План-конспект урока по теме Стихотворение И.Сурикова Зима

6 класс. Чтение. Стихотворение И.Сурикова «Зима»
Цели:
Познакомить учащихся со стихотворением И.З. Сурикова “Зима”
Развивать умение анализировать поэтический текст
Воспитывать умение видеть и чувствовать красоту.
Оборудование: Иллюстрации на тему «Зима», рисунки детей.
Фонохрестоматия.

Ход урока

1. Проверка д/з – выразительное чтение стих. И.С.Никитина
«Зимняя ночь в деревне»

2. Вступительное слово учителя
Сегодня, ребята, мы продолжим с вами знакомство с творчеством русских поэтов о природе, о Родине и о самих себе.
- Чтение учителем слов Н. Заболоцкого:
В очарованье русского пейзажа Есть подлинная радость, но она Открыта не для каждого и даже Не каждому художнику видна.

Мы попытаемся проникнуть в мир поэта и понять его настроение, состояние и почувствовать красоту. А говорить мы будем о стихотворении И. Сурикова “Зима”.

– Зима Что ассоциируется у Вас с этим словом (снег, катание с горок, морозы)

– На своих рисунках (обращаем внимание) вы изобразили зиму. Какие краски у Вас преобладают? (синие, белые, голубые). Почему?

– Каково настроение, созданное вашими рисунками? (радостное, приподнятое)

- А как же поэт Иван Захарович Суриков изобразил зиму?
- Чтение стихотворения “Зима” учителем.

Что вы представили, увидели, слушая это стихотворение? (учащиеся называют)
3. Работа с текстом стихотворения
Итак, о чем это стихотворение?
1. Тема – наступление зимы
2. Идея – радость от встречи с зимой
3. Образы
Зима
Солнца мало
снег кружится
лес заснул
поле забелело
дни коротки







– Давайте перечитаем стихотворение еще раз.
– Каково настроение стихотворения? (тихая радость)
– Кто испытывает эту тихую радость (лирический герой радуется приходу зимы)

- Как же автору удалось создать такую чудную картину?
- Какие сравнения есть? Как вы можете их объяснить?
- Зачитайте олицетворения, для чего они использованы? (природа живая)
Поле забелело
Точно пеленою
Все его одело.
Поле пеленкой покрыл.
- Темный лес, что шапкой, Принакрылся чудной
Снег, как шапка на деревьях.

Какие предложения по цели высказывания использованы? Почему?
(повествовательные, автор созерцает, любуется, живет вместе с природой)
Что показывает многоточие? (поразмышлять, задуматься, что-то еще представить)

Каков ритм стихотворения? (размеренный, неторопливый, спокойный)
Какое слово помогает почувствовать теплоту и любовь автора к зиме? (морозцы)

4. Сравнение стихотворений Никитина и Сурикова.

Фонохрестоматия. Прослушивание стих. в исполнении актера.

5. Чтение стихотворения детьми.
Жужжание - чтение.
Чтение про себя.
Чтение по цепочке вслух.


6. Закрепление.
А теперь проверяю вашу память. Кто что запомнил из стихотворения? Закройте учебники. (Слушание чтения наизусть учащихся. Поощрения).

7. Подведение итога, выставление оценок, комментирование.

8. Дом.задание – выучить наизусть одно из стихотворений.
(И.Сурикова «Зима» или И.Никитина «Зимняя ночь в деревне»)