Классный час Безопасность на улицах и дорогах


Классный час в 9 классе
Дёмина Е. В.Тема: Безопасность на улицах и дорогах.
Цели: 1. Ознакомить детей с историей возникновения дорог.
2. Разобрать термины.
3. Пробудить интерес к изучению правил дорожного движения.
4. Убедить в необходимости знаний правил поведения на улицах и дорогах.
5. Побуждать детей к участию в празднике, посвящённым правилам дорожного движения.
План.
Вступительное слово.
Мини-лекция «Откуда и для чего пришла дорога».
Беседа.
Разбор плакатов и изучение дорожных знаков.
Подведение итогов.
Оформление кабинета: таблицы дорожных знаков, плакаты ситуаций на улицах и на дорогах, презентация.
Ход классного часа.
Вступительное слово.
Ребята, сегодня мы поговорим о правилах поведения на улице, на дорогах. А так же непосредственно о «правилах дорожного движения».
Любое дорожно-транспортное происшествие предполагает дорогу как место события, транспорт и людей. Без дорог невозможно представить нашу жизнь. Как поехать к друзьям, в гости, и даже каждый день в школу без дороги? Без дорог нашим автомобилям, маршрутным такси, автобусам, грузовикам и даже велосипедистам пришлось бы оставаться в гаражах и даже не выходить из ворот выпускающих их предприятий.
- Вы согласны с тем, что дороги необходимы?
Правильно, конечно необходимы. Даже в древности считали, что «дорога – это жизнь
Мини – лекция.
Первой и самой известной была Аппиева дорога, построенная в 312 г. До н.э. Она имела 11 м в ширину и шла на юг от Рима до Капуи, её протяжённость – 260 км.
В нашей стране первые деревянные мостовые создавались в 10-11 веках, в период расцвета Киевской Руси. Великой называлась в 14 веке дорога, которая связывала Москву с Владимиром.
Считается, что в Москве каменные мостовые появились в 14 веке. До этого «камнем ещё не мостили, а клали поперечные бревна, которые после сильных дождей всплывали, становились торчком и надолго задерживали движение» - писал известный русский писатель В.А.Гиляровский.
Загадка. Кабы я встала – небо достала,
Кабы мне глаза – я бы все увидала,
Были бы уши – все услыхала,
А если бы мне язык – все рассказала.
(Дорога)

Что же такое дорога? Правила дорожного движения, которые введены в нашей стране с 1 июля 1994 года, дают следующее определение:
Дорога – это обустроенная для движения транспортных средств полоса земли либо поверхность искусственного сооружения. Дорога включает в себя одну или несколько проезжих частей, а также трамвайные пути, тротуары, обочины и разделительные полосы, если они есть.
Римляне первые поделили дорогу на проезжую часть для транспорта и обочину для пешеходов.
Основная часть дороги, которая предназначена для проезда транспорта, называют проезжей частью или мостовой.
Как среди людей есть рекордсмены, так и среди дорог и улиц тоже есть:
-самая длинная автотранспортная дорога находится на Американском континенте Панамериканское шоссе. Она соединяет дороги государств Северной и Южной Америки, и её длина составляет 48000 километров. Шоссе проходит через 15 стран, включая США, Канаду, Мексику, Перу, Аргентину и Сальвадор.
- самая низкая дорога проходит по берегу Мёртвого моря , которое ниже уровня мирового океана на 393 метров.
-в столице Бразилии есть улица - Монументальный вал, шириной целых 250 м при длине 2,4 км.
- самая короткая улица в мире – Эбенезер-плейс в городе Уик Шотландии. Её длина составляет всего 2,06 метров.
- самая узкая улица в мире шириной 48 см – Рю де Ланфе находится на Атлантическом побережье Франции.
Обочина – часть дороги, расположенная по обе стороны от проезжей части. Она служит для движения пешеходов и остановки авто.
Улицы – это дороги, которые происходят в населённых пунктах.
Пешеходами называются люди, которые находятся на дороге, но не в транспорте и не выполняют на ней работу. Если человек находится в транспорте, он либо пассажир, либо контролёр. Не относятся к пешеходам и дорожные рабочие.
На проезжих частях улиц нанесены продольные линии белого цвета. Это линии дорожной разметки. Они делят проезжую часть на полосы, каждая из которых имеет ширину, достаточную для движения в один ряд автомобилей, автобусов и других видов транспорта, кроме мотоциклов.
Проезжая часть имеет несколько полос движения. Обычно ширина полосы от 3 до 3.75 метров.
Та часть улицы, которая отдана пешеходам, называется тротуаром. Часто она отгорожена бордюром. Она всегда возвышается над проезжей частью, для того, чтобы чётко отметить границу между проезжей частью и тротуаром.
На некоторых улицах нет тротуаров, и в этом случае пешеходам надо идти по пешеходной дорожке. Она обозначается специальным знаком – синий круг, а в середине изображён белой краской силуэт шагающего человека.
Улица, по которой машины едут в одну сторону, называют улицей с односторонним движением.
Играть безопаснее на специальных площадках, а не на улице. Внимание и осторожность нужны на любой территории, где может оказаться движущийся транспорт.
Место пересечения улиц и дорог называется перекрёстком. Для регулировки движения на перекрёстке стоит милиционер – регулировщик, либо светофор. Если на перекрёстке, где стоит светофор, стоит регулировщик, то надо ориентироваться по нему, а не по светофору.
Светофор подаёт основные сигналы, по которым открывается или закрывается движение транспорта в определённых направлениях. Светофоры бывают вертикальные и горизонтальные. У некоторых из них могут быть один или два дополнительных секции с сигналами в виде зелёной стрелки.
Зелёный сигнал разрешает движение транспортных средств и пешеходам.
Жёлтый сигнал предупреждает водителей и пешеходов о смене сигналов светофора. Он запрещает движение.
Красный сигнал означает: движение транспорта и пешеходов запрещено.
Есть и специальные светофоры для пешеходов. Сигнализация у них двухцветная – красный и зелёный сигналы. На современных таких светофорах показаны даже секунды. Т.е бывает видно, сколько осталось до зелёного цвета, или сколько ещё можно переходить улицу или дорогу. Переходя дорогу нельзя перебегать, безопасней пройти.
Беседа. Из того, что вы услышали, есть что-нибудь непонятное? Ваши вопросы.
( Ответы на вопросы учащихся.)
Разбор плакатов и дорожных знаков. Ознакомить детей с дорожными знаками и разобрать несколько ситуаций на дороге (презентация).
5.Подведение итогов.
- Понравилась вам сегодня наша беседа?
- Что нового вы узнали?
- Как вы думаете, нужны ли дорожные знаки?
- А светофор?
- Правила дорожного движения?
- Надо ли эти Правила знать и соблюдать?
Учите правила и соблюдайте их для своего блага и для блага окружающих.
Счастливых вам дорог!