Аннотация проекта Историческая память моей семьи и малой Родины


Конференция на тему
«ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ МОЕЙ СЕМЬИ И МАЛОЙ РОДИНЫ»
(коллективный проект учащихся и учителей истории и социальных дисциплин)
Введение. Актуальность проекта.
В стихотворении Виктора Головина «Забытый обелиск» есть такие строки: «Дети забывают постепенно Родину их дедов и отцов. Обелиски Славы и Победы! Неужели их не сохраним? Неужель, напрасно жили деды? Если спросят, что ответим им…»
Ответом на этот вопрос служит наш коллективный творческий проект, участниками которого являются учащиеся 6-9-х классов и учителя истории и социальных дисциплин.
В нашем лицее проводится большая работа по сохранению великого прошлого нашего народа в памяти подрастающего поколения. Изучая историю своей семьи и историю Видновского края, лицеисты приобщаются к историческим корням своей родины, что создает основу для формирования гражданско-правовой компетентности и отвечает задачам персонификации образования. Бережное отношение к семейной памяти, ценностям, которые становятся источником нравственной силы, духовной преемственности поколений является важнейшей задачей в настоящее время.
Цель и задачи проекта.
Создать электронную Книгу Памяти Видновского художественно-технического лицея о судьбах родных и близких, их жизни и быте, которые внесли неоценимый вклад в историю нашей страны и в Победу в Великой Отечественной войне. На примере жизни старших поколений воспитывать гордость и уважение к родной истории, осознание важности и нужности каждого человека для истории своей Родины.
Задачи проекта.
Изучение семейных архивов (письма, воспоминания, фотоальбомы и др.) и сбор сведений о родственниках, участниках важных событий в истории России, о родных - ветеранах войны и тружениках тыла.
Развитие у участников проекта навыков работы по поиску информации о судьбе героя, используя интернет - ресурсы, различные базы данных.
Обобщение собранного материала в форме рассказа, статьи, презентации и формирование умения публично представлять итоги своего проекта.
Развитие коммуникативных навыков, умения вести беседу, брать интервью, составлять описания и рассказы.
Воспитание у учащихся чувства патриотизма и уважения за свою малую родину, за своих родных и близких, за историю страны, чувства сопричастности к великому прошлому Родины.
Привлечение учащихся к работе по возрождению и сохранению духовно-нравственных ценностей родной семьи и интереса к истории России.
Объект исследования.
События истории нашей страны и, особенно, события Великой Отечественной войны.
Биографические данные родных и близких - уникальных участников исторических событий.
Семейный архив и семейные реликвии.
Предмет исследования.
События семьи, связанные с историей Великой Отечественной войны и историей России.
Методы исследования.
Поисково-исследовательский, аналитический, практико-ориентированный, метод опроса, интервью.
Содержание проекта.
Описание работы. В основе работы лежит овладение всеми участниками проекта умения создать и реализовать проект. Совместная деятельность руководителя-учителя и автора-учащегося строится на добровольности и желании, взаимном уважении. Каждый участник выполняет посильную часть общего дела и привлекает для оказания помощи других людей, родных и близких, ветеранов.
Основные критерии отбора материала - культурная, историческая значимость, полнота и достоверность информации при изучении истории семьи, актуальность и воспитательная ценность содержания.
Целевая аудитория проекта. Учащиеся 6-9-х классов, выразившие желания стать участниками проекта. Члены семей учащихся - авторов работ, их родственники, ветераны и участники войны Ленинского муниципального района.
Продолжительность проекта. Перспективный, не ограниченный по времени (с 2015 года и по настоящее время). По мере реализации отдельных работ учащихся проект продолжат следующие поколения учащихся.
Основные этапы реализации проекта.
Подготовительный: поиск и сбор информации о членах своей семьи, участниках ВОВ; анкетирование и интервьюирование героев проектов, их анализ; подбор фотографий, писем; систематизация воспоминаний родных и близких, ветеранов войны.
Основной: оформление сочинений, статей для Книги Памяти, стенгазет; подготовка презентаций для выступлений на классных часах и перед учащимися начальной школы; составление видеофильмов.
Заключительный: объединение сведений и рассказов и оформление общей презентации; публичная защита проекта; представление итоговых работ в конкурсах разного уровня по темам проекта; составление электронной Книги Памяти лицея.
Практические и планируемые результаты.
Работа над проектом - электронной Книгой Памяти расширяет представления учащихся об основных событиях истории России и Великой Отечественной войны за счет обращения к документам семейных архивов и непосредственным носителям исторической памяти (родителям, бабушкам, дедушкам, ветеранам войны и другим). Недостаток сведений семейных архивов учащиеся дополняют сведениями из интернет - источников, сайтов ОБД «Мемориал», «Подвиг нарда», «Бессмертный полк».
В процессе реализации проекта учащиеся представляют свои исследования в тематических конкурсах различного уровня: Межрегиональный историко-просветительский конкурс исследовательских и творческих работ студентов и школьников «Служение Отечеству: события и имена», Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ общества историков-архивистов «Юный архивист», Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», открытый районный конкурс по краеведению «Наш край».
Участники проекта представляют свои проекты на классных часах и внеклассных мероприятиях в начальной школе, на родительских собраниях, пополняют музейный архив школьного музея.
Результаты работы над проектом.
Издание Книги Памяти - сборника работ учащихся МАОУ «ВХТЛ», посвященного 75-летию начала Великой Отечественной войны, 2016 г. - Андрианова Софья «Мой дедушка - участник трудового фронта», Сафронникова Мария «Моя семья в годы войны».
Всероссийский конкурс юношеских учебно-исследовательских работ общества историков-архивистов «Юный архивист», 2016 г. - Аташьянц Юлия, Еремин Иван, Киселева Софья «Сохраним память ветеранов Ленинского района!».
Всероссийский конкурс исторических исследовательских работ старшеклассников «Человек в истории. Россия – ХХ век», 2017 г. - Свитина Анастасия «Память о моем прадедушке. Трофим Петрович Свитин».
Всероссийский конкурс «Уроки истории» - 2017 г.- Пак Николай «Моя семья в истории России».