Практико — ориентированный проект для младших школьников Столовая для пернатых


МБОУ «Корниловская средняя общеобразовательная школа»
ПРОЕКТ
«Столовая для пернатых»
Варенцова Вера Анатольевна-
воспитатель группы продленного дня
МБОУ «Корниловская СОШ»
п. Двинской

Введение
Актуальность темы
Поселок Двинской Верхнетоемского района Архангельской области расположен в суровых климатических условиях. Здесь морозная, длительная зима, и на пять - шесть месяцев снег покрывает землю.
Зима - тяжёлое испытание для наших маленьких пернатых друзей. Трудно жить не только потому, что холодно, а потому, что нечем питаться. Особенно затруднительно находить корм во время снегопадов, метелей, в сильные морозы. В такую погоду многие из них погибают от голода.
А как мы можем помочь птицам пережить тяжёлые зимние условия?
Цель: Оказание помощи зимующим птицам.
Задачи:
Собрать информационный материал о зимующих в наших краях птицах.
Заготовить корм для птиц.
Сделать кормушки.
Установить дежурство у кормушек.
Наблюдать за появлением и поведением птиц у кормушек.
Ожидаемые результаты
-Численность птиц в Верхнетоемском районе увеличится, они станут приносить больше пользы для окружающих нашу местность многочисленных лесов, чаще будут радовать нас своей красотой и великолепным пением.
-Повышение социальной адаптации детей к окружающей природной среде, ответственности за порученное дело, чуткое и внимательное отношение к пернатым.
Возможные трудности:
Сбор лесной ягоды и семян деревьев, проведение наблюдения за птицами и оформление результатов.
Как их избежать:
- Посещение леса совместно с родителями.
- Обращение за помощью к руководителю кружка «Юный эколог» в средней школе.
Методы и формы работы над проектом:
-информационные (знакомство со специальной литературой);
-поисковые (анализ и выбор необходимого материала);
-практические (изготовление кормушек, заготовка кормов);
-наблюдение;
-экологические (беседы, конкурсы, викторины).
Механизм реализации проекта:
Реализация проекта предполагает наличие 4-х последовательных этапов, на каждом из которых решаются свойственные только ему задачи и осуществляются подготовительные мероприятия для последовательных действий.
1 этап.
Время: сентябрь.
На первом этапе ведется сбор подходящей литературы (используются возможности школьной и поселковых библиотек.) Собранный информационный материал о зимующих птицах Верхнетоемского района изучается, ведется отбор нужного материала. Деятельность руководителей: беседа «Разговор о птицах», конкурс рисунков «Птицы за моим окном».
2 этап.
Время: сентябрь - октябрь
На данном этапе осуществляется:
1) заготовка корма для птиц
сбор местных ягод (рябины, шиповника, клюквы.)
возможна заготовка семян березы, кедра.
2) изготовление кормушек.
Деятельность руководителей: контролируют и помогают детям при заготовке корма и изготовлении кормушек, информируя родителей и привлекая их к этой работ; викторина «Зимующие птицы Архангельской области».
3 этап.
Время: ноябрь - апрель
На этом этапе вывешиваются кормушки возле школы и возможно по месту жительства каждого из учеников. Устанавливается дежурство у кормушек.
Деятельность руководителей: следят за графиком дежурства у кормушек и оказывают помощь при обработке информации.
4 этап.
Время: март-май
На этом этапе идёт оформление презентации и подведение итогов.
Деятельность руководителей: помощь в создании презентации; итоговое мероприятие «Зимние гости».
Результаты наблюдений за кормушками
в январе – феврале
Число Температура Количество птиц Какие птицы
17 января t = – 12 о 9 галки, вороны
18 января t = – 14 о 10 галки, вороны
20 января t = – 20 о 14 галки, вороны
21 января t = – 23 о 17 галки
24 января t = – 20 о 16 галки, вороны
25 января t = – 15 о (снег) 7 галки, вороны
26 января t = – 9 о (снег) 7 2 синицы, 5 галок
27 января t = – 20 о 12 4 синицы, 3 галки, 5 ворон
28 января t = – 10 о (снег) 6 2 синицы, вороны
31 января t = – 21 о 16 синица, голуби, вороны
1 февраля t = – 11 о (снег) 10 галки, вороны
2 февраля t = – 8 о 12 галки, вороны
3 февраля t = – 3 о 7 сорока, вороны
4 февраля t = – 15 о 13 синица, галки
7 февраля t = – 23 о 17 галки, вороны
8 февраля t = – 30 о не видели, но корм съеден 9 февраля t = – 25 о 15 галки, вороны
10 февраля t = – 25 о 14 галки, вороны, синицы
11февраля t = – 31 о 17 галки, вороны
Выводы по наблюдениям: из таблицы видно, что в более морозную погоду птиц к кормушкам прилетало больше. Участники проекта заметили, что птицы вели себя спокойно, дружелюбно, позволяя каждому полакомиться кормом. В более мягкую погоду, птицы громко щебетали и кричали, иногда даже дрались из-за корма.
Было замечено детьми, что предпочтение отдавалось сырым семечкам и пшену. Не пользовались большим спросом сушеная рябина и шиповник.
Так же отмечено, что на кормушках появлялись чаще всего галки и вороны. Это обусловлено тем, что столовые для пернатых находились около школ, в густо населенных местах.
Тем не менее – это тоже птицы, которым нужно внимание и забота.
На кормушки, которые располагались у частных домов учащихся, вблизи лесных массивов, разнообразие птиц было больше: свиристели, снегири, клесты, воробьи, синицы.
Регулярное кормление птиц в одно и то же время, приучило их слетаться к школьным кормушкам заранее. Дети замечали, что птицы уже сидели на деревьях в ожидании корма.
Заключение
Работая над проектом, большое внимание уделялось проведению наблюдений, предусматривающих активное и посильное участие детей в охране зимующих птиц.
Проектная деятельность способствовала развитию заботливого отношения к зимующим птицам, пополнила багаж знаний о пернатых друзьях родного края, привлекла внимание к проблеме их выживания и желанию помогать им.
Воспитанники приобрели навыки самостоятельной работы для получения информации из различных источников, развивали умение анализировать и сопоставлять данную информацию.
Самое главное - это большое количество птиц, которые пережили суровую зиму благодаря вниманию и заботе участников проекта. Возможно, именно эти птицы радовали нас своим пением, когда мы гуляли в парках весной!!!
Литература:
1. Шорыгина Т. А. Птицы. Какие они? Книга для воспитателей, гувернеров и родителей.- М.: «Издательство ГНОМ и Д»,2000.-96с.- (Путешествие в мир природы. Развитие речи)
2. Проектная деятельность в начальной школе/ авт.-сост. М. К. Господникова [и др.]. – 2-е изд.-Волгоград: Учитель, 2011. – 131 с.: ил.
3. Метод проектов в начальной школе: система реализации / авт.-сост. Н. В.Засоркина [и др.].-Волгоград : Учитель, 2010. – 135с.
4. Исследовательская деятельность младших школьников : программа, занятия, работы учащихся / авт. – сост. Е. В. Кривобок, О. Ю. Саранюк. – Волгоград : Учитель, 2011.- -138с.: ил.
5. Группа продленного дня : Конспекты занятий, сценарии мероприятий. 1-2 классы / Авт.-сост. Л. И. Гайдина, А. В. Кочергина.- М.: ВАКО.ю 2011. – 272с. – ( Мастерская учителя).