«Гражданско — патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики»


РМО «Обществознания».
Тема: «Гражданско - патриотическое воспитание школьников средствами музейной педагогики» .Подготовила: Стадникова С.А.,
учитель истории и обществознания
МБОУ Ленинской СОШ.
В работе любого образовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. Одна из важнейших составляющих процесса воспитания – формирование и развитие гражданских и патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании по-настоящему гармоничной личности. Изменения, происходящие сегодня в нашем обществе, определяют новые требования к российской системе образования. Сегодня, важнейшими задачами учебно-воспитательной функции образования является формирование гражданственности, трудолюбия, нравственности, любви к Родине, семье. Возрождение патриотизма, гражданственности – это шаг к возрождению России, так как именно они являются духовно-нравственной основой общественного сознания, достоянием личности. Вместе с тем для эффективного функционирования системы патриотического воспитания сделано еще не все. Образовательные учреждения испытывают недостаток в методическом обеспечении, а патриотизм еще не стал в полной мере объединяющей основой общества.
Помогает в решении данной проблемы - школьный музей. Музей можно назвать «волшебной машиной времени». В ней в считанные минуты, за короткое время, отведенное на урок или внеклассное занятие, ученик может совершить путешествие, увидеть не только прошлое и день сегодняшний, но и заглянуть в будущее, сопоставить, сравнить события разных времен.
Оценивая значение музея, силу воздействия его материалов, можно отметить, что живой показ явлений и фактов средствами музейных документов – подлинников особенно убеждает, лучше сохраняется в памяти, будит мысль школьника. Это свойство музейных экспонатов расширяет возможности учебной и воспитательной работы с учащимися.
В музее каждый экспонат, стенд, так или иначе, относится к истории войны. Материал, собранный в нашем музее представлен на семи экспозиционных стендах:
- «Мы - интернационалисты»
- «История танкового корпуса»
- «По революционным тропам родного края»
- «Земляки – защитники Родины»
- «История братской могилы»
- «Земляки погибшие за Родину»
- «Честь и слава по труду»
Разрешите вас пригласить на небольшую экскурсию в наш музей.
Патриотическое воспитание всегда являлось важнейшим фактором нравственного здоровья любого общества. Наша школа имеет богатые традиции патриотического воспитания, где большую роль играет и школьный музей.
Цель работы нашего музея  -  способствовать формированию у учащихся личностного отношения к истории родной страны, чувства патриотизма, творческой и познавательной активности. Основными целями музея, как структурного подразделения образовательного учреждения, являются формирование гражданственности школьников через воспитание устойчивого навыка социальной и творческой активности учащихся.      Задача музея – пробуждать в детях и подростках потребность глубже познать историю Отечества из разных источников информации: из знакомства с музейной экспозицией, рассказов ветеранов, экспонатов музея, экскурсий по местам боёв. Только у человека, хорошо знающего и чувствующего историю, пробуждается любовь не только к прошлому, но и к настоящему и будущему своей страны. Музей также призван стать информационной базой для проектной и исследовательской деятельности учащихся школы.
Общеизвестно, что школьный музей, как и любой другой, обладает рядом характеристик и функций. К традиционным его функциям относятся: комплектование, изучение, учет и хранение коллекций, а также использование их в целях образования и воспитания.  Но специфика школьного музея в том, что он менее всего должен походить на традиционное музейное учреждение. Это музей особого типа, он является, во-первых, образовательным музеем, где задачи обучения и воспитания, в том числе во внеурочное время, имеют решающее значение, и, во-вторых, адресным музеем, для которого приоритетной является детская аудитория. Только в школьном музее может быть наиболее последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей. 
Согласитесь - школьный музей - это сложный организм. Его жизнеспособность целиком зависит от слаженной творческой работы коллектива педагогов и учащихся. Без участия широкого актива учащихся нельзя реализовать полную программу. Работа музея - экскурсии, конкурсы - в той или иной мере интересуют многих школьников.
Этот учебный год был насыщен различными мероприятиями гражданско - патриотического направления, которые посвящены «70- летию Победы в Великой Отечественной войне».
- В течение года организовывались традиционные встречи с ветеранами войны, тружениками тыла с оформлением материала о них для газет «Победа» и «В каждый дом».
-Проводятся акции: «Письмо ветерану», «Помоги ветерану», «Поздравление ветерану».
-Провели митинги, посвященный освобождению х. Ленина от немецко-фашистских захватчиков (21.012015г) и Аксайского района (14.02.2015г)
- Подготовлены информационные страницы по юбилейным датам.
- Проведены мероприятия, посещенные дням воинской Славы.
- Проведен конкурс выразительного чтения «Никто не забыт, ничто не забыто».
- Проведен конкурс рисунков «Победа одна на всех».
- Проведен конкурс творческих работ «70- летию Великой Победы посвящается…»
- Участие в районных мероприятиях посвященных гражданско - патриотическому направлению.
Привлечение учащихся к поисковой и исследовательской деятельности позволяет сделать детей заинтересованными участниками процесса, т.е. субъектами, а не объектами воспитания. Именно школьный музей способен в полной мере реализовать принцип «Музеи для детей и руками детей», перенеся основной центр тяжести с процесса восприятия коллекций на процесс созидания, делания, который, по существу, является постоянным и не должен иметь завершения. В результате поисковой деятельности учащихся и руководителей школьного музея были подготовлены исследовательские работы по темам:
- «Память – бесценный дар человечества» (о нашем выпускнике-Андрее Гришко, погибшем в Чечне).
- «Сердце, отданное детям: учительские судьбы»
- «Наш хутор вчера, сегодня, завтра»
-«Судьба солдата - страница истории нашего х. Ленина»
Исследовательские работы наших следопытов практически из года в год занимаю призовые места на краеведческих конференциях разных уровней.
    Работа школьных музеев неизбежно выходит за рамки школьной жизни. В сельских районах, где нет государственных музеев, школьный музей является одним из важнейших факторов в расширении образования, в воспитании молодежи, формировании гражданской позиции. Сегодня он обретает новое лицо, новое качество - качество культурного центра.
Новый музей, как и новая школа, не перестают радовать учеников, учителей, персонал школы и родителей. Мы с радостью принимаем гостей и устраиваем им экскурсии по школе и по музею.
В заключении хочется сказать, что школьный музей способствует возрождению самосознания, патриотизма, понимания учениками значимости своего родного села в богатой истории Аксайского района и страны, ориентируют школьника на гражданские патриотические ценности, тем самым обеспечивает формирование гражданина и патриота России.