Формирование исследовательских навыков у учащихся в туристско -краеведческой деятельности»



МБОУ Кызыл-Сылдысская средняя общеобразовательная школа
668383. Республика Тыва Эрзинскийкожуунс.Булун-Бажыул.Галины Доваатор,21
Экспериментальная работа по теме:
«Формирование исследовательских навыков у учащихся в туристско-краеведческой деятельности»
В настоящее время проблема отношения человека в природе, к своему прошлому и будущему не может быть неактуальной. Если человек знает историю своей малой Родины, то он не будет равнодушным к ее народу, к ее проблемам, ее будущему.
Задуманный нами эксперимент состоит в том, чтобы участники эксперимента (дети, родители, учителя, население села) сделали попытку вернуться в свое Прошлое, чтобы обрести свое полноценное «Я», а затем сделать свой выбор в Будущем.
Идея эта - не самая новая, но почему-то до конца она не прорабатывается. Но новизну нашей не новой идеи мы задумали показать в подходах реализации нашей экспериментальной работы «Формирование исследовательских навыков у учащихся в туристско-краеведческой деятельности».
Цель: Развитие и пропаганда детского и юношеского туризма и краеведения, популяризации среди учащихся здорового и безопасного образа жизни.
В ходе экскурсий по экологической тропе изучить геологическое строение и горные породы, слагающие гору Боом, ознакомиться с рельефом, изучить разнообразие почвенных типов и растительного покрова, также рассмотреть вопросы о ресурсах: минеральных, агроклиматических, водных, почвенных и растительных. Необходимо обратить внимание на влияние деятельности человека на них, на современное состояние этих ресурсов и мерах охраны. Создать геологическую коллекцию пород, почв и гербарную коллекцию растительности местности. А для этого с начала надо подготовить учащихся, учителей школы, обеспечить их практическими знаниями о специфических особенностях экологического туризма и экологического маршрута.
Конечная цель – получение базовых теоретических и практических знаний в области организации экологического туризма, разработки маршрутов и их внедрение в программы учебного и воспитательного процесса школьных учреждений.
Экскурсия №1 на экотропе Боом.
Цель экскурсии: Изучение геологической истории происхождения горы Боом и породы, слагающие её.
Задачи экспедиции:1. Анализ литературных и других источников информации. Проведение экскурсии и полевых исследований. Картографирование объектов.
2. Выявление особенностей в геологическом строении данной местности, формирование у учащихся, населения сознания о длительности геологического времени и возраста горных пород, об исключительной древности данной горной системы.
3. Конкретные знания о своей территории вызывает чувство гордости, патриотизма, желание рассказать об этом другим людям, чтобы они также познавали свою окружающую среду, защищали и сохраняли.
Территория села Булун-Бажы Эрзинскогокожууна расположена юго-западе нагорья Сангилена. И нагорье Сангилен сложено одним из древнейших пород нашей планеты.Это отложение древнего океана – известняки. Около шестисот миллионов лет тому назад территории Тувы и Монголии были Палеоазиатским океаном. Породы на горе ещё более древнее, чем на Сангилене, образованные свыше миллиарда лет тому назад, это отложения бывшего здесь древнего океана – гнейсы, гранито-гнейсы протерозойского возраста. Они на дневной поверхности встречаются в Туве только здесь, у села Булун-Бажы. Эти породы перетерпевшие сильные изменения под воздействием температуры, давления, изменялись и переплавлялись. В результате получаются такие породы, совершенно не похожие, которые были в начале. Так возникли гранито-гнейсы - бывшие граниты, слюдистые сланцы. Они имеют полосчатость - это следы течения.
Экскурсия вторая. Растительность, характерная для каменисто-щебнистых и межскальных грунтов.
На второй точке знакомимся с растительностью. Растительность редкая, но местами под тенью скал пышная, красочная разнотравно-злаковая с кустарниками между выходами коренных пород. Наблюдается большое видовое разнообразие: эфедра хвощевидная, лапчатка снежная, звездчатка вильчатая, кермек скученный, горноколосник колючий, тонконог алтайский, полынь холодная, полынь Гмелина, кизильник черноплодный, таволга зверобоелистная, карагана карликовая, гвоздика разноцветная, житняк гребенчатый. Приведенный список не представляет полноту флоры данной местности. Видовая насыщенность на 100 кв.м. и на 1 кв.м. одинакова и составляет 7-8 видов. Собраны и определены образцы растений. Учимся делать гербарий растений.
Экскурсия № 3. Межгорная степь на экологической тропе.
Обоснование.
В современных условиях окружающая среда испытывает антропогенную нагрузку, теряет способность к самовосстановлению. Экологический кризис носит глобальный характер. Меры по защите природы являются первостепенной задачей человеческого сообщества.
Новизна исследования.
Впервые начаты учащимися серьезное изучение степных эко-систем: её флоры, геоботаническое описание, продуктивности в мониторинговом режиме, как части эко-логической тропы.
Цель исследования.
Изучить естественное состояние степной экосистемы, слежение за состоянием и изменением степи под воздействием различной пастбищной нагрузки.
Задачи
Научить проводить:
- полевые наблюдения;
- проводить геоботаническое описание на наблюдаемом участке экологической тропы;
- научиться гербаризировать растения и создать научный гербарий в кабинете биологии;
- научиться производить укос растительности для определения продуктивности степи, определение общей растительной массы в граммах на кв метре участка
- научиться распознавать почву, описывать почвенный профиль;
- научиться анализировать и сравнивать данные.
Виды, встречаемые на мониторинговом участке (ЭкотропаБоом):
Эфедра односемянная
Вьюнок Аммана
Лапчатка бесстебельная
Лапчатка вильчатая
Тонконог гребенчатый
Житняк гребенчатый
Карагана карликовая
Горноколосник щитковый
Ковыль Крылова (Stipakrylovii)
Пармелия
Изучение продуктивности и общей надземной фитомассы показало, что в горных степях состояние трав хорошее, не наблюдается деградации в растительном покрове в результате пастьбы скота.
Пастбищепользование здесь умеренное, но наблюдение продолжается. С увеличением поголовья пасущего скота возможны изменения в степных экосистемах в худшую сторону. Наши исследования могут способствовать рациональному использованию пастбищ, регулированию поголовья выпаса на данной территории.
На второй точке знакомимся с растительностью. Растительность редкая, но местами под тенью скал, между выходами коренных пород пышная, красочная лугово-степная разнотравно-злаковая с кустарниками растительность [Фото 4]. Создается контраст со степью окружающей горы, где трава низкорослая, сухая под воздействием экстраконтинентального климата Центральной Азии. Наблюдается большое видовое разнообразие: Эфедра хвощевидная – Ephedraeguisetina, лапчатка снежная – Potentillachionea, P.bifurca, звездчатка вильчатая – Stellariadichotoma, кермек скученный – Limoniumcongestum, горноколосник колючий – Orostachysspinosa, тонконог алтайский –Koeleriaaltaica., полынь холодная – Artemisiafrigida, полынь Гмелина -Artemisiagmelinii, кизильник черноплодный – Cotoneastermelanocarpus, таволга зверобоелистная – Spiraeahypericifolia, Stipakrylovii, карагана карликовая – Caraganapygmaea, гвоздика разноцветная – Dianthusversicolor, житняк гребенчатый – Agropyroncristatum. Приведенный список не представляет полноту флоры данной местности.
Третья точка представляет типичный ландшафт Центральной Азии – разнотрано-мелкодерновинно-злаковая сухая степь с каштановой почвой. Здесь пастбище зимнее, проективное покрытие 65-70 %, видовое разнообразие на участке составляет 13-15 видов, преобладают: ковыль Крылова –Stipakrylovii, змеёвка растопыренная –Gleistogenessquarrosa, полынь холодная -Artemisiafrigiga, полынь алтайская –Artemisiaaltaiensis, тонконог гребенчатый –Koeleriacristata,, овсяница валисская (типчак) – Festucavalesiaca, житняк гребенчатый – Agropyroncristatum,лапчатка бесстебельная – Potentillaacaulis, вероника седая – veronicaincana, осока твердоватая –Carexduriuscula. Видовая насыщенность на 100 м2 и на 1 м2одинакова и составляет 7-8 видов.
Преобладающей почвой сухих степей Тувы является разновидности каштановых почв. Почвообразующими породами здесь служат делювий коренных пород. Они представлены покровными суглинками суглинистого и супесчаного гранулометрического состава, часто сильнощебнистые. Мощность почвенного профиля достигает 50-60 см, подстилает элюво-делювий коренных пород. Гумусовый горизонт каштанового, темно- и светлокаштанового цвета, достигает 14-16 см мощности. Содержание гумуса составляет от 1,8 до 2,8 %.
Становление школы как центра культурной и духовной жизни села.
Школа ежедневно, ежечасно дает знания связанные с окружающей природой, с бытом населения. Здесь тесная связь с народными традициями. За годы эксперимента в школьном музее дети собрали предметы быта и религиозного обряда. Также составлен топонимический словарь, оформлены буклеты о мифах и легендах при родных объектов.
Освоение туристских навыков.
Чтобы освоить туристские навыки пройдены туристские маршруты-походы:
Булун-Бажы – Боом, Булун-Бажы-Борбак-Даш-Булун-Бажы,
Оформлен буклет «Тропа здоровья». Научились составлять географическую схему (нитку маршрута), научились измерять расстояние по карте, непосредственно на месте, навыкам глазомерной съемки.
Список использованной литературы
Амонашвили Ш.А. Школа Жизни-М; издательский дом Шалвы Амонашвили,1998
Аракчаа Л.К.. Дадаа Г.И. Методические подходы в экологическом воспитании.- Кызыл, 2001
Биологический энциклопедический словарь./Под ред. Гилярова В. Н. М.: Советская энциклопедия, 1986.
Букин А. П. В дружбе с людьми и природой. - М.: Просвещение, 1991.
Зверев И. Д. Экология в школьном обучении. - М., 1980.
Измайлов И. В., Михлин В. Е., Шубкина Л. С. Биологические экскурсии. - М.: Просвещение, 1983.