Урок творчества (7 класс)

Урок творчества
Имя существительное-царица частей речи.

Цель:
1)сравнить лексическое и грамматическое значение существительных, отработка орфографических и пунктуационных навыков; закрепление знаний об имени существительном, о роли существительном в речи. Определить синтаксическую роль существительных предложениях.
2)развивать речь учащихся, память, мышление.
3)воспитывать интерес к изучению языка. Учить, эстетически воспринимать слово, речь, овладеть средствами выразительности собственной речи.

Оборудование: DVD, тексты, иллюстрации: боги Древней Греции, сказка «Старик- Годовик» В.Даля.

Слово учителя. Объяснить учащимся цель урока.
На доске: термин «морфология»в русском языкознании стал укрепляться в конце XIX – начале XX веков.
В работах выдающихся языковедов того времени. И.А.Бодуэна де Куртанэ, Ф.Фортунатова, А.Шахматова.
«Частный словарь русского языка» из 9 томов наиболее частотных слов существительных- 4 тысячи, что составляет 44%, это самая частотная часть речи: почти каждое второе слово в нашей речи - имя существительное.

Имя существительное- ведущая часть речи.

Сообщение ученицы о В.И.Дале + прослушиваем сказку (2-3 минуты) «Старик- Годовик».
Задание: выписать в тетрадь существительное, разносклоняемые на –мя.
[время, имя, семя]

какую орфограмму можно вспомнить, глядя на слова ключ, камыш, мышь.
(правописание Ь на конце существительных после шипящих)

выписать из четверостиший существительные общего рода.
а) На боку лежал бедняжка,
и стонал он очень тяжко!
(Маршак)
б) Старуха сидит под окошком,
На чем свет стоит мужа ругает:
Дурачина ты, простофиля!
Выпросил, простофиля, избу!
(Пушкин)
А какие существительные мужского рода, называющие лиц по профессии, обозначают как лиц мужского, так и женского рода. Приведите примеры.
[врач, повар, архитектор]


составить предложения:

I в. где бы эти существительные обозначали лиц женского пола.
IIв. где бы эти существительные обозначали лиц мужского пола.



а обо всех ли склонениях можно вспомнить, глядя на эти окошки? О существительных, какого склонения забыли упомянуть?
(разносклоняемые и несклоняемые)

а) какие существительные относятся к несклоняемым существительным.
Что это значит - несклоняемое, какие у них окончания?


IV. Буквенный диктант.

Кофе, Дюма, Сочи, МГУ, алоэ, Миссисипи, радио, авеню.
Код: с, м, м, м, м, ж, с, ж, с.


А теперь послушайте стихотворение про то, как не надо говорить.
Выпишите из него все слова, которые не изменяются по падежам и числам.
Как-то рано поутру
С другом сели мы в метру.
(ср.р)
И поехали в метре
Фильм смотреть о кенгуре (м.р и ж.р)
Вот сидим мы с ним в кине (ср.р)
Без пальта и без кашне (ср.р)









Создание проблемной ситуации

Конфета, эскимо, арбуз, монпансье, пирожное.
Докажите, что все слова принадлежат к одной части речи.
-что обозначают?
Относящиеся к одному из 3 родов. Изменяющиеся по числам, падежам. Составляют одну тематическую группу.
- чем отличаются от других существительных
слова эскимо, монпансье? (неизменяемы существительные)

а) Игра «Эрудит» (из 508).



Мифология

Лингвистическое сообщение (рассказ) на тему: «Роль существительных в художественной речи».

Составляем текст на мифологическую тематику:
существительное в прямом и переносном смысле, их роль в создании метафор и сравнений.
существительные синонимы и антонимы
существительное в роли обращения в художественном произведении.
какие разряды имеет существительное.


Составить словосочетания с несклоняемыми именами существительными, которые характеризуют человека положительно.

Основные модули в изучении темы «имя существительное»
грамматические признаки.
морфологические признаки.
синтаксическая роль
(подлежащие, дополнения, обстоятельства)








Грамматические признаки Имя существительное синтаксическая роль

Морфологические признаки


А.Фет из 22 слов создал поэтический шедевр, 14 из них существительные. ( шепот, робкое дыханье)
С помощью существительных можно нарисовать портрет, передать состояние явлений природы, написать стихотворение.


Пятистишье

в конце урока:
1) слово (существительное)
2) 2 слова (существительное + пр.)
3) вопрос + что обозначает
4) мое отношение к этому слову
5) синоним к первому слову

В конце урока тренинг по составлению вопросов
1) какие вы получили знания?
2) почему существительное называется самостоятельной часть речи?
3) какое значение имеет существительное в речи?
4) что если бы не было имени существительного?

Домашнее задание.


15