Писатели о прошлом нашей Родины. М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.


Сценарий урока
Учитель: Сисенгалиева А. К.
Класс: 7
Авторы УМК: Г.И. Беленький. Учебник «Литература. 5 кл. Учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. Комплект из 2-х частей / Авт.-сост. М.А. Снежневская, О.М. Хренова, Э.Э. Кац.
Тип урока: урок «открытия» нового знания
Тема. Писатели о прошлом нашей Родины. М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.
Цели: содержательные: познакомить учащихся с историей создания поэмы М.Ю. Лермонтова «Песня про купца Калашникова»; вспомнить лирические произведения Лермонтова, факты биографии, повлиявшие на характер творчества поэта. Деятельностная: самостоятельно определять цели своего обучения, структурировать учебный материал, логически мыслить, аргументировать свой ответ оценивать свою деятельность на уроке; дать представление об исторической эпохе, быте и нравах XVI века, воссоздать образ эпохи XVI века, увиденный глазами Лермонтова; ввести учащихся в героический мир прошлого, в эпоху Ивана Грозного, тем самым готовить культуроведческую основу восприятия учащимися поэмы Лермонтова.Название этапаДеятельность учителяДеятельность ученикаРезультат этапа.
Формирование УУД.
1. Организационный этап. Приветствие. Проверка готовности к уроку.
Приветствуют учителя. Готовятся к уроку. Л1,
3. Актуализация опорных знФормулировка темы урока.
1. Послушайте стихотворение и попробуйте определить, о ком мы будем говорить сегодня на уроке.
Я томик Пушкина закрыла.Но сколько б ни промчалось лет,Как только это имя слышу,Встает строка: «Погиб поэт…»Погиб. Но слово не исчезло,Его успел он подхватить,Тот, кто России не позволилПро гений Пушкина забыть.Их имена сегодня рядомУ каждого читатель свой.Я томик Пушкина закрыла,Чтоб вслед за ним открыть другой…- Так чей же томик мы сегодня открываем вместе с вами вслед за пушкинским?  - А какие стихи М.Ю. Лермонтова вы вспомнили, готовясь к этому уроку? - Может ли кто-нибудь из вас прочесть стихи М.Ю. Лермонтова или отрывки из них наизусть?
- Какое же настроение прослеживается у лирического героя этих стихотворений? 
- Верно, одиночество. И этот мотив напрямую связан с личностью поэта.
2. Послушайте отрывок из произведения М. Ю. Лермонтова.
“Не будь на то господня воля.Не отдали б Москвы”.
- Откуда этот отрывок?
- Какова тема стихотворения “Бородино”? О Чём оно? Кто ведёт рассказ?
.- Каким событиям посвящёно стихотворение?мы видим, что- М. Ю. Лермонтов в 30-е года XIX века обращается к исторической теме. Историческое прошлое родины предстаёт перед нами и в другом произведении М. Ю. Лермонтова “Песня про купца Калашникова”. Михаила Юрьевича Лермонтова всегда интересовала история родной страны, так как в современной жизни поэт не находил материала, который бы помог ему разобраться во многих нравственных проблемах. О своем поколении поэт скажет так: Печально я гляжу на наше поколенье,Его грядущее иль пусто иль темно…- Выход для себя Лермонтов находит в обращении к истории России. В 1837 году он, находясь на Кавказе, закончил поэму «Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Калашникова», в которой обратился к эпохе XVI века, ко времени царствования Ивана Грозного в царской Москве. Поэтому тема нашего урока – Писатели о прошлом нашей Родины. М.Ю.Лермонтов. Историческая тема в творчестве поэта.
Эпиграфом к уроку я хочу предложить следующие слова поэта: «Минувшее проходит предо мною». Работая с текстом произведения, мы должны ответить на несколько вопросов:
- Откуда поэт черпал материал для написания поэмы? (Связь с устным народным творчеством.)
- Каким мы видим Ивана Грозного в поэме М.Ю. Лермонтова? 
- Каков же образ эпохи XVI века в поэме?
- Итак, о чём мы будем говорить на уроке?
- Сформулируйте цель урока. Отвечают.
- Томик стихов М.Ю. Лермонтова
Ответы учащихся
Учащиеся читают наизусть стихи. Это могут быть: «Тучи», «Листок», «Утес» и т.д.- Грусть, тоска, одиночество.
- “Бородино”
Отвечают.
- Отечественной войные1812 года
Формулируют цель урока. П3 ,П2, К2, К5,
П8.
Р4, Р7, К7, К 10,
Р1, К1, К2, К5,
3. Открытие нового знания.
Цель: решение учебной задачи и обсуждение проекта её решения.
1. - «Песня про купца Калашникова» переносит нас в далекое прошлое царской России. Как уже было сказано, действие в произведении М. Ю. Лермонтова происходит в Москве во времена Ивана Грозного, т. е. во второй половине XVI века Попробуем мысленно перенестись на 400 с лишним лет назад и посмотреть, какой тогда была наша столица.Улочки были узкие, кривые, мощеные брёвнами. Дома – в большинстве деревянные – были огорожены высокими заборами. 
(Показ иллюстрации В. Г. Шварца 1862 г. из альбома “Иллюстрации к произведениям М. Ю. Лермонтова”.) В центре Москвы был Кремль и площадь. На ней против главных ворот стоял круглый помост (возвышение), называвшийся  Лобным местом.
С этого места оглашались царские указы; на этом помосте на виду всего народа палач казнил провинившихся, отрубая им головы на плахе – большом обрубке дерева.Во второй половине XVI века в Москве появляются опричники. Иван IV вводит опричнину из-за измен боярства, которое мешало ему в войне с Ливонией и проведении реформ, направленных на укрепление единодержавия на Руси.- Что же обозначают эти слова: опричник, опричнина? А сейчас мы обратимся к истории.
 Опричнина началась в декабре 1564 года, когда Иван IV со своим двором отправился на богомолье праздновать день Николы Зимнего (Чудотворца). Необычным было то, что его сопровождало много людей. Возвращение двора затянулось, а 3 января 1565 года в Москву пришло известие, что Иван IV отказывается от царства. Это вызвало панику. На церковном соборе было решено послать делегацию в Александрову слободу (ныне здесь расположен город Александров).5 января Иван IV согласился править, но с двумя условиями: 1) казнить тех, кого он почтёт изменниками, 2) ему выделят удел (опричнину) в государстве.С возвращением царя в Москву по всей стране распространились казни.  Синонимом опричнины становится кровопролитие. Опричникам было позволено всё: убивать, грабить людей, разорять монастыри. Во главе опричников стоял Малюта Скуратов. 
Царь часто устраивал в своём дворце пиры (трапезы) для опричников, поил их хмельным мёдом, пенящимся, как квас, дорогими заморскими винами. 
Показ репродукции картины И. Я. Билибина “Боярский пир времён Ивана Грозного”.
-  Он награждал своих слуг ценными подарками: кафтанами изпарчи; дарил аргамаков.Чтобы наше путешествие стало ярким и запоминающимся, обратимся к экранизации. Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный» и понаблюдаем, как же веселятся опричники.Учащимся демонстрируется эпизод «Танец опричников».- Чем же интересен этот эпизод? 
На этих пирах гусляры и скоморохи развлекали пирующих песнями, рассказами, плясками. Так, еще в древней Руси певец-музыкант и актёр, исполнявший шутовские и акробатические номера и даже серьёзные поэтические произведения, назывался скоморохом.Герой Лермонтова, купец Калашников, олицетворяет собой представителя народной среды. Поэтому, М. Ю. Лермонтов вкладывает “Песню...” в уста скоморохов, которые за небольшую плату увеселяли народ плясками, пением и представлениями.Москва в XVI веке была богатым городом, где рядом с жалкими лачугами высились хорошо построенные дома бояр и купцов; напротив Кремля стоял гостиный двор – лавки купцов, или по-старинному, гостей, торговавших местными товарами или привезёнными из далёких восточных стран: дорогими бухарскими шелками, прозрачной шелковой фатой, которой женщины закрывали своё лицо, драгоценными камнями, мехом соболя. Иван Грозный поощрял торговлю, так как купцы платили государству пошлины.В старой Москве было много церквей, наполненных богато украшенными иконами. Многие церкви собирали с верующих деньги за поклонение “святым мощам”.Одним из общественных развлечений для народа были кулачные бои, происходившие зимой на льду Москвы-реки. В этих боях состязалась в силе и ловкости московская молодёжь; но иногда разгоревшиеся страсти приводили к печальному концу: кто-либо из бойцов получал увечье или даже умирал от тяжелого удара. 
Иллюстрация В. М. Васнецова, 1891 годНеизменным свидетелем кулачных боёв был Иван Грозный. В личности царя сливались жестокость и набожность. Известно, что после жестоких расправ он заказывал молебны по убитым.Николай Михайлович Карамзин в “Истории государства Российского”писал об Иване Грозном, что он “имел разум превосходный, не чуждый образования и сведений, соединённый с необыкновенным даром слова; хвалился милостию и щедростию, обогащая любимцев достоянием опальных бояр и граждан; хвалился духом царским, соблюдением державной чести, велев изрубить присланного из Персии в Москву слона, не хотевшего стать пред ним на колена, и жестоко наказывал бедных царедворцев, которые смели лучше державного играть в шашки или карты…”. Именно эти жестокость и жесткость проявились в «Песне…».- А теперь обратимся к знаменитой картине Виктора Михайловича Васнецова “Царь Иван Васильевич Грозный”.В.М. Васнецов. Царь Иван Васильевич Грозный.1897.- Рассмотрите, пожалуйста, картину.
- Кто изображён на картине Васнецова?- Где находится Иван Грозный? 
- Что можно сказать о фигуре царя? 
4.Обратим внимание на лицо царя. Какое оно?  - - Что привлекает внимание, когда всматриваемся в лицо царя? 
- Какие они? 
7.Каков взгляд Ивана Грозного? 
8. Какие части лица указывают на мрачность, тяжелое настроение Ивана4?
9. Как одет царь? 
- Что можно сказать о жестах героя картины? Что у него в руках
- Удалось ли художнику передать образ Ивана Грозного?- Таким ли вы себе представляли Ивана Грозного?- Каковы характерные черты Ивана IV? 
Справка учителя: мнительность, недоверчивость, вспыльчивость, необузданность, властность, надменность, высокомерие.- Как вы думаете, почему Васнецова так волновала историческая тема, тема народа и «грозного» царя всея Руси? 
- Итак, какой же эпохе посвящена поэма М. Лермонтова «Песня про купца Калашникова
- Жизнь людей того времени была связана со сводом житейских правил XVI века – “Домостроем”. 
Показ книги “Домострой”. Ученики записывают в тетрадях: “Домострой” - свод житейских правил XVI века. Особенно тяжелым было положение женщины, определявшееся принципом:“Жена да убоится мужа своего”. Людям было предписано поклоняться богу и царю как равному ему: “Царя бойся и служи ему верою и правдою и всегда о нём бога моли и ложно отнюдь не глаголи перед ним; но с покорением истину отвечай ему, яко самому богу, и во всём повинуйся ему”. Такова была жизнь в Москве 4 с лишним века назад. Эпоха Ивана IV соединяла в себе жестокость и набожность, богатство и убожество. Фигура Ивана IV предстаёт очень противоречивой. Но и для этого мрачного периода нашей истории характерна борьба человека за личное счастье,чувство собственного достоинства. 
- Почему же Лермонтов использовал именно это историческое время?
2. Прочитаем статью хрестоматии на стр. 23 Запись в тетрадях.
Отвечают.
Ученики записывают в тетрадях: “Лобное место”. Показ фрагмента с картины Ф. Алексеева “Москва. Красная площадь”.
Ученики записывают в тетрадях: Малюта Скуратов.
Учащиеся высказывают свое мнение.
- В одной из палат Московского Кремля.
- Величественная, гордая- Волевое, сосредоточенное, хмурое, злое
- Глаза- Холодные, мрачные.- Изучающий, задумчивый, пронизывающий.- Губы тонкие, брови густые, сросшиеся- Кафтан из парчи, отороченный мехом. На голове шапка с изображениями святых. На руках рукавицы, расшитые золотом. Обут в сафьяновые сапоги.- Скипетр, четки.
Ответы учащихся
- Источник нравственности, сохранить и передать потомкам.
 - Эпохе XVI века, правлению Ивана IV.Ученики записывают в тетрадях:
- Чем страшнее время, правление, чем преступнее власть, тем героичнее, честнее, достойнее, ярче выглядит образ Калашникова. Это прославление героя, дерзнувшего в такое время защитить честь и достоинство свое и своей семьи.
Читают самостоятельно.
Р1, К1, К2, К5,
П8, К1, К3,4
Р2, Р5, Р7,
Р8,
К6, П3,
4. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока) - Итак, урок наш подошёл к концу.
- Что нового вы узнали на уроке?
Оценка ответов учащихся, комментарий к ним Отвечают.
Рефлексия П5, П16, 17,Л
5. Домашнее задание. Прочитать поэму «Песня про царя…» М. Ю. Лермонтова Записывают в дневник.