Перепись населения… в школе


Введение.
Население, его характеристики непрерывно меняются через процессы рождаемости, смертности, формирования и распада союзов, миграции. Меняется численность населения. Пока мы с вами рассуждаем, численность населения Земли увеличилась примерно на полторы сотни человек.
Меняется распределение людей по разным типологическим группам: по полу, возрасту, по уровню образования, по этнической принадлежности и т.д. и т.п. Кто-то умирает, кто-то, наоборот, появляется на свет, кто-то меняет место жительства, кто-то вступает в брак, кто-то разводится… Словом идёт беспрерывный процесс изменений населения, его характеристик, структур и демографических процессов.
Вместе с тем население всегда остаётся самим собой, именно этим, данным населением, обладающим определёнными существенными характеристиками. Чтобы изучать население, надо постоянно отслеживать его характеристики.
Следовательно, необходима система учёта и сбора демографических данных, которая бы позволяла давать точную и полную картину, как состояния населения, так и тенденций его изменений за тот или иной период времени.
При изучении географии России нас заинтересовала процедура переписи населения. Мы решили провести миниперепись в нашей школе.
Целью нашей работы было проследить демографические изменения в нашей школе за последние годы.
Задачи:
1. Изучить историю переписи населения.
2. Составить программу переписной компании в школе, перечень вопросов переписного листа.
3. Собрать команду и познакомить с элементами переписной компании и её значимости в обществе.
4. Собрать информацию, обработать данные.
Методы.
1. Анализ литературных источников.
2. Письменный опрос, заполнение переписного листа.
3. Обработка данных.
Источники данных о населении:
Демография, как и любая другая наука, не может существовать без информации о населении и о процессах, которые в нём совершаются. Данные о населении необходимы как в научных, исследовательских целях, так и в целях практических, для прогнозирования населения и выработки различных планов и программ.
Информация о населении разделяется на первичную, исходную, и вторичную, преобразованную с помощью специальных процедур и проанализированную специалистами тех или иных отраслей знания.
Вторичная демографическая информация в виде статистических публикаций, разработочных таблиц, статей, научных монографий, представляющих в своей совокупности итог специальной аналитической и публикаторской работы.
Но базой этой работы являются первичные данные, обобщая и анализируя которые демограф строит свои умозаключения и делает выводы о характере и тенденциях демографических процессов, предположения об их будущих изменениях.
Демографическая информация, как первичная, так и вторичная, должна соответствовать некоторым основным требованиям.
Прежде всего демографическая информация должна быть полной, детальной и многоаспектной.
Другими важнейшими требованиями к демографической информации являются её достоверность и систематичность.
Демографическая информация должна собираться, обобщаться, публиковаться и анализироваться не время от времени, а систематически, с установленной для каждого её вида периодичностью.
Перепись населения
Перепись населения – это “единый процесс сбора, обобщения, оценки, анализа и публикации или распространения иным образом демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной части страны.
Исторический экскурс
Учёты населения имеют весьма длительную историю. Первые упоминания о них уходят в глубь веков. Так, учёты проводились ещё в Древнем Египте, Древней Иудее, Месопотамии, Индии и других странах.
Факт проведения учётов населения в Древней Иудее нашёл отражение в библии. Одна из книг Ветхого завета посвящена по существу описанию правил поведения и результатов одного из таких учётов.
В период раннего средневековья учёты населения также имели фискальные цели. Поэтому учитывались не отдельные люди или семьи, а домохозяйства.
Становление капиталистических отношений, складывание в Европе централизованных государств потребовали наличия точных и надёжных данных обо всех социально – экономических процессах, в том числе и о населении; был поставлен вопрос о проведении основанных на новых принципах переписей населения.
Первая из таких переписей была проведена в США в 1790 г. Затем последовали переписи населения в Швеции, Финляндии, Великобритании, Франции, Норвегии, Дании. Эти переписи на протяжении весьма длительного времени были далеки от совершенства. Однако в первые десятилетия XIX в. Постепенно накапливался опыт, закладывались основы организации переписей населения, принципы формирования их программ.
В нашей стране начало учётов населения относится к IX в. В период монголо-татарского ига в отдельных русских княжествах проводились учёты населения с целью определения размера дани.
Последняя подворная перепись была проведена при Петре I в 1710 г.
С 1871 года в России переходят к научно организованным переписям, которые регулярно проводятся во всех городах.
Заключение
Перепись – это специальная статистическая операция сбора, обобщения и анализа демографических, экономических и социальных данных.
Благодаря соблюдению принципов всеобщности, наличием программы, конфиденциальностью переписи населения являются источником наиболее точных и надёжных данных о населении.
Данные переписи могут использоваться в самых разных областях государственной и общественной жизни. Перепись  населения даёт как бы мгновенный портрет общества, его фотографию, позволяющую судить о состоянии общества, его экономики, социальной сферы, дающую возможность более эффективно решать те или иные проблемы.
Миниперепись, проводившаяся под девизом “Сколько нас? И кто мы?”, дала возможность более тесно познакомиться с процедурой переписи, помочь нашим педагогам в сборе статистической информации.
По окончании переписной компании была выпущена брошюра статистических данных, который мы используем на уроках географии, истории, обществознания
Степень демократической зрелости общества, степень развитости гражданских институтов выражается в том, проводятся ли в стране, как и с какой регулярностью переписи населения. Регулярное проведение является важнейшим признаком демократического общества, стремящегося отразить и учесть интересы всех составляющих его социальных групп.
В результате переписи мы выявили самые распространённые в нашей школе имена: Лейля, Динар, Айзат, Элвира, Алия и фамилии: Асадов, Галеев, Лукманов.
 Список литературы
Газета “Мэктэп сулышы”.
Статистический отчёт 2000-2009.
Газета “Сарман ” 2000-2009.
Меднов В.М “Основы демографии” 2003 г.
“Статистический сборник материалов по переписи населения России” 2002 г.
Составление программы переписи
Обычно в школе общение проходит в системах ученик—учитель, а времени на общение в системе ученик—ученик не так уж и много: ведь перемены такие короткие! И бывает, учишься с товарищем десять лет и почти ничего о нем не знаешь. Вот мы и решили провести «Перепись населения» учащихся школы № 763 и назвали свой проект «Кто мы такие? Кое-что о нас...». В нашу перепись мы включили как «классические» переписные вопросы, так и вопросы, во взрослой жизни относящиеся, скорее, к сфере социологических анкетирований и опросов.Мы решили получить и рассмотреть следующие сведения:
представители каких национальностей учатся в нашей школе;
где кто родился;
какие религии исповедуют наши ученики;
какой должна быть одежда современного школьника;
нравится ли питание в столовой;
сколько детей в семьях наших учеников (являются ли их семьи многодетными);
увлечения ребят;
любимый школьный предмет.
Мы составили свой переписной лист.

В кoнце концов мы дошли дo caмoго интepecнoгo:
почему ученикам нравится или не нравится ходить в школу;
какие учебные предметы можно было бы исключить из школьной программы;
кем хотят стать ученики;
где хотели бы работать — в России или за границей;
какой заработок считают достаточным для себя.
Мы увидели необыкновенный интерес ребят к информации о них самих.
Организация работы
Класс разделился на рабочие группы:
журналисты;
переписчики;
фотографы;
группа компьютерной обработки информации;
редколлегия;
оформители;
редакторы.
И работа закипела...
Некоторые итоги и выводы
I. Национальный вопросНачнем с вопроса о национальном составе школы.Изменение национального состава населения России — одна из немаловажных проблем государственного уровня. По данным нашей статистики, около 95% учащихся нашей школы — русские. На втором месте — армяне, на третьем — украинцы, а далее евреи, татары, башкиры, афганцы и азербайджанцы. Изучая вопрос о национальной принадлежности родственников учащихся, мы выяснили, что среди них опять-таки преобладают русские (около 73%), на втором месте — украинцы, на третьем — поляки, затем белорусы. В родословной учащихся нашей школы есть и французы, и финны, и эстонцы, и англичане, и немцы, и представители других национальностей. Но таких немного: эти национальности были названы от 1 до 10% респондентов в разных класссах. Мы провели подсчет распространенности имен и выявили, что на первом месте среди мужских имен — Александр, а среди женских — Екатерина.Наша школа оказалась многонациональной. Наряду с русскими, армянами, украинцами, татарами и евреями, которые традиционно проживают в Москве, появились представители других национальностей. Национальный состав диагностируется и по именам: Азат, Арташес, Давид, Ильдар, Левон, Мансур, Микаэл, Наби, Оганес, Рамиль, Рифат, Рустам, Самвел, Саргис, Сурен, Тэймур, Фархад (мужские имена), Айгуль, Ашисайури, Гаяне, Карина, Парижат (женские имена).Россия — многонациональная страна. Но есть люди, которые не хотят, чтобы в РФ проживали представители других национальностей. Существуют национально-нетерпимые группировки вроде скинхедов. Выделим проблемы, характерные для нашего города: в Москве не любят немосквичей, негров, монголоидов и даже других славян, потому что они занимают рабочие места русских. При приеме на работу имеет место дискриминация по национальному признаку. Из-за того, что московские власти опасаются терроризма, ужесточены правила регистрации для иногородних.Почему же их права нарушают? Возможно, люди, которые это делают, не понимают других культур, считают их чуждыми, неправильными, но сами при этом не имеют внятного представления о другой культуре. У них возникает ложное впечатление, что другие люди заведомо хуже. Некоторые выдвигают лозунг «Россия только для русских!»В последнее время проблема национализма стоит довольно остро. Совершенно ясно, что ее надо решить. Как же это сделать?1. Необходимо просвещать людей — в этом помогут средства массовой информации; нужно воспитывать лучшие общечеловеческие качества: доброту, уважение, взаимопонимание на уровне личностей. Главное место в этом отводится школе, так как мы все здесь встречаемся...2. Людям нужно с детства прививать уважение к чужой культуре. Для этого в школах нужно больше рассказывать об обычаях и традициях народов: о национальной музыке, песнях, танцах, поэзии, архитектуре и т. д. Об этом нужно говорить на таких уроках, как география, история, обществознание, мировая художественная культура.Доля русских в Москве становится все меньше, хотя многие дети, в роду которых есть представители других национальностей, определяют себя русскими. Все приезжие постепенно, но неуклонно приобщаются к русской культуре, и наша дружба часто зиждется на уважении национальных достоинств друг друга.
II. ВероисповеданиеОказалось, что многие ребята в нашей школе недостаточно хорошо понимают, что такое религия и свобода совести. Анализ статистических данных показал следующее:1. Многие не знают, что христианство делится на несколько направлений. 82% учеников называют себя христианами, а 1% причисляют себя к католикам.2. Некоторые не знают настоящего определения атеизма. Из-за этого многие считают, что неверующие и атеисты — одно и то же. Анкетирование показало, что 8% от общего числа учеников являются атеистами.3. Кое-кто вообще не знает вероисповедания своих родителей и поэтому не может решить проблему выбора веры.4. В графе «вероисповедание» в нескольких анкетах присутствовало такое словосочетание: «Просто верю». Так ответили 3% опрошенных. Остается только догадываться, что это означает.5. Некоторые школьники (около 1% опрошенных) считают себя сатанистами.Многие не знают ни значения обрядов, ни молитв, ни традиций Церкви, но причисляют себя к православным. Некоторые считают, что «крестьянка» — это тоже определение принадлежности к вероисповеданию. В современном мире по радио, по телевидению часто слышатся слова: «исламский терроризм, исламский фундаментализм, мусульманский экстремизм», что наводит ребят на ложную мысль, что мусульмане заведомо агрессивны, враждебны.Как же решить проблемы розни на религиозной почве? Один из путей — устранение невежества в этой сфере. Нужно глубже изучать религии разных народов. Может быть, ввести в школе факультатив «Мировые религии». На уроках истории, географии, литературы больше рассказывать ученикам о языках, культурах, обычаях, традициях и вероисповеданиях народов России, чтобы показать, что каждая нация достойна уважения, неповторима, удивительна.
III. Оценка эффективности работы хозяйственного объектаМы решили узнать, нравится ли школьникам питание в столовой.Главная проблема организации питания в школе состоит в том, что государство тратит на еду очень большие средства, а половина пищи, на которую расходуются эти деньги, выкидывается в мусорный бак. В день на питание в школе выделяется около 10 000 руб., в месяц — 280 000 руб., а в год — около 2 240 000 руб. Работникам столовой надо готовить полезную, питательную и не очень дорогую еду, что они и делают. Но для того чтобы ученики ели эту еду, надо, чтобы она им нравилась.Что же хотят есть ученики? По данным нашей переписи, из всех блюд в меню 57% учеников больше всего любят пиццу, 16 — сосиску в тесте, 7 — пирожки и 4% — сок. Исходя из этого мы составили «Меню будущего» — только из любимых блюд учеников. Так зачем же давать ученикам скользкую, холодную кашу, слипшиеся макароны и пюре, которое невозможно отлепить от тарелки?! По мнению учащихся, надо дополнительно включить в их рацион больше разных соков и фруктов.Кроме того, в четверг катастрофически не хватает еды, а в субботу ученики ходят голодные, так как столовая не работает. Учащиеся, остающиеся в школе на дополнительные занятия и кружки, не могут перекусить из-за того, что столовая рано закрывается.
IV. Оценка работы учреждения сферы некоммерческих услугПочему ученики любят и не любят ходить в школу? Выяснилось, что большинству ребят нравится ходить в школу, потому что можно общаться с друзьями на переменах. Многие обосновывают положительное отношение к занятиям тем, что хотят стать образованными людьми. Некоторые школьники считают, что тут весело, интересно и приятно проводить учебное время. Но есть и такие ученики, которые полагают, что нужно ходить в школу для получения дотации и хороших оценок.Многие дети просто не знают, как они относятся к обучению в школе, некоторые меняют свое отношение в процессе обучения. Иногда не хочется идти в школу. Ученикам не нравится, что занятия начинаются очень рано. Они жалуются на скучные уроки и сильную усталость в конце дня. А некоторым просто надоело учиться.В ребятах с раннего детства нужно воспитывать пытливость, любопытство к познанию окружающего мира, тогда и появится интерес к школе, исчезнут прогулы. У каждого школьника есть любимый и нелюбимый предмет. 28% учеников считают своим любимым предметом физкультуру: не нужно ничего записывать и решать задачи, они играют, участвуют в эстафетах, это нравится многим. У 11,5% школьников любимый предмет — информатика, во многом благодаря новому оборудованию в кабинете. Примерно по 7% учеников в качестве любимых назвали такие предметы, как география, алгебра, экономика, геометрия и физика. А ведь это самые серьезные предметы из школьной программы! Примерно по 3,5% ребят выбрали английский язык, труд, русский язык, историю и биологию. И примерно по 1% приходится на химию, литературу, ИЗО и психологию. Мы знаем, что многие школьники занимаются в музыкальных школах, но музыка является любимым предметом лишь у 0,5% учеников нашей школы.Существуют также предложения об исключении некоторых дисциплин из школьной программы. Многие ребята считают ненужным такой предмет, как ОБЖ, хотя он в наше время очень актуален. 24% учеников желают исключить мировую художественную культуру, а 14% не хотят учиться в учебно-производственных комбинатах. Против английского языка, биологии, информатики и обществознания — от 5 до 7% опрошенных. А 4% школьников считают все предметы нужными.
V. Анализ предпочтений и моделирование будущего
Один из вопросов переписи был: «Кем вы хотите стать в будущем?» Оказалось, что дети хотят овладеть 73 различными профессиями. Самые популярные:1) экономист;2) юрист;3) дизайнер;4) программист;5) менеджер;затем — спортсмены, и среди них наиболее популярны футболисты.Один ученик на вопрос: «Кем ты хочешь стать?» — ответил: «Человеком!» Были несуразные ответы, такие как турист, мэр Москвы, снайпер, спецназовец, шпион, скотовод.Проанализировав эту информацию, мы можем сделать вывод, что большинство школьников следуют не зову сердца и творческому порыву, а коммерческим целям. Мы увидели, что интерес к той или иной профессии вызван высокой оплатой труда, а обществу, в первую очередь, необходимы такие профессии, как врач, учитель, строитель, военный. Проблема состоит в том, что очень немногие люди хотят овладеть ими из-за того, что оплата труда в этих сферах ниже прожиточного минимума.Чтобы не стать сырьевым придатком мира, Россия должна переходить к высокотехнологичным производствам, а для этого нужен не только научный и инженерный, но и высококлассный рабочий потенциал. Хотят ли ребята, настроенные на высокий заработок, работать в России, а не за рубежом?Перепись показала, что 93% учеников, несмотря на низкую заработную плату, хотят работать в нашей стране. Чем же они объясняют это парадоксальное с точки зрения «чистой экономики» желание? Все эти ребята патриоты, они очень любят свою родину, хотят, чтобы она не отставала в развитии от других стран, хотят реализовать свои идеи именно в России. Лишь 7% опрошенных предпочтут работу за границей, то есть возможность получения более высокой оплаты.Нами был задан вопрос: «Какой уровень зарплаты Вы считаете для себя достойным?» 71% школьников считают для себя достаточным заработок не ниже 30 тыс. руб. в месяц, 21% считают для себя приемлемой зарплату от 6 до 30 тыс. руб. и лишь 8% согласны на 5—6 тыс. руб. Мы видим, что материальные запросы современной молодежи намного выше, чем у представителей предыдущего поколения; не вызовет ли это новые проблемы для России?
Заключение
Все ученики 9-го класса, проводившего перепись, работали увлеченно, самоотверженно, как единый организм. «Благодаря проекту, — пишут школьники, — мы сдружились, научились не гневаться, когда нас критикуют; не обижая товарища, указывать ему на его ошибки; познакомились с анализом, самоанализом своей деятельности и узнали много нового, интересного о ребятах нашей школы».
Переписной лист
Ваше имя____________________________________________________________________________________________
Ваш пол_____________________________________________________________________________________________
Ваша национальность_________________________________________________________________________________
Какие национальности есть (были) в вашем роду?_________________________________________________________
Место рождения______________________________________________________________________________________
Есть ли у вас родные братья или сестры? Если есть, то сколько их?____________________________________________
Сколько детей у вашей бабушки (у ваших бабушек)?___ _____________________________________________________
Приверженцами какой религии являются члены вашей семьи?_______________________________________________
Ваше хобби___________________________________________________________________________________________
Курите ли вы?________________________________________________________________________________________
Ваш цвет глаз ________________________________________________________________________________________
Ваш цвет волос_______________________________________________________________________________________
Любите ли вы ходить в школу (почему)?__________________________________________________________________
Ваш любимый школьный предмет_______________________________________________________________________
Что вам не нравится в школе?___________________________________________________________________________
Кем вы хотите стать?__________________________________________________________________________________
Где бы вы хотели работать, в России или за границей?_______________________________________________