Повторительно-обобщающий урок по теме СССР в первые послевоенные десятилетия в рамках подготовки к ЕГЭ


Тема: СССР в первые послевоенные десятилетия ( 2 ч)
Цели урока:
проанализировать  деятельность Н.С. Хрущева на посту руководителя государства и дать оценку роли личности в истории через его политический образ;
оценить основные направления перемен в политической, социальной и духовной жизни в СССР при Хрущёве;
способствовать формированию у школьников целостного представления о политическом деятеле, определившем содержание значительного периода отечественной истории;
систематизировать знания ранее полученные по хрущёвскому периоду  отечественной истории;
способствовать развитию познавательных умений: проводить поиск необходимой информации в различных источниках, сравнивать  данные, выделять характерные и существенные черты исторических событий и явлений, излагать суждения о причинно-следственных связях исторических фактов, формировать и формулировать  свою   оценку личностей и событий истории.
Навыки и умения, которые закрепляют на уроке (в соответствии с кодификатором ЕГЭ 2016 года).
- определять последовательность исторических событий;
- соотносить общие исторические процессы и отдельные факты;
- выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
- группировать исторические явления и события по заданному признаку;
- систематизировать историческую информацию на основе представлений об общих закономерностях исторического процесса;
- устанавливать причинно-следственные связи между явлениями;
- различать в исторической информации факты и мнения, описания и объяснения, гипотезы и теории;
- проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
- осуществлять внешнюю критику источника (характеризовать авторство, время, обстоятельства и цели создания источника);
- осуществлять внутреннюю критику источника (анализировать позицию автора и участников описываемых в источнике событий);
- писать историческое сочинение .Оборудование: ноутбук, мультимедиапроектор, экран, пакет заданий .
Оборудование:
учебник «История России. ХХ век.
Документы и материалы, посвящённые жизни и деятельности Н.С. Хрущева;
hrono.ru. Хронологическая таблица" СССР при Н.С.Хрущёве;
раздаточный материал: рабочие листы, текстовая информация,  документы;
презентация по теме «СССР в 1953-1964гг»
Основополагающий вопрос: Эрнст Неизвестный, создавая надгробный памятник Н.С.Хрущёву, сделал его из белого и чёрного мрамора, сказав: «Я так и не понял, чего в нём больше: белого или чёрного…»
Ход урока
Вступительное слово учителя
Я так и не понял, чего в нём больше: белого или чёрного…»
Прошедшие  уроки познакомили вас с таким периодом,  который вошел в историю нашей страны  ХХ в. как период правления   Н.С.Хрущева.
2. Работа в группах. 10 минут
Учащиеся делятся на группы, в соответствии с предложенными к обсуждению  темами:
а) борьба за власть;
б) развитие сельского хозяйства;
в) решение социальных проблем;
г) ХХ съезд КПСС.
д) влияние  Н.С. Хрущева  на духовную жизнь общества;
е) формирование аппарата управления и власти.
1 группа: Какие личные качества Хрущева проявились в преобразованиях и борьбе за власть? Они ему помогали или мешали?  Укажите в вашей таблице.
После обсуждения и заполнения таблицы группа сводит воедино  личностные оценки Хрущёва: решительный, сильный, инициативный, умный, хитрый, волевой, прямой, расчётливый,  жёсткий, недоверчивый, подозрительный, упрямый, и т.д.;2 группа: Преобразования периода «оттепели»: развитие сельского хозяйства
Основные мероприятия Результаты их проведения
1. 1.
После заполнения таблицы группа совместно обозначает  положительные и отрицательные уроки реформирования сельского хозяйства.
3 группа: Преобразования периода «оттепели»: решение социальных проблем.
Дата, мероприятия Положительные результаты Отрицательные результаты
     
4 группа: формирование аппарата управления и власти.
Группа работает со статьей и формулирует выводы.
1. Ф.М. Бурлацкий в книге "Никита Хрущев и его Цветники — красные, черные, белые" отмечал: "Хрущёв как и Сталин, был убежден, что именно государство, централизм, спущенный сверху план, приказ, указание — это и есть... главный стимул развития страны. Он был «государственником» не в меньшей степени, чем Сталин, и несравненно в большей, чем Маркс и Ленин... Три съезда, проведенные при руководящем участии Хрущева, мало отличались от сталинских с точки зрения методов и моделей"
5 группа: Работает со статьей. ХХ съезд КПСС приложение 4
6 группа: - Задание на анализ исторических версий и оценок
В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым
высказываются различные, часто противоречивые точки зрения. Ниже
приведена одна из спорных точек зрения, существующих в историческойнауке.
- Значительная часть общества оценивает поступок Хрущева как смелый шаг, позволивший людям освободиться от страха, а стране пойти по пути хоть и ограниченных, но демократических преобразований.
Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно
подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно
опровергнуть её. При изложении аргументов обязательно используйте
исторические факты.
Ответ запишите в следующем виде.
Аргументы в подтверждение: Аргументы в опровержение:
1) … 1) …
2) … 2)
7 группа: Как вы понимаете слова Н. С. Хрущева « В культуре я – сталинист…»
Новые явления, события Рецидивы сталинской политики
Литература  
Живопись  
Кинематография  
Театр  
Образование  
Научно-технический пргресс 
В таблице группа отмечает успешные результаты, так и отрицательны.
Каковы, на ваш взгляд результаты реформаторской деятельности Н.С. Хрущева?
– десталинизация– демократизация
– «оттепель»
– повышение уровня жизни
– укрепление позиций в мире
– цель-коммунизм
«Будучи сам продуктом определенной эпохи, социальной и политической среды, (он) хотел преодолеть ее законы, разрушить ее во многом теми же методами. Сломать бюрократию, действуя бюрократически. Развенчать культ личности Сталина, не отказываясь от создания собственного культа, хотя и без массовых репрессий, но тоже достаточно откровенно». Волобуев
Необходимо отметить, что при всех положительных результатах были и отрицательные последствия. Часто реформы были не до конца продуманы и не давали ожидаемого результата. Причинами этого являются и волюнтаризм Н.С. Хрущева и то, что наша страна относится к странам II эшелона, не обладающими всеми необходимыми предпосылками для проведения реформ.14 октября 1964 года Н.С. Хрущев Пленумом ЦК КПСС был освобожден от всех занимаемых постов в связи «с преклонным возрастом и состоянием здоровья».
Каковы, на ваш взгляд, реальные причины отстранения Н.С. Хрущева от власти?
Таким образом, мы проанализировали с вами деятельность Н.С. Хрущева и каждый из вас может дать им свою оценку.
Беседа: Давайте вернемся к вопросу нашего урока: Эрнст Неизвестный: «Я так и не понял, чего в нём больше: белого или чёрного…» ? в ходе высказывания определяются  следующие объективные и субъективные факторы эпохи:
– трудности  послесталинского времени, сопротивление "сталинской гвардии";
– сложная международная обстановка, борьба за социалистический блок, необходимость доказывать миру "кто сильнее".
– в эпоху больших перемен не всегда принимаются  однозначно правильные решения;
– формирование Хрущёва и как личности, и как политика, и как хозяйственника происходило при сталинском времени  и при Сталине;
– эйфория от временных успехов, скоропалительность и волюнтаризм при приятии важнейших государственных решений;
– преобразования коснулись абсолютного большинства населения;
– страна достигла выдающихся успехов;
– не были  решены многие поставленные перед государством задачи;
– другое…
Решение теста на знание дат, фактического материала, установление причинно-следственных связей приложение №1 ( решение тестов)
Задания части 1 Выполняем на рабочих листах
1. Расположите события в хронологической последовательности:
а) начало создания совнархозов
б) антикоммунистическая революция в Венгрии
в) создание Информационного бюро коммунистических и рабочих партий
г) образование Организации Североатлантического договора (НАТО)
д) начало освоения целинных земель
2. Какие три события из перечисленных ниже относятся к периоду «оттепели» в СССР?
1)Образование Совета Экономической Взаимопомощи
2)Заключение совестко-американского договора ПРО (противоракетной обороне)
3)Карибский кризис
4)Образование Организации Варшавского договора
5)Начало Корейской войны
6)Нормализация отношений с Югославией.
Ответ:
3. Установите правильное соответствие:
1 2 3 4
1) М. М. Зощенко а) космонавт
2) С. П. Королев б) экономист
3) Ю. А. Гагарин в) биолог
4) Е. Г. Либерман г) конструктор в области ракетостроения
д) писатель
4. Какие три политических деятеля из названных ниже были участниками «антипартийной группы», отстранённой Н.С. Хрущёвым от партийно-государственного руководства?Г.М. Маленков
А.А. Громыко
Л.М. Каганович
Ю.В. Андропов
В.М.Молотов
А.М. Косыгин
Ответ:
5. Установите соответствие между фамилиями писателей и названиями их произведений:
ФАМИЛИИ ПРОИЗВЕДЕНИЕ
А) Б.Л, Пастернак 1) «Один день Ивана Денисовича»
Б) А.И. Солженицын 2) «Оттепель»
В) И. Г. Эренбург 3) «Судьба человека»
Г) М.А. Шолохов 4) «Доктор Живаго»
5) «Котлован»
А Б В Г
6.Расположите в хронологической последовательности следующие события:
А) Карибский кризис
Б) начало освоения целинных и залежных земель
В) смерть И.В. Сталина
Г) создание Организации Варшавского Договора
7. Какие три события из перечисленных ниже относятся к периоду «оттепели» в СССР?
1)Исключение Б.Л. Пастернака из Союза писателей СССР
2)Принятие постановлений о журналах «Звезда» и «Ленинград»
3)«Ленинградское дело»
4)Проведение в Москве первого Международного конкурса им. П.И. Чайковского
5)Нападки на художников-авангардистов
6) Ссылка А.Д. Сахарова в Горький
Ответ:
8. Установите соответствие между фамилиями деятелей культуры и сферами их деятельности.
ФАМИЛИИ СФЕРЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5) балет
А) В.Э. Мейерхольд 1) музыка
Б) А.А. Ахматова 2) скульптура
В) С.С. Прокофьев 3) театр
Г) М.М. Плисецкая 4) поэзия
А Б В Г
9.Прочтите отрывок из воспоминаний Ф.М. Бурлацкого и напишите фамилию военачальника, о котором идет речь.
«…Хрущев добился освобождения [маршала] с постов члена Президиума ЦК и министра обороны СССР. Сделано это было в традиционном для того времени духе – в момент, когда маршал находился в зарубежной командировке. Ему не было представлено минимальной возможности объясниться, точно так же, как не было дано необходимого разъяснения партии и народу о причинах изгнания с политической арены самого выдающегося полководца Великой Отечественной войны. И причина изгнания опять-таки традиционная – страх перед сильным человеком».
Ответ:
10. Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением одного, относятся к истории России 40- середины 60 гг. XX в.
денежная реформа, реабилитация, ГОЭЛРО, совнархоз.
Найдите и запишите термин, относящийся к другому историческому периоду.
Ответ:
11. Напишите пропущенное понятие ( термин).
…………………— мировоззрение, идея мирового гражданства, ставящая общечеловеческие интересы и ценности выше интересов отдельной нации, либо такое понятие отрицающая.
Ответ:.
4. Работа с сочинением и кодификатором разбор

Написание сочинения по теме 1953-1964г
4. Заключительное слово учителя:
Итак, ребята, мы закрепили и систематизировали знания по теме: «СССР в 1953-1964гг.». Наш урок был направлен на целенаправленное формирование системы знаний, на развитие аналитического, логического мышления, применение знаний по данной теме. Фигура Н.С. Хрущева нельзя оценить однозначно, но    "Пройдет совсем немного времени и забудется и Манеж, и кукуруза...    А люди будут долго жить в его домах. Освобожденные им люди... И зла к нему никто не будет иметь – ни завтра, ни послезавтра. И истинное значение его для всех нас мы осознаем только спустя много лет". М.И. Ромм