Урок для 5 класса по теме «Обучение сочинению-описанию. Сочинение-миниатюра по теме Осень»

Тема: «Обучение сочинению-описанию (описание природы).
Сочинение-миниатюра по теме «Осень»»

Цели:
Развивать умение обобщать результаты наблюдений и описывать наблюдаемые объекты;
Обогатить словарный запас детей (подбор синонимов, образных выражений, приметы);
Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование:
Портрет Тютчива Ф.И., стих-е «Листья»;
портрет И.А.Бунина, стих-е «Листопад»; высказывание
портрет И.С.Тургенева, цитата; высказывание
портрет А.Н.Майкова, стих-е
Таблица с синонимами к слову «красный»
Записи произведений Ан.Вивальди
Кленовые листья
Ветки рябины
Иллюстрации по теме «Осень»
Грамзапись «Листопад» И.А.Бунина

Ход урока:
Организационный момент
Тема урока
(Звучит музыка Ан. Вивальди из цикла «Времена года. Осень»)

Учитель:
- Октябрь уж наступил –
Уж роща отряхает
Последние листы
С нагих своих ветвей,
Дохнул осенний хлад,
Дорога промерзает,
Журча, еще бежит за лестницу ручей.
Но пруд уже застыл

- Октябрь. На пороге ноябрь. Поздняя осень. С каждым днем становится все холоднее. Вот уже и мороз сковал землю, Луга поседели от инея. Лужи затянулись льдинками. Тихо в осеннем лесу. Лишь встревоженный ветерок нарушит лесной покой, зашуршат листья, закружит в воздухе осенний карнавал. Листопадный дождь продолжается. И совсем скоро деревья сбросят последнюю листву. И мне хочется, чтобы вы попытались понять, о чем шепчут эти разноцветные листья. Об этом вы и напишите в своих сочинениях-миниатюрах. Положите на ладонь кленовый лист. На что похож лист? С чем можно сравнить?

(ответы ребят)
- Издалека листва у дерева кажется вся одного цвета, а возьмешь в руки лист – каких цветов тут только нет! Какие вы разглядели цвета?

(ответы ребят)
- Осень будто обожгла зеленый лист, и он заполыхал. Приложите лист к щеке. Что почувствовали? Что подсказал осенний лист?

(ответы ребят)

- Рядом с кленом приютилась осенняя красавица – рябина. Ярким пламенем горят гроздья рябины. На что они похожи?

(ответы ребят)

- Ягоды рябины самые заметные. Научное название означает «ловящая птиц». Уже с ранней осени тяжелые кисти оранжевых и красных ягод привлекают к себе птиц. Мы говорим «рябина красная», «калина красная». А какими близкими по смыслу словами можно заменить слово «красный»?

(слова на доске после ответа ребят)
-красный, алый, багряный, малиновый, пунцовый, румяный, гранатовый, рубиновый

- Вы не заметили, много ли рябины в этом году? С рябиной связана примета: «В лесу много рябины – осень будет дождливая, а мало – сухая».
- Назовите еще приметы о рябине

- По лесным тропинкам бродит осень. Шуршит опавшими листьями, будоражит грибными запасами, натягивает в воздухе серебристые паутинки. По этим паутинкам и передает, наверное, осень сообщение о том, что пора сбрасывать свой наряд, скоро наступят холода. Вот и падают бронзовые, золотые, багряные листья. Какое настроение вызывает листопад?

(ответы ребят)

- У вас осень вызвала разные настроения – это прекрасно. Ведь каждый чувствует осень по-своему, у каждого она своя. И большая удача в жизни, если вам удастся встретить стихи, музыку, картины, близкие вашей «личной» осени.
- Вы сегодня услышите музыку и стихи. Может быть, кому-то повезет и встреча состоится – вы встретите музыку, созвучную вашей осени.
- А у самих листьев может быть настроение, они могут что-то чувствовать, о чем-то думать?

(ответы ребят)

- Послушайте стихотворение Ф.И.Тютчева «Листья», где листья сами говорят о том, что они думают и чувствуют. Постарайтесь понять настроение опадающих листьев.

ЛИСТЬЯ

Пусть сосны и ели
Всю зиму торчат,
В снега и метели
Закутавшись, спят.
Их тощая зелень,
Как иглы ежа,
Хоть ввек не желтеет,
Но ввек не свежа.

Мы ж, легкое племя,
Цветем и блестим
И краткое время
На сучьях гостим.
Все красное лето
Мы были в красе,
Играли с лучами,
Купались в росе!..

Но птички отпели,
Цветы отцвели,
Лучи побледнели,
Зефиры ушли.
Так что же нам даром
Висеть и желтеть?
- С каким настроение улетают листья?

- Им хочется скорее сорваться, у них нетерпеливое настроение

- А в каких строках ярче всего оно выражено?
(последние строки)
- А теперь послушайте стихотворение Аполлона Николаевича Майкова, у него тоже есть слова самих листьев. Какое у них настроение?

* * *

Осенние листья по ветру кружат,
Осенние листья в тревоге вопят:
"Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!"

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.


- Этим листьям страшно, они не хотят улетать, «в тревоге вопят». Настроение тревожное.

- Вот видите: явление природы одно – листопад, а настроение у людей и даже листьев разное. Заметили, какие деревья раньше сбросили листву?

- Липа, тополь, рябина, клен, сирень до холодов, дуб до зимы.

- У Ивана Сергеевича Тургенева: «шум листвы ранней осенью – едва слышная дремотная болтовня, поздней осенью – робкое и холодное лепетание»
Почему так?

- Поздней осенью очень прохладно, ветрено, иногда морозно, листьев на деревьях почти нет, поэтому они лепечут.

- А вы наблюдали, как падают листья? Одни стремительно, камнем, вниз, другие медленно, покачиваясь из стороны в сторону, третьи то за ветку зацепятся, то за другую, будто стараются подольше задержаться на дереве. Подберем слова, которые будут передавать действия листьев.
(на доске слова вывешиваются после ответов ребят)

- Падают, летят
- Кружатся, сыплются, танцуют
- Шуршат, шепчут, разговаривают
- Вальсируют, их тревожит ветерок, бегут, прощаются с летом

- Составьте предложения с однородными членами, используя предложенные слова.

(дети составляют предложения)
- Осень длится долго. Она обычно начинается как праздник красок, листопадный карнавал, а заканчивается ненастьем, когда деревья стоят голые, протягивая свои корявые ветви, будто хотят вернуть солнце, дождь, слякоть. Какие вы слышали звуки осенью?

- Встревоженный ветерок
- Шум, шепот дождя
- Шуршание листьев

- У Ивана Алексеевича Бунина: «Можно в этой тишине расслышать листика шуршанье»,
у И.С.Тургенева: «Лишь изредка звенит стальным колокольчиком насмешливый голос синицы»,
- Какие запахи наполняют осенний лес?

- По утрам – свежесть воздуха
- Грибной запах
- Запах прелой листвы

- Каждому осень открывает свои секреты по-особому, каждый замечает в осени что-то свое, видит и чувствует осень. Скажите, с помощью каких средств люди выражают свои чувства к осени?

- Художники пишут картины, композиторы – музыку, поэты пишут стихи.

(показываю картины, книги со стихами, предлагаю прослушать грамзапись стих-я «Листопад» И.А.Бунина)

ЛИСТОПАД (И.А.Бунин)

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца,
И Осень тихою вдовой
Вступает в пестрый терем свой.

Сегодня на пустой поляне,
Среди широкого двора,
Воздушной паутины ткани
Блестят, как сеть из серебра.
Сегодня целый день играет
В дворе последний мотылек
И, точно белый лепесток,
На паутине замирает,
Пригретый солнечным теплом;
Сегодня так светло кругом,
Такое мертвое молчанье
В лесу и в синей вышине,
Что можно в этой тишине
Расслышать листика шуршанье.
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной;
Заквохчет дрозд, перелетая
Среди подседа, где густая
Листва янтарный отблеск льет;
Играя, в небе промелькнет
Скворцов рассыпанная стая -
И снова все кругом замрет.

Последние мгновенья счастья!
Уж знает Осень, что такой
Глубокий и немой покой -
Предвестник долгого ненастья.
Глубоко, странно лес молчал
И на заре, когда с заката
Пурпурный блеск огня и злата
Пожаром терем освещал.
Потом угрюмо в нем стемнело.
Луна восходит, а в лесу
Ложатся тени на росу...
Вот стало холодно и бело
Среди полян, среди сквозной
Осенней чащи помертвелой,
И жутко Осени одной
В пустынной тишине ночной.

Теперь уж тишина другая:
Прислушайся - она растет,
А с нею, бледностью пугая,
И месяц медленно встает.
Все тени сделал он короче,
Прозрачный дым навел на лес
И вот уж смотрит прямо в очи
С туманной высоты небес.
О, мертвый сон осенней ночи!
О, жуткий час ночных чудес!
В сребристом и сыром тумане
Светло и пусто на поляне;
Лес, белым светом залитой,
Своей застывшей красотой
Как будто смерть себе пророчит;
Сова и та молчит: сидит
Да тупо из ветвей глядит,
Порою дико захохочет,
Сорвется с шумом с высоты,
Взмахнувши мягкими крылами,
И снова сядет на кусты
И смотрит круглыми глазами,
Водя ушастой головой
По сторонам, как в изумленье;
А лес стоит в оцепененье,
Наполнен бледной, легкой мглой
И листьев сыростью гнилой...

Не жди: наутро не проглянет
На небе солнце. Дождь и мгла
Холодным дымом лес туманят, -
Недаром эта ночь прошла!
Но Осень затаит глубоко
Все, что она пережила
В немую ночь, и одиноко
Запрется в тереме своем:
Пусть бор бушует под дождем,
Пусть мрачны и ненастны ночи
И на поляне волчьи очи
Зеленым светятся огнем!
Лес, точно терем без призора,
Весь потемнел и полинял,
Сентябрь, кружась по чащам бора,
С него местами крышу снял
И вход сырой листвой усыпал;
А там зазимок ночью выпал
И таять стал, все умертвив...
Трубят рога в полях далеких,
Звенит их медный перелив,
Как грустный вопль, среди широких
Ненастных и туманных нив.
Сквозь шум деревьев, за долиной,
Теряясь в глубине лесов,
Угрюмо воет рог туриный,
Скликая на добычу псов,
И звучный гам их голосов
Разносит бури шум пустынный.
Льет дождь, холодный, точно лед,
Кружатся листья по полянам,
И гуси длинным караваном
Над лесом держат перелет.

Но дни идут. И вот уж дымы
Встают столбами на заре,
Леса багряны, недвижимы,
Земля в морозном серебре,
И в горностаевом шугае,
Умывши бледное лицо,
Последний день в лесу встречая,
Выходит Осень на крыльцо.
Двор пуст и холоден. В ворота,
Среди двух высохших осин,
Видна ей синева долин
И ширь пустынного болота,
Дорога на далекий юг:
Туда от зимних бурь и вьюг,
От зимней стужи и метели
Давно уж птицы улетели;
Туда и Осень поутру
Свой одинокий путь направит
И навсегда в пустом бору
Раскрытый терем свой оставит.

Прости же, лес! Прости, прощай,
День будет ласковый, хороший,
И скоро мягкою порошей
Засеребрится мертвый край.
Как будут странны в этот белый,
Пустынный и холодный день
И бор, и терем опустелый,
И крыши тихих деревень,
И небеса, и без границы
В них уходящие поля!
Как будут рады соболя,
И горностаи, и куницы,
Резвясь и греясь на бегу
В сугробах мягких на лугу!
А там, как буйный пляс шамана,
Ворвутся в голую тайгу
Ветры из тундры, с океана,
Гудя в крутящемся снегу
И завывая в поле зверем.
Они разрушат старый терем,
Оставят колья и потом
На этом остове пустом
Повесят инеи сквозные,
И будут в небе голубом
Сиять чертоги ледяные
И хрусталем и серебром.
А в ночь, меж белых их разводов,
Взойдут огни небесных сводов,
Заблещет звездный щит Стожар -
В тот час, когда среди молчанья
Морозный светится пожар,
Расцвет полярного сиянья.




Речевая и орфографическая подготовка
На доске:

поздняя листва польет золотой
солнце тишина гроздья хорошо
дождливый рябина сегодня облака
ненастный улетели наряд

- Вставьте пропущенные орфограммы, объясните написания.
- Сейчас мы закончим наше путешествие в осень. Темы на выбор.

(На доске):
О чем шепчутся листья?
Моя осень.
Золотая осень.
Прекрасная пора.

- Можете придумать свое название сочинений, но чтобы тема осени сохранилась. Не забывайте, с какой точки зрения будете создавать текст – художника или натуралиста.

(звучит музыка Ан.Вивальди, дети пишут сочинения)

Итог урока
- (дети зачитывают свои мини-сочинения)

Рисунок 4Рисунок 3Рисунок 215