Мотивация к деятельности

Этап урока

Ход урока
Анализ этапа урока


Деятельность учителя
Деятельность учащихся


Организационный момент.
Эмоциональный настрой на урок


Вот прозвенел звонок, пора начинать урок. Постарайтесь всё понять, много нового узнать
Наш урок я хотела бы начать словами прославленного летчика, Героя Советского Союза Кожедуба Ивана Никитовича- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] времён [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ],
наиболее результативный лётчик-истребитель в авиации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] (64 победы). [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
«Смелость, упорство, мужество воспитываются в простых, подчас будничных делах, спорте, а не в лихачестве на дорогах.
Нарушение же правил дорожного движения – это просто недисциплинированность. А недисциплинированные люди просто не могут быть смелыми»
Я думаю что это очень правильные слова. А вы как считаете?
Какой же смысл скрывается в этих словах мы рассмотрим в конце урока.
Эмоциональный настрой на урок.

Организация рабочего места учащихся, позитивного настроя, ситуации успешности в учебной деятельности.

Целеполагание и мотивация






Актуализация имеющихся знаний



















Введение в тему.



А сейчас посмотрите внимательно на изображения.

Найдите лишнюю картинку. Почему?
О чем рассказывают оставшиеся рисунки?? Как переходят пешеходы дорогу? Какое общее название можно им дать? (Правила безопасного поведения на улицах и дорогах.) – Тема урока
Откройте тетради, запишите число и тему урока.
Кто изображен на этом фото ? (лучник) Напомните, кто такой лучник? Представьте меня в роли лучника. У меня скоро соревнования по стрельбе из лука и мне нельзя подводить свою команду.
Какова моя цель? Что я должна сделать? Научиться стрелять из лука . Могу ли я, человек, который видел как другие люди натягивают лук, но не разу не пробовавший сделать это просто взять сейчас попасть в цель?? Конечно, могу, но только по счастливой случайности. А на случайность можно надеяться, когда речь идет не только обо мне? Я ведь команду могу подвести.
-Какой план вы мне предложили бы для достижения моей цели?
-Найти инвентарь, оборудование (лук, стрелы)
-Ознакомиться с правилами.
-Тренироваться!
-Замечательно. Я согласна. Действуя по такому плану, я могу добиться успеха, то есть дойти до своей конечной цели.
-Давайте взглянем на нашу тему.
-Как вы думаете, какую цель мы должны поставить перед собой на сегодняшнем уроке?
Чему мы должны научиться или узнать на уроке, чтобы дойти до конечной его цели? Разучить правила безопасного поведения на улицах и дорогах и уметь применять их на практике. Познакомиться с дорожными знаками.
Для чего нужно знать правила дорожного движения?
Каждый из нас является
Какой план можно составить чтобы достичь конечной цели урока?
ОСМЫСЛЕНИЕ: работа с информацией.
- Сегодня на уроке мы будем работать по группам и парами. У нас есть необходимое оборудование: у вас на партах лежат учебники, тетради, цветные карандаши, карта самооценки, карточки.
Возьмите её в руки. План нашего урока.
Мы много будем работать устно, поэтому предполагается ваше активное участие . Поработаем в тетрадях, сделаем небольшую самостоятельную работу, кому то удастся выйти к доске, и конечно же я планирую проверить у вас домашнее задание. Что ж, начнем работу.
Для начала давайте вспомним домашнее задание. Кто напомнит мне его?
Нужно было выучить сигналы регулировщика.
Я хотела бы проверить, как вы его подготовили. Возьмите, пожалуйста, листочек. Найдите пункт Домашняя работа.
Посмотрите на его содержание. Прочитайте задание.
Соедините правильно сигнал регулировщика и пояснение к изображению так, чтобы получилась верная цепочка.
Т.е соединяем картину, первую часть определения и вторую. Время пошло. Начали.


Если правая рука регулировщика вытянута вперед,

переходить дорогу запрещено



Если рука регулировщика поднята вверх,

можно переходить дорогу за его спиной



Если руки регулировщика вытянуты в стороны или опущены,

можно переходить дорогу справа и слева от регулировщика

ВЗАИМОПРОВЕРКА
Передайте свой лист своему товарищу по часовой стрелке. Проверьте, правильно ли сделал ваш одноклассник?
У кого первая цепочка оказалась правильной?
Закрасьте кружочек на этой строчке. Проверим вторую. Если вы сделали правильно , закрасьте еще один кружочек. И последнюю строчку. Закрашивает только тот, у кого строчка выполнена правильно.
Поднимите руку, кто сделал все правильно и заработал 3 балла? Молодцы. Постарались.


Отвечают на вопросы, используя свой жизненный опыт





Девочка со стрелами
Называют тему урока.


Ответы детей

















Цель - актуализировать знания, которые понадобятся для открытия нового знания. Тему урока формулируют сами учащиеся


Определяются границы знания и незнания у учащихся
















Планирование учащимися способов достижения намеченной цели










правильно переходить дорогу;
выучить правила;
помнить правила; .
применять правила на улице..
Учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач урока




Построение видения об уроке. Составление плана.


II. Учебно-познавательная деятельность

1.Работа с основными понятиями и терминами.










2. Работа с группах.



А сейчас давайте вспомним ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ по ПДД, которые нужно знать всем.
Участник дорожного движения- лицо, принимающее непосредственное участие в процессе движения как пешеход, водитель, пассажир ТС, погонщик животных.
Дорога
Проезжая часть
Тротуар
Значение этих слов и других понятий по ПДД нужно знать. Достаточно ли знать термины для безопасности на дорогах? Нет. Нужно еще знать правила дорожного движения.
У вас на столах лежит листочек с правилом . Я попрошу учеников под № 1 поднять руку. Возьмите листочек и прочитайте текст только своей группе, для того, чтоб не мешать другим.

Найдите ту картинку, которая подходит вашему правилу. Даю немного времени на обсуждение.

Правила безопасного поведения на улицах и дорогах
·


нельзя перебегать дорогу!
перед проезжей частью надо обязательно остановиться и спокойно перейти



при наличии подземного перехода дорогу переходить только по переходу


переходя улицу нужно посмотреть сначала налево, а дойдя до середины дороги направо

если на дороге установлен светофор, дорогу переходят только на зелёный свет


при переходе дороги ребенок и взрослый должны крепко держаться за руки



играть на проезжей части нельзя! для этого есть площадки и дворы
троллейбус, автобус и машины, которые стоят, обходят позади, а трамвай- спереди





Давайте их соединим .

Замечательно. Мы рассмотрели основные правила поведения на дорогах и улицах. Как вы думаете, в какое время года становится сложнее соблюдать безопасность на дорогах.?
Зимой рано темнеет и на дорогах очень скользко. Поэтому нужно быть очень осторожным и внимательным. А на ранцах или верхней одежде необходимо иметь светоотражающие элементы. Для того чтобы, продолжите мою мысль
Чтобы не произошло ДТП и все остались живы и невредимы.
Это и есть основное предназначение всех правил дорожного движения.
А что означает «Проехать зайцем»?
Можно ездить таким образом?
Запрещается.



Ответы учащихся на вопросы учителя







Дети работают по плакату «Правила безопасного поведения на дорогах и улицах»




Включает в содержание обучения и воспитания нравственно-эстетические нормы






Соотносят иллюстрацию с содержанием


































Физкультминутка


Давайте отдохнем немного. Все встали.
Поиграем в игру.
Физминутка
Запрещается-разрешается
Если запрещается, садимся и говорим- запрещается
Если разрешается, то радостное приветствие со словом разрешается.
Не толкаясь, не зевая, проходи скорей вперед
Ехать зайцем, как известно (запрещается)
Уступить старушке место (разрешается)
Всех расталкивать, кричать (запрещается)
А тихонечко стоять (разрешается)
Брать мороженое в автобус (запрещается)
Ну, а яблоки в пакете (разрешается)
В мяч играть на остановке (запрещается)
Пропустить маму с ребенком (разрешается)
Обходить автобус сзади (разрешается)
Ну, а спереди, конечно (запрещается)
Если ты гуляешь просто- все равно вперед гляди,
Через шумный перекресток осторожно проходи. Переход при красном свете (запрещается)
При зеленом даже детям (разрешается)
Замечательно!
Глазами нашли окна , двери, пол, потолок, найдите меня. Тихо присаживаемся.
выполняют физ.упражнения

Усвоение правил дорожного движения
Формирование у учащихся практических умений
сохранения здоровья


III. Практическая деятельность


Анализ образца и выполнение задания по образцу (репродуктивное задание)



Работа в парах































Работа с учебником

Что кроме светофора и регулировщика приводит в порядок движение?
Дорожные знаки.
Давайте послушаем выступление ребят о дорожных знаках. Я попрошу выйти участников под №3 и встать по порядку своих номеров на листочках.
1.На дорожном языке с водителями и пешеходами разговаривают улицы всех стран мира.2. У дорожного языка есть знаки. 3. Один знак-это целая фраза, дорожный сигнал. 4. Дорожные знаки должны быть заметны издалека, поэтому их окрашивают в яркие цвета. 5. Они помогают регулировать движение и соблюдать порядок на дорогах. 6. Их должны видеть , замечать и знать не только водители но и все участники движения. 7. Чтобы с тобой не случилась беда
Помни в дороге про знаки ВСЕГДА!
Молодцы, присаживайтесь.
Знаков дорожного движения очень много. Но все они делятся на группы.
Предупреждающие: Белые треугольники с красной каймой .
О чём они предупреждают? ( Они говорят о возможной опасности)
Запрещающие: Белые или синие круги с красной каймой.
(Запрещают движение транспорта, не разрешают въезд , запрещают стоянку)
Предписывающие: синие круги с белым рисунком.
Сообщают, кому и в какую сторону ехать, определяют скорость.
Указательные и знаки сервиса-
Синие прямоугольники с различными рисунками. Они что-либо подсказывают.

Найдите в учебнике на стр 87 дорожные знаки.
Используя информацию подумайте, о чём говорят эти знаки дорожного движения и к какой группе они относятся?
Учебник, с. 87 учебника.
Дети работают в парах, анализируют свою деятельность





Работают в тетрадях и у доски, отвечают на поставленные вопросы, объясняют свой выбор
 


Учащиеся проверяют свою работу при помощи работы на интерактивной доске


Развитие умения у учащихся слышать и понимать партнера; планировать и согласованно выполнять совместную деятельность







Использование ИКТ на уроке помогает учителю вовлекать детей в творческую деятельность, формировать культурно значимые знания и умения, способствуют совершенствованию образовательного процесса.


IV. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Проверка уровня обученности .
Работа с текстом

Работа с текстом
Проведем небольшую самостоятельную работу. Я вам прочитаю текст, обобщая все о чем мы говорили. Вам нужно будет внимательно послушать . Затем заполнить пропуски в карточках.
Дорожные знаки- наиболее универсальное средство организации движения. С их помощью участники дорожного движения могут узнать об опасностях на дороге.
Дорожные знаки обычно устанавливают правой стороны дороги вне проезжей части и обочины.
При проведении ремонтных работ или экстренном изменении организации движения используются временные знаки на переносных опорах.
Все знаки разделены на восемь групп:
- предупреждающие
-приоритета
-запрещающие
- предписывающие
- особых предписаний
- информационные
-сервиса
-дополнительной информации (таблички)

карточка
Дорожные знаки- наиболее универсальное средство организации _____________. С их помощью участники дорожного движения могут узнать об _____________ на дороге.
Дорожные знаки обычно устанавливают с ______________ стороны дороги вне проезжей части и обочины.
При проведении ремонтных работ или экстренном изменении организации движения используются ______________ знаки на переносных опорах.
Все знаки разделены на восемь групп:
- __________________________
-приоритета
-________________________
- предписывающие
- особых предписаний
- информационные
-сервиса
-дополнительной информации (таблички)

Сравните с эталоном.
Дорожные знаки- наиболее универсальное средство организации движения. С их помощью участники дорожного движения могут узнать об опасностях на дороге.
Дорожные знаки обычно устанавливаются с правой стороны дороги вне проезжей части и обочины.
При проведении ремонтных работ или экстренном изменении организации движения используются временные знаки на переносных опорах.
Все знаки разделены на восемь групп:
- предупреждающие
-приоритета
-запрещающие
- предписывающие
- особых предписаний
- информационные
-сервиса
-дополнительной информации (таблички)
Поменяйтесь тетрадями.
Проверьте и оцените работу товарища.
Критерии
Без ошибок или 1 ошибка - 3 балла
2 ошибки- 2 балла
3 ошибки- 1 балл
Работа в парах, самопроверка
 

Организация учебно-предметной среды, позволяющей поддерживать нормальную самооценку деятельности учащихся

Рефлексия
Давайте возьмем листы самооценки. Найдите пункт «самостоятельная работа». Закрасьте столько кружочков, сколько баллов получили за работу.
Индивидуальная карта самооценки
ученика ___ класса ФИО
______________________



Вид работы
баллы
Деятельность ученика

Работа на уроке
О
Активно участвовал на уроке


О
Правильно отвечал


О
Работал на всех этапах урока

Работа в тетради
О
В тетради работал


О
Все записи сделаны


О
Работал в тетради аккуратно.

Самостоятельная работа
О
О
О
-1 балл
-2 балл
-3 балл

Работа у доски
О
Работал у доски


О
Сделал все правильно

Домашнее задание
Соедините правильно сигнал регулировщика и пояснение к изображению так, чтобы получилась верная цепочка.



О

Если правая рука регулировщика вытянута вперед,
переходить дорогу запрещено


О

Если рука регулировщика поднята вверх,
можно переходить дорогу за его спиной


О

Если руки регулировщика вытянуты в стороны или опущены,
можно переходить дорогу справа и слева от регулировщика

Общее количество баллов


Понравилось ли тебе, как ты работал?
Подумай, что не получилось? Запиши:
_______________________________________________
_______________________________________________
_______________________________________________


Самооценка
(Оцени себя)




Отметьте свою работу в тетрадях и на уроке.
Если учувствовали в обсуждениях на уроке- 1 балл. Если правильно отвечал- еще один, если проявлял активность на протяжении всего урока- закрась еще кружок.
Работа в тетрадях. Итог . какую бы поставили себе оценку.
Итого за урок 12 баллов.
Если у вас получилось больше 10 баллов. «5»
8-9 баллов «4»
6-7 баллов «3»
Меньше 6 баллов – плохо. Есть такие? Нужно постараться!
Кто оценил себя на 3, 4, Что не получилось ?
У кого получилась 5.
Ребята, как вы думаете, можно поставить за урок 5 ваши одноклассникам?
Молодцы.
Домашнее задание:
посмотрите, в чем были ваши трудности на уроке? Повторите дома нужный именно вам материал.
Нарисуйте рисунок по правилам ДД на выбор «Запрещается» или «Разрешается» .

Давайте вернемся к словам Кожедуба Ивана Никитовича.
«Смелость, упорство, мужество воспитываются в простых, подчас будничных делах, спорте, а не в лихачестве на дорогах.
Нарушение же правил дорожного движения – это просто недисциплинированность. А недисциплинированные люди просто не могут быть смелыми .
Что значит лихачество на дорогах? Только ли водители являются лихачами? Кто еще может перепутать смелость, упорство, мужество с недисциплинированностью? Нарушение правил дорожного движения приводит к очень плохим последствиям.
Помните, каждый участник дорожного движения несет ответственность за свою жизнь, а при нарушениях ПДД и за других, которые могут пострадать по вашей вене!

В заключении нашего урока , ответьте на проблемный вопрос:
Я изучаю правила дорожного движения, чтобы.

Анализируют и оценивают деятельность всего класса и свою.

Формирование учителем способности учащихся к анализу своего эмоционального состояния
и работоспособности на уроке



i (19)i (17)i (22)i (11) копияi (20)i (18)Рисунок 7C:\Users\Учитель\Desktop\ПДД\безопасное поведение\i (18).jpgi (16)Рисунок 13C:\Users\Учитель\Desktop\ПДД\безопасное поведение\i (16).jpgi (15)Рисунок 16C:\Users\Учитель\Desktop\ПДД\безопасное поведение\i (15).jpgРисунок 1Рисунок 4i (29)i (10)Рисунок 1C:\Users\Учитель\Desktop\ПДД\i (10).jpgi (10) копияРисунок 2C:\Users\Учитель\Desktop\ПДД\i (10) копия.jpg ђ Заголовок 115