Патриотическое воспитание посредством туристско-краеведческой деятельности


Патриотическое воспитание посредством туристско-краеведческой работы
Автор: Нестерова Мария Андреевна, заслуженный учитель Российской Федерации,
учитель географии МОУ «СОШ» с. Деревянск,
Усть-Куломский район
Патриотизм – это не значит только одна любовь
к своей Родине. Это гораздо больше…
Это сознание своей неотъемлемости от Родины
и неотъемлемое переживание с ней ее
счастливых и несчастных дней.
А.Н.Толстой
Рассматривая понятие патриотизм, обратимся к философскому истолкованию: «Патриотизм (от греческого Parties-Отечество) – нравственный и политический принцип, социальное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству, преданность ему, гордость за его прошлое и настоящее, стремление защищать интересы Родины».
И.П.Конотоп считает, что патриотическое воспитание призвано:
- воспитывать преданность Родине;
- сформировать уважение к труду и людям труда, трудовым традициям;
- формировать уважение к боевому прошлому Родины;
- воспитывать гуманистическое отношение к людям;
- воспитывать основы гражданского сознания;
- воспитывать мужество, стойкость, смелость;
- сформировать стремление к здоровому образу жизни.
В системе патриотического воспитания можно выделить следующие основные направления: нравственно-этическое, эколого-экономическое, правовое и гражданское, военно-спортивное, туристическое, краеведческое направления.
В подростковом и юношеском возрасте разнообразные путешествия, знакомство с различными уголками страны, изучение на практике исторического, культурного, природного наследия являются наиболее интересной деятельностью.
Туристско-краеведческая деятельность является яркой, эмоциональной, очень содержательной стороной жизни учащихся. В ней интегрируются основные грани воспитания: нравственное, трудовое, эстетическое, физическое, патриотическое и интернациональное, умственное развитие, политехническое образование и другие.
Разве можно познавать свой родной край только по учебникам? На своей практике посредством туристической и краеведческой работы все больше убеждаешься в том, что, только прикоснувшись непосредственно к природе можно увидеть все прекрасное. Любуясь в природе изумительными неповторимыми пейзажами родного края невозможно остаться равнодушными. Понимая всю хрупкость и ранимость природы северного края - дети не остаются равнодушными. Они учатся охранять все окружающее. Видя варварское отношение к лесным ресурсам, неоднократно поднимали вопрос в периодической печати, на районных конференциях. Проводятся беседы сучащимися. А сколько мусора обычно мы убираем во время походов! Уже то, что дети сами не стараются оставлять после себя ни единой бумажки, никакого мусора говорит об их гуманном отношении к природе. Ребятам не чужды экологические проблемы. Если человек с детства научится любить природу, людей, прекрасное, то, став взрослым человеком, он отдаст все силы, чтобы защитить и умножить красоту жизни. Что такое любить Родину? Это понятие очень обширное, но красной нитью идет, чтобы полюбить - надо знать, познать, понимать. А познав – беречь и охранять Родина это не только природа. Самое главное – это люди, которые свершат историю. Собран материал о знаменитых земляках, ветеранах труда. Эти материалы использовались для издания 2-х книг о Деревянске: «Любовь моя Деревянск» и «Деревеька моя – наша жизнь и радость» на коми языке. В результате краеведческой работы собираются материалы об участниках войн. Центральная часть музея нашей школы посвящена материалам Великой Отечественной войны. Там проводятся уроки мужества, конференции. Собираются материалы о тружениках тыла, участниках локальных войн. Во время походов обязательно посещаем памятники. Незабываемо посещение памятника погибшим 112 Уляшевым из маленькой д.Бадьельск и в б.д.Кузьмыльк. До похода обязательно знакомлю с поэмой В.Кушманова «112 Уляшевых». И совсем по-другому воспринимается посещение. Не видно равнодушных лиц. Ребята ухаживают за памятником погибших в с.Деревянск. Собираются о них сведения.
Одно из направлений краеведческого движения - сбор материалов о репрессированных.
Сколько их было привезено в наши края! Мы были в бывших поселках репрессированных: Чипсись, Гараж, Виль, Старый Зимстан, Колода яг, Вуктыл, Вежа-ю, Черная, Вадбож, Косвож, Тимшер, Белоборск. А сколько их ещё было! И возле каждого поселка кладбища. Читаем фамилии: Тройман, Дубас, Милаш, Омельчук…, немецские, литовские, польские, украинские, белорусские – каких только нет. И, конечно же, дети задают вопросы. Как они оказались здесь? Почему остались лежать далеко от своих родных мест? Проводятся беседы с родственниками, посещаем места бывших поселков, убираем мусор в местах захоронений. Ребята должны прикоснуться и к «черным» страницам истории. Надо увидеть лица детей, когда они ходят по руинам бараков, видят решетки, лежащие на земле. Одно дело увидеть в кино и совсем другое прикоснуться к ним. К нам обращаются родственники с просьбой найти могилы их родных, поклониться, рассказать, как они живут. Ведь не все могут приехать. Просят отправить фотографию. Ребята участвуют в акции «Свеча на окне».
Большое значение в патриотическом воспитании имеют и походы к Северо-Екатерининскому каналу. Это прикосновение к героическому труду нашего народа, к его истории. В девяти походах к каналу участвовало 155 учащихся. Ребята имели возможность увидеть остатки шлюзов, сам канал. И, конечно же, им хотелось узнать как можно больше о строительстве, значении и истории. Встречались с местными жителями и записывали воспоминания старожилов. Они рассказывали, что помнят со слов родителей, предков. Мы с учениками по крупицам собирали сведения. Проходя через труднопроходимые заросли и по болотам, вдоль канала, старались воспроизвести строительство в этих условиях. Изучали то - что ещё осталось. И надо было видеть лица детей, когда они прикасались к остаткам стен! Ведь они прикасались к самой истории. Им казалось, что чувствуют тепло рук строителей, а, закрыв глаза, слышали шум кирок, лопат в журчании вод канала. Это было величайшее строительство в XVIII веке – самое крупное гидротехническое сооружение в России. К тому же строили коми, русские, бунтари Пугачевщины, участвовали пленные австрийцы и другие. Тысячи людей было задействовано. Сколько их осталось там лежать! Нельзя забывать о них! Вот и обращается зарастающий канал тихим журчанием к нам.
Нами подготовлены проекты о сохранении канала, неоднократно обращались к районному руководству, выступали с докладами на конференциях, оформлены стенды, альбомы. Ведется большая работа по пропаганде знаний о канале. Благодаря нам каналу присвоен статус особо охраняемого природного объекта. Хоть перестали заготовлять лес в водоохранной зоне, поблизости от канала.
Большое значение в патриотическом воспитании играет и открытие летних туристических лагерей. В Усть-Куломском районе 4 года открывался лагерь «Спасатель», где тренировали детей инструктора по туризму. Кроме обучения как выживать в природе и спортивных мероприятий, проводились занятия по военной подготовке к службе в армии. Организовывались походы и экскурсии для ознакомления с окрестностями. Проводились встречи с ветеранами локальных войн и знаменитыми людьми района. Дети должны знать и гордиться ими. Один из тренеров Глуханич Александр Андреевич организовал военно-патриотический клуб «Феникс» в селе Помоздино. Летом собираются к нему ребята из всего района. Сам председатель совета воинов-интернационалистов учит их быть истинными патриотами своей Родины.
В последнее время стали уделять внимание к духовной жизни через верования. Это тоже история, образ жизни русского народа. Во время походов мы посещаем церкви, приобщаемся к духовной культуре народа. Ведь она играла большую роль во время сражений нашего народа
Туристско-краеведческая работа не только ограничивается походами по родному району. Мы выезжаем и на Приполярный Урал, в Карелию. Необходимо перешагнуть и за пределы своей малой Родины. Выезжали и в города-герои: Волгоград, Брест, Смоленск, Москву, Новороссийск. Ходили по маршруту «Прорыв блокады Ленинграда». Ведь наши земляки воевали на всех фронтах. Ребята участвуют в «Вахте Памяти», во время которой ищут останки погибших, чтоб перезахоронить их в братских могилах. «Война не закончится до тех пор, пока не будет с почестями похоронен последний солдат» - это девиз поисковиков.
Возможности туристско-краеведческой работы огромны в патриотическом воспитании. Это привитие бережного отношения к окружающей природе, воспитание гордости за свой народ, преклонение перед героизмом отцов и дедов, понимание истории страны. Надо чтоб каждый ребенок чувствовал себя частицей всего этого огромного, что называется Родиной и гордился этим.
А для этого он должен непосредственно прикоснуться ко всему этому, пропустить через свое сердце.
Туризм и краеведение – важнейшие средства воспитания, которые благодаря своему разнообразию и универсальности открывают широкие возможности для практической подготовки маленького гражданина к большой жизни.