Внеурочная деятельность «Азбука здоровья»


Согласовано:
Зам. Директор по УВР
ГБОУ «СОШ №113»
М.А.Ковальчук
__________________ Утверждаю:
Директор ГБОУ «СОШ №113»
Е.А.КасавцоваПриказ № 01-02-
От _________ 2013г.
_____________________________
«Азбука здоровья»
Пояснительная записка
      Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность. Примерная рабочая программа составлена на основе образовательной программы физического воспитания А. Лях.
Нормативно-правовая и документальная основа:
Закон Российской Федерации « Об образовании».
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
Концепция модернизации дополнительного образования детей  Российской Федерации.
Методические рекомендации по развитию дополнительного образования детей в ОУ.
Письмо Министерства образования РФ от 2.04.2002 г. № 13-51-28/13 «О повышении воспитательного потенциала общеобразовательного процесса в ОУ.
Методические рекомендации о расширении деятельности детских и молодежных объединений в ОУ (Письмо Минобразования России от 11.02.2000 г. № 101/28-16).
Должностная инструкция зам. директора по воспитательной работе.
Должностная инструкция классного руководителя.
Должностная инструкция педагога дополнительного образования.
Санитарно-эпидемиологическими требованиями к учреждениям образования.     Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. В настоящее время  в связи с переходом на новые стандарты второго поколения  происходит совершенствование внеурочной деятельности.
    Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культур.
     Программа педагогически целесообразна, так как способствует более   разностороннему раскрытию индивидуальных способностей ребенка, которые не всегда удаётся рассмотреть на уроке, развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время. Каждый вид внеклассной деятельности: творческой, познавательной, спортивной, трудовой, игровой – обогащает опыт коллективного взаимодействия школьников в определённом аспекте, что в своей совокупности даёт большой воспитательный эффект.
Внеурочная деятельность является составной частью учебно-воспитательного процесса  и одной из форм организации свободного времени учащихся.  Внеурочная деятельность понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая во внеурочное время для удовлетворения потребностей учащихся в содержательном досуге, их участии в самоуправлении и общественно полезной деятельности. Правильно организованная система внеурочной деятельности представляет собой ту сферу, в условиях которой можно максимально развить или сформировать познавательные потребности и способности каждого учащегося, которая обеспечит воспитание свободной личности. Воспитание детей происходит в любой момент их деятельности. Однако наиболее продуктивно это воспитание осуществлять в свободное от обучения время.
      Достижение этой цели обеспечивается решением следующих основных задач:      укрепление здоровья, содействие нормальному физическому развитию; обучение жизненно важным двигательным умениям и навыкам; развитие двигательных (кондиционныхи координационных) способностей;      приобретение необходимых знаний в области физической культуры и спорта;      воспитание потребности и умения самостоятельно заниматься физическими упражнениями, сознательно применять их в целях отдыха, тренировки, повышения работоспособности и укрепления здоровья;      содействие воспитанию нравственных и волевых качеств, развитию психических процессов и свойств личности.      Система физического воспитания, объединяющая урочные, внеклассные и внешкольные формы занятий физическими упражнениями и спортом, должна создавать максимально благоприятные условия для раскрытия и развития не только физических, но и духовных способностей ребенка, его самоопределения. В этой связи в основе принципов дальнейшего развития системы физического воспитания в школе должны лежать идеи развития, личностного и деятельностного подходов, оптимизации и интенсификации учебно-воспитательного процесса.      При решении задач физического воспитания учителю необходимо ориентировать свою деятельность на такие важные компоненты, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности, формирование потребностей и мотивов к систематическим занятиям физическими упражнениями, моральных и волевых качеств, гуманистических отношений, приобретение опыта общения. Школьников необходимо учить способам творческого применения полученных знаний, умений и навыков для поддержания высокого уровня физической и умственной работоспособности, состояния здоровья, для самостоятельных занятий.      Содержание программного материала уроков состоит из двух основных частей: базовой и вариативной (дифференцированной). Освоение базовых основ физической культуры объективно необходимо и обязательно для каждого ученика. Без базового компонента невозможна успешная адаптация к жизни в человеческом обществе и эффективное осуществление трудовой деятельности вне зависимости от того, чем хотел бы молодой человек заниматься в будущем. Базовый компонент, иначе называемый ядром, составляет основу государственного стандарта общеобразовательной подготовки в сфере физической культуры и не зависит от региональных, национальных и индивидуальных особенностей ученика.            Настоящая комплексная программа включает в себя содержание основных форм физической культуры в 1—4 классах, составляющих целостную систему физического воспитания в общеобразовательной школе. Программа состоит из четырех взаимосвязанных частей: уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня, внеклассная работа, физкультурно-массовые и спортивные мероприятия. Предваряют этот материал задачи физического воспитания и показатели физической культуры учащихся начальной, основной и средней школы. Первая часть программы регламентирует проведение уроков физической культуры.      Вторая, третья и четвертая части программы предназначены для педагогического коллектива школы. Результативность внеклассных форм физического воспитания, физкультурно-массовых и спортивных мероприятий, физкультурно-оздоровительной работы обеспечивается совместными усилиями директора школы, его заместителей по воспитательной и учебной работе, учителей физической культуры, учителей начальной школы, физкультурного актива учащихся старших классов, тренеров, спортсменов, шефствующих организаций, родителей.
Задачи физического воспитания учащихся 1—4 классов
      Задачи физического воспитания учащихся 1—4 классов:      укрепление здоровья, улучшение осанки, профилактика плоскостопия; содействие гармоническому физическому развитию; выработка устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды;      овладение школой движений;      развитие координационных (точности воспроизведения и дифференцирования пространственных, временных и силовых параметров движений, равновесия, ритма, быстроты и точности реагирования на сигналы, согласования движений, ориентирования в пространстве) и кондиционных (скоростных, скоростно-силовых, выносливости и гибкости) способностей;      формирование элементарных знаний о личной гигиене, режиме дня, влиянии физических упражнений на состояние здоровья, работоспособность и развитие двигательных способностей;      выработка представлений об основных видах спорта, снарядах и инвентаре, о соблюдении правил техники безопасности во время занятий;      приобщение к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижными играми, использование их в свободное время на основе формирования интересов к определенным видам двигательной активности и выявления предрасположенности к тем или иным видам спорта;      воспитание дисциплинированности, доброжелательного отношения к товарищам, честности, отзывчивости, смелости во время выполнения физических упражнений; содействие развитию психических процессов (представления, памяти, мышления и др.) в ходе двигательной деятельности.
Показатели физической культуры учащихся, оканчивающих начальную школу
      В результате освоения Обязательного минимума содержания учебного предмета «Физическая культура» учащиеся по окончании начальной школы должны достигнуть следующего уровня развития физической культуры.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся
      Учащиеся должны знать:      об особенностях зарождения физической культуры, истории первых Олимпийских игр;      о способах и особенностях движений и передвижений человека, роли и значении психических и биологических процессов в осуществлении двигательных актов;      о работе скелетных мышц, систем дыхания и кровообращения при выполнении физических упражнений, о способах простейшего контроля за деятельностью этих систем;      об обучении движениям, роли зрительного и слухового анализаторов при их освоении и выполнении;      о терминологии разучиваемых упражнений, об их функциональном смысле и направленности воздействий на организм;      о физических качествах и общих правилах их тестирования;      об общих и индивидуальных основах личной гигиены, правилах использования закаливающих процедур, профилактики осанки и поддержания достойного внешнего вида;      о причинах травматизма на занятиях физической культурой и правилах его предупреждения;
      уметь:      составлять и правильно выполнять комплексы утренней гимнастики и комплексы физических упражнений на развитие координации, гибкости, силы, на формирование правильной осанки;      вести дневник самонаблюдения за физическим развитием и физической подготовленностью, контролировать режимы нагрузок по внешним признакам, самочувствию и показателям частоты сердечных сокращений;      организовывать и проводить самостоятельные формы занятий, закаливающие процедуры по индивидуальным планам;      взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками в процессе занятий физической культурой;
      Младший школьный возраст — благоприятный период для развития всех координационных и кондиционных способностей. Однако особое внимание в этом возрасте следует уделять всестороннему развитию координационных, скоростных (реакции и частоты движений), выносливости к умеренным нагрузкам, скоростно-силовых способностей.      Для достижения оптимальной общей и моторной плотности урока необходимо широко использовать нестандартное оборудование, технические средства обучения, доступные тренажеры.      Отличительной особенностью младших школьников является их большое желание, интерес, познавательная активность, высокая эмоциональность во время занятий. Поэтому на уроках четкая организация, разумная дисциплина, основанная на точном соблюдении команд, указаний и распоряжений учителя, должны сочетаться с предоставлением им определенной свободы и самостоятельности действий, заданиями, стимулирующими творчество и инициативность.
Физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме учебного и продленного дня
      Во второй части программы представлены цели и задачи, содержание, организационно-методические указания физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного и продленного дня.      К ним относятся: гимнастика до учебных занятий, физкультурные минутки во время уроков, физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах, ежедневные физкультурные занятия в группах продленного дня.      Каждая школа в соответствии с собственными условиями может самостоятельно разнообразить содержание, организацию и проведение вышеназванных форм физкультурно-оздоровительных мероприятий, а также изменять и дополнять их.      Все занятия, как правило, проводятся на открытом воздухе (в зимнее время — при температурных режимах, соответствующих гигиеническим нормам конкретной территории).      Гимнастика до учебных занятий (вводная гимнастика). Ее цель — повысить умственную работоспособность учащихся, настроить их на предстоящую учебную деятельность и предупредить негативные сдвиги в организме, связанные с длительным нахождением в неподвижной позе. Она состоит из 8-12 общеразвивающих упражнений низкой интенсивности, требующих сосредоточенного внимания на точном выполнении упражнений. Продолжительность ее 17 мин. Гимнастика до учебных занятий проводится под наблюдением учителя-предметника, ведущего первый урок в данном классе. Содержание комплексов разрабатывается учителем физической культуры или по его заданию старшеклассниками и меняется один раз в две недели. Целесообразно проводить гимнастику до учебных занятий под музыкальное сопровождение.      Физкультурные минутки. Они проводятся во время уроков и состоят из 2—3 упражнений, направленных на снятие напряжения мышц спины, пальцев рук и плечевого пояса. Время проведения физкультминутки определяется учителем, ведущим урок. Содержание этой формы занятий разрабатывается учителем физической культуры, должно быть вариативным по проведению, доводиться до сведения учителей-предметников и учащихся. Физкультурные минутки рекомендуются также во время выполнения домашних заданий.      Физические упражнения и подвижные игры на удлиненных переменах (час здоровья). Их целью является активный отдых, укрепление здоровья, закаливание, повышение умственной и физической работоспособности, выработка привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями. Во время удлиненной перемены рекомендуются упражнения с мячами, скакалкой, лазанье и перелезания, элементы танцев, катание на лыжах, санках, коньках, самокатах, подвижные игры, элементы спортивных игр, спортивные аттракционы и др. Продолжительность подвижных перемен 15-20  мин. К концу занятий интенсивность упражнений должна снижаться, чтобы учащиеся были готовы к выполнению следующего урока. Содержание и организацию подвижных перемен разрабатывает учитель физической культуры, а непосредственное их проведение возлагается на дежурных учителей и учащихся дежурных классов. Для поддержания интереса учащихся состав упражнений, места занятий, формы и организация проведения должны быть вариативными.      Ежедневные занятия в группах продленного дня. Их назначение — активный отдых, повышение физической и умственной работоспособности, приобщение учащихся к систематическим занятиям, достижение необходимого объема двигательной активности. Занятия включают упражнения, рекомендованные для подвижных перемен с учетом интересов и желаний учащихся. Продолжительность занятий 30-45  мин. Важнейшими условиями их проведения являются отсутствие строгой регламентации, самостоятельность учащихся, свобода выбора упражнений и форм проведения.      Организация спортивного часа возлагается на воспитателей групп продленного дня, а проведение могут осуществлять учителя физической культуры, воспитатели, инструкторы физической культуры, учащиеся старших классов.
Внеклассная работа
      Данный раздел программы объединяет содержание внеклассных форм физического воспитания: в кружках физической культуры, спортивных секциях, группах общей физической подготовки. Содержание занятий в различных формах внеклассной работы определяется с учетом возраста школьников.      Для спортивных секций материал по общей физической подготовке является единым. По специальной физической подготовке он представлен в программе отдельно по основным видам спорта. При наличии соответствующих условий учителя могут организовать занятия и по другим видам спорта, включая национальные. Количество спортивных секций и кружков по предложению учителей физической культуры определяется администрацией школы.      Цель внеклассных форм занятий состоит в том, чтобы на основе интересов и склонностей учащихся углубить знания, расширить и закрепить арсенал двигательных умений и навыков в конкретных видах спорта, достигнуть более высокого уровня развития двигательных способностей, нравственных качеств, приобщить детей к регулярным тренировкам.
Программа составлена для учащихся 1-4 классов.
ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ
1. Активизация защитных сил организма ребёнка.
2.Выработка устойчивой правильной осанки, укрепление и сохранение гибкости позвоночника, предотвращение его деформации.
3.Укрепление и развитие мышечной системы, нормализация работы опорно–двигательного аппарата.
4.Развитие общей организованности, внимания, фантазии, доброжелательности.
В программу включены следующие разделы:
1 раздел
Корригирующие упражнения.
2 раздел
Упражнения для формирования правильной осанки.
3 раздел
Упражнения для профилактики плоскостопия.
4 раздел
Упражнения на равновесие, стимулирующие вестибулярный аппарат.
5 раздел
Упражнения под музыку на развитие чувства ритма, гармонии с окружающим миром.
ПОСТРОЕНИЕ ЗАНЯТИЯ
Программа рассчитана на систематические занятия. Начинаются занятия с разминочной, подготовительной части, которая может проводиться с различными предметами (резиновые мячи, обручи) или без них.
Основная часть занятия построена в игровой форме, способствует развитию воображения и фантазии, образного мышления, а так же речевых навыков учащихся, которые охотно выполняют упражнения, превращаясь по ходу сказки- фантазии в различных животных (кошка, змея, лошадка…), насекомых (муравей, бабочка и др.) и других персонажей живой природы.
Упражнения, являющиеся основой этих сказок-игр, дети изучают в начале учебного курса. Они состоят из 7 разделов:
I.Укрепление мышц спины.
II.Укрепление мышц спины и брюшного пресса .
III.Упражнения для укрепления позвоночника.
IV.Упражнения для укрепления мышц тазового пояса, бёдер, ног.
V.Упражнения для развития стоп.
VI. Упражнения для укрепления мышц плечевого пояса.
VII. Упражнения на равновесие.
Заключительная часть занятия танцевально-игровая, в которой дети расслабляются, получают навыки общения, раскованного движения, ориентировки в пространстве. Выполняются упражнения на растяжение позвоночника.
ПРОГРАММА
1 класс(68 часов) по 17 минут в день
Основы знаний:
Правила поведения в кабинете. Знание техники безопасности. Правила личной гигиены. Повороты по ориентирам.
Вводная часть занятия
1.Корригирующие упражнения.
Основная стойка. Положения рук: на поясе, за голову. Поднимания на носки, на пятки, стойка на внешней стороне стопы, носки вместе пятки врозь (медвежонок), стойка на внутренней стороне стопы, носки врозь, пятки вместе (балеринка). Простейшие сочетания изученных движений. (1 четверть)
2.Упражнения для формирования правильной осанки.
Ходьба под музыку в колонне по одному за учителем с мешочками на голове. Руки на поясе.(1,2 четверть). Ходьба занаправляющим по ориентирам с соблюдением ритма.(3,4 четверть)
3.Упражнения для профилактики плоскостопия:
ходьба на носках, на пятках (руки за голову), на внешней и внутренней стороне стопы (руки на пояс) под музыку за учителем.(1 и 2 четверть).
4.Разминка без предметов для всех групп мышц, под музыку по примеру учителя.
Основная часть занятия
1.Корригирующие упражнения. Освоение главных исходных положений:
Поза «внимательного ученика»;
Поза «удовольствия»;
Простейшие дыхательные упражнения (1,2,3,4 четверть)
Вдох: нюхаем цветок;
Выдох: греем руки;
Упражнения для формирования правильной осанки из разделов 1-7 выполняемые по примеру и с помощью учителя.(1-4 четверти)
3.Упражнения для профилактики плоскостопия. Упражнение « Ходьба» по примеру.(1-4 четверть).
4.упражнения на равновесие «Петушок» по примеру и с помощью учителя.(1-4 четверти)
Эта часть проводится в виде сказки, рассказанной учителем, где дети выполняют роли зверей, насекомых, птиц и т.д.
Общее число упражнений не превышает 8.
Заключительная часть занятия.
1 четверть
1.Танец с использованием движений изученных в течение занятий.
2 -4четверть
Танец по примеру учителя
Основные требования к знаниям умениям и навыкам учащихся.
Знать: форму одежды для занятий, правила поведения на занятиях ЛФК, в тренажёрном зале.
Уметь: ходить в колонне по одному на носках, пятках, на внешней и внутренней стороне стопы, ходить с мешочком на голове, выполнять за учителем любые из упражнений, перечисленных в основной части.
2 класс (68 часов) по 17 минут в день
Основы знаний:
Понятие «направляющий», чередование вдоха и выдоха во время выполнения упражнений. Построения и перестроения. Построение в шеренгу, равнение по носкам в шеренге. Выполнение приветствия. Расчёт на первый и второй.
Вводная часть занятия.
1.Корригирующие упражнения. Основная стойка ноги в шестой позиции. Положения рук: перед собой, вверх на пояс, за головой, в «замок». Стойка в положении « Медвежонок», «Балеринка».(1 четверть)
Ходьба с мешочками на голове за направляющим. Повороты по ориентирам, различные положения рук. Движения под музыку с соблюдением ритма.
3. Упражнения по профилактике плоскостопия:
а) ходьба на носках, на пятках (руки за головой), внешней и внутренней стороне стопы (руки на поясе) под музыку с соблюдением ритма. Занаправляющим по ориентирам.(1-4 четверть)
4. Разминка для всех групп мышц под музыку с соблюдением ритма по примеру учителя (1-2 четверть). По примеру назначенного учителем ведущего.(3-4 четверть)
Основная часть занятия
Проводится в виде сказки, которую рассказывает учитель, а роли исполняют ученики. Они помогают давать характеристики героям сказки и оценивают ситуацию. Количество упражнений в этой части не превышает 8-9.
1.Корригирующие упражнения. Упражнение «Месяц» (1-4 четверть)
2.Дыхательные упражнения: простейшие приёмы дыхательной гимнастики Стрельниковой (на каждый шаг на месте с поворотом головы показать, как принюхивается лисичка, ищущая след) по примеру учителя (1-4 четверть).
3. Упражнения для формирования правильной осанки. Любые упражнения из разделов 1-5 выполняемые по примеру и с помощью учителя (1-2 четверть), без помощи учителя (3-4 четверть)
4. Упражнения по профилактике плоскостопия из раздела 5 любые 2.выполняемые по примеру и с помощью учителя в 1 четверти и без помощи во 2-4 четверти.
Заключительная часть занятия
1.Танец. Разучивание нового танца. Повторение старого. Танцевальные игры. (1-4 четверть).
2. Обсуждения занятий и задание на дом.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Знать: построение и равнение в шеренге, построение из одной шеренги в две.
Уметь: технически правильно 4-5 раз повторить за учителем любое упражнение (всех разделов) с самостоятельно выполнять разминку с гимнастическими палками.
3 класс (68 часов) по 17 минут в день
Основы знаний:значение ЛФК для здоровья. Формирование понятия «аккуратность», умение придумать вместе с учителем сюжет основной части.
Вводная часть занятия:
1.Корригирующие упражнения. Выполнение на память упражнения «Потягушки» с переходом в положение «внимательного ученика»(1-4 четверть)
2. Упражнения для формирования правильной осанки. Ходьба с мешочком на голове с различными положениями рук за направляющим под музыку с соблюдением ритма, строя и интервала. Сохранение осанки при выполнении упражнения: на каждый шаг коснутся высоко поднятым коленом локтя противоположной руки (1-4 четверть).
3.Упражнения для профилактики плоскостопия:
а) ходьба на носках на пятках, внешней и внутренней стороне стопы. Те же упражнения с гимнастической палкой под музыку с соблюдением ритма, занаправляющим. (1-4 четверть)
4.Разминка под музыку с соблюдением ритма по примеру учителя (1-4 четверть).
Основная часть занятия
Проводится в форме сказки, рассказа, фантазии. Которые придумывают учащиеся вместе с учителем. Общее выполнение упражнений 9-10.
1.Коригирующие упражнения.
По команде учителя из позы, стоя на четвереньках поднять одновременно правую руку и левую ногу. Сохранить позу 4 секунды.
2. Дыхательные упражнения: простейшие упражнения по системе Бутейко. Вдох на 1/5 обычного в позе «Кучера», задержать дыхание в основной стойке и в позе согнувшись, выдох из паузы на вдохе носом (1-4 четверть).
3. Упражнения для профилактики правильной осанки.
Любые 8-9 упражнений из разделов 1-7 на память с небольшими напоминаниями – уточнение учителя, выполняемые за ведущим. Правильное дыхание в сочетании с движениями. Сложность элементов средняя (1-4 четверть).
4. Упражнения для профилактики плоскостопия: любые из раздела 5, выполняемые за учителем.(1-4 четверть)
5.Упражнения на равновесие: любое из упражнений раздела 7, выполняемое за ведущим.(1-4четверть)
Заключительная часть занятия.
1.Танцы. Повторение известных, разучивание нового танца, танцевальные игры.
2. Обсуждение занятия и задания на дом.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Знать: что такое дыхательная пауза, как сочетать дыхание и движение.
Уметь: фантазировать на заданную тему, выполнять вис углом, выполнять упражнения из разделов 1-7 технически верно с небольшими уточнениями учителя.
4 класс (68 часов) по 17 минут в день
Основы знаний: Травматизм во время занятий и его предупреждение.
Вводная часть занятия.
1.Упражнения для формирования правильной осанки.
Ходьба с мешочками на голове с разнообразными движениями, рук сохранение осанки при выполнении прямого и бокового галопа занаправляющим (1-4 четверть).
2.Упражнения для профилактики плоскостопия:
а) ходьба на пятках, носках, внешней и внутренней сторонах стопы, с резиновым мячом, под музыку с сохранением ритма.(1-4 четверть)
Основная часть занятия.
Проводится в форме фантазий на заданный состав упражнений с помощью учителя.
Корригирующие упражнения.
Уметь выполнять упражнения из исходного положения, стоя на носках, руки в стороны глаза закрыты, соединить перед грудью пальцы рук .(1-4 четверть)
2.Дыхательные упражнения.
Повторить максимальную паузу с наклоном вперёд 2-3 раза, выходя из паузы на дополнительный выдох носом (в зависимости от индивидуальной возможности) по примеру учителя (1-4 четверть).
3.Упражнения для формирования правильной осанки.
Любые 9-10 упражнений 1,2,3,4,6 на различные группы мышц по словесному обозначению учителя. Правильное сочетание движения с дыханием. Выполнение за ведущим выбранного учителем. Количество повторений упражнений от 5до 10 в зависимости от индивидуальных возможностей.(1-4 четверть)
4.Упражнения по профилактике плоскостопия: любое упражнение из раздела выполняемого по примеру ведущего выбранного учителем. Количество повторений упражнений 5-6 раз (1-4 четверть)
5.Упражнения на равновесие: любое упражнение раздела семь. Выполнение за ведущим выбранного учителем. Количество повторений 3-4 на каждой ноге. (1-4 четверть)
Заключительная часть занятия.
1.Танцы и танцевальные игры. «Утята», «Полька», «Стирка», «Кузнечик» произвольные. (1-4 четверть)
2. Обсуждение занятия. Задание на дом.
Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся.
Знать: названия основных упражнений, игр.
Уметь: выполнять любое упражнение из разделов 1-7 самостоятельно.
Примерные комплексы гимнастики до занятий
Комплекс утренней гимнастики №1
Исходное положение (И.п.) – основная стойка, руки на пояс. Ходьба на месте с высоким подниманием бедра (30 – 40 шагов). Дыханиесвободное.
И.п. – ноги врозь. Согнуть руки в стороны, пальцы в кулак, прогнуться – вдох. Вернуться в исходное положение, разжать пальцы – выдох. Темп медленный. Повторить 3 – раза.
И.п. – основная стойка. Наклон вперед, коснуться пальцами носков ног – выдох. Вернуться в исходноеположение – вдох. Повторить 5 – 6 раз.
И.п. – стойка ноги врозь, руки в стороны ладонями вниз. Наклоны влево – вправо. Дыхание свободное. Повторить 6 – 7 раз в каждуюсторону.
И.п. – основная стойка. Присесть, коснуться пальцами пола – выдох. Вернуться в исходноеположение – вдох. Повторить 4 – 5 раз.
И.п. – стойка ноги врозь. Руки вверх, прогнуться – вдох. Вернуться в и.п. – выдох. Темпмедленный. Повторить 6 – 8 раз.
И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед. Кисти сжать в кулаки, затем разжать. Темпмедленный. Повторить 15 – 20 раз.
Комплекс утренней гимнастики № 2
И.п. – основная стойка. Ходьба на месте в течение 30 сек. Соблюдать правильную осанку. Дыхание свободное.
И.п. – стойка ноги врозь. Медленно поднять руки вверх, в стороны, прогнуться – вдох. Расслабьте мышцы, вернуться в и.п. – выдох. Темп медленный. Повторить 3 – 4 раза.
3. И.п. – основная стойка. Присесть, обхватить руками колени, голову вниз – выдох. Вернуться в и.п. – вдох. Повторить 4 – 5 раз.
4. И.п. – стойка ноги врозь, руки на поясе. Наклоны вправо и влево. Дыхание свободное. Повторить 4 – 5 раз.
5. И.п. – стойка ноги врозь, руки вперед, пальцы сжаты в кулаки. Наклоны вперед (имитация движения рубки дров). Дыхание свободное. Повторить 5 – 6 раз.
6. И.п. – основная стойка. Круговые движения глазами в одну и в другую сторону. Повторить 10 – 15 раз в каждую сторону.
7. И.п. – основная стойка. Указательный палец правой руки держать перед носом на расстоянии 25 – 30 см. Переводить глаза с дальнего предмета (например: двери, доски) на палец и обратно. Выполнять медленно в течение 30 – 40 секунд.
Комплекс утренней гимнастики № 3
1. И.п. - стойка, ноги на ширине плеч , руки на поясе. Отводить локти назад, делая вдох, и расслабляться на выдохе. Повторить 5-6 раз
2. И.п.- Стоя, ноги вместе, руки опущены. С шагом ноги в сторону поднять руки к плечам, затем вернуться в исходное положение. Темп средний. Повторить 4-5 раз.
3. И.п. - Стоя, ноги на ширине плеч, одна рука вверх, другая опущена. Выполнять рывки руками попеременно. Повторить 5-6 раз.
4. И.п. - Стоя, руки опущены. Делая вдох, поднять руки через стороны вверх, на выдохе опустить. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
5. И.п. – основная стойка. Ходьба на месте, высоко поднимая бедро. 20- 30 сек.
6. И.п. - Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Наклоняться (выдох), доставая руками носки ног. Темп средний.
7. И. п. - Стоя, ноги вместе, руки согнуты перед грудью. Рывковые движения согнутыми руками на два счета и прямыми на два счета. Темп средний. Повторить 5-6 раз.
8. И. п. - Стоя, ноги вместе, руки опущены. Попеременно поднимать руки вверх - вдох, опускать - выдох. Темп медленный. Повторить 4-6 раз.
9. И. п. - Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. По 3 боковых наклона туловища, вернуться в исходное положение. Темп средний. Повторить 4-5 раз.
10. И. п. - Стоя, ноги на ширине ступни, руки опущены. Выполнять пружинящие полуприседания с маховыми движениями рук вперед - назад. Темп средний.
11.И. п, - основная стойка. Спокойная ходьба на месте расслаблением ( встряхиванием рук, ног поочередно) в течение 15 - 20 секунд.
Комплекс утренней гимнастики №4.
1. И.п.- сидя на стуле, ноги согнуты, руки на коленях. Отводить руку в сторону, делая вдох, положить руку на колени - выдох. По 5-6 раз
2. И. п.- то же. Сгибать ноги в коленях. По 4 - 6 раз каждой ногой.
3. И.п. - Сидя, ноги выпрямить, руки опустить. Попеременно отводить руку и ногу в сторону на вдохе, возвращаться в исходное положение на выдохе. По 4-5 раз.
4. И.п. - Стоя, ноги на ширине ступни, руки к плечам. Вращение в плечевых суставах вперед и назад.
5. И.п. - Стоя, ноги на ширине плеч, руки на поясе. Попеременно отводить руку в сторону с поворотом туловища и на выдохе ставить руку на пояс. Темп медленный.
6. И.п. - Стоя, ноги на ширине стопы, руки на поясе. Приседать на выдохе, руки вперед, при подъеме - вдох. Темп средний.
7. И. п. – основная стойка.Ходьба на месте, высоко поднимая колени, в среднем темпе, 15 - 30с.
8. И.п. - Стоя, ноги вместе, одна рука вверху, другая опущена. Маховые движения руками со сменой положения рук на 2 счета. Темп средний.
9. И.п. - Стоя, ноги врозь, руки на поясе. Вращение туловища в медленном темпе по 6 раз в одну и другую сторону.
10. И.п. - Сидя на стуле, ноги выпрямить, руки на коленях. Попеременно сгибать и разгибать стопы и кисти в среднем темпе.
11. И.п. – основная стойка. Приподнять плечи делая вдох, опустить плечи на выдохе, расслабиться.
Комплекс утренней гимнастики № 5.
1. И.п. - Стоя, руки опущены. Приподнять плечи - вдох, опустить - выдох, расслабиться. Дыхание спокойное, неглубокое. Повторить 3 - 6 раз.
2. И.п. - Сидя на стуле, руки на коленях. Сжимать кисти рук, одновременно поднимая носки на себя. Темп средний, 8 -10 раз.
3. И. п. - то же. поочередно отводить выпрямляющуюся руку и возвращать в исходное положение. Темп медленный. По 3 - 4 раза каждой рукой.
4. И.п. - Сидя на стуле, согнув ноги, держаться руками за спинку стула сзади. поочередно разгибать ноги, стопы скользят по полу. Темп средний, 4 раза каждой ногой.
5. И.п. - Сидя на стуле. Поднять прямую руку вверх - вдох, опустить - выдох. Темп медленный, по 3 раза каждой рукой.
6. И. п. - то же. Повороты туловища с разведением рук. В медленном темпе по 3 - 4 раза в каждую сторону.
7. И.п. - Стоя боком к стулу, одна рука сверху на спинке. Выполнять маховые движения противоположной рукой и ногой вперед и назад. Махи выполнять свободно без напряжения. Повторять по 4 - 6 раз каждой рукой и ногой.
8. И.п. – Основная стойка. Встать на расстоянии длины вытянутых рук от стула и, опираясь на спинку, медленно приседать - выдох, подняться - вдох. 4 - 6 раз.
9. И.п. - Сидя на стуле, руки на коленях. Выполнять круговые движения ногой, касаясь носком пола. По 4 - 8 раз каждой ногой.
10. И. п.- то же. Попеременно поднимать руки вверх - вдох, опускать - выдох. По 3 - 5 раз каждой рукой.
11. И. п.- то же. Попеременное сведение и разведение пяток и носков стоп на 4 счета. Дыхание произвольное. Повторить 8 - 12 раз.
12. И.п. - Сидя, ноги выпрямить, руки опустить. Откинувшись на спинку стула, закрыть глаза, расслабиться - 5 - 10 секунд
Тематическое планирование:
Дни недели Тема Примечание
Понедельник Комплекс утренней гимнастики № 1 Вторник Комплекс утренней гимнастики № 2 Среда Комплекс утренней гимнастики № 3 Четверг Комплекс утренней гимнастики № 4 Пятница Комплекс утренней гимнастики № 5 СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Путь к здоровью Зубков А.И.М.:Совспорт.1999г.
Физическое воспитание детей со сколиозом и нарушением осанки.М.: «Издательство НЦ ЭНАС» 2004г. Под ред.Г.А.Халемского.
Оздоровительная гимнастика: теория и методика. Ростов: « феникс» 2002 г.Менхин Ю,В.,Менхин А.В.