Консультация Обучение словесному творчеству в подготовке детей к школе

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида «Ласточка»






«Обучение словесному творчеству в подготовке детей к школе»





Подготовила:
Учитель-логопед
Присташ Н.В.




2013 год

Особое значение в старшем дошкольном возрасте имеет работа по развитию речи, в частности по обучению детей сочинению и рассказыванию сказок и рассказов. Разучивание стихотворений, чтение сказок, рассказов, пересказ их детьми подводит к самостоятельному сочинению сказок, к творческому рассказыванию.
Одной из разновидностей творческой деятельности детей является литературное, или словесное, творчество.
По утверждению Л.С. Выготского, литературное (словесное) творчество «позволяет ребёнку преодолеть тот крутой перевал в развитии творческого воображения, который даёт новое и остающееся на всю жизнь направление его фантазии. Смысл его в том, что оно углубляет, расширяет эмоциональную жизнь ребёнка, впервые пробуждающуюся на серьёзный лад, и, наконец, значение его в том, что оно позволяет ребёнку, упражняя свои творческие стремления и навыки, овладеть человеческой речью – этим самым тонким и сложным орудием формирования и передачи человеческой мысли, человеческого чувства, человеческого внутреннего мира».
Словесное творчество дошкольников – это деятельность детей, возникающая под влиянием произведений искусства и впечатлений от окружающей жизни и выражающая в создании устных сочинений.
По мнению исследователей (Е.И. Тихеевой, О.С.Ушаковой, Л.М.Гурович, А.Е.Шибицкой, О.Н.Сомковой и др.), словесное творчество дошкольников может проявляться в следующих формах:
- словотворчество (в узком смысле);
- сочинении стихотворений;
- сочинении собственных рассказов и сказок;
- творческих пересказах;
- придумывании загадок, небылиц.
Свободное сочинение заключается в том, что ребёнку предоставляется свобода сочинять сказку или «то, что может быть». Этому не учат случайно, но способность к свободному (самостоятельному) сочинению подготавливается у детей всей системой развития речи в детском саду и в домашних условиях. Чем лучше подготовлен ребёнок в речевом общении, тем больше развиты у него воображение и творческие способности.
Самостоятельное сочинение, богатое по лексике, правильное и разнообразное в грамматическом отношении, а главное – логично построенное и выразительное, доступно детям на пятом-шестом году жизни. До этого их сочинения представляют набор логически не связанных друг с другом образов из известных им художественных произведений. Подготовительной работой к сочинению детей являются упражнения в пересказывании.
При обучении рассказыванию используются разные виды творческих сочинений.
1.Придумывание предложения и завершения рассказа, начало которого сообщает воспитатель. Специфика данного вида творческого рассказывания состоит в том, что воспитатель, начиная рассказ, определяет героев и придумывает завязку, а дети продолжают и заканчивают его.
2.Придумывания рассказа, сказки по плану воспитателя. Педагог предлагает тему и план, который определяет лишь общую последовательность событий, а развивать содержание дети должны самостоятельно.
3. Придумывания рассказа, сказки по теме, предложенной воспитателем (без плана).
Выполняя это задание, ребёнок выступает, как автор. Он сам выбирает содержание рассказа и его форму. Важно, чтобы формулировка темы соответствовала опыту детей, уровню их речевого развития, затрагивала чувства дошкольников, будила воображение.
4. Придумывания рассказа, сказки на самостоятельно выбранную тему.
Это самый сложный вид рассказывания. Его можно использовать лишь в том случае, если у детей сформировались умения строить повествовательный текст, давать ему заглавие, а также умения, способствующие возникновению творческого замысла и его реализации. Этот вид рассказывания можно проводить под девизом «Кто интереснее придумает сказку».
Очень важно научить детей оценивать рассказы и сказки, придуманные их товарищами, видеть положительные и отрицательные стороны рассказов. Для этого воспитатель даёт образец оценки, например, говорит: «Мне понравилась сказка Пети. В ней интересно описаны приключения белки и её друзей. Петя рассказал свою сказку выразительно. Очень хорошо он называет белку – рыжая шубка».
Надо обращать внимание и на интересное, занимательно содержание рассказа, и на словесную форму, которой передано это содержание, внимательно следить за тем, как дети в самостоятельной творческой деятельности применяют усвоенные слова предложения.
5.Придумывания рассказа, сказки по литературному образцу.
Придумывания рассказов по литературному образцу может выполняться в двух вариантах: когда сохраняется содержание, а заменяются лишь герои; и в более трудном, когда сохраняются герои, а заменяется содержание.
В дошкольном возрасте дети активно осваивают окружающий мир, в результате чего формируется восприятие, развивается речевая культура. Хорошо развитая речь помогает дошкольнику лучше передавать свои мысли, эмоции, переживания, объяснять собственную позицию; формирует такие черты личности, как общительность, лояльность, объективность. Если по каким-то причинам речь у ребёнка развита недостаточно, то в дальнейшем это затруднит учебную деятельность. Следовательно, педагогу – воспитателю, а также родителям необходимо овладеть различными методами и приёмами, способствующими развитию речи в дошкольном возрасте.