Рабочая учебная программа по литературе 8 класс (Г.И.Беленький и др)


Управление образованием окружной администрации округа г. Якутск
Муниципальное образовательное бюджетное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 9 им. М.И.КершенгольцаУтверждаю Рассмотрено
Директор МОБУ СОШ №9 на заседании ШМО
______________ Черных Н.П. протокол №____
«__» ________201__г. от «__» мая 201__г.
приказ №__ от «__» _____201__г.
Рабочая учебная программа
Литература
8 а, б
Заздравных Диана Николаевна
Составлена на основе примерной программы базовый уровень, Г.И.Беленький и др.
г. Якутск
2014
Пояснительная записка
Рабочая программа по литературе составлена в соответствии с федеральным компонентом государственного стандарта общего образования, одобренного совместным решением коллегии Минобразования России и Президиума РАО от 23.12.2003 г. № 21/12 и утвержденного приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 г. № 1089 и примерной программой основного общего образования (письмо Департамента государственной политики в образовании Минобрнауки России от 20.04.04 № 14-51-102/13 ), за основу рабочей программы взята авторская программа по литературе для 5 – 11 классов Г.И.Беленького, Э.А.Красновского, Ю.И.Лыссого и др., которая полностью соответствует новым образовательным стандартам по литературе и входит в состав УМК. Рекомендована Министерством образования и науки Российской Федерации. Москва, «Мнемозина», 2009 год
Общая характеристика учебного предмета
Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.
Согласно государственному образовательному стандарту, изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих целей:
воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;
освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;
овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.
Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.
Цель литературного образования определяет его задачи:
Поддерживать интерес к чтению, сложившийся в начальной школе, формировать духовную и интеллектуальную потребность читать.
Обеспечивать общее и литературное развитие школьника, глубокое понимание художественных произведений различного уровня сложности.
Сохранять и обогащать опыт разнообразных читательских переживаний, развивать эмоциональную культуру читателя-школьника.
Обеспечивать осмысление литературы как словесного вида искусства, учить приобретать и систематизировать знания о литературе, писателях, их произведениях.
Обеспечивать освоение основных эстетических и теоретико-литературных понятий как условий полноценного восприятия текста.
Развивать эстетический вкус учащихся как основу читательской самостоятельной деятельности, как ориентир нравственного выбора.
Развивать функциональную грамотность (способность учащихся свободно использовать навыки чтения и письма для получения текстовой информации, умения пользоваться различными видами чтения).
Развивать чувство языка, умения и навыки связной речи, речевую культуру.
Расширение круга чтения, повышение качества чтения, уровня восприятия и глубины проникновения в художественный текст становится важным средством для поддержания этой основы на всех этапах изучения литературы в школе. Чтобы чтение стало интересным, продуманным, воздействующим на ум и душу ученика, необходимо развивать эмоциональное восприятие обучающихся, научить их грамотному анализу прочитанного художественного произведения, развить потребность в чтении, в книге. Понимать прочитанное как можно глубже – вот что должно стать устремлением каждого ученика.
Это устремление зависит от степени эстетического, историко-культурного, духовного развития школьника. Отсюда возникает необходимость активизировать художественно-эстетические потребности детей, развивать их литературный вкус и подготовить к самостоятельному эстетическому восприятию и анализу художественного произведения.
Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования в школе состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.
Содержание школьного литературного образования концентрично – оно включает два больших концентра (5-9 класс и 10-11 класс). Внутри первого концентра три возрастные группы: 5-6 класс, 7-8 класс и 9 класс.
При изучении литературы второй группой на передний план выдвигаются задачи развития способности формулировать и аргументированно отстаивать личностную позицию, связанную с нравственной проблематикой произведения, а также совершенствования умений анализа и интерпретации художественного текста, предполагающих установление связей произведения с исторической эпохой, культурным контекстом, литературным окружением и судьбой писателя. Отбор произведений на этом этапе литературного образования учитывает возрастающий интерес школьников к нравственно-философской проблематике произведений и психологическому анализу. Основу теоретико-литературных знаний составляет постижение системы литературных родов и жанров, а также художественных направлений.
Основу содержания литературного образования в 8 классе составляет чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося 8 класса.
Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.
Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность и хронологический принцип: в 8 классе это освоение различных жанров фольклора, жанров древнерусской литературы, стихотворных и прозаических произведений писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя (вертикаль). Существует система ознакомления с литературой разных веков в каждом из классов (горизонталь). Таким образом, детализируется обязательный минимум содержания литературного образования: указываются направления изучения творчества писателя, важнейшие аспекты анализа конкретного произведения (раскрывается идейно-художественная доминанта произведения); включаются историко-литературные сведения и теоретико-литературные понятия, помогающие освоению литературного материала за курс 8 класса.
Ведущая проблема изучения литературы в 8 классе – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными сведениями, необходимыми для изучения включенных в программу произведений.
Чтение произведение зарубежной литературы в 8 классе проводится в конце учебного года.
В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.
На основании требований Государственного образовательного стандарта в содержании тематического планирования в 8 классе предполагается реализовать актуальные в настоящее время компетентностный, личностно - ориентированный, деятельностный подходы, которые и определяют задачи обучения.
Компетентностный подход к созданию тематического планирования обеспечивает взаимосвязанное развитие и совершенствование ключевых, общепредметных и предметных компетенций.
Принципы отбора содержания связаны с преемственностью целей образования на различных ступенях и уровнях обучения, логикой внутрипредметных связей, а также с возрастными особенностям развития учащихся.
Личностная ориентация образовательного процесса выявляет приоритет воспитательных и pазвивающих целей обучения. Способность учащихся понимать причины и логику развития литеральных процессов открывает возможность для осмысленного восприятия всего разнообразия мировоззренческих, социокультурных систем, существующих в современном мире. Система учебных занятий призвана способствовать развитию личностной самоидентификации, гуманитарной культуры школьников, их приобщению к ценностям национальной и мировой культуры, усилению мотивации к социальному познанию и творчеству, воспитанию личностно и общественно востребованных качеств, в том числе гражданственности, толерантности,
Деятельностный подход отражает стратегию современной образовательной политики: необходимость воспитания человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество, нацеленного на совершенствование этого общества. Система уроков сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Это поможет выпускнику адаптироваться в мире, где объем информации растет в геометрической прогрессии, где социальная и профессиональная успешность напрямую зависят от позитивного отношения к новациям, самостоятельности мышления и инициативности, от готовности проявлять творческий подход к делу, искать нестандартные способы решения проблем, от готовности к конструктивному взаимодействию с людьми.
Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса литературы.
Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений о литературе будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления литературных фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.
Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.
Реализовать поставленные цели предполагается посредством использования учебно-методического комплекта:
Учебник: «Литература». 8 класс: учебник-хрестоматия для общеобразовательных учреждений. В двух частях. Автор: Г.И.Беленький. М.: Мнемозина, 2006
Методическое пособие для учителя:
Егорова Н.В. Поурочные разработки по литературе: 8 класс.- М.: ВАКО, 2007. 512с.
Пособия для учащихся:
Обернихина, Г.А., Соколова, Л.Э. Как написать сочинение?: Рабочая тетрадь для 5-8 классов/ Г.А.Обернихина, Л.Э.Соколова, - СПб.: Просвещение, 2006.
Количество часов
Рабочая программа рассчитана на 68 часов, из расчёта 2 часа в неделю.
Формы организации учебного процесса:
Формы обучения:
Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок - лекция, урок - игра, урок- исследование, урок-практикум, урок развития речи, урок-дискуссия.
Методы и приёмы обучения:
-обобщающая беседа по изученному материалу;
-индивидуальный устный опрос;
-фронтальный опрос;
- составление учащимися авторского текста в различных жанрах (подготовка устных сообщений, написание творческих работ);
- наблюдение за речью окружающих, сбор соответствующего речевого материала с последующим его использованием по заданию учителя;
- написание сочинений;
- осознанное, творческое чтение художественных произведений разных жанров;
- выразительное чтение;
- различные виды пересказа;
- заучивание наизусть стихотворных текстов;
- определение принадлежности литературного (фольклорного) текста к тому или иному роду и жанру;
- анализ текста, выявляющий авторский замысел и различные средства его воплощения; определение мотивов поступков героев и сущности конфликта;
- выявление языковых средств художественной образности и определение их роли в раскрытии идейно-тематического содержания произведения;
- участие в дискуссии, утверждение и доказательство своей точки зрения с учетом мнения оппонента;
- подготовка рефератов, докладов;
- написание сочинений на основе и по мотивам литературных произведений.
Виды деятельности учащихся на уроке:
• поиск и выделение значимых функциональных связей и отношений между частями целого, выделение характерных причинно-следственных связей;
• сравнение, сопоставление, классификация;
• самостоятельное выполнение различных творческих работ;
• способность устно и письменно передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде;
• осознанное беглое чтение, проведение информационно-смыслового анализа текста, использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.);
• владение монологической и диалогической речью, умение перефразировать мысль, выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.) в соответствии с коммуникативной задачей;
• составление плана, тезисов, конспекта;
• подбор аргументов, формулирование выводов, отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности;
• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и др. базы данных;
• самостоятельная организация учебной деятельности, владение навыками контроля и оценки своей деятельности, осознанное определение сферы своих интересов и возможностей;
• работа с учебно-научными текстами, справочной литературой и другими источниками информации, включая СМИ, компьютерные диски и программы, ресурсы Интернета;
• работа с различными видами словарей, ведение индивидуальных словарей.
Требования к уровню подготовки учащихся за курс литературы 8 класса. Прогнозируемые результаты
В результате изучения литературы ученик должен
знать/понимать
образную природу словесного искусства;
содержание изученных литературных произведений;
основные факты жизни и творческого пути А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова, Н.В.Гоголя;
изученные теоретико-литературные понятия;
уметь
воспринимать и анализировать художественный текст;
выделять смысловые части художественного текста, составлять тезисы и план прочитанного;
определять род и жанр литературного произведения;
выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев,
характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;
сопоставлять эпизоды литературных произведений и сравнивать их героев;
выявлять авторскую позицию;
выражать свое отношение к прочитанному;
выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;
владеть различными видами пересказа;
строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;
участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;
писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения (сочинения – только для выпускников школ с русским (родным) языком обучения).
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
создания связного текста (устного и письменного) на необходимую тему с учетом норм русского литературного языка;
определения своего круга чтения и оценки литературных произведений;
поиска нужной информации о литературе, о конкретном произведении и его авторе (справочная литература, периодика, телевидение, ресурсы Интернета).
ОСНОВНЫЕ ТЕОРЕТИКО-ЛИТЕРАТУРНЫЕПОНЯТИЯ
Художественная литература как искусство слова.
Художественный образ.
Фольклор. Жанры фольклора.
Литературные роды и жанры.
Основные литературные направления: классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм.
Форма и содержание литературного произведения: тема, идея, проблематика, сюжет, композиция; стадии развития действия: экспозиция, завязка, кульминация, развязка, эпилог; лирическое отступление; конфликт; система образов, образ автора, автор-повествователь, литературный герой, лирический герой.
Язык художественного произведения. Изобразительно-выразительные средства в художественном произведении: эпитет, метафора, сравнение. Гипербола. Аллегория.
Проза и поэзия. Основы стихосложения: стихотворный размер, ритм, рифма, строфа.
Календарно-тематическое планирование по литературе в 8 классе на 2014 – 2015 уч. год.
№ Наименование раздела, темы. Кол-во часов Р.р.  Виды учебной деятельности  Дата проведения
Примечание
п/пВн.ч. Введение 1       1 Введение. Литература как искусство слова. 1   Рассказ учителя.
Беседа.  02.-06.09 Устное народное творчество. Народные песни 2     2 Устное народное творчество. Исторические и лирические песни. 1   Рассказ учителя.
Беседа.  02.-06.09 3 Авторы и собиратели народных песен. Рассказ К.Г.Паустовский «Колотый сахар». 1    Рассказ учителя.
Беседа.  08.-13.09 Русская старина         4 Житийный жанр в древнерусской литературе. 1    Рассказ учителя.
Беседа.
    08.-13.09
  Жития         5 Русская старина. Люди Древней Руси. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  15.-20.09 6 Житийный жанр в древнерусской литературе. «Житие преподобного Сергия Радонежского». 1    Рассказ учителя.
Беседа.  15.-20.09 7 В.О. Ключевский о Сергии Радонежском. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  22.-27.09 8 Житие Аввакума, им самим написанное. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  22.-27.09 9 Русские писатели о сочинениях протопопа Аввакума. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  29.09-04.10 Литература XIX века 29       А.С.Пушкин         10 «История Пугачевского бунта» А.С.Пушкин – историк. 1 Вн.ч. Урок внеклассного чтения.
Беседа.  29.09-04.10 11 Повесть А.С.Пушкин «Капитанская дочка». Жанровое своеобразие произведения. Истоки формирования личности Гринева (анализ I-II глав). 1    Рассказ учителя.
Беседа.  06.-11.10 12 Проблема чести, достоинства, нравственного выбора в повести. Гринев и Швабрин (разбор III-V) 1    Рассказ учителя.
Беседа.  06.-11.10 13 Пугачев и народ в повести. Разбор VI-VII глав. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  13.-18.10 14 Средства характеристики героев повести на примере VIII-XII 1    Рассказ учителя.
Беседа.  13.-18.10 15 Образ Маши Мироновой. Смысл названия повести. Анализ эпизода. 1    Рассказ учителя. Комментированное чтение.
Беседа.   20.-25.10 16 Подведение итогов по повести А.С. Пушкин «Капитанская дочка». Р.р. Подготовка к сочинению. 1 Р.Р.  Урок развития речи.   20.-25.10 17 Р.р. Написание сочинения. Смысл названия повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка». 1 Р.Р.  Урок развития речи.  27.10-01.11 18 Литературная игра по повести «Капитанская дочка». 1    Игра  27.10-01.11 19 Вн.чт. А.С.Пушкин «Повести Белкина». 1 Вн.ч. Урок внеклассного чтения.
Беседа.  10.-15.11 М.Ю.Лермонтов 4 1      
20 М.Ю.Лермонтов – певец Родины и свободы. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  10.-15.11 21 Р.р. Урок-концерт (чтение наизусть стихотворений Лермонтова). 1 Р.р.  Урок развития речи.  17.-22.11 22 Роль вступления, лирического монолога, пейзажей в поэме «Мцыри». 1    Рассказ учителя. Комментированное чтение.
Беседа. 17.-22.11 23 «Мцыри – любимый идеал Лермонтова» (Белинский). 1    Рассказ учителя. Комментированное чтение.
Беседа.  24.-29.11 Н.В.Гоголь 7 2     24 Сатира в творчестве Н.В.Гоголя. 1    Рассказ учителя.
Беседа.   24.-29.11 25 Жизненная основа комедии «Ревизор». Конфликт и сюжет. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  01.-06.12 26 Мастерство композиции и речевых характеристик, роль авторских ремарок в комедии. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  01.-06.12 27 Разоблачение нравственных и социальных пороков чиновничества. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  08.-13.12 28 Общечеловеческое значение характеров комедии Гоголя «Ревизор». 1    Рассказ учителя.
Беседа.  08.-13.12 29 «Ревизор» в театре и кино. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  15.-20.12 30 Р.р. Подготовка к сочинению по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». 1 Р.Р.  Урок развития речи.  15.-20.12 31 Р.р. Написание сочинения по комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». 1 Р.Р.  Урок развития речи.   22.-27.12 32 Вн.чт. Н.В.Гоголь. «Женитьба». Сатира и юмор в драматическом произведении. 1 Вн.ч. Урок внеклассного чтения.
Беседа.   22.-27.12 И.С.Тургенев 4       33 И.С.Тургенев. Психологическая глубина прозы. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  12.-17.01 34 «Ася». Образ «тургеневской девушки»: скромность, обаяние, решительность. Сложность характера Аси. 1    Рассказ учителя. Комментированное чтение.
Беседа.  12.-17.01
35 Драма рассказчика, обреченного на одиночество. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  12.-17.01 36 Вн.чт. И.С.Тургенев. «Первая любовь». Женские образы. 1 Вн.ч. Урок внеклассного чтения.
Беседа.  19.-24.01 Л.Н.Толстой 3       37 Л.Н.Толстой. Писатель как поборник суровой правды жизни. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  19.-24.01 38 «После бала». Мысль автора о моральной ответственности человека за все происходящее вокруг. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  26.-30.01 39 Особенности композиции рассказа, автор и рассказчик в произведении. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  26.-30.01 Литература конца XIX – начала ХХ века 8       В.Г. Короленко         40 Этапы жизненного пути В.Г. Короленко. Очерк "Парадокс". 1    Рассказ учителя.
Беседа. 02.-07.02 41 Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко «Парадокс». Причины духовного перелома в жизни мальчиков. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  02.-07.02 42 Поэтическая миниатюра В.Короленко «Огоньки». Утверждение веры в светлые начала жизни. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  09.-14.02 И.А.Бунин 2       43 И.А.Бунин. Сведения о жизни писателя. Лирика. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  09.-14.02 44 «Сверчок». Трагедия и самоотверженность «маленького человека». 1    Рассказ учителя.
Беседа.  16.-21.02 Максим Горький 4        
45 Символико-аллегорический смысл «Песни о Соколе». Композиция, ритмика, интонационные особенности. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  16.-21.02 46 М.Горький. «Сказки об Италии». «Заветы отца». 1    Рассказ учителя. Комментированное чтение.
Беседа.   23.-28.02 47 Вн.чт. Романтизм М.Горького «Челкаш» как романтическое произведение. 1 Вн.ч. Урок внеклассного чтения.
Беседа.   23.-28.02 48 Вн.чт. Герои и их судьбы в рассказе М. Горького "Челкаш". 1 Вн.ч. Урок внеклассного чтения.
Беседа.  09.14.03 Литература ХХ века 11      
Н.А.Заболоцкий 1       49 Н.Заболоцкий. Одухотворенность природы, единство с ней человека. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  09.14.03 К.Г.Паустовский 2     50 К.Г.Паустовский. «Телеграмма». Жизненные факты, послужившие основой рассказа, и воображение писателя. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  16.-21.03 51 Проблема истинной человечности в рассказе. Композиция, емкость художественного слова. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  16.-21.03 52 Р.р. Подготовка к домашнему сочинению по рассказу Паустовского «Телеграмма». 1 Р.р.  Урок развития речи.  23.-28.03 А.Т.Твардовский 3 1     53 История создания и композиция поэмы А.Т.Твардовского «Василий Теркин». Тема «большой» и «малой» Родины. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  23.-28.03 54 Народно-поэтическая основа поэмы, народность языка. Юмор в поэме «Василий Теркин». 1    Рассказ учителя.
Беседа.  30.03-04.04 55 Р.р. Урок-концерт. Чтение наизусть любимых отрывков из поэмы Твардовского. 1 Р.р.  Урок развития речи.  30.03-04.04 В.М.Шукшин 3       56 Человек с «чудинкой» как характерный герой В.М.Шукшина. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  06.-11.04 57 Юмор в рассказах В.М.Шукшина. Сочный народный язык. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  06.-11.04 58 Рассказы В.М.Шукшина "Солнце, старик и девушка", "Микроскоп". 1 Р.р.  Урок развития речи.  13.-18.04 59 Н.М.Рубцов. Патриотический характер лирики поэта. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  13.-18.04 60 Общественные мотивы, преломляющиеся в «личном, частном». 1    Рассказ учителя.
Беседа.  20.-25.04 Из зарубежной литературы 6       У.Шекспир 3       61 О театре времен Шекспира. Загадка великого драматурга. 1    Рассказ учителя.
Беседа.  20.-25.04  62 Конфликт чистого сердца и предрассудков в трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». 1    Рассказ учителя.
Беседа.  27.04-02.05 63 Герои трагедии как символ верной и вечной любви. Сила чувств героев, преданность их друг другу. 1   Рассказ учителя.
Беседа.  27.04-02.05 М.Сервантес 2       64 М.Сервантес. «Дон Кихот». Душевное величие и наивная простота героя романа. 1   Рассказ учителя.
Беседа.  04.-09.05 65 Дон Кихот и Санчо Панса. 1   Рассказ учителя.
Беседа.  04.-09.05 Проспер Мериме 1     66 Проспер Мериме. Легенда «Черногорцы». 1    Рассказ учителя.
Беседа.   11.-16.05 Повторение изученного 2       67 Повторение и обобщение изученного в 8 классе.Контрольная работа. 1    Беседа. Тестирование.   11.-16.05 68 Литературная игра "Узнай произведение". 1    Игра   18.-29.05