Научно-практическая работа Активизация познавательной деятельности в туристско-краеведческой деятельности


Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей Дом детского творчества г. Холмска
муниципального образования «Холмский городской округ»
Сахалинской области
«Активизация познавательной деятельности обучающихся в объединениях туристско-краеведческой направленности ДДТ г. Холмска»

Выполнила:
педагог дополнительного образования
Зорина Юлия Егоровна

Холмск
2013г
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование познавательной деятельности, влияние активизации познавательной деятельности в объединениях туристско-краеведческой направленности на развитие cоциально активной личности……………………………………………………7
Глава II. Содержание туристско-краеведческой деятельности ……………………………………………………………………………………….12
2.1. Принципы, основы и цели туристско-краеведческой деятельности………………………………………………………………………..12
2.2. Практико-ориентированные методы и формы обучения и воспитания………………………………………………………………………......13
2.3. Создание условий для активизации познавательной деятельности в объединениях туристско-краеведческой направленности………………………15
Глава Ш. Организация опытно экспериментальной работы……………….18
Заключение………………………………………………………………………...22
Список литературы……………………………………………………………….24

Введение
В условиях научно-технического и социального прогресса возрастает потребность в усвоении человеком большого объема разнообразной информации, быстром обновлении знаний, совершенствовании умений. Туристско-краеведческая направленность в дополнительном образовании – это не просто приобретение знаний, а путь к их постижению, метод познания мира, явлений, времен, своеобразная школа понимания взаимосвязи общества и природы, культуры и науки. Комплексность образовательной среды туризма и краеведения способствует эффективному усвоению знаний, умений и навыков самовыживаемости в природной и социальной среде, активной социализации воспитанников, осуществлению всех направлений воспитания, формированию активного отношения к жизни и потребности в постоянном саморазвитии и самосовершенствовании.
В современной образовательной среде по-прежнему сохраняются противоречия: между декларированными целями образования школьников и его реальными результатами, между необходимостью субъект-субъектных отношений между обучающимися и обучаемым и преобладающими формами и методами прямого педагогического воздействия на детей и подростков, между необходимостью обеспечения условий для самореализации личности в деятельности и отсутствием эффективных методик для достижения этих целей.
Разрешить данные проблемы возможно с помощью сети дополнительного образования в сфере туризма и краеведения, получения туристско-краеведческого образования и социального воспитания. Современная туристско-краеведческая подготовка рассматривается как синтез различных видов деятельности (познавательной, преобразовательной, коммуникативной и ценностно-ориентированной) на основе осмысления природы родного края. При этом речь идет не только об освоении содержания туристско-краеведческого курса, но и его развивающем значении. Однако именно познавательно-развивающий потенциал туристско-краеведческой подготовки до сих пор недостаточно изучен. Выявленное противоречие между необходимостью активизации познавательной деятельности и недостаточной теоретико-методологической разработанностью потенциальных возможностей познавательной деятельности в объединениях туристско-краеведческой направленности обозначило проблему исследования: какими должны быть содержание, формы и методы познавательной деятельности, чтобы способствовать становлению социализации обучающихся в объединениях дополнительного образования.
Цель: разработать и обосновать содержание, формы и методы познавательной деятельности в объединениях туристско-краеведческой направленности, способствующие социализации обучающихся.
Объект: познавательная деятельность обучающихся в объединениях туристско-краеведческого профиля в Доме детского творчества г. Холмска.
Предмет: содержание, формы и методы познавательной деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля.
В основу исследования была положена гипотеза, которая базируется на предположении о том, что активизация познавательной деятельности обучающихся в объединениях дополнительного образования туристско-краеведческого профиля будет являться эффективным средством социализации, если: одной из целью туристско-краеведческой подготовки выступает активизация познавательной деятельности обучающихся;
- представленная информация (природоведческого, исторического, этнографического, топонимического характера) в содержании туристско-краеведческой подготовки структурирована в соответствии с познавательными основными функциями научного знания и логическими критериями (ясности, точности, последовательности и доказательства);
- созданы определенные педагогические условия: программно-методическое обеспечение, использование разнообразных форм организации туристско-краеведческой деятельности детей и подростков, дидактические методы.
На основе выдвинутой гипотезы и в соответствии с поставленной целью были сформулированы задачи:
1. Изучить состояние проблемы активизации познавательной деятельности и формирование качеств социально-активной личности в психолого-педагогических исследованиях и в практике туристско-краеведческой деятельности;
2. Обобщить накопленный и существующий опыт туристско-краеведческой подготовки.
3. Определить содержание, принципы, формы и методы туристско-краеведческой направленности, содействующие активизации познавательной деятельности обучающихся.
4. Провести экспериментальное исследование и проанализировать эффективность активизации познавательной деятельности туристско-краеведческой подготовки с целью социального воспитания личности, через определение оценки эффективности образовательной программы «Культура безопасности в природной среде».
Для решения поставленных задач использовался комплекс методов исследования. Теоретические методы – анализ туристско-краеведческой, психолого-педагогической, научно-методической литературы по исследуемой теме. Эмпирические методы – обобщение опыта работы в аспекте исследуемой темы, наблюдения, проведение педагогического эксперимента – констатирующего и обучающего.
Весь педагогический эксперимент состоял из трех этапов:
1 этап (2009-2010гг) – анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования. Определено содержание туристско-краеведческой деятельности. Была создана модель организации познавательной деятельности в туристско-краеведческом объединении.
2 этап (2010-2011гг.) – уточнялось содержание программы «Культура безопасности в природной среде» (автор Зорина Ю.Е.). Совершенствовались методы и формы организации познавательной деятельности, выявился комплекс условий и средств, стимулирующих познавательную активность и познавательный интерес.
3 этап (2011-2013гг.)– экспериментальная проверка влияния системы средств, условий активизации познавательной деятельности на процессы социализации обучающихся.
Глава I. Психолого-педагогическое обоснование познавательной деятельности, влияние туристско-краеведческой направленности на активизацию познавательной деятельности и развитие cоциально активной личности.
Изучив теоретические предпосылки исследования, сложились такие подходы в исследуемой проблеме.
По мнению А.В. Даринского, основу для активизации познавательной деятельности обеспечивает изучение объектов и явлений не только на уровне фактов, которые нужно запомнить, а на уровне проникновения в их сущность. У обучающихся появляется потребность понять, объяснить новый, непонятный факт. Противоречие между потребностью в новых знаниях и знаниями, которыми обучающий располагает, движет его мысль. Начинается активная работа мысли: обучающийся осознает стоящую перед ним познавательную задачу и ищет пути ее решения.
Познавательная деятельность начинается с ориентировочно-исследовательской деятельности, основное значение которой заключается в обследовании изучаемого предмета, в получении разнообразной информации, необходимой для существования человека в среде обитания и решения различных практических задач, которые он ставит перед собой. Можно сказать, что ориентировочно исследовательская деятельность есть первое проявление любознательности, познавательного интереса индивида, его попытка взаимодействовать с окружающим миром.
По мнению Остапца-Свешникова А.А., наилучшим вариантом активизации познавательной деятельности обучающихся является стержневой интерес на фоне общей любознательности. Именно тогда, происходит углубленный процесс познания в интересующей области, что при наличии общей любознательности может содействовать значительным приобретениям и в области обобщения умений и в области мотивационно операционных сторон познания. По утверждению Ляндзберга А. Р., туристско-краеведческая деятельность определяется мотивами, которые во внутренне плане выражены через познавательный интерес. К критериям познавательного интереса относятся: особенность поведения обучающихся, активное включение в деятельность, сильную сосредоточенность на этой деятельности. Именно на основе интереса развиваются мотивы обучения туристско-краеведческой деятельности, которые тесно связаны с реализацией принципа положительного эмоционального фона.
Факторы, влияющие на формирование познавательного интереса отражены в схеме:
Схема №1.
Личность педагога Содержание предмета Средства обучения

Познавательный
интерес

Виды познавательной Формы организации Методы обучения
деятельности обучения
Существуют и другие факторы, например: материальные условия обучения, родители…
Итак, в начале познавательной деятельности необходима мотивация действий и поступков, которая направлена на: обеспечение понимания ценности приобретаемых знаний, умений, опыта творческой деятельности; сознательное отношение к усвоению информации. Как считает В.Б. Бондаревский, решающим источником в формировании и развитии интересов обучающихся является активизация познавательной деятельности при помощи творческих работ, во время экскурсий и походов. Значительную роль в формировании интереса отводят содержанию программного материала, при этом большое место уделяется занимательности.
Большое значение имеет содержательность туристско-краеведческой деятельности, опора на прошлый опыт, такая организация туристско-краеведческих занятий, при которых приобретенные знания способствуют познанию нового.
К основным предпосылкам познавательной деятельности обучающихся можно отнести:
психологическую подготовку обучающихся (создание положительных переживаний, связанных с усвоением новых знаний).
подготовку «умственной почвы» (обогатить обучающихся новыми яркими впечатлениями, создать новый опыт, облегчающий восприятие знаний по данному предмету).
использование жизненного опыта обучающихся.
Существуют определенные условия активизации познавательной деятельности обучающихся:
осознание ближайших целей обучения;
овладение знаниями мировоззренческого плана;
осознание практической и теоретической значимости усваиваемых знаний;
показ перспективных «линий» в развитии содержания научных понятий;
комплексный подход к занятиям;
эмоциональная форма изложения информации;
наличие познавательно-психологического климата на занятиях;
оптимальные сочетания между трудностью и доступностью учебного материала;
профессиональная направленность обучающей деятельности.
Между тем источников туристско-краеведческих знаний довольно много, основными из них являются:
Наблюдения в природе и за хозяйственной деятельностью населения. Практические работы, выполняемые учащимися на местности, в том числе во время экскурсий.
Географические карты – общие и специальные (в том числе топографические и карты спортивного ориентирования).
Теоретические и практические занятия в объединении туристско-краеведческой направленности.
Краеведческие знания, полученные обучающимися в школе.
Жизненный опыт обучающихся. Радио- и телепередачи, рассказы старожилов, сообщения местной печати.
Литература краеведческого содержания.
Главный источник туристско-краеведческих знаний – непосредственное изучение Сахалинской области. Но полные сведения о родном крае даются не одним каким-либо источником, а часто несколькими, поэтому одного непосредственного изучения родного края недостаточно для его познания.
Как считает Д. Б. Эльконин, познавательная деятельность современного подростка в значительной мере определяется новообразованиями этого возраста – стремлениями к взрослости, а вместе с ним стремлением к самостоятельности. Этот возраст отличается избирательной способностью к тем или иным сторонам обучения.
Отмечается, что туристское краеведение способствует активизации познавательной деятельности на всех этапах обучения.
Результаты педагогического эксперимента показали актуальность выбранной темы, позволили сделать некоторые выводы:
В активизации познавательной деятельности в процессе туристско-краеведческой подготовки решающую роль играют те знания обучающихся, которые они приобретают через изучение родного края. Эта работа протекает тем успешнее, чем больше в местном материале конкретизируются общие знания или на их основе облегчается понимание общих явлений и закономерностей.
В процессе туристско-краеведческой подготовки перед обучающимися возникают познавательные задачи, которые требуют от них их разрешения. Успех в работе зависит от сформированности жизненно важных качеств социально-активной личности и от организации такой деятельности обучающихся, в которой они опираются на изученный программный материал.
Развитие и активизация познавательного интереса связана с успешным решением все более усложняющихся познавательных задач, когда непосредственный интерес достигает достаточной устойчивости.
Высокий уровень развития познавательной деятельности может быть обеспечен, когда эта деятельность опосредована значительной целью, выступать как ведущий осознанный мотив.
Возможность широкого применения приемов и форм работы в процессе туристско-краеведческой деятельности требует от обучающихся не только опоры на знания и опыт, но и овладение самыми разнообразными навыками и умениями. Это делает сам процесс туристско-краеведческой деятельности привлекательным.
Глава II. Содержание туристско-краеведческой деятельности
2.1. Принципы, основы и цели туристско-краеведческой деятельности.
В комплексе элементов туристско-краеведческой деятельности, помимо всего остального, входят ее цели, задачи и принципы.
Средствами туристско-краеведческой деятельности усовершенствуются знания, умения и навыки обучающихся, в этом состоит обучающая цель всего туристско-краеведческого образования. Развивающая цель туристско-краеведческой направленности – формирование и развитие логического мышления, социализация обучающихся, умений совместного труда, воспитание всесторонне развитой личности. Туристско-краеведческая деятельность дает предпосылки для развития интересов и специальных способностей ребенка; при этом стараются учитывать уже имеющиеся познавательные интересы и побуждать новые.
Вся организация туристско-краеведческой деятельности определяется ее методологическими основами. Особое значение в организации и развитии туристско-краеведческой деятельности обучающихся имеют дидактические принципы, которые являются основополагающими требованиями и служат руководством при определении содержания, организации, методов обучения.
Принцип научности
Принцип коллективизма
Принцип последовательности и систематичности.
Принцип доступности
Прочность усвоения знаний, умений и навыков, а также соединение наглядности обучения с развитием абстрактного мышления.
Принцип целостности и т.д. (Приложение №1)
С достаточным основанием можно сказать, что туристско-краеведческая деятельность регулируется всеми, без исключения принципами педагогики в их своеобразном преломлении.
В ходе туристско-краеведческой подготовки выполняются следующих педагогических требований:
общественно полезная направленность;
профессиональная направленность;
экологическая направленность;
краеведческая направленность;
современность содержания и форм туристско-краеведческой подготовки; учет возрастных и индивидуальных особенностей интересов обучающихся; сочетание педагогического руководства с самостоятельностью и добровольностью обучающихся;
системность, непрерывное развитие туристско-краеведческой подготовки.
2.2. Практико-ориентированные методы.
Среди обучающихся в объединениях туристско-краеведческой направленности есть дети с разным уровнем физического, интеллектуального, коммуникативного, социального развития, поэтому возникает необходимость кроме словесных методов, применять методы практической направленности:Метод наблюдений - запись наблюдений, ведение дневника наблюдений, зарисовка маршрута, рисунки, фото и видео съемка.
Исследовательские методы – проведение замеров температуры воздуха, состояния воды, почвы; вычисление процентного соотношения загрязненности определенной территории и т.д.
Метод проблемного обучения – эвристические беседы, постановка проблемных вопросов, создание проблемных ситуаций и т.д.
Проектно-конструктивные методы – разработка проектов и программ, моделирование ситуаций, создание моделей, конструкций, планирование деятельности конкретных дел.
Наглядный метод обучения – наглядные и демонстрационные материалы, фото и видео материалы, диски для компьютерного изучения определенных тем.
Метод упражнения – упражнения, тренинг, тренировка, репетиция.
Метод игры – дидактические, познавательные, развивающие, подвижные, игра-конкурс, игра-путешествие, ролевая игра, деловая игра. Игры на знакомство и т.д.
Метод личного примера.
Одним из основных методов организации туристско-краеведческой работы является метод личностно-ориентированного обучения.
Походы и экскурсии-способы конкретного и предметного изучения окружающего мира. Кроме этого, чрезвычайно широко воспитательное значение этой формы работы. Человек познается во время совместного пути, игры, соревнования и т.д.
В камеральных условиях, в период подготовки к походам и экскурсиям и в послепоходный период обработки собранного материала применяются такие методы, как демонстрация, практические занятия со статистическими материалами, справочниками, топографическими и специальными картами.
Практико-ориентированные формы обучения и воспитания.
Образовательная программа «Культура безопасности в природной среде» основана на практико-ориентированном подходе, поэтому основными формами обучения и воспитания являются:
занятие-лекция, занятие-тренировка, занятие-поход, занятие-экскурсия, семинар-практикум, дискуссия, научно-практическая конференция, экспедиция, поход, учебная туристская игра, самостоятельная работа, исследование, проект и др.соревнования: по туризму «туристский слет», ориентированию и топографии - «Российский азимут», «Золотая осень», «Зимнее ориентирование», «Скейтлон», «Сахалинская многодневка».
военно-спортивные соревнования: «Школа безопасности», областной финал военно-спортивной игры «Победа», «Зарница», «Звездный десант», «Снайперы», «Знатоки пожарного дела», «Юные спасатели».
краеведческо-экскурсионные мероприятия - экологическая конференция «Сахалин – мой край родной», экскурсии, краеведческие турниры и викторины.
Для активизации познавательной деятельности и формирования социально активной личности проводятся: уроки мужества, походы по местам боевой славы, участие в районных месячниках по военно-патриотическому воспитанию, лыжные пробеги к местам боев в районе «Чертова» моста, исторические чтения, экскурсии в военные части и на военные корабли, встречи с ветеранами боевых действия Великой Отечественной войны и «горячих точек».
Эффективное усвоение учебного материала, развития жизненных навыков проходит через практическую деятельность занимающихся преимущественно на местности, в непосредственном контакте с природной средой: основными формами практической части программы туристско-краеведческой деятельности являются экскурсии, походы, экспедиции, географические путешествия, наблюдения, практические работы, поисковая деятельность, путешествия - однодневные и многодневные походы – Холмский район (г. Бернизет; г. Татарка; г. Спамберг; г. Командная; г. Швейцария; озеро «Верхнее» с. Чехов; мыс «Слепиковского» с. Костромское; «Чертов мост» с. Николайчук и т.д.); юг Сахалина – теплые озера, г. Лягушка, г. Пик Чехова, грязевые вулканы и т.д. 2.3. Создание условий для развития у обучающихся познавательной деятельности на занятиях туристско-краеведческой направленности. Образовательно-воспитательное значение туристско-краеведческой деятельности, просматривается через программно-методическое обеспечение. На основании концепции туристско-краеведческой деятельности была создана авторская программа «Культура безопасности в природной среде» (автор Зорина Ю.Е.)
Целью программы является формирование всесторонне развитой личности средствами туризма и краеведения, создание условий самореализации, социальной адаптации, оздоровления, мотивационного творческого развития и профессионального самоопределения личности. Реализация программы нацелена на помощь ребенку осуществить осознанный выбор, более четко и ответственно определиться в своих симпатиях, увлечениях, осознать свои силы и возможности. (Приложение № 2).
В связи с этим вытекают условия активизации познавательной деятельности в туристско-краеведческом педагогическом процессе, необходимые для социализации личности обучающегося: 1. «Слитность» познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка: для того, чтобы интерес возник и был устойчив, необходимо использовать «эмоциональную поддержку». Это особенно касается этапа первоначального предъявления программного материала. Такой эмоциональной поддержкой может быть как словесный, так и наглядные предметные и природные материалы. «Слитность» познавательной активности с эмоциональным состоянием ребенка помогает рассмотреть и изучить объект со всех сторон.
2. Для появления живого познавательного интереса в процессе туристско-краеведческой деятельности, необходимо использовать уже имеющийся опыт, те знания, которые обучающие получили в процессе жизни стихийным путем (в семье, через средства массовой информации, из книг и пр.). Действительно, собственная позиция ребенка («я уже что-то об этом знаю»), стремление к самостоятельной деятельности («хочу сам»), желание обсуждать («я думаю, что…») играют особую роль в углублении познавательного интереса, развитии его широты и устойчивости.
3. Обязательное наличие элементов новизны, «неузнаваемость» содержания, невозможность решить задачу с ходу.
4. Поддержать инициативу, самостоятельность обучающегося, его стремление к индивидуальному выбору задания, партнера по деятельности, способа выполнения задания.
5. Обязательным условием проведения практических занятий является безопасность. (Приложение №3).
С целью активизации познавательной деятельности, влияющей на социализацию личности обучающегося, используются следующие технологии:
Личностно-ориентированные технологии обучения.
Технологии коллективного взаимообучения.
Технология разноуровневого обучения.
Технология исследовательского обучения.
Примером данного направления является исследовательская работа объединения «Культура безопасности в природной среде» по теме: «Антропогенное воздействие на природный объект». С этой работой Анастасия Коваленко выступала на областной конференции «Сахалин, Курилы – мой край родной». Результатом работы было разработка паспорта природного объекта - яблоневого сада «Маока». (Приложение №4).
Технология игрового обучения.
Один из примеров проведение игр под названием «Веревочный курс», игры на коммуникацию. (Приложение №5).
Информационные технологии.
Технология проектного обучения. (Приложение №6).
Глава III. Организация и результаты опытной работы.
Оценка эффективности авторской программы «Культура безопасности в природной среде» (автор Зорина Ю.Е.), рассчитанной на 4 года обучения, предусматривает наблюдение и контроль за результатом обучения детей, активизацией познавательной деятельности и социализацией обучающихся, осуществляющихся в ходе анкетирования и диагностики. Система отслеживания результата обучения и воспитания обучаемых позволяют педагогу иметь представление об эффективности активизации познавательной деятельности, социального воспитания; обдумать и спланировать дальнейшие действия по совершенствованию образовательного процесса.
Результатом обучения обучающихся в туристско-краеведческих объединениях являются специальные туристско-краеведческие знания, умения и навыки, полученные в ходе их диагностики.
1.1. Входной контроль (сентябрь – октябрь)
Цель: изучение стартовых возможностей обучающихся в объединениях туристско-краеведческой направленности. Проводится в форме тестирования для выявления сформированности (общеучебных умений и навыков проверки физической подготовленности, выявления состояния здоровья, самооценка здоровья).
1.2. Промежуточный контроль (декабрь – январь).
Цель: выявления динамики развития туристско-краеведческих умений и навыков.
Проводится в форме игр, виктория, учебно-тренировочных соревнований.
1.3. Текущий контроль (в течение года).
Цель: Отслеживания уровня формирования и развития специальных умений и навыков туристско-краеведческой подготовки.
Осуществляется в различных конкурсах, викторин, соревнований как внутри объединения, так и совместно с другими объединениями, проведение контрольных знаний после изучения каждого основного раздела программы.
1.4. Итоговый контроль (май – июнь).
Цель: определение уровня сформированности специальных умений и навыков, умений применять знания, полученные за год обучения в учебно-тренировочных и экстремальных ситуациях. Выполнение нормативов по физической и специальной туристско-краеведческой подготовке. Участие в муниципальных и областных соревнованиях, зачетный поход.
В процессе исследования выявлено, что уровень знаний обучающихся с каждым годом повышается. (Приложение №7).
2. Сохранность контингента, стабильность посещения занятий
В результате проведенного исследования прослеживается постоянство, стабильности посещения занятий и сохранность контингента, что свидетельствует о повышении уровня социализации обучающихся. (Приложение №8).
3. Достижения обучающихся объединений туристско-краеведческой направленности - процесс усвоения знаний, умений и навыков обучающихся в объединениях туристско-краеведческой направленности можно отследить через достижения детей в муниципальных и областных мероприятиях. Самореализация воспитанников является основной мотивацией к познавательной деятельности обучающихся. (Приложение №9).
Динамика ведущей мотивации туристско-краеведческой подготовки.
Год Любопытство, желание приобрести новые знания Интерес к туристско-краеведческой подготовке Интерес к научному исследованию как к процессу Желание принять участие в конкретном туристско-краеведческом мероприятии
2010 40% 50% 20% 80%
2011 65% 70% 45% 90%
2012 85% 100% 80% 100%
Анализ мотиваций показал, что прослеживаются тенденции в изменении отношения к туристско-краеведческой подготовке от потребительского «она мне нравится», «мне бы хотелось» - к стремлению принять участие в туристско-краеведческом мероприятии: «я предлагаю», «я готов принять участие» и т.д.Динамика интеллектуально-познавательных знаний обучающихся в процессе туристско-краеведческой подготовки
При оценке интеллектуально-познавательных знаний участники эксперимента выполняли интеллектуально-познавательные задания, выполняя их обучающиеся должны были узнавать, описывать предметы и объекты, прогнозировать явления, погоду. Диагностика описательных функций интеллектуально-познавательных знаний показала положительную динамику уровня их развития. Рост умений объяснить, находить причины известных фактов, прогнозировать свидетельствовал о способности понимать явления, процессы, критически оценивать ситуацию.
(Приложение №10).
Динамика интеллектуально-познавательной деятельности обучающихся в процессе туристско-краеведческой подготовки.
Уровень интеллектуально-познавательной деятельности обучающихся выявился с помощью заданий на творческую продуктивность (работа над исследовательской работой, игровые формы работы, составление инструкций, ребусов, кроссвордов), проведение экскурсий и путешествий, с включением в них самостоятельных и практических заданий. Результаты выполнения заданий такого плана дают развивающий эффект туристско-краеведческой подготовки. (Приложение №11).
Обучение по программе способствует социализации личности, которую можно отследить через следующие методики:
Методика выявления уровня самооценки обучающихся. (автор Р.В. Овчарова).
В диагностике заметное повышение уровня самооценки обучающихся. (Приложение №12).
Методика «Что важнее» (автор Л.Г. Жедунова).
Эта методика раскрывает путь социализации обучающегося от отношения к себе до отношения к коллективу туристов, к своей любимой туристско-краеведческой деятельности. (Приложение №13).
Методика выявления стремления и формирования способностей обучающихся к самореализации. (Приложение №14).
Динамика с каждым годом возрастающая.
Профориентационные возможности. (Приложение №15).
В походных условиях, обучающиеся имеют возможность получать представления о содержательной стороне профессионального мира взрослых, приобретать некоторые начальные профессиональные навыки в экскурсиях и однодневных и многодневных путешествиях.
Вследствие чего можно проследить, каким направлениям профессионального обучения отдают предпочтение наши выпускники. В исследовании отмечается: достаточно высокий интерес вызывает направленность обучающихся на профессии типа «Человек-природа» - природопользователь, эколог, ветеренар и т.д., и «Человек – человек» - ФСБ, военные, врачи, экономисты, педагоги, полиция, спасатели, пожарные и т.д.Обучаясь по программе на 2-3 году обучения, ребята с удовольствием являются замечательными помощниками в организации и проведении муниципальных конкурсов: «Краеведческая викторина»; «Биатлон»; «Школа безопасности»; «Звездный десант» и т.д.

Заключение.
Изучив состояние проблемы активизации познавательной деятельности и формирование качеств социально-активной личности в психолого-педагогических исследованиях и в практике туристско-краеведческой деятельности можно сделать вывод, что туристско-краеведческая подготовка имеет комплексный характер, основывается на знаниях из различных областей науки – географии, истории, биологии, краеведения, экологии, спорта и др. Образовательная функция туризма содержит в себе огромный потенциал по формированию у обучающихся познавательной активности, деятельности и социализации детей.
Весь накопленный материал туристско-краеведческого содержания в эксперименте выстроен в формы и методы работы, содействующие активизации познавательной деятельности и социализации обучающихся. С увеличением активизации познавательной деятельности обучающихся в туристско-краеведческой направленности, появились:
Повышение интереса к изучению краеведения и основ туристских навыков; повышение работоспособности обучающихся на практических и теоретических занятиях; быстрое восприятие нового материала, даже в экстремальных ситуациях; создание обстановки рабочего настроения, благоприятного морально-психологического микроклимата; развитие таких черт личности, как самостоятельность, творчество, стремление к реализации накопленных знаний, признание права на самобытность каждого члена общества, формирование личных суждений, самореализация и самоопределение обучающихся.В экспериментальном исследовании доказана эффективность и подтверждена педагогическая целесообразность активизации познавательной деятельности туристско-краеведческой подготовки с целью социального воспитания личности через определение эффективности реализации образовательной программы.
В современной воспитательно-образовательной системе дополнительного образования туристско-краеведческая деятельность рассматривается как эффективное средство, позволяющее решать в комплексе воспитание, обучение, развивая подрастающего человека в целом: эмоционально, интеллектуально, нравственно и физически. Если мы хотим видеть будущее поколение гармонично всесторонне развитыми людьми, то необходимо создавать не туристско-краеведческое движение обучающихся, а туристско-краеведческое образование.


Список литературы:
1. Алиева Л.В. Туристско-краеведческая деятельность как средство развития личности ребенка/Под ред. Остапца-Свешникова А.А. Л.: Подразделение оперативной печати,2001г.
2. Андрюшова Ю.С. Влияние географии на развитие эмоциональной сферы личности школьника// №6/2002.
3. Баринова И.И., Елховская Л. И., Николина В.В. Основы туризма М.: Просвещение, 2000 – 157с.
4. Бардин А. Азбука туризма-2003
5. Бондаревский В.Б. Развитие интересов и склонностей учащихся старших классов к отдельным предметам школьного обучения. Пермь,2001г.
6. Бондаревский В.Б., Когда развивается интерес к знаниям//Народное образование 2000г №9, с.42 – 43.
7. Буткин Г.А., Володарская И.А. Формирование самостоятельной познавательной деятельности учащихся. В кн. Проблемы методов обучения в современной общеобразовательной школе. – М.,2007г.
8. Буковская Г.В. Формирование экологической культуры младших школьников средствами туристско-краеведческой деятельности. 13.00.06. Теория и методика воспитания. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата пед. наук. – М, 1999г.
9. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методика обучения. – М.: Изд. центр Вентана – Граф,2002 – 240с; ил.
10. Выготский Л.С. Педагогическая психология. – М.: Педагогика – Пресс,2006.
11. Гревс И.М. История в краеведении//Краеведческий альманах «Мое Отечество» №2, 2001.
12. Гревс И.М. Природа экскурсионности и главные типы экскурсий в культуру//Экскурсии в культуру. – М.:2005.
13. Даринский А.В. Вопросы туризма в школьном курсе географии.
14. Константинов А.В. . Туризм и ориентирование – М.: Просвещение, 2004.
15. Даринский А.В. Методика преподавания географии. – М.: Просвещение, 2006г. 391с.
16. Заир-Бек Е.С. Влияние обучения в учебном процессе на формирование познавательных интересов учащихся// Педагогические проблемы формирования познавательных интересов учащихся. – Л., 2003, с.70-76.
17. Звягинцев Е.В. Подготовка к походу. – Москва – Л, Госиздат 2004.
18. Иванов И.В. Педагогические основы школьного краеведения. Петрозаводск, 2006.с. 7-29.
19. Каптерев П.Ф. Избр. пед. соч./Под. ред. А.М. Арсеньева. – М.: Педагогика, 2002. – с.536
21. Корнеев В.П. Дидактические условия формирования познавательных интересов. 13.00.02. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. – Киев,2001.
22. Куликов В.М., Некрасова И.Б. Урок – поход//География в школе.№5/ 2007г.
23. Ланина И.Я. Методика формирования познавательного интереса у школьников в процессе обучения физике. 13.00.01. Автореферат диссертации на соискание ученой степени канд. пед. наук. – М.,2005.
24. Левитов Н.Д. Профессиональные и учебные интересы 8-ков. Сборник «Способности и интересы»/Под ред. Левитова Н.Д. и Крутецкого В.А. – М: 2007г.