Урок развития речи 3 класс. Сочинение-миниатюра


Проект урока
развития речи в 3 классе по теме:
Сочинение-миниатюра «Весенняя сказка»
Тип урока: урок развития речи.
                               
               
             
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе
Тема урока Сочинение-миниатюра «Весенняя сказка»
Тип урока Урок развития речи
Цель Формировать умение составлять текст-описание с использованием различных средств художественной выразительности (эпитет, метафора, олицетворение).
Планируемый
    результат Предметные умения Универсальные учебные действия (УУД)
подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-миниатюрой;
продолжить формирование умения воплощать музыкальное содержание в слове и находить адекватные ему изобразительно-выразительные средства языка;
расширить словарный запас учащихся;
учить видеть красоту речи, развивать наблюдательность;
конкретизировать знания детей о явлениях природы, характерных признаках весны. Личностные:
осознание алгоритма учебного действия;
способность к самооценке на основе критерия;
успешность учебной деятельности.
Метапредметные
Регулятивные: 
освоение умения принимать и сохранять учебную цель и задачи;
планировать собственную деятельность в соответствии с поставленной задачей и искать средства ее осуществления;
формирование умения контролировать и оценивать свои действия, принимать на себя ответственность, проявлять инициативность и самостоятельность;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок, высказывать свое предположение;
планировать учебное сотрудничество.
Познавательные:
освоение умения составлять текст-описание;
формирование умения использовать логические операции сравнения, анализа, обобщения, классификации, установление аналогий, отнесения к известным понятиям.
Коммуникативные:
формирование умения сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем;
принимать на себя ответственность за результат своих действий;
наблюдать за действиями партнера, находить неточности и корректировать их;
высказывать свою точку зрения с достаточной полнотой и ясностью.
Основные понятия Межпредметные связи Русский язык –развитие речи – литературное чтение - окружающий мир – музыка - изо
Ресурсы:
- основные
-дополнительные Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина. Русский язык. Учебник для 3 класса. Часть 2
Мультимедийное сопровождение урока русского языка «Картины русских художников о весне».
Аудиозапись  «Голоса птиц».
Выставка  рисунков учащихся  «Весна идёт!»  по материалам экскурсии.
Карточки со словами (словарный диктант).
Карточки с этапами плана.
Карточки со словами «весенний», «весеннее», «весенняя», «весенние».
Организация пространства Фронтальная работа, индивидуальная работа, работа в парах.
ХОД УРОКА
Этап урока Деятельность учителя Деятельность учеников                 Формируемые
универсальные учебные действия
I. Самоопределение к деятельности
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне. Включение в деловой ритм
Устное сообщение учителя Готовятся к работе. Личностные: самоопределение.
Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные:  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Урок развития речи
 -Сегодня у нас необычный урок – к нам пришли гости. А гостям всегда рады. Постараемся, чтобы гостям не было скучно.
Дети рассаживаются.
- Ребята на каждом уроке мы с вами убеждаемся, что русский язык интересен, красив и сложен. Вот и сегодня постараемся помочь
друг другу сделать новые интересные открытия. А тему урока вы скоро узнаете.
Запись даты в тетради.
II. Актуализация знаний  и выявление индивидуальных затруднений
Цель: повторение изученного материала и материала, необходимого для написания сочинения; выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. Выполняют задание, тренирующие отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции (устные и письменные), учебные навыки .Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.Познавательные: логические – анализ объектов с целью выявления признаков.
Регулятивные: контроль, коррекция, оценка, прогнозирование, целеполагание
Минутка чистописания
-Запишите буквы с образца на нижнюю строку:
с л к а е з о к г а и
Словарная работа
- Запишите слова под диктовку:  со…нце,    пр…талины, сне…,  н…беса, луж….
Учитель диктует слово, дети самостоятельно записывают его в тетрадь. Учитель прикрепляет к доске карточку с данным слово, учащиеся сравнивают своё написание слова. Один учащийся объясняет орфограммы в слове. Аналогичная работа проводится с остальными словами.
Солнце, проталины, снег, небеса, лужи.
III. Постановка учебной задачи
Цель: создание речевой ситуации; проговаривание цели урока. Анализирует знания учащихся.
Создает проблемную ситуацию. Ставят цели, выявляют место и причины затруднения. Регулятивные: целеполагание.
Коммуникативные: постановка вопросов.
Познавательные: общеучебные –самостоятельное выделение,  формулирование цели.
- Вычеркните буквы-«опасные места» из слов  в строке чистописания.
с л к а е з о к г а и
- Какое слово у вас получилось? (Сказка)
-А это значит, что сегодня мы с вами будем писать сказку. О чём? А вот о чём.
                                     Она приходит с ласкою
                                     И со своею сказкою.
                                     Волшебной палочкой взмахнёт -
                          В лесу подснежник расцветёт.          
-О  чём же  будет наша сказка? (О весне).
-Какие ощущения связаны у вас со словом «весна»? ( Тепло, радость)
– Подберите родственные слова к слову «весна». (Весенний, веснушки, веснянка.)
– Образуйте от слова «весна» прилагательное мужского рода. (Весенний).
- Женского рода? (Весенняя).
- Среднего рода? (Весеннее)
- Прилагательное множественного числа? (Весенние).
–Подберите существительные к данным прилагательным. Запишите их.
Дети записывают: Весенний день. Весеннее солнце. Весенняя песня. Весенние дни.
IV.  Эмоциональная подготвка к написанию сочинения.
Цель: упорядочение материала Организует деятельность по подготовке учащихся к восприятию материала. Составляют план достижения цели и определяют средства (алгоритм, модель и т.д.) Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование;
логические – решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
1. Вступительное слово о весне.
- С приходом весны пробуждается природа от долгого зимнего сна,  происходит обновление души. Попытаемся в нашем классе создать радостное весеннее настроение. Давайте эпиграфом нашего урока прекрасные строчки из стихотворения Алексея Николаевича Плещеева.     Прочитайте!
А.Н. Плещеев
ВЕСНА
Уж тает снег, бегут ручьи,
 В окно повеяло весною…
 Засвищут скоро соловьи,
 И лес оденется листвою!
Чиста небесная лазурь,
 Теплей и ярче солнце стало,
 Пора метелей злых и бурь
 Опять надолго миновала.
 -  Не правда ли, чудесные строки, хочется ещё и ещё раз их перечитывать. Да, красота весны вдохновила многих поэтов! Как много прекрасных стихов посвящено весне!
2. Просмотр  презентации «Весна в творчестве русских художников».
    - Удивительное время года – весна! Она не оставляет никого равнодушным. Чтобы описать красоту весенней природы,
композиторы находят чарующие звуки в музыке. Предлагаю вам послушать «Весенний вальс» Шопена.
Просмотр презентации.
- И на полотнах живописцев изображены картины родной природы, весенние пейзажи.
-Какое настроение вызвали у вас музыка и эти картины?
- Почему весной особенно хочется радоваться? 
- Мы тоже сегодня постараемся описать красоту весенней природы. Для этого нужно вспомнить приметы весны.
3. Выставка рисунков «Весна идёт!»
- Весна пришла в наши  края  полноправной  хозяйкой. Накануне мы побывали на прогулке, наблюдали за природой и убедились в этом.  
Учитель обращается к выставке рисунков «Весна идёт!».
-Посмотрите, какой у нас получился весенний пейзаж! Ваши наблюдения помогут сегодня вам в работе. Что происходит в природе
весной?        
Дети:   - Снег тает, птицы прилетают, бегут ручьи, капель звенит, в природе всё оживает,  рождается заново.
Учитель: -Если снег повсюду тает,
 День становится длинней,
 Если все зазеленело
 И в полях звенит ручей,
 Если солнце ярче светит,
 Если птицам не до сна,
 Если стал теплее ветер,
 Значит, к нам пришла весна.
V. Построение проекта сочинения Организует деятельность учащихся по составлению плана сочинения. Составляют план достижения цели и определяют средства .Регулятивные: планирование, прогнозирование.
Коммуникативные: сотрудничество в поиске и выборе информации.
Познавательные: моделирование;
логические – решение проблемы,
построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование.
-Итак, мы напишем с вами сказку. У каждого будет своя, особенная сказка. А когда ваши сказки будут готовы мы объединим
их и у нас получится книга «Весенние сказки».
На доске вывешиваются картинки «Птицы»,  «Солнце», «Ручейки», «Подснежники».
-Расставьте эти картинки  в правильной последовательности. С чего начинается весна?( Светит ярче солнце.)
- В каком месяце мы особенно это замечаем? (В марте).
 - Да, действительно, солнца становится так много, что белый снег и яркое солнце слепит глаза и мы жмурим их. Это Весна света.
Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна света.
-Светит ярко солнце. Что происходит дальше? (Тает снег.)
-Наступает время Весны воды. Что происходит в природе? (Вскрываются реки ото льда, бегут ручьи.)
Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна воды.
 - Мы рассказали об изменениях в неживой природе. А что же происходит с живой природой? (Прилетают птицы.)
.
 - Будучи на экскурсии, мы отметили, что на улице стало очень весело. От чего? (Птицы поют)
- Значит, пришло время Весны звуков.
Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна звуков.
- Какие ещё изменения в живой природе ждут нас впереди? (Появятся подснежники.Распустятся листья.)
.
 - А это значит, что придёт время для Весны зелени.
Рядом с картинкой на доске появляется запись – Весна зелени.
-Итак, мы решили написать весеннюю сказку. Подходит такой план для написания сказки? (Нет начала, конца,сказочного момента).
-Давайте исправим наш план.
1. Вступление.
2. Основная часть.
      а) Весна света.
     б) Весна воды.
     в) Весна звуков.
     г) Весна зелени.
3. Заключение.
Физминутка.
 - Я буду называть вам предложения и словосочетания. Если они относятся к весне – встаём на носочки, если нет – приседаем. 
Появились почки на деревьях.                                            
Медведь спит в берлоге.
Белка делает запасы.
Тает снег.
Морозно.
Идёт ледоход.
Опадают листья.
Метут метели.
Ярче светит солнце.
Журчат ручьи.
Солнце светит, но не греет.
Набухание почек.
Оттаивание почвы.
Птицы улетают в тёплые края.
Появление насекомых.
В природе начинается цветение растений.
- Продолжим работу. Мы составили план. Чего не хватает? (Нет названия.)
-Запишите название «Весенняя сказка» в тетрадь.
-Какой тип речи будем использовать? Почему? (Описание. Будем описывать приход весны)-В какой части будем использовать глаголы будущего времени? (Весна зелени. Это время ещё не наступило.)VI. Реализация построенного проекта Организует реализацию построенного проекта в соответствии с планом. Работают в соответствии с составленным  планом. Отбор языкового материала. Регулятивные: целеполагание, прогнозирование, коррекция.
Познавательные: общеучебные- самостоятельное создание алгоритма деятельности, осознанное построение речевого высказывания.
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.1. Работа над первой частью — вступление.
 а) – Итак,  мы начинаем писать сказку о весне.  Предлагаю начать вот с такого предложения.
Первый весенний Лучик разбудил Весну.
 - Обратите внимание как написаны слова Лучик, Весна?
 - Как называется такой приём в литературе? (Олицетворение)
-Какие ещё слова подойдут для описания Лучика? (Весёлый, радостный, тёплый, горячий, яркий).
  - Запишите это предложение.
  - О чём можно написать дальше? (О весенних изменениях).
б) Прочитайте слова  на доске.
Идёт, шагает, бредёт, шествует, плетётся.
 - Что общего в этих словах? (Это глаголы, обозначают действие предмета. Это глаголы-синонимы.) - Кто может выполнять эти действия? (Человек, животные, неодушевлённые предметы.)
- Сгруппируйте. Объясните принцип группировки.
-Какие глаголы можно употребить, говоря о Весне? (Идёт, шагает, шествует.)
- Какие глаголы не подойдут к образу весны? Почему? (Бредёт, плетётся. Весна — это молодая девушка.)-Объясните значение слова «шествует». (Торжественно идти.)
- Действие завершилось или и сейчас продолжается? ( Продолжается и сейчас).
- В каком времени употребим глаголы? (В настоящем)
- Можно ли эти предложения использовать во 2 предложении? (Да. Называется предмет описания) - Являются ли предложением слова «Идёт весна»?
- Нравится вам это предложение? (Нет, оно невыразительное).
-Что нужно сделать, чтобы оно стало красивым, поэтичным? (Украсить эпитетами)
 - Какая весна?Подберите эпитеты.(Весна-Красна, красавица- Весна, чудесная.)
- Запишите своё предложение в тетрадь. ( Идёт по земле Красавица-Весна).
2. Работа над частью «Весна света»
- Переходим к работе над второй частью.
а) Беседа о содержании.
     - Как называется вторая часть? (Основная часть)
     - О чём нужно рассказать в этой части? (О признаках весны)
     - Сразу ли весна становится хозяйкой? (Нет)
     - С чего начинается приход весны? (Стало много солнца.)
     -Правильно, поэтому в основной части нашего сочинения нужно обязательно написать о весеннем солнышке.
     - Весна света  - это первая победа Весны .б) Чтение отрывков из произведений русских писателей.
- Давайте обратимся к отрывкам из произведений русских писателей.  (У каждого ученика  карточки с текстами отрывков из произведений русских писателей о весне).
 - Прочитайте.  (Отдельные учащиеся читают текст вслух, остальные следят за чтением.)
 - Подчеркните слова, которые помогают ярко представить весеннее солнце.
 «С земли ещё не сошёл снег, а в душу уже просится весна. Воздух так ясен и прозрачен.Солнце светит ярко, и лучи его, играя и улыбаясь, купаются в лужах вместе с воробьями». А. П. Чехов.
 «Прибавились значительно дни. Ярче и приятнее стали солнечные лучи и сильно пригревают в полдень. Потемнела полосами
белая пелена снега и почернели дороги.»  С. Т. Аксаков.
«На солнце нельзя было теперь взглянуть, — лохматыми ослепительными потоками оно лилось с вышины. По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнездами». А.Н. Толстой 
«Наступила радостная весна. Солнце согрело землю. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. По дорожкам и тропинкам побежали весёлые ручейки. Ожила земля.»  И. С. Соколов-Микитов
- Посмотрите, ребята, как точно и очень красиво  написали о весне русские писатели-классики.
в)  Составление предложений о Весне света.
- Составьте своё предложение о солнце, постарайтесь использовать образные выражения. Запишите его в свою тетрадь.
3. Работа над частью «Весна воды»
-Ещё не закончилась Весна света, а уже готовится следующее наступление на зиму. Вспомните, какие изменения в природе
происходили далее? (Под действием солнечных лучей снег потемнел, стал рыхлым, осел, пропитался водой. Побежали
звонкие ручьи. Появились первые проталины)  - Составьте и запишите в тетрадь предложение о снеге.
  - О каком явлении ещё можно написать в «Весне воды»? (О ледоходе).
- Как образовано слово «ледоход»? Как называются такие слова? (Сложные слова).
 - Если слово «ледоход» будет играть роль подлежащего в вашем предложении, то какие глаголы вы употребите на роль сказуемого? (Начался, прошёл, идёт).
 - Запишите предложение о ледоходе в тетрадь.
- Мы увидели вторую победу Весны - наступила Весна воды .4. Работа над частью «Весна звуков
а) Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»
- А знаете ли вы, какой голос у Весны? (Птичьи голоса).
-Давайте послушаем.
Прослушивание аудиозаписи «Весенние голоса птиц»
- Любое явление природы имеет свою музыку. Надо только прислушаться. В тёплые весенние дни мы можем услышать и треск льда
на реке, и звон капели, и журчание ручейков, можем услышать, как шелестит ветер в мокрых ветках, и , конечно же, радостные голоса птиц.
 б)Чтение учителем отрывка из произведения.
 - Послушайте, как  красиво о весне звуков написал  писатель Виталий Бианки.
“…Прилетела красавица весна на лебединых крыльях, - и вот стало шумно в лесу! Снег рушится, бегут- журчат ручьи, льдинки
в них позванивают, в ветвях ветер насвистывает. И птицы, птицы щебечут, поют- заливаются, ни днём, ни ночью покоя не знают!…”
в) Составление и запись предложения о Весне звуков.
 - Запишите предложение, где вы расскажете как мы слышим весну звуков.
г)Работа в парах.
  - Многие из вас написали это предложение о птицах. И говоря о весне, мы просто обязаны сказать о птице, которая самая
первая возвращается из тёплых краёв. Кто это? (Грач).
 - Народ давно подметил: увидел грача – весну встречай. Как же радостно становится на душе, когда впервые после зимы
увидишь этих птиц, важно расхаживающих по земле. Давайте запишем предложение о грачах.
 - Прочитайте слова. Составьте из данных слов предложение.
старой  гнёзда на грачи  чёрные берёзе строят
 - Запишите предложение в тетрадь.
5. Работа над частью «Весна зелени»
а) Беседа о первоцветах.
- Последняя победа солнца - наступление Весны зелени.
- Что сразу представили? (Подснежники).
-Первые весенние цветы так и называются – первоцветы. Они появляются после холодной зимы, когда ещё даже не везде растаял снег. 
Ну, а самый храбрый из первоцветов - подснежник. Поэт Виталий Иванов посвятил ему стихи.
 Цветок весны, идущий к нам по снегу,
 Простой цветок, но сколько он несёт
 Добра, и радости, и счастья человеку!
б)Составление и запись предложения о Весне зелени.
-  Прочитайте:  Встречает весну.
-Что прочитали? (Словосочетание.)
-Назовите главное и зависимое слово. (Главное слово «встречает») 
- Кто может встречать весну? (Подснежник)
- Составьте предложение с данным словосочетанием. (Подснежник встречает весну.)
 - Дополните предложение второстепенными членами предложения. (Радостно встречает весну храбрый подснежник)
-Запишите своё предложение в тетрадь.
в)Заключение
 - Вот и закончилась основная часть. Мы проследили последовательность изменения природы Весной и сумели красиво
об этом написать. О чём можно написать в заключении? (Выразить своё личное отношение к весне, свои чувства).
 - Напишите об этом одним предложением.
VII. Самостоятельная проверка   Организует деятельность по применению новых знаний. Самостоятельная работа. Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.
Личностные: самоопределение.
 - Теперь предлагаю вам проверить свою работу.
VIII. Рефлексия деятельности
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности и всего класса Организует рефлексию Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
Познавательные: рефлексия.
Личностные: смыслообразование.
Заслушивание готовых «Весенних сказок».
 - Вот какие замечательные сказки у нас получились! На первый взгляд может показаться, что мы просто описали весну, ведь в наших сказках нет ни волшебных предметов, ни чудесных превращений. Но  разве не чудо – наблюдать каждый год это прекрасное время года? Разве не сказка то, что нас сейчас окружает в природе?
2. Подведение итога урока.
 - Наш урок закончился. Кому удалось сегодня найти для себя какие-то новые весенние приметы, на которые он раньше
не обращал внимания?
 - Мы сегодня услышали совсем немного стихов и музыкальных произведений о весне, увидели картины о весне, и, может быть,
у кого-то состоялась встреча с любимым произведением. А у кого-то, возможно, появилось желание выучить новое стихотворение
о весне, прочитать рассказ, увидеть картину, послушать музыкальное произведение.
 3. Домашнее задание
 - Свою сказку, ребята, вы дома запишете на строках  под своим рисунком (с выставки).