Статья на тему Историко-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики


Кунакова Н. В.учитель истории ГБОУ №582
с углубленным изучением английского и финского языков
г. Санкт-Петербург
«Историко-патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики »
Большое искусство служит большим целям.
Б. Брехт
В современных условиях жизни общества одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание, одним из проявлений которого является формирование духовно-нравственной ценностей на примерах исторического прошлого России. Патриотизм - одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству, сопричастность к истории, культуре, достижениям и ценностям народа. Наша страна-страна с уникальной, более чем 1000-летней историей. Наш народ - это труженик, воин и творец, оставивший нам бесценное культурное наследие, роль которого является главенствующей в определении национальной самобытности страны. И вместе с тем мы понимаем, что будущее страны и народа во многом зависит от того, сумеем ли мы сохранить и приумножить то богатейшее культурное наследие, которое создавалось поколениями наших предков, сумеем ли мы воспитать наше молодое поколение в духе любви к Родине, в духе понимания и уважения культурных традиций нашего народа и народов мира. Сегодня мы достаточно часто наблюдаем отторжение подрастающего поколения от отечественной культуры, от общественно-исторического опыта предыдущих поколений. Этот процесс стал серьезной проблемой нашего времени, которую приходится решать каждому учителю. И здесь на помощь школе приходит музей. Для того чтобы приобщить подрастающее поколение к ценностям, накопленным и свято хранимым человечеством, недостаточно посетить несколько раз музей. Необходимо создать особое культурно-историческое пространство, дать школьникам возможность понять мир музея, почувствовать свою причастность к историческому прошлому нашей страны, ощутить неразрывную связь с предыдущими поколениями. Особая роль в этом принадлежит музею, который помогает учителю ввести учащихся в мир культуры. Поэтому сегодня так важен процесс интеграции музейного дела и образования школьников. Синтез музея и образования способствует формированию духовности подрастающего поколения, создает условия для их личностного и творческого развития. Не случайно, сегодня сотрудничество музея и школы составляет основу новой Образовательной концепции XXI века.
В 2010 году на базе нашей школы был открыт виртуальный филиал Русского музея. Это событие значительно расширило возможности учителя в сфере патриотического воспитания и формирования духовно-нравственных ценностей на примерах исторического прошлого России. Наши ученики получили уникальную возможность совершать виртуальные экскурсии по залам Русского музея, знакомиться с новыми выставками, смотреть учебные фильмы и авторские программы, что мотивирует их к посещению реальной музейной экспозиции.
Мне как учителю, музейная педагогика помогает решать такие задачи как:
*осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе школьников к исследовательской и проектной деятельности;
*сочетать эмоциональное и интеллектуальное воздействие на учеников;
*дать школьникам возможность раскрыть свой творческий потенциал;
*расширить возможности уроков и внеклассных мероприятий.
Наше время - это время компьютерных технологий. Мы все прекрасно осознаем, что современные дети познают мир через призму монитора. Мы должны согласиться, что компьютерные технологии предоставляют учителю огромные возможности в его повседневной практике. Мною создана серия интерактивных игр-викторин, которые могут быть использованы на всех этапах урока-от объяснения нового материала до его закрепления, а также разработаны игры в технологии музейного квеста, которые предполагают интерактивное включение учащихся в процесс обучения, позволяют осуществить переход от традиционной учебной деятельности к инициативной и развивающей модели историко-патриотического воспитания. Использование в качестве наглядных пособий произведений искусства помогает сделать урок ярким и запоминающимся.
Принципы и методы музейной педагогики находят широкое применение в исследовательской и проектной деятельности школы. В исследовательской работе присутствие музейного компонента является обязательным условием. Экскурсия в музей, внимательное изучение экспозиции помогают успешно справиться с написанием исследовательской работы. Результатом этой деятельности стало участие наших учеников в Гуманитарных чтениях «Музей. Искусство. Культура», которые проводит Русский Музей. Ежегодно представители нашей школы становятся победителями, призерами и дипломантами Гуманитарных чтений.
И в заключение хочу обратиться ко всем учителям:
«Дорогие коллеги! Музей-это целый мир! Наша задача познакомить наших учеников с музеем, помочь им войти в этот прекрасный мир и навсегда полюбить его».