Методическая разработка занятия по краеведению в начальных классах Заочное путешествие в Усманский бор


МКОУ Таловская СОШ
Заочное путешествие в Усманский бор
для учащихся общеобразовательной школы.
«Усманский бор - природная жемчужина Воронежского края»
151066563881030099017780
Подготовила учитель начальных классов Жукова Нина Егоровна
Таловая, 2016г.
Тема: Усманский бор - природная жемчужина Воронежского края.
Форма проведения: заочная экскурсия
Задача
Пополнить знания детей о природе Воронежского края
Вызвать чувство гордости за родной край
Цели:
- Познакомить учащихся с Усманским бором
- Вызвать потребность оберегать природу
- Прививать желание любоваться окружающей природой и познасать её
Оборудование медиопроэктор, экран, презентация, озвучивающая аппаратура, выставка книг о природных заповедниках Воронежской области, книги В. Пескова.
Ход занятия
Учитель
Ппредлагаю совершить заочное путешествие мир Усманского бора. Сопровождать нас будет знаменитый журналист воронежц Василий Песков. Послушайте отрывки из его книги.
Звучит запись звуков леса, журчание воды.
Библиотекарь
«Василий Песков. 17 марта 2011г
Я вырос в степном селе, но лес был рядом. Из него везли дрова. Бабы ходили по грибы. Первые воспоминания детства - запах леса, принесенный в корзинах с грибами.Потом отец повел меня глубже в лес. Мир его казался бесконечным…»
Чтецы.
«От города Усмани лес тянется до Воронежа широкой полосою в объятии двух рек - Воронежа и Усманки.При царе Петре крымцы перестали набегать на земли у реки Воронеж. Усманскому бору суждено было выполнить другую важную роль. Царь выбрал место для строительства флота: «Золотой куст государства Российского», - сказал царь, поездив среди необхватных сосен и вековых, как струны стройных, дубов.Застучали в бору топоры, завизжали пилы, по реке вниз к Воронежу потянулись плоты. Царь-работник и другим не давал сидеть сложа руки - дымились кузницы, пилились бревна на доски, ковались гвозди, шились паруса. И сплошным потоком тёк по реке строевой лес из бора.Царь прямо на верфи принимал иностранных послов, беседовал с мужиками, которым запретил хоронить усопших в домовинах из дуба, устраивал праздники с потешными огнями в честь спущенных на воду кораблей. Это было важное время на часах векового бора.Очередную дань с леса взяли, когда спешно строили железную дорогу Москва - Донбасс. Сосны бора легли шпалами под рельсы дороги.И еще момент истории. Воронеж стоял на пути врагов в Сталинград. Надо было отвлечь немцев от этой важной стратегической точки войны - облегчить судьбу города на Волге. Воронеж выполнил эту задачу, заплатив большую цену - город разрушен был, почти как Сталинград. Я увидел Воронеж летом 43-го года. Больше всего запомнился плакат: «Из пепла пожарищ и обломков развалин мы восстановим тебя, родной Воронеж». Увидел также плоты на реке. Это Усманский бор протягивал руку городу. Редкое удовольствие испытал я в минуты, когда плоты, изгибаясь, прошли неторопливо вниз по реке...Два года назад мне захотелось побывать в местах, где готовились плоты, посмотреть, что стало с лесом, который срубили. Мне показали эти места. Там, где было срублено хоть одно дерево, посажено новое. Этим посадкам сейчас без малого семьдесят лет. Лес выглядит зрелым «корабельным» бором. Вот что значит: «Срубил дерево - посади новое».» Учитель
Сейчас я предлагаю вам познакомиться с особенностями растительного мира Усманского бора, с его жемчужинками.
Просмотр слайдов, показывающих особенности ландшафта бора, под звуки леса.
Учитель. А сейчас пришла пора познакомиться с обитателями Усманского бора. Кто в лесу живет, и кому как живется?
Чтецы.
« Василий Песков.
Было время, когда лесной «полуостров», продвинутый в степь, имел «пограничную» зону, где жили волки, лисицы, зайцы-русаки, куницы, лесные птицы, водились бобры по заболоченным лесным речкам. По мере заселения людьми окрестностей лесных территорий стал убывать животный мир «полуострова», пограничного со степью.Во всей России шла добыча бобров. Высокие бобровые шапки носили издревле бояре. Мода на дорогие бобровые воротники возникла повсеместно и у дворян. («Морозной пылью серебрится его бобровый воротник». Пушкин.)К началу XX века хватились: бобровых мехов на рынке не было. Всё выловлено было охотниками повсеместно. Стали искать, где еще сохранились бобры - хотя бы немного для разведения. В большой стране отыскались три места, где они водились. Местечко в Сибири, в Белоруссии на Березине и в Усманском бору на заболоченных лесных речках.
В 1927 году был создан в Усманском бору заповедник для изучения, охраны и расселения бобров. Дело сразу приняло деловой и грамотный подход. Создали ферму по развитию и расселению зверей. Бобры легко приспосабливались и хорошо приживались на новых местах. Тысячи животных вернулись в природу.Бобровый заповедник - гордость наших биологов. Но почти все заповедники в связи с растущими проблемами охраны природы расширяют свои задачи. В годы большой революции в Усманском бору было выпущено два десятка благородных оленей, привезенных из Германии для зоопарка принца Ольденбургского. Олени одичали и прижились в бору.Потом пришли из северных лесов и тут осели лоси. Численность их стабильна - около ста голов. Благополучней других живут кабаны. Их около шести сотен.»Учитель
Много в лесу жильцов. Давайте познакомимся с ними.
Просмотр слайдов под звуки, издаваемыми зверьми, птицами.
Учитель
Мы завершаем заочное путешествие по Усманскому бору. Уходя из леса, давайте обратим внимание на цветы и травы. Уверенна, что многие вам уже встречались. Теперь предлагаю запомнить их названия.
Просмотр слайдов. Разрешаются комментарии зрителей по ходу просмотра.
Учитель
Усманский бор – природный заповедник. Его территория охраняется, его обитатели защищены законом об охране заповедников.
Вы уже слышали историю о том, к чему привел массовый отлов бобров в нашей стране. Давайте же учиться на ошибках прошлого и не допускать новых. А это значит, что каждый из вас должен знать родную природу и оберегать её, использовать её дары, не нанося ей ущерба! Где же можно получить эти знания?
Библиотекарь
Вам придут на помощь книги о родном крае. Сейчас я расскажу о тех, что имеются в школьной библиотеке.
Предлагается посмотреть выставку книг.
Учитель
Берегите родную природу! Она наш дом, дом животных и растений! Она даёт нам жизнь, украшает её.
Литература.
Интернетресурсы:
pandia.ru/text/78/501/32380.php
http://floranimal.ru/national/park.php?pid=149
http://www.kp.ru/daily/25653.3/816057, Василий Песков
http://www.south-vrn.ru/articles/2-vse-o-new-usman/273-usmanskiy-bor.html (документальный фильм)
http://www.okrae.odbvrn.ru/literature/est-gorod-v-rossii-stikhi-o-voronezhe (детям о Воронежском крае)
Научно-популярная литература: