Урок окружающего мира в 3 классе на тему Грибы. Бактерии


Предмет: Окружающий мир.
Класс: 3 класс
Тип урока: изучение нового материала
Вид урока: интегрированный урок (окружающий мир + математика + технология)
УМК: Планета Знаний
Тема Удивительное царство грибов
Цель создать условия для формирования представлений детей о грибах как отдельном царстве живой природы. формировать у учащихся стойкий учебно-познавательный интерес к новому материалу на основе представлений о грибах как особом царстве живой природы, развивать монологическую речь, воспитывать потребность в бережном отношении к природе.
Задачи Дать представление о грибах как о царстве живой природы.
Развивать умение классифицировать объекты природы.
Формировать умение находить информацию в разных источниках, работать с текстом, с таблицей
Формировать умение выдвигать гипотезы, объяснять свою точку зрения.
Совершенствовать умение работать в группах и самостоятельно.
Воспитывать бережное отношение к грибам как к части природы.
Формируемые УУД Предметные.
* Объясняют окружающий мир: деление объектов природы на две группы, особенности царства растений, знают составные части растения.
* Приводят примеры объектов царства грибов.
*.Выделяют части гриба, выделяют в царстве грибов группы съедобных и несъедобных, трубчатых и пластинчатых грибов.
Личностные:
* Формулируют и принимают правила бережного отношения в целом к природе и, в частности, к грибам как к царству живой природы, правила экологического поведения.
выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь; воспринимать речь учителя (одноклассников) , непосредственно не обращенную к учащемуся;
Регулятивные:
* Выдвигают версии, гипотезы, предположения.
* Строят свои действия в соответствии с планом, данным в карточке.
* Вместе с учителем формулируют учебную задачу.
* Работают по предложенному учителем плану.
Познавательные:
* Осуществляют поиск необходимой информации в раз личных источниках.
* Находят ответы на вопросы в различных источниках.
* Понимают заданный вопрос, в соответствии с ним строят ответ в устной форме.
* Проводят классификацию объектов природы.
* Анализируют объекты природы (грибы), выделяют части.
* Проводят анализ своих действий и выполненной работы.
* Осуществляют наблюдение за объектом, фиксируя систематически результаты наблюдения.
воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи; проверять информацию; высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы.
Коммуникативные: * Излагают своё мнение, аргументируют.
* Участвуют в диалоге: слушают и слышат друг друга.
* Работая в паре, в группе участвуют в обсуждении, в выборе решения.
воспринимать текст с учетом поставленной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения; составлять небольшие устные монологические высказывания; слушать и понимать речь других договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.
Ресурсы:
Презентация «Грибы».
Энциклопедии.
Фотографии, рисунки, муляжи грибов.
Объекты для демонстрации: кусочек хлеба с плесенью, банка с чайным грибом, упаковка кефира, дрожжи, гриб – вешенкаНоутбук (2 – для самостоятельной работы и для демонстрации презентации).
Мультимедиапроектор.
Интерактивная доска.
Ход урока:
I. Орг. момент. Психологический настрой.
Учитель начинает урок со стихотворения:
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса,
Человек и время года –
Это всё вокруг ……(природа)
- Ребята! Продолжим с вами изучение природы.
Предлагаю вам пройти в класс. ( видео, звуки леса, аром-я, лесная полянка)Как вы думаете, куда мы с вами попали? А почему вы так решили? Посмотрите, что это? (полянка) Скажите, а что вы здесь видите?
II. Актуализация знаний.
1) Постановка учебной задачи.
А к какой природе относятся все эти объекты? - Какие признаки живого нам известны? (Живое рождается, питается, растет, имеет потомство и умирает.)
Кто знает, на к-е царства делят живую природу? Давайте распределим по царствам объекты, к-е находятся на нашей полянке.
Правильно, но в природе есть ещё одно царство. Хотите побывать в этом царстве? Узнать название этого царства и тему нашего урока вы сможете, если расшифруете слова, спрятанные в этих квадратах. Для этого надо разложить каждое из чисел на разрядные слагаемые.
Предлагаю поработать в группах. (в таблицах зашифрованы слова: удивительное, царство, грибов)
Какие слова получились у каждой группы? Давайте расположим слова в правильном порядке, чтобы получился смысл.
Удивительное царство грибов.
Как вы догадались название этого царства и буде темой нашего урока.
Скажите, а что вам известно о грибах? Как вы думаете, грибы - это живая или неживая природа? (живая)
- Почему? (Грибы появляются (рождаются), растут, умирают…)
2) Определение целей урока.
Сегодня мы отправимся в царство грибов.
А кто-нибудь из вас знает, чем это царство удивительное? Хотите узнать?
А что вы ещё хотите узнать об этом царстве? (цели)
Чтобы ответить на эти вопросы нам нужно подробнее изучить жителей этого царства. С помощью чего можно исследовать к-л объект? Вот сейчас мы с вами будем наблюдать, изучать справочную литературу, проводить опыты. Изучением грибов занимается наука микология. Сегодня я предлагаю вам побыть в роли учёных - микологов и провести исследование грибов, и узнать, почему же грибы это особое, удивительное царство природы.
III. Изучение нового материала.
Работать будем в группах. Попрошу вас подойти к столу и взять любую карточку, цифра на карточке это номер вашей группы. Займите места за столами с соответствующими номерами.
1) Закладка опыта.
Начать наше исследование предлагаю с опыта. Основой опыта будут дрожжи, мы будем соединять их с различными ингридиендами. (в группах соединяют дрожжи с сахаром., водой) давайте оставим их на несколько минут. А мы продолжаем исследование.
2) Исследовательская работа в группах.
У каждого из вас есть лабораторный журнал (на доске он представлен в увеличенном виде), в к-й вы будете заносить результаты своих исследований.
В вашем распоряжении энциклопедии, интернет, микроскопы. Каждая группа должна выбрать себе командира, который будет презентовать проделанную работу.
У каждой группы есть план исследования
1группа – рассмотрит ткани отдельных частей гриба под микроскопом и потом расскажут нам об их строении.
2- будет работать с с плесенью, рассмотрит её строение и расскажет нам , почему сегодня мы о ней вспомнили.
3-рассмотрит сходство грибов с растениями и животными
4- изучит сходство плесени с растениями и животными.
Итак, начинаем наше исследование. Желаю каждой группе успехов!
3) Отчёт о проделанной работе.
Отчёт 1 группы -строение шляпочных- грибов 1 уч-ся на доске, 2-на интерактивной. Уча-ся 1 и 3 групп проверяют в своих журналах.
Как называются грибы, к-е имеют шляпку?
Как называют надземную часть гриба? Вы раньше знали, что у гриба есть шляпка и ножка? А что вместе эти части называются плодовым телом? Удивила вас эта информация?
У всех ли грибов одинаковые шляпки? Чем они отличаются?
На какие группы делятся грибы по строению шляпки?
На какие ещё группы можно разделить шляпочные грибы?
Что созревает в шляпке? Для чего они нужны?
А на какие группы ещё можно разделить все грибы? Какую роль выполняют грибы в лесу?
Отчет 3 группы- сходство шляпочных грибов с растениями и животными - 2 уч-ся. Уча-ся 1 и 3 групп проверяют в своих журналах.
Чем сходны грибы с растениями? Чем отличаются? ( не могут сами вырабатывать питательные вещества)
Какие признаки животных можно наблюдать у грибов? Чем они отличаются?
С чем связаны грибы в лесу? (с деревьями)
Отчёт 2 группы строение плесени. Уч-ся 2 и 4 групп проверяют в своих журналах.
Где можно увидеть плесень?
- Из каких частей состоит плесень? (Из плодового тела и грибницы.)
- Можно назвать ее грибом? (Да)
- А чего нет у плесени? (Шляпки.)
- Можно в таком случае назвать ее шляпочным грибом? (нет)
- А как бы вы назвали этот гриб? (плесневый)
Где созревают споры у плесени? С помощью чего размножается плесень? И этим она похожа на грибы.
От чего зависит цвет плесени?
Отчёт 4 группы - сходство плесени с растениями и животными. Уча-ся 2 и 4 групп проверяют в своих журналах.
Какие признаки растений есть у плесени?
Чем похожа плесень на животных?
Опасна ли плесень?
Существует ли полезная плесень?
Давайте внимательно посмотрим на сходство плесни и грибов с растениями и животными. Что мы видим? У них одинаковые признаки. Что это доказывает? Почему мы сегодня вспомнили о плесени? ( плесень это тоже гриб) Вы знали об этом раньше? Это вас удивило? Так почему же грибы выделяют в особое царство природы, чем оно удивительно?
3). Результаты опыта с дрожжами.
Давайте вернёмся к опыту с дрожжами. Ребята, как вы думаете, в пачках продают живые дрожжи или нет?
Дрожжи – это тоже грибы. Только одноклеточные. Их тела можно рассмотреть только под микроскопом. У них есть все основные признаки грибов. Только грибницы у них нет. Находясь в спрессованном виде и на холоде, дрожжи не размножаются. Они могут длительное время сохранять свою жизнеспособность и в высушенном виде. Если дрожжи это грибы, а грибы относятся к живой природе, то как можно их оживить? Какие условия для этого необходимы? Давайте посмотрим, в каком стакане дрожжи ожили.
Какие условия им помогли? И это указывает на то, что дрожжи это грибы. Питаются они, как и животные, другими живыми организмами - сахаром, а для нормального роста и развития нуждаются в тепле и влаге, как и растения.
Посмотрите, как этот процесс выглядит под микроскопом.
При благоприятных условиях дрожжи начинают быстро размножаться, увеличиваться в объёме. Гриб живой, и он выделяет продукты обмена – углекислый газ. Именно его пузырьки поднимаются к верху.
4) Обобщение знаний.
С какими удивительными грибами мы встречаемся в повседневной жизни? Чем удивительно это царство?
Рядом с нами существуют ещё удивительные грибы. Чтобы сделать кефир нужен кефирный гриб.
Есть чайный гриб. Чайный гриб живёт в смеси сахарного раствора и чайной заварки. Он превращается во вкусный и полезный напиток. Настой чайного гриба можно пить, он вкусный и полезный.
Дорогие учёные - микологи, вы успешно изучили удивительное царство грибов. Давайте подведём общий итог нашего исследования. Поможет нам в этом русский язык.
В ваших журналах, в графе вывод, записан текст. Нужно вставить пропущенные слова и буквы.
2 человека на доске.
Грибы – имеют признаки как ________ так и _____________. Поэтому их выделяют в особое ____________ природы. Размн…жаются грибы __________. Для роста и развития грибов необходимы ______________ и ______________.В лесу грибы тесно связаны с ____________. В повседневной ж…зни мы встреч…емся с уд…вительными грибами- __________ и _______________.
5) Конструирование грибка в технике оригами.
Мы хорошо потрудились, а теперь я предлагаю вам отдохнуть и отправиться в лес.
Ребята, посмотрите на эту полянку. Как вы думаете, чего здесь не хватает? Предлагаю вам украсить полянку грибами.
Грибочки будем выполнять в технике оригами. Знаете что такое оригами?
Работая, мы будем соблюдать следующие правила. (слайд)
Нам понадобится цветная бумага квадратной формы.
Посмотрите, какая красивая получилась полянка. Гуляя по такой полянке и собирая грибы о чем нужно помнить? Все ли грибы можно положить в корзинку? Давайте обозначим какие грибы мы оставим в лесу. Если они нам не нужны, может мы их уничтожим? Кому они нужны?
IV. Подведение итогов. Рефлексия.
Давайте подведём итог нашего урока.
Какую задачу ставили на уроке?
Удалось решить поставленную задачу?
Каким способом?
Какие получили результаты?
Что нужно сделать ещё?
Где можно применить новые знания?
Что на уроке у вас хорошо получилось?
Над чем ещё надо поработать?− над чем мы работали сегодня на уроке?
− мы выяснили чем оно удивительно?
− Что для вас было новым, удивительным?
− А теперь возьмите карандаш, карточку на столе и поставьте «+» или «?» рядом с высказыванием.
Карточка для рефлексии.
1. Я знаю, что грибы – это особое, самостоятельное царство.
2. Я знаю строение гриба.
3. Я знаю, что плесень и дрожжи это грибы.
4. Я знаю, почему нельзя уничтожать ядовитые грибы.
5. Я могу поделиться с другими информацией, которую узнал на уроке.
Количество плюсов на карточке будет соответствовать вашей оценке за урок.
Вот и закончилось наше путешествие в удивительное царство грибов, а начиналось оно с этой лесной полянки. И таких полянок вокруг нас много. Наблюдайте за природой, изучайте её и природа будет вас удивлять снова и снова. А закончить наш урок хочется словами:
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм,
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время года,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй его святынь.
На этом наш урок закончен, всем спасибо.