Рабочая программа внеурочной деятельности курса Безопасность на улицах и дорогах (4 класс)



Рабочая программа
внеурочной деятельности
курса
«Безопасность на улицах и дорогах»
(социальное направление)
4-В класс
2015-2016 учебный год
Составитель:
учитель начальных классовВККГитман Валерия Анатольевна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа внеурочной деятельности социального направления «Безопасность на улицах и дорогах» разработана в соответствии с требованиями ФГОС НОО (Приказ Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 года № 373, зарегистрирован Минюстом РФ 22.12.2009г. рег. № 15785 с изменениями и дополнениями 2010г., 2011г и 2012г.: Приказ от 26.10.2010г. № 1241, от 22.09.2011г. № 2357, Приказ МОиН РФ от 11.02.2013 № 1060), Основной образовательной программы начального общегообразования МБОУ гимназии «УВК №1», с учетом методического конструктора “Внеурочная деятельность школьников” (авторы:Д. В. Григорьев, П. В. Степанов - Москва “Просвещение”, 2010 г.) и “Примерных программ внеурочной деятельности (начальное и основное образование)” под редакцией В. А. Горского (Москва, “Просвещение”, 2011 г.), Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (авторы:А.Я. Данилюк, А.М. Тишков, В.А. Тишков - Москва, «Просвещение», 2011) и Методических рекомендаций «Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников» под редакцией А.Я. Данилюка (Москва, «Просвещение», 2011), примерной программы внеурочниой деятельности «Юные инспекторы дорожного движения», автор Н.Ф.Виноградова, ООП НОО МБОУ гимназии «УВК№1» и авторской программы Грицюк С.Н. «По радуге дорожной безопасности». .Согласно Федеральному закону «О безопасности дорожного движения», основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются: приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности; приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении; соблюдение интересов граждан, общества и государства.
Чем раньше и чем больше дети узнают о дорожном движении, о том, что и как обеспечивает его безопасность, тем больше гарантия того, что участие в нём будет осознанным. Для этого важно приобщить учащихся начальных классов к среде обитания современного человека, помогать сознательно, определять своё место в этой среде, а также изучить существующие правила поведения пешехода как одного из участников дорожного движения. Такое изучение возможно только на основе систематического изучения правил, осознанного усвоения, постоянного наращивания количества изученного материала в соответствии с возрастными возможностями обучающихся.
Цель программы – формирование осознанной культуры поведения, которая обеспечит развитие новых социальных ролей младшего школьника как участника дорожного движения, обеспечит безопасное и самостоятельное передвижение по улицам и дорогам.
Задачи программы:
Использовать современные формы и способы обучения и воспитания детей, инновационные технологии в изучении основ безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.
Создать в процессе реализации программы ситуации успеха для каждого учащегося.
Выявить личностные склонности и предпочтения, которые помогут в профессиональном самоопределении ученика.
Вовлечь обучающихся в активную социально значимую деятельность посредством развития их инициативы и самостоятельности, творческих способностей.
Формирование системы знаний, умений и навыков, позволяющих детям младшего школьного возраста безопасно передвигаться в условиях дорожного движения;
Формирование культуры поведения в общественном транспорте;
Формирование мотивационно-поведенческой культуры ребёнка как основы безопасности в условиях общения с дорогой.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ
Предрасположенность детей к несчастным случаям на дороге обусловлена особенностями психофизиологического развития, такими как:
неустойчивость и быстрое истощение нервной системы;
неспособность адекватно оценивать обстановку;
быстрое образование и исчезновение условных рефлексов;
преобладание процессов возбуждения над процессами торможения;
преобладание потребности в движении над осторожностью;
стремление подражать взрослым;
недостаток знаний об источниках опасности;
отсутствие способности отделять главное от второстепенного;
переоценка своих возможностей в реальной ситуации;
неадекватная реакция на сильные резкие раздражители и др.
Внеурочная деятельность учащихся образовательных учреждений объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности), в которой возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации. В дальнейшем дети смогут осознанно вести себя в условиях дорожного движения, что приведет к уменьшению числа дорожно–транспортных происшествий, участниками которых становятся младшие школьники.
Ориентируясь на решение задач, программа внеурочной деятельности, в своём содержании реализует следующие принципы:
принцип вариативности, который лежит в основе планирования учебного материала в соответствии с материально – технической оснащенностью внеурочных занятий.
принцип достаточности и сообразности, особенностей формирования универсальных учебных действий (больше закладываются во внеурочной деятельности);
соблюдение дидактических правил от известного к неизвестному и от простого к сложному, которые лежат в основе планирования (предметные, метапредметные, личностные), в том числе и в самостоятельной деятельности;
расширение межпредметных связей (формирование целостного мировоззрения ребенка);
последовательность и постепенность обучения (определенными дозами по нарастающей объема информации);
принцип развивающего обучения (организация обучающихся воздействий на личность и поведение ребёнка позволяет управлять темпами и содержанием его развития). Успешность обучения определяется способностью ребёнка самостоятельно объяснить, почему он должен поступить именно так, а не иначе. И как результат – осознанно вести себя в реальных дорожных ситуациях.
принцип единства воспитания и обучения.
МЕСТО КУРСА В ПЛАНЕ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Программа внеурочной деятельности «Азбука безопасности» рассчитана на учащихся 4 класса и реализуется в течение 18часов во 2 полугодии – 1 час в неделю.
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТИРЫ СОДЕРЖАНИЯ КУРСА
Программа способствует:
умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют знания по Правилам дорожного движения, ОБЖ, учатся логически мыслить, обобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдения Правил дорожного движения, желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям;
эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятиях учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
трудовому воспитанию – учащиеся изготавливают необходимые пособия, макеты, дидактические игры для занятий по программе, декорации и костюмы к выступлениям (с помощью родителей);
физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ КУРСА
Программа направлена на достижение комплекса результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта.
Достигнутый уровень усвоения информации определяется не только системой опроса учащихся, но и по их реальному поведению на дороге, а также при самостоятельном разборе различных дорожных ситуаций.
В процессе изучения программы у учащихся будут сформированы:
Личностные УУД:
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе;
установка на здоровый образ жизни;
способность к самооценке
Регулятивные УУД:
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;
способность принимать и сохранять цели предстоящей учебной деятельности, поиска способов её осуществления;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
адекватно воспринимать оценку учителя;
устанавливать причинно-следственные связи
Познавательные УУД:
осуществлять анализ объекта с выделением существенных и несущественных признаков;
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
ориентироваться в материале: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данной темы, определять круг своего незнания;
отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в разных источниках;
подробно пересказывать прочитанное или прослушанное, составлять простой план;
наблюдать и делать самостоятельные простые выводы
Коммуникативные УУД:
участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки;
оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;
читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное;
выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи);
не создавать конфликты и находить выход из спорных ситуаций
Предметные УУД:
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
дорожную разметку на проезжей части и в местах остановок маршрутных транспортных средств;
условия, обеспечивающие безопасность пешеходу на дорогах в населённых пунктах и вне населённых пунктов (загородных дорогах);
опасные и безопасные для пешеходов участки дорог в микрорайоне или городе в целом;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения и особенность их движения;
положения регулировщика, соответствующие сигналам светофора для участников дорожного движения;
виды перекрёстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств: звуковые, световые, рукой;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места и определять условия, обеспечивающие безопасность при переходе проезжей части дороги, железнодорожного переезда;
определять виды перекрёстков в районе расположения школы, дома;
пользоваться общественным транспортом, выполняя правила безопасного поведения пассажиров при входе, выходе и во время движения, находясь в салоне общественного транспорта;
выполнять условия, обеспечивающие безопасность, на остановке маршрутных транспортных средств;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
1.Ориентирование и поведение в окружающей среде:
предвидеть результат возникшей ситуации при различных действиях в окружающей среде; выделять особо опасные ситуации, предусматривать свои действия в них;
осуществлять правильный подсчет времени на дорогу при неблагоприятных условиях.
2. Умения, определяющие безопасное поведение в условиях дорожного движения:
объяснять значение ПДД;
группировать знаки дорожного движения по назначению, объяснять назначение каждой группы знаков дорожного движения;
соотносить знак дорожного движения с конкретной ситуацией на дороге; находить и исправлять ошибки в схемах и рисунках, раскрывающих разные ситуации дорожного движения;
анализировать погодные условия, знать особенности тормозного пути транспорта при разных дорожных условиях;
соблюдать изученные правила движения;
анализировать свое и чужое поведение, находить ошибки, устанавливать их причины, определять пути исправления.
Анализ причин дорожно-транспортных происшествий с участием детей, происшествия по вине детей и подростков. Знание и соблюдение Правил дорожного движения – гарантия безопасности всех участников движения.
Содержание Кодекса об административных правонарушениях. Дополнения к Кодексу, принятые Государственной Думой 23 мая 2009 года. Ответственность пешеходов за нарушение ПДД, состав административного нарушения, взыскание.
Назначение светофоров с дополнительной секцией. Особенности перехода проезжей части на перекрестках с такими светофорами. Обязанности водителя и пешехода.
Особенности движения автомобилей во дворе. Сигналы, по которым определяется движение автомобиля. Неожиданные маневры автомобиля, мотоцикла, их опасность для пешехода. Опасности во дворе: гараж, стоянка. Летний двор – катание на роликах и скейтбордах. Зимний двор – опасность катания на санках и коньках вблизи проезжей части, стоянок и гаражей. Знакомство со знаком «Жилая зона»
Тротуар, обочина – элементы дороги, их назначение. Правостороннее движение транспортных средств и пешеходов. Движение в группе, колонне. Особенности движения пешеходов по краю проезжей части.
Условия, обеспечивающие безопасность движения на велосипеде (техническая исправность, соблюдение Правил дорожного движения). Устройство велосипеда. Особенности управления велосипедом. Экипировка велосипедиста. Правила ПДД.
Познакомить со знаками для велосипедистов: «Велосипедная дорожка», «Движение велосипедистам запрещено», «автомагистраль», «Пересечение с велосипедной дорогой». Раскрыть их значение.
Дорога, улица – это своеобразный транспортный мир, созданный человеком в процессе его развития. Для выживания в нем необходима особая транспортная культура поведения. Для защиты собственной жизни каждому пешеходу необходимо выработать у себя привычки пешеходной дисциплины. Транспортная культура поведения – часть общей культуры человека. Бережное отношение к транспортным средствам регулирования дорожного движения, общественному транспорту – признаки культурного человека.
Используя знания по ПДД составлять обращения к водителям, к пешеходам с призывом соблюдать ПДД по предложенным темам: «Наказ первокласснику», «Правила для пешеходов», «Если ты собрался в путь…», «Родители – помните!», «Водители, берегите нас, мы ведь ваши дети!», «Сохрани будущее!» и т. д. Изготовление листовок-обращений с рисунками по тематике ПДД. Вручение лучших возле школы – пешеходам, совместно с инспектором ГИБДД во время патрулирования.
Выявление опасных мест на территории, прилегающей к школе. Умение предвидеть опасность и избегать её. Основной принцип безопасности пешехода – видеть транспорт, движущийся по проезжей части, и быть хорошо видимым для водителя. Погодные и атмосферные условия, ухудшающие видимость на дороге: снег, туман, дождь, метель, сумерки. Яркая одежда и светоотражающие элементы одежды и значки – хороший способ помочь водителю вовремя увидеть пешехода.
Итоговый урок (тесты, карточки и др. Формы на усмотрения учителя).
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№п/п Виды деятельности учащихся Кол-во часов
1 «Безопасность пешеходов». 4
2 «Понятия и термины ПДД». 4
3 «Нерегулируемые перекрёстки». 3
4 Ситуации на дороге». 6
5 Итоговое занятие 1
Тематический план
4 класс
№ Тема занятия
Безопасность пешеходов
1-2 Знаем ли мы правила дорожного движения
3 Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения
4 Проверка знаний  правил дорожного движения
Понятия и термины ПДД
5 Понятия и термины ПДД
6 Предупредительные сигналы.
7 Движение учащихся группами и в колонне
8 Перевозка людей
Нерегулируемые перекрёстки
9 Нерегулируемые перекрёстки
10 Оборудование автомобилей специальными приборами
11 Труд водителя.
Ситуации на дороге
12 Ситуации на дороге
13 Дорожные знаки
14 Обязанности велосипедистов
15 Остановочный и тормозной путь автомобиля
16 Ответственность за нарушение
17 Труд водителя
18 Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах

Календарно-тематическое планирование
№п/п Дата Тема урока Кол-во часов Виды деятельности Предметные результаты Метапредметные
(учебные универсальные действия)
1-2 Знаем ли мы правила дорожного движения 2 Обсуждение поведения детей, нарушающих правила дорожного движения.
Знать причины дорожно-транспортных происшествий с детьми: невыполнение пешеходами правил движения, несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице и в транспорте. Уметь выполнять правила дорожного движения Личностные
принятие образа «хороший пешеход, хороший пассажир»;
самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни;
уважительное отношение к другим участникам дорожного движения;
осознание ответственности человека за общее благополучие;
этические чувства, прежде всего доброжелательность и эмоционально-нравственная отзывчивость;
положительная мотивация и познавательный интерес к занятиям по программе «Основы безопасности дорожного движения»;
способность к самооценке;
начальные навыки сотрудничества в разных ситуациях.
3 Практическое занятие: Знаем ли мы правила дорожного движения 1 Закрепление знаний и представлений о безопасности дорожного движения. Уважительно относиться к участникам дорожного движения. 4 Проверка знаний  правил дорожного движения 1 Повторение материала по правилам дорожного движения, полученных в 1,2,3 классах. Осознавать ответственность за общее благополучие. 5 Понятия и термины ПДД 1 Участник дорожного движения, пешеход, водитель, остановка, стоянка, вынужденная остановка, дорога, проезжая часть, переулок, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, железнодорожный переезд, транспортное средство, велосипед, жилая зона.Знать понятия и термины ПДД. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
6 Предупредительные сигналы. 1 Подача предупредительных сигналов световыми указателями поворотов или рукой. Значение этих сигналов для водителей и пешеходов.
Сигналы поворотов, торможения, при буксировке транспортного средства, при аварийной остановке.
Подача звуковых сигналов в населенных пунктах запрещена, кроме тех случаев, когда надо предотвратить дорожно-транспортное происшествие.
Знать предупредительные знаки. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
Метапредметныенавыки контроля и самооценки процесса и результата деятельности;
умение ставить и формулировать проблемы;
навыки осознанного и произвольного построения сообщения в устной форме, в том числе творческого характера;
установление причинно-следственных связей.
7 Движение учащихся группами и в колонне 1 Порядок движения учащихся группами по тротуару, обочине дороги, пешеходному переходу. Порядок движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования. Знать опорядке движения учащихся в колонне. Правила посадки группы учащихся в транспорт общего пользования. 8 Перевозка людей 1 Количество перевозимых людей, меры предосторожности, скорость движения.
Какие существуют запрещения при перевозке людей? Оборудование сиденьями, наличие сопровождающих, установка на автомобиле опознавательных знаков «Перевозка детей».
Правила посадки и высадки учащихся.
Правила поведения учащихся при перевозке их на транспорте. Как осуществляется перевозка людей в автобусе, легковой, грузовой автомашине? Знать правила поведения учащихся при перевозке их на транспорте.
Регулятивные
использование речи для регуляции своего действия;
адекватное восприятие предложений учителей, товарищей, родителей и других людей по исправлению допущенных ошибок;
умение выделять и формулировать то, что уже усвоено и что еще нужно усвоить;
умение соотносить правильность выбора, планирования, выполнения и результата действия с требованиями задачи.
9 Нерегулируемые перекрёстки 1 Понятие «равнозначные» и «неравнозначные» дороги.
Как ведут себя водители на нерегулируемых перекрестках?
Какие знаки могут здесь стоять? Знакомство с группой знаков приоритета.
Что такое нерегулируемый перекресток?
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
10 Оборудование автомобилей специальными приборами 1 Оборудование автомобилей специальной окраской, звуковыми сигналами и проблесковыми маячками синего или красного цвета.
Преимущественное право проезда специальных автомобилей.
Транспортные средства, оборудованные проблесковыми маячками оранжевого или  желтого цвета. Специальные автомобили: пожарные, полиции, скорой медицинской помощи, аварийные.
Коммуникативные
В процессе обучения дети учатся:
работать в группе, учитывать мнения партнеров;
ставить вопросы;
обращаться за помощью;
формулировать свои затруднения;
предлагать помощь и сотрудничество;
слушать собеседника;
договариваться и приходить к общему решению;
формулировать собственное мнение и позицию;
осуществлять взаимный контроль;
адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
11 Труд водителя. 1 Обязанности водителя по обеспечению безопасности движения.
Соблюдение ПДД пешеходами обеспечивает их личную безопасность и облегчает работу водителя.
Беседа водителя автомобиля. Работа водителя – это напряженный и ответственный труд.
12-13 Ситуации на дороге 1 Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах из-за типичных ошибок, воспитывать дисциплинированность, развивать умения, навыки и привычки безопасного поведения. Сформировать у учащихся осознанное представление о причинах несчастных случаев и аварий на улицах и дорогах Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
Обсуждать в группах и объяснять правила поведения в различных дорожных ситуациях (в городе, за городом, в транспорте).
Оценивать конкретные примеры поведения на дороге.
Приводить примеры различных дорожных ситуаций.
Моделировать и оценивать различные ситуации поведения на дороге ив транспорте.
Различать формы поведения, которые допустимы на дороге и в транспорте.
Выбирать оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками, взрослыми.
Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
14 Дорожные знаки 1 Дорожные знаки для пешеходов и велосипедистов. Учить различать дорожные знаки и дорожную разметку 15 Обязанности велосипедистов 1 Правила и место пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Выбор безопасного пути движения. Отработка сигналов поворота и остановки рукой при движении на велосипеде. Знать правила и места пользования велосипедами. Порядок движения на улицах и дорогах. Учить предвидеть опасность при езде на велосипеде. Выявлять потенциально опасные ситуации для сохранения жизни и здоровья человека в условиях дорожного движения.
16 Остановочный и тормозной путь автомобиля 1 Из чего складывается остановочный путь автомобиля. Время реакции водителя. Тормозной путь автомобиля. Расчёт остановочного пути. Факторы влияющие на величину остановочного пути. Влияние погодных условий на безопасность дорожного движения. Сформировать представления о факторах, влияющих на величину остановочного пути. Из чего складывается остановочный путь автомобиля. 17 Ответственность за нарушение 1 Правила дорожного движения – закон для всех, невыполнение которого предусматривает определённую ответственность. Глава 12 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Правила дорожного движения – закон для всех. Предметные
учащиеся должны знать
название, назначение и расположение на дорогах дорожных знаков, дорожной разметки;
значение сигналов светофора для транспорта и пешеходов;
виды автомашин специального назначения;
положения регулировщика,;виды перекрёстков;
значения сигналов, подаваемых водителями транспортных средств;
наиболее характерные и частые ошибки в поведении пешеходов на дорогах, приводящие к ДТП;
должны уметь
выбирать безопасные места при переходе проезжей части дороги;
определять виды перекрёстков;
пользоваться общественным транспортом;
выполнять требования сигналов регулировщика и водителей транспортных средств.
18 Итоговое занятие. Игры и соревнования по правилам безопасного поведения учащихся на улицах и дорогах 1 Формирование умений и навыков использовать знания и представления, полученные на занятиях, в повседневной жизни. Подведение итогов всего курса в форме викторины, уроков вопросов и ответов. Использовать знания и представления, умения и навыки, полученные на занятиях МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Материально – техническое обеспечение включает минимально – допустимый перечень библиотечного фонда (книгопечатной продукции), печатных пособий, технических компьютерных и других информационных средств обучения, учебно – лабораторного оборудования и натуральных объектов, а также оборудование классной комнаты с учётом особенностей учебного процесса в начальной школе и специфики изучаемого курса.
Учебные пособия:
знаки дорожного движения
изобразительные наглядные пособия (рисунки, схематические рисунки, схемы, таблицы).
Оборудование для демонстрации мультимедийных презентаций: компьютер, мультимедийный проектор, DVD, и др.
Правила дорожного движения (ПДД РФ).http://www.zakonrf.info/pdd/
Список литературы для реализации программы:
1.Сборник сценариев по основам безопасности и жизнедеятельности. Начальная школа:[практ. пособие] / Е. М. Миткалева.-М.: Айрис-пресс,2011.- 96с.: ил.- (Методика). ISNB 5-8112-1640-8
2.Н. А. Извекова, Правила дорожного движения 1-4 класс,
3.Классные часы по правилам дорожного движения. 1-4 класс / Под ред. Е. А. Романовой, А. Б. Малюшкина. – М.: ТЦ Сфера. 2012.- 64 с. ISBN 589144-499-2
4.Смушкевич Е. С. , Якупов А. М. Мы идем по улице (сборник материалов и методических рекомендаций к изучению правил безопасного движения в 3 классе) ISBN 5-7114-0074-6
5.Игровой модульный курс по ПДД или школьник вышел на улицу: 1-4 классы/ Ковалько В. И.- М.: ВАКО,2011.
6. Грицюк С.Н. «По радуге дорожной безопасности», Майкоп , 2015г.