Проектная деятельность на тему МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН
ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«НИЖНЕКАМСКИЙ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ»
_____________________________________________________________________________
423570, Республика Татарстан, г, Нижнекамск, ул. Юности, д.23 тел.8-8555-30-51-08
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
ТЕМА: МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ МОЛОДОГО ПОКОЛЕНИЯ СРЕДСТВАМИ МУЗЕЙНОЙ ПЕДАГОГИКИ
Автор: Крюкова Лариса Борисовна,
преподаватель обществоведческих дисциплин
высшей квалификационной категории,
руководитель «Музея Трудовой и Боевой
Славы ГАПОУ «НК АПК»
2016 г.
Содержание
Введение
Глава 1. Нравственное и патриотическое воспитание студентов колледжа и его актуальные проблемы.
Глава 2. Педагогические условия реализации модели гражданско - патриотического воспитания молодежи средствами музейной педагогики.
Глава 3. Модель гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами музейной педагогики.
Заключение
Литература
Приложения
ВВЕДЕНИЕ
В современных условиях одной из главных целей воспитательного процесса является нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения. Проблема духовно-нравственного, патриотического воспитания личности студентов возникла не на пустом месте. Негативный информационный поток с экранов телевидения, видеоигры, пропагандирующие насилие, агрессию - всё это отрицательно сказывается на формировании внутреннего мира ребенка, основу которого представляет нравственность. Сегодня учитель может целый день втолковывать ребенку прописные истины духовности, а на телеэкране он видит другое, противоположное, и учителю порой сложно противостоять этому.
Особенно быстро разрастается безнравственное поведение подрастающего поколения.
В Постановлениях Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2011–2015 годы», от 30.12.2015 г. № 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы» указывается, что нравственные критерии всегда и особенно в деле воспитания должны стоять выше всех других интересов.
Актуальность проекта:
Сегодня вопрос стоит о спасении молодого поколения. Высокие нравственно-патриотические чувства не даны ребенку в готовом виде, не передаются по наследству, не могут возникнуть путем естественного вызревания. Нравственное воспитание осуществляется, прежде всего, в процессе содержательной деятельности.
Роль школьных музеев, музеев профессиональных образовательных организаций  в воспитании гражданско-патриотической позиции, в военно-патриотическом воспитании велика! Музейная работа, причастность к происходящему, памяти о прошедшем и ушедшем позволяет развить у обучающихся и студентов высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу, стойкость в жизни, любовь к Родине. Это не высокие слова.
Цель музейной педагогики — создание условий для развития личности путем включения её в многообразную деятельность музея. Поэтому на сегодняшний день мы её рассматриваем как инновационную педагогическую технологию.
Одной из главных целей в воспитательной деятельности в Государственном автономном профессиональном образовательном учреждении “Нижнекамский агропромышленный колледж” является воспитание гражданско-патриотических и нравственных качеств у студентов. Для реализации этой цели систематически организуются мероприятия, несущие нравственную и военно-патриотическую направленность. Центром нравственного и патриотического воспитания в колледже является Музей Трудовой и Боевой славы, который сохраняет и развивает традиции нравственно-патриотического воспитания молодежи и является неотъемлемой частью культурной жизни колледжа, где я Крюкова Лариса Борисовна являюсь заведующей музеем.
Реализация патриотического воспитания студентов колледжа осуществляется всеми участниками учебно-воспитательного процесса: преподавателями, групповыми кураторами и мастерами производственного обучения, педагогами дополнительного образования, педагогом- психологом, социальным педагогом, администрацией колледжа в тесном сотрудничестве с социальными партнерами и родительской общественностью. Организовано тесное сотрудничество всего коллектива с Советом ветеранов города, блокадниками Ленинграда, представителями военного комиссариата, с воинами – участниками боев в Афганистане и Чечне, нашими выпускниками, родительским комитетом солдат, проходящих службу в рядах Вооруженных сил России. На базе нашего музея, создан и активно работает комитет солдатских матерей города Нижнекамска и Нижнекамского района, который сегодня является одним из лучших в России.
Объект исследования: процесс воспитания студентов
Предмет исследования: модель формирования нравственно-патриотических качеств молодого поколения средствами музейной педагогики
Цель проекта: раскрыть разнообразие форм, методов, подходов, проблем к нравственно - патриотическому воспитанию и предложить модель формирования нравственно-патриотических качеств молодого поколения средствами музейной педагогики
Задачи проекта:
1)выделить основные категории и проблемы нравственного и патриотического воспитания;
2)спрогнозировать возможности решения проблем нравственного, патриотического воспитании;
3)разработать комплекс мероприятий по формированию нравственно-патриотических качеств молодого поколения средствами музейной педагогики.
Гипотеза исследования: на основе анализа проблем нравственного воспитания возможно более эффективное проектирование практики нравственного и патриотического воспитания
Считаю, что использование настоящего материала позволит сделать учебно-воспитательный процесс более эффективным, формировать нравственные, патриотические и деловые качества юных граждан Российской Федерации и Республики Татарстан.
Представленный материал был одобрен также и на защите методических разработок преподавателей и студентов в нашем колледже. Часть материала опубликовано в виде учебно-методических пособий, разработок и рекомендаций в научно-методических журналах «Наука и школа», «Воспитание школьников», «Магариф», «Педсовет», «Последний звонок», «Досуг в школе», сборниках международных, всероссийских и республиканских конференций.
Глава 1. Нравственное и патриотическое воспитание студентов колледжа и его актуальные проблемы
Нравственное воспитание — это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.
Основные задачи нравственного воспитания:
формирование нравственного сознания;
воспитание и развитие нравственных чувств;
выработка умений и привычек нравственного поведения.
Нравственное воспитание включает:
формирование у человека сознания связи с обществом, зависимости от него, необходимости согласовывать свое поведение с интересами общества;
ознакомление с нравственными идеалами, требованиями общества, доказательство их правомерности и разумности;
превращение нравственных знаний в нравственные убеждения, создание системы этих убеждений;
формирование устойчивых нравственных чувств и нравственных качеств, высокой культуры поведения как одного из главных проявлений уважения человека к людям;
формирование нравственных привычек.
Приоритетные духовно-нравственные ценности содержания военно-патриотического воспитания молодежи:
-гражданственность, надклассовость, надпартийность, надкорпоративность;
-общенациональность в государственном масштабе;
-приоритет общественно-государственных интересов над личными;
-лояльность к основам государственного и общественного строя, к существующей политической системе;
-патриотизм, преданность своему Отечеству;
-преемственность, сохранение и развитие лучших традиций Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов;
-самоотверженность и способность к преодолению трудностей и лишений:
-гуманизм и нравственность, чувство собственного достоинства;
-социальная активность, ответственность, нетерпимость к нарушениям норм морали и права
Проблема патриотического воспитания. Отклонение от службы в армии, незнание текста гимна страны – вот лишь часть современных проблем этого направления. Воспитание - это вечная, общая категория, и в ней Патриотизм присутствует как идеальный стержень, как сердцевина, как духовно-нравственный феномен. Чувство любви к Родине и сама Родина - высшие человеческие ценности. Патриотизм в личности - как зародыш в зерне, а без зародыша зерно не прорастает, и человеческая сущность гражданина - в патриотизме. Все самое родное, самое дорогое для человека - в патриотизме. Колыбельная песня, материнский язык - это все заряд патриотизма. Под патриотическим воспитанием следует понимать целенаправленный, организуемый процесс формирования устойчивых патриотических качеств, характеризующих школьника как духовно-нравственную, гражданскую, интеллектуальную личность.
Какие же задачи мы ставим перед своими студентами Агропромышленного колледжа:
1. Формирование патриотического сознания, чувств и поведения.
2. Формирование активной жизненной позиции у студентов.
3. Воспитание уважения и принятие прав и обязанностей гражданина.
4. Формирование чувства человеческого достоинства.
Золотой формулой или средствами патриотического воспитания студентов являются: историческая память, культура, этнопедагогика, право и личность.
Любовь к Родине - это готовность защищать ее от любых посягательств, служить Родине, все это прослеживается в работе нашего педколлектива колледжа и конечно в работе Музея Трудовой и Боевой Славы ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж»
Следующая проблема, которая стоит перед нами как педагогами и конечно музея - это проблема предупреждения насилия в учебном заведении. Цель - повышение уровня чувствительности к проблеме насилия и жестокости в образовательной организации. Повышение уровня чувствительности означает, что коллектив образовательной организации должен создать в ней такой уклад, при котором насилие и жестокость, от кого бы они ни исходили, будут вызывать дружную реакцию возмущения и сопротивления. Задачи первого шага - привлечь внимание к проблеме насилия всех участников проекта, прежде всего – студентов, преподавателей и родителей. Многие проблемы, которые возникают в учебном заведении, такие как драка, оскорбления, банальные подзатыльники, многими не воспринимаются как проблема.
Педагог должен знать эти проблемы, предупреждать их, работать над их преодолением. Мы как педагоги и граждане своей страны должны понимать своей важности в жизни страны и поэтому не должны безразлично относятся ко всем происходящим в ней событиям. Помочь в воспитании чувства гражданского долга, я думаю, могут активные формы работы на уроках обществознания, правоведения – дискуссии, диспуты, беседы, деловые игры, чтобы знания об обществе усваивались на практике. А сам предмет обществознания следует вводить с 5-6 класса, чтобы это чувство воспитывалось глубже. Ведь у учеников 10 класса трудно воспитать какое-то новое чувство, т.к. характер и манеры поведения уже сформировались, и тяжело внести какие-либо существенные изменения. Решение проблемы национального самосознания и гражданственности, по моему мнению, кроется в реформировании образования в сторону воспитания настоящих граждан и патриотов своей страны, тогда и молодежь, видя успехи своих младших сограждан, станет вести себя более ответственно и проявлять больший интерес в жизни государства.
Глава 2. Педагогические условия реализации модели гражданско - патриотического воспитания молодежи средствами музейной педагогики
Система средств организации и проведения военно-патриотической работы на базе Музея; организация и проведения военно-патриотической работы; формы организации и проведения военно-патриотической работы; направления реализации принципов организации и проведения военно-патриотической работы.
Компоненты содержания
военно-патриотического воспитания
Социально-педагогический компонент Специфический компонент
основывается на таких элементах, как: позитивные мировоззренческие взгляды и позиции по основным социальным, историческим, нравственным, политическим, военным и другим проблемам; важнейшие духовно-нравственные, деятельностные качества (любовь к Родине, уважение к законности, ответственность за выполнение конституционных обязанностей по защите Отечества и обеспечению безопасности его граждан и другие) предполагает его более глубокую и последовательную дифференциацию, основательную и всестороннюю разработку в соответствии с теми конкретными задачами (и, прежде всего, практического характера), которые возлагаются на защитников Отечества в процессе прохождения военной и других, связанных с ней видов государственной службы
Система средств организации и проведения военно-патриотической работы
К материально-техническим средствам относятся учебные аудитории, классы и кабинеты для занятий по начальному военному обучению, музеи, места сражений, памятники, захоронения, специализированные школы, патриотические и военно-патриотические клубы, техника, специальное оборудование, оружие, макеты, учебные поля, спортивные городки, тиры, тренажеры, а также соответствующие средства массовой информации, произведения литературы и искусстваОбразовательные средства включают основные теоретические и научно-практические рекомендации по организации и проведению военно-патриотического воспитания, по формированию взглядов, убеждений, потребностей и интересов, воспитанию любви к Родине, готовности к отстаиванию ее свободы и независимости, по выработке общественного мнения о проблеме обеспечения и укрепления стабильности и безопасности общества, о государственных и социальных институтах, участвующих в реализации функции защиты Отечества, о военной и альтернативной службе и Организационные средства патриотического воспитания - это весь комплекс мероприятий, осуществляемых с использованием материально-технических и образовательных средств, проводимых в соответствующих формах, максимально реализующих общие и специфические задачи по формированию и развитию личности гражданина и патриота. Особенно актуальным является разработка и внедрение единых программ патриотического воспитания, объединяющих ранее разрозненные программы, реализуемые различными исполнителями
Направления и условия организации и проведения военно-патриотической работы
Информационно-разъяснительное обеспечение - утверждение патриотизма, конституционного долга, готовности к достойному служению Отечеству в качестве важнейших ценностей в сознании и чувствах молодежи, особенно в тесной связи с интересами государства и общества; активное использование в этих целях средств массовой информации, особенно военно-периодической печати, преодоление при этом сложившихся стереотипов и комплексов негативного плана Научно-теоретическое обеспечение - значительная активизация исследований в сфере военно-патриотического воспитания молодежи, использование результатов разработок в практической деятельности с целью ее коренного улучшения в условиях изменений, происходящих в обществе. Обоснование и обогащение содержания воспитательной работы посредством включения в него культурно-исторического, духовно-нравственного и других компонентов, важнейших достижений в области социально-гуманитарных наук, а также современной военной мысли Педагогическое и методическое обеспечение - фундаментальная разработка комплекса учебных и специальных программ и методик по организации и проведению военно-патриотической работы в ее различных формах, использование всего многообразия педагогических форм и средств с учетом особенностей той или иной категории молодежи. Развитие и совершенствование форм и методов военно-патриотического воспитания. Регулярное издание соответствующей литературы, освещающей эту сферу деятельности с учетом инноваций, передового учебно-воспитательного опыта
Обеспечение взаимодействия в системе военно-патриотического воспитания - повышение эффективности этой системы, функциональных возможностей ее основных субъектов, создание на уровне местного самоуправления межведомственных комиссий по реализации цели и задач по формированию у молодежи гражданственности, патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Разработка модели реализации основных направлений деятельности по воспитанию молодежи Организационные мероприятия - формирование специальных структур как ведомственных, так и особенно межведомственных для осуществления мер по активизации данного направления воспитания на всех уровнях этой деятельности в Российской Федерации с учетом обеспечения координации и взаимодействия между ее субъектами на принципах взаимозаинтересованного сотрудничества. Повышение уровня организации, улучшение функционирования, как отдельных элементов системы, так и всей системы в целом. Обеспечение ее взаимосвязи и взаимодействия с системой образования, культуры, СМИ, военной организацией общества, другими элементами его государственной структуры и социальными институтами. Создание системы управления процессом воспитания в целях формирования и реализации общей стратегии в этой сфере деятельности, объединение усилий различных организаций и ведомств Кадровое обеспечение - организация системы подготовки специалистов, способных эффективно, на уровне современных требований решать задачи воспитания у молодежи высокого патриотизма, готовности к достойному служению Отечеству. Этот процесс мог бы включать не только базовое обучение руководителей и организаторов воспитательной работы среди различных категорий молодежи, но и их предварительный подбор, переподготовку и систему повышения квалификации, на базе Центров военно-патриотического воспитания
Система военно - патриотического воспитания включает
1.Формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в детских дошкольных учреждениях, в общеобразовательной учреждениях СПО и ВПО, в других типах учебных заведений2.Массовую патриотическую и военно-патриотическую работу, организуемую и осуществляемую совместно с партнерами 3. Деятельность средств массовой информации, творческих союзов, особенно работников культуры и искусства, соответствующих научных, молодежных ассоциаций, организаций, в той или иной мере направленную на рассмотрение, освещение и поиск решения проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника
Формы организации и проведения военно-патриотической работы
Первая группа, обусловленная общеразвивающим компонентом содержания военно-патриотического воспитания, включает в себя весьма обширные и многообразные формы общепатриотического характера. Они используются, главным образом, в условиях осуществляемого в системе учебно-воспитательных учреждений (всех основных уровней) процесса или в виде дополняющих его элементов (учебных занятий) по самым различным учебным дисциплинам, особенно гуманитарным, на специализированных факультетах, кружках, курсах, секциях и др.; беседы, утренники, вечера вопросов и ответов, "круглые столы", встречи с ветеранами, воинами запаса и военнослужащими; совершенствование учебно-материальной базы начального военного обучения (допризывной подготовки) и т.д. Вторая группа, обусловленная спецификой содержания военно-патриотического воспитания, менее разнообразна и характеризуется большей военной и военно-прикладной направленностью. Эти формы, проводимые преимущественно в виде практических занятий, работ, различных игр и т.д., включают, в частности, ознакомление подростков и юношей с жизнью и деятельностью войск, с особенностями службы и быта военнослужащих (военно-технические кружки, тактические учения, тактико-строевые занятия, военно-спортивные игры, секции по военно-прикладным видам спорта и т.д.Третья группа, комбинированная (применение комплексных комбинированных интегрированных форм, оптимально сочетающих как общее, так и специфическое в его содержании)
К ней относятся такие формы, как оборонно-спортивный оздоровительный лагерь, учебно-полевые сборы, патриотические клубы и объединения различной направленности, университеты будущего воина, офицера, школы юных моряков, летчиков, пограничников, десантников и некоторые другие. Эти формы включают в себя различные многоплановые мероприятия, которые проводятся системно, с определенной цикличностью, в соответствии с научно обоснованными организационными условиями. Тем самым в значительной мере преодолевается разрыв между теоретическими и практико-прикладными компонентами военно-патриотического воспитания, между его общеразвивающей направленностью и специфическими задачам
Направления реализации принципов организации и проведения
военно-патриотической работы
Духовно-нравственное осознание личностью высших ценностей, идеалов и ориентиров, социально значимых процессов и явлений реальной жизни, способность руководствоваться ими в качестве определяющих принципов, позиций в практической деятельности и поведении
Историческое познание наших корней, осознание неповторимости Отечества, его судьбы, неразрывности с ней, гордости за сопричастность к деяниям предков и современников, исторической ответственности за выполнение конституционного и воинского долга, политических и правовых событий и процессов в обществе и государстве, военной политики, основных положений концепции безопасности страны и военной доктрины, места и роли Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов в политической системе общества и государства
Патриотическое воспитание важнейших духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей, отражающих специфику формирования и развития нашего общества и государства, национального самосознания, образа жизни, миропонимания и судьбы россиян. Оно включает: беззаветную любовь и преданность своему Отечеству; гордость за принадлежность к великому народу, к его свершениям, испытаниям и проблемам; почитание национальных святынь и символов; готовность к достойному и самоотверженному служению обществу и государству
Профессионально-деятельностное формирование добросовестного и ответственного отношения к труду, связанному со служением Отечеству, стремления к активному проявлению профессионально-трудовых качеств в интересах успешного выполнения служебных обязанностей и поставленных задач. Оно включает: мотивы, цели и задачи, ценностные ориентации профессионально-деятельностной самореализации личности, профессиональные притязания и нацеленность на достижение высоких результатов деятельности, способность результативно и с высокой эффективностью выполнять служебные обязанности и достигать конкретных целей, умение прогнозировать и реализовывать планы своего профессионального роста
Психологическое формирование у молодежи высокой психологической устойчивости, готовности к
выполнению сложных и ответственных задач в любых условиях обстановки, способности преодолевать тяготы и лишения военной и других видов государственной службы, важнейших психологических качеств, необходимых для успешной жизни и деятельности в коллективе подразделения, части.
Оно включает: изучение и прогнозирование социально-психологических процессов в воинских и других коллективах; профилактику негативных явлений и проявлений девиантного поведения; снятие психологической напряженности и агрессии, преодоление стресса, формирование психологических качеств с учетом особенностей различных категорий личного состава, каждой личности; индивидуально-воспитательную работу в процессе профессионального отбора и на основе его результатов.
Воспитание на воинских традициях представляющих собой устойчивые, исторически сложившиеся, передаваемые из поколения в поколение специфические формы отношений в военной организации общества в виде порядка, правил и норм поведения, духовных ценностей, нравственных установок и обычаев, связанных с выполнением учебно-боевых задач, организацией военной и других видов государственной службы и быта.
Важнейшей задачей современного образования является грамотная организация учебно-воспитательного процесса, самореализация молодого человека в период обучения и после его окончания, активная социализация личности и успешная адаптация на рынке труда. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности и патриотизма, трудолюбия, нравственности, любви к Родине и к своему краю, семье, окружающей природе рассматривается сегодня как одно из базовых направлений в области образования.
В Агропромышленном колледже создан комплекс педагогических условий реализации модели гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами музейной педагогики, который направлен на:
– осуществление воздействия на формирование гражданско-патриотических и духовно-нравственных качеств молодежи через организацию воспитательно-образовательной, ценностно-ориентирующей, творчески развивающей работы со студентами;
– включение студентов во внеучебную, творческую и гражданско-патриотическую деятельность в процессе организации и постановки различных видов и форм литературно-художественных праздников, мероприятий;
– учет конкретной исторической, педагогической ситуации общественного развития и возможностей социальной среды, позволяющий организовать комплексное целевое воздействие на личность при активном ее включении в социально-воспитательную и организационно-педагогическую среду того или иного мероприятия;
– обеспечение неразрывного единства процессов воспитания и самовоспитания молодежи, возможностей самореализации личности в процессе организации и проведения мероприятий;
– информированность молодежи об основных положениях нормативно-правовых документов по гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения (концепциях, федеральных и республиканских целевых программах, проектах и положениях);
– разработка и реализация программы по гражданско-патриотическому воспитанию молодёжи в ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» на базе Музея колледжа;
- создание проектов и программ, способствующих организации эффективной творческой, социально активной и инициативной деятельности молодежи.
Проблема гражданско-патриотического воспитания приобретает особую значимость, когда речь идёт о социализации студентов, особенно имеющих негативный социальный опыт, низкий потенциал жизненной самореализации, потребительское отношение к жизни. Именно приобщение к культурным ценностям может стать эффективным фактором развития творческого начала человека, средством воспитания патриотизма, гражданственности, социальной активности личности, поможет преодолеть негативные факторы при выборе жизненного пути.
Сегодня уже очевидна огромная роль музеев, музейных уроков в системе социального воспитания молодежи, так как здесь реализуются научная, социально-педагогическая и культурно-просветительская функции. Именно музей становится тем местом, где органично соединяется исторический опыт и современная культура, пересекаются интересы науки и массового потребления, здесь можно получить объективную информацию, познать культурно-исторические и национальные традиции.
Главную роль в гражданско-патриотическом воспитании молодежи в нашем колледже отводится Музею Трудовой и Боевой Славы.
Деятельность музея представляет собой своеобразную воспитательную систему, в которой можно выделить следующие составляющие: дифференцированный подход к музейной аудитории с учётом возрастных особенностей, использование интерактивных форм работы, способствующих проявлению инициативы и самодеятельности, преобразование обучающегося из объекта идейно-эмоционального воздействия в субъект социально-культурного творчества. Музейная работа, причастность к происходящему, памяти о прошедшем и ушедшем позволяет развить у обучающихся и студентов высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу, стойкость в жизни, любовь к Родине. Музей, отражающий выдающиеся события в истории страны, историю малой родины и жизнь ее замечательных людей, - это не только дань прошлому, это центр культурной жизни.
Музей Трудовой и Боевой Славы колледжа стал фактором позитивной социализации личности молодого человека, так как способствует реализации основных функций развития личности:
- нормативно-регулятивной (формирование и закрепление в сознании подростка социокультурных ценностей, установок, целей, мотивов, норм поведения);
- личностно-преобразовательной (раскрытие индивидуальных качеств человека путём формирования мотивационной сферы, идеалов и установок в системе социальных отношений);
- ценностно-ориентационной (определяет систему ценностей человека и образ его жизни, способствует взаимодействию человека с другими людьми, группами, даёт информацию для формирования определённого образа жизни);
- творческой (активизация творческого потенциала личности студента);
- компенсаторной (восполняет дефицит необходимых физических, психических и интеллектуальных свойств и качеств человека).
На база Музея Трудовой и Боевой Славы НК АПК, проходят разнообразные музейные уроки, мероприятия которые вошли в сферу жизненных интересов молодежи нашего колледжа и не только, так как школьники нашего города, тоже частые гости, которые приходят к нам в течении года как участники программы «Мир профессий» помогают соприкоснуться с общемировыми ценностями, с памятниками истории и культуры, стали источником для пополнения знаний, а также местом для отдыха и развлечений. Педагоги, учитывая возрастные особенности студентов разных курсов обучения, используют методы музейной деятельности, которые побуждают к общению, взаимодействию, так как в этот период важно развивать сотворчество. Студенты проявляют стремление к самостоятельному освоению музейного пространства, у них формируется осознанная потребность в самообразовании, расширении кругозора, повышении компетентности. Подростки, критически осмысливая всё, что им даёт педагог , отличаются особой потребностью в аргументации и широте информации, а в музее всегда есть первоисточник познания.
Музейные уроки, экскурсии помогают учащимся школ и студентам колледжа осознать, что культура – это живой организм, который помогает ребёнку в его повседневной жизни. Здесь сливаются в единое целое обучение и воспитание. Активизируя личностные ресурсы молодежи, музейная деятельность создаёт единое социализирующее пространство, способствует гражданско-патриотическому воспитанию студентов.
Остановимся подробнее на основных направлениях деятельности Музея Трудовой и Боевой Славы ГАПОУ «НК АПК».
Первое направление - духовно-нравственное
Современная действительность выдвигает перед образованием задачу подготовки молодежи к жизни в условиях новой социальной среды. Проблема патриотического воспитания приобретает особую значимость для российского общества, переживающего период выхода из системного кризиса, охватившего самые разнообразные сферы его жизнедеятельности. В Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011 — 2015 годы» (утв. постановлением Правительства РФ от 5 октября 2010 г. № 795) отмечено: «События последнего времени подтвердили, что экономическая дезинтеграция, социальная дифференциация общества, девальвация духовных ценностей оказали негативное влияние на общественное сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны, резко снизили воспитательное воздействие российской культуры, искусства и образования как важнейших факторов формирования патриотизма». Соответственно возникает необходимость обращения к воспитанию патриотизма как наиболее востребованному средству стабильного развития России. Патриотизм молодого человека, связанного с Россией, культурой, историей, своими генетическими корнями, опредмечивается в его сознании, поступках, поведении, отношениях и деятельности как миссия служения Отечеству, формируется в процессе обучения, воспитания и социализации, подготовке к созидательному труду, служению своей Родине.
Музей Трудовой и Боевой Славы ГАПОУ «НК АПК» является своеобразной «книгой памяти», где хранится и передается как эстафета потомкам память прошлого, поддерживается и развивается связующая нить времен и поколений, где познаётся история и культура как г. Нижнекамска, Республики Татарстан, так и России в целом. Содержательные коллекции музея оказались незаменимыми в воспитании. Каждый предмет, каждый музейный экспонат можно потрогать, можно почувствовать через него некую связь с прошлым, попытаться проецировать происходящее на настоящее или будущее. Несмотря на поток визуальной информации, которая делает доступным для каждого студента любое музейное собрание мира, личный контакт с музейным экспонатом ничто заменить не сможет. В этом и заключается феномен музея. Он может рассматриваться в контексте как музейного, так и единого образовательного пространства, в котором музей и школа выступают в качестве равноправных партнеров. Таким музеем является и Музей Трудовой и Боевой Славы ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж».
Второе направление - историко-краеведческое
Экспозиции и материалы музея используются на уроках, на занятиях кружков, при подготовке рефератов, написании научно-исследовательских работ учащихся. Это способствует лучшему усвоению студентами программного материала по истории страны, формирует и укрепляет патриотический настрой подрастающего поколения. По материалам музея были написаны ряд научно- исследовательских работ, с которыми студенты успешно выступали на всероссийских, республиканских, городских научно-исследовательских конференциях, конкурсах. Большой интерес у ребят вызывает работа с архивными документами музея, они вовлечены в исследовательскую деятельность, совместно изучают интересные исторические факты, которые затем становятся основой исследовательских работ.
Такие принципы работы музея как комплексность, систематичность и преемственность предусматривают сочетание традиционных и инновационных форм и способов взаимоотношений с молодежью. Одной из наиболее характерных черт музея является смещение акцентов в понимании миссии музея от накопления, хранения и передачи конкретных знаний от учителя студенту к развитию способности приобретать эти знания и умения самостоятельно и использовать в практической деятельности. Информационные технологии могут оказать и оказывают на практике неоценимую помощь в решении этой задачи. В практике музея используются инновационные формы работы: виртуальная экскурсия, представление музейного предмета, создание буклетов, путеводителей, создание исследовательских работ и проектов.
Большое значение имеет проведение общеколледжных мероприятий, вечеров истории. Отличительная особенность вечеров состоит в сочетании научности содержания с занимательностью, яркостью и эмоциональностью. Задача историко-краеведческого вечера состоит в том, чтобы разнообразными средствами искусства (художественным чтением, музыкой, пением, инсценировкой) в дополнение к докладу, лекции помочь учащимся эмоционально воспринять значение, смысл и содержание исторического события, факта, явления
Тематика историко-краеведческих вечеров разнообразна. Особенность вечера состоит в том, что, наряду с разнообразием жанра, наблюдается тематическая целенаправленность как сообщений, так и художественной части.
В практике сложились традиционные формы работы в музее: экскурсия в музей, урок – экскурсия в музей, Урок Гражданственности, Урок Мужества, музейный вечер, читательская конференция, использование музейных предметов студентами в качестве учебных пособий на уроке, демонстрация музейных предметов во время беседы учителя, подготовка докладов и сообщений студентами для уроков по заданию учителя на основе их самостоятельной работы в музее т.д. Урок Мужества – одна из самых распространенных форм внеклассной работы. Его зачастую проводят ветераны. Цель подобных бесед состоит в том, чтобы приглашенный выбрал оптимальное содержание и форму своего выступления. Необходима предварительная подготовка: беседа со студентами по теме будущего урока, сообщение некоторых сведений о приглашенных, подготовка сообщений, исполнение литературно-музыкальной композиции. После Урока Мужества, через несколько дней, подводятся итоги: проводим обсуждение, обмениваемся впечатлениями. Проведение обсуждения формирует у студентов опыт анализа, объективного осмысления услышанного и увиденного, помогает скорректировать собственные оценки и суждения.
На базе музея ежегодно организуются проведение торжественных акций, посвященных Дню Защитника Отечества, Дню Победы и другим памятным датам в истории страны.
Таким образом, в работе музейными средствами осуществляется деятельность по воспитанию, обучению, развитию, социализации молодого поколения, решаются задачи воспитания патриотизма и гражданственности детей и молодежи, развивается чувство гордости за свою Родину.
Третье направление - социально-патриотическое
Текущую работу в Музее Трудовой и Боевой Славы осуществляет Совет музея во главе с руководителем музея. В их числе - ветераны Великой Отечественной войны труда, участники и ветераны локальных конфликтов, а также студенты и педагоги колледжа.
Музей активно сотрудничает с городским Советом ветеранов, краеведческим музеем, Центром военно-патриотического воспитания молодёжи, Центром детско-юношеского туризма и экскурсий и пропагандирует свою деятельность в средствах массовой информации города Нижнекамска. Ежегодно в музее проводится декада мероприятий «Не утихает наша память!» Каждая группа готовит папку - отчет о работе с ветеранами ВОВ и проведением поисковой работы в течение учебного года. Таким образом, новой информацией пополняются фонды музея.
Музей востребован, он живет и развивается. Постепенно пополняется новыми материалами музейная коллекция, в фондах музея около 200 подлинных экспонатов. Экскурсии в музее проводят юные экскурсоводы – студенты 1-2 курсов. Это имеет большой воспитательный момент, так как, получая информацию из уст сверстников, молодежь быстро и ненавязчиво приобщается к истории родной страны.
Систематически волонтерской группой музейного актива проводятся беседы со студентами по курсам обучения с целью разъяснения целей, задач создания музея, его значимости для самих ребят в их становлении гражданина, дальнейшей успешной социализации выпускников.
Четвёртое направление - гражданско-патриотическое
В.В. Путин с сожалением писал о том, что «слово патриотизм подчас используется в ироническом или даже ругательном смысле. Однако для большинства россиян оно сохранило свое первоначальное, полностью позитивное значение. Это чувство гордости своим Отечеством, его историей, свершениями. Это стремление сделать свою страну краше, богаче, крепче, счастливее. Утратив патриотизм, связанные с ним национальную гордость и достоинство, мы теряем себя как народ, способный на великие свершения».
Главная задача музея  – развитие у студентов интереса к истории родного края, воспитание любви и уважения к своей «малой» родине как части России.
Феномен музея — получение специальных знаний по музейному делу, и в гордом сознании того, что занятие это нужное, даже почетное, и в постоянном поиске, в общении с разными людьми, не обязательно прославленными. Сам факт этого феномена позволяет утверждать: музей есть важнейшая составляющая истории и культуры, заслуживающая особого внимания и требующая решительных охранных мер.
Эмоциональные, не оставляющие никого равнодушными встречи с ветеранами, экскурсии по местам боевой славы, внеклассные мероприятия побуждают детей и молодежь к творчеству: они пишут стихи, сочинения о минувшей войне, рисуют иллюстрации к рассказам ветеранов, ведут дневники, созданы методические разработки по данной проблеме, собрана видеотека вечеров и встреч с участниками войн и местных конфликтов. В работе нашего музея отражены юбилейные даты, важнейших событий Великой Отечественной войны. Во всех мероприятиях музея принимают участие ветераны Великой Отечественной войны, которые помогают вести пропагандистскую, собирательскую работу, проводят встречи с учащимися. Уроки мужества, тематические мероприятия, классные часы помогают в написании докладов, исследовательских работ. В этой деятельности мы помним завет выдающегося отечественного историка и патриота Н.М. Карамзина, который учил: «…патриотизм не должен ослеплять нас, любовь к Отечеству есть действие рассудка, а не слепая страсть, и она всегда должна выражаться в конкретных действиях на благо Родины».
Гражданское воспитание, помогает формировать высоконравственную личность, способную творчески трудиться на общее благо, оказывая помощь ветеранам Великой Отечественной войны, престарелым, вести научный поиск по обозначенной проблеме, гордиться делами старшего поколения, сумевшего победить фашизм.
Гражданско-патриотическое воспитание студентов не ограничивается деятельностью только на уровне Музея Трудовой и Боевой Славы колледжа. В течение учебного года осуществляется совместное сотрудничество с музеями города Нижнекамска и республики.
На базе колледжа разрабатываются новые формы музейной коммуникации:
- программы для проведения цикла музейных уроков;
- музейный урок в классе, музее, в рамках которого молодой человек учится наряду с содержательной частью воспринимать произведения искусства, рассматривать и понимать мысли художника, знакомится с понятийным аппаратом и терминологией искусства, учится художественному восприятию, переживанию, эстетическому предпочтению;
- урок-экскурсия развивает компетентность, учит владеть аудиторией, систематизировать, переносить увиденное в самостоятельную творческую работу;
- урок-путешествие учит составлять путеводитель, виртуальные экспозиции;
- урок-эксперимент с элементами поисковой деятельности, с выходом на исследование и представление работ на различного уровня конференциях;
- урок-экскурс – погружение в эпоху – в рамках различных предметов;
- пленэрная практика.
Обновление форм взаимодействия происходит и в организации внеурочной деятельности по предмету, особенно при проведении предметных декад. Появились такие мероприятия, как: «Экскурсия с элементами викторины «Из прошлого в настоящее» о жизни известных писателей и поэтов», «Экспонат для музея». Проведена большая организационная и методическая работа по подготовке студентов для интервьюирования с целью проведения экскурсий по родному городу.
Постоянно проводится воспитательно-просветительская работа среди студентов с целью приобретения музейных предметов, принадлежащих старшему поколению в семьях детей, за счет чего значительно пополнились музейные фонды за истекший период, что позволило расширить экспозицию и тематику экскурсионной работы музейного актива студентов. Оформительская группа, в состав которой вошли члены музейного актива, студенты, педагоги - предметники, преподаватели дополнительного образования, работает над созданием Альбома памяти. Систематически волонтерской группой музейного актива студентов проводятся беседы со студентами колледжа по группам с целью разъяснения целей, задач создания музея, его значимости для самих ребят в их становлении гражданина, дальнейшей успешной социализации выпускников. С целью создания необходимых условий для успешной социализации подростков ежемесячно проводятся музейные уроки учителями - инноваторами, профессиональными музейными работниками.
Одной самых важных и интересных традиций колледжа является встреча с солдатами, вернувшимися из рядов российской армии – выпускниками колледжа. Они приходят в колледж, к своим мастерам и преподавателям, чтобы рассказать о своих успехах, принимают участие в классных часах, дают напутствия призывникам. Посещение войсковых частей, в которых служат наши выпускники, еще одна форма патриотической деятельности. Представители колледжа посетили войсковые части в Самарской, Саратовской, Псковской, Оренбургской, Московской областях. Войсковая часть №5561 г. Нижнекамска является подшефной организацией колледжа. В течение года творческий коллектив студентов несколько раз выезжает в войсковую часть с концертной программой, поздравлениями в дни памятных дат. В этом году солдаты и офицеры войсковой части дважды – на празднике, посвященном Дню Победы и мероприятии «Материнский пирог - солдату» посетили наш колледж.  В рамках  акции «Милосердие» посылаем  поздравительные открытки всем нашим выпускникам, кто служит сегодня в вооруженных Силах России. В музее есть телефоны многих ребят, их адреса, телефоны командиров части, командиров роты, где они служат. Отправляются посылки солдатам -сиротам и солдатам из малоимущих семей. Колледж гордится, что наш выпускник Струговец Захар  признан «Лучшим солдатом России». Ребята, находясь в рядах РА, также принимают активное участие в военно-российских конкурсах. Это - Сатдаров Ильфат (Московская обл.), Матвеев Алексей (Псковская обл., пос. Светлый).
Реализация патриотического воспитания студентов колледжа осуществляется всеми участниками учебно-воспитательного процесса: преподавателями, групповыми кураторами и мастерами производственного обучения, педагогами дополнительного образования, педагогом- психологом, социальным педагогом, администрацией колледжа в тесном сотрудничестве с социальными партнерами и родительской общественностью. Организовано тесное сотрудничество всего коллектива с Советом ветеранов города, блокадниками Ленинграда, представителями военного комиссариата, с воинами – участниками боев в Афганистане и Чечне, нашими выпускниками, родительским комитетом солдат, проходящих службу в рядах Вооруженных сил России. На базе нашего музея создан и активно работает комитет солдатских матерей города Нижнекамска и Нижнекамского района, который сегодня является одним из лучших в России.
 Центральная экспозиция музея - “Никто не забыт, ничто не забыто...”. Она  посвящена тем, кто защищал нашу родину в годы войны и тем, кто совсем недавно носил или до сих пор носит солдатские сапоги... Учитывая, что в колледже учатся студенты разных районов нашей республики и для них особенно близки события и герои, связанные с их родным городом или селом, в нашем музее находятся фотографии, письма и другие экспонаты.
 Совет музея проводит творческие вечера, встречи: «100 лет подводному флоту России», традиционные вечера «Дети войны», «Встреча с первостроителями». У нас проходят встречи с выпускниками, мы оформляем альбомы, регулярно проводим встречи с ветеранами Труда, работающими в нашем учебном заведении.
 В течение всего учебного года на базе музея во время проведения предметных декад реализуются различные проекты: «Мин татарча сөйләшәм» («Я говорю по-татарски»), «Якташым – милләт күркем» («Земляк мой – гордость нации», «Моя профессия – моя гордость», «Они учились у нас» и т.д.
 Колледж гордится своим взводом Военно-морской направленности. В 2014 году на приобретение формы для взвода выделено более ста тысяч рублей. Отбор на участие в составе взвода на городских мероприятиях ведется в течение всего учебного года. Ребята выступают на Параде Победы, в День ВМФ и удостаиваются чести занимать место на Почетном карауле у Поста №1.
 Одним из самых высоких достижений колледжа в прошедшем году является победа инженерно-педагогического коллектива колледжа  на II Межрегиональном этапе (окружной в Приволжском Федеральном Округе) Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» , который состоялся в конце сентября в г. Саранске. Республику Татарстан представлял авторский коллектив (Титов С.В., Ибрагимова Г.Г., Абрамова Т.В.) из «Нижнекамского агропромышленного колледжа», занявший 1 место на Республиканском этапе. Работа Титова С.В., Ибрагимовой Г.Г., Абрамовой Т.В. на тему «Проблемы нравственного воспитания школьников и студентов и пути их решения» стала победителем в номинации «Лучшее педагогическое исследование года».
 С каждым днем все меньше и меньше остается ветеранов Великой Отечественной войны. Одной из основных задач музейной работы остается внимание и заботы  до каждого ветерана, постараться оставить в записях их воспоминания, фотографии военных лет внести в электронные каталоги. Мы гордимся тем, что на наших встречах частым гостем были  ветеран Великой Отечественной войны, ветеран педагогического труда Хайруллин Гильмулла Набиуллович, кавалер орденов Славы Гайнуллин Рифкат Хайруллович. К сожалению, сегодня они уже не с нами.
 К 70 - летию Великой Победы на базе музея реализуются различные самые различные проекты, такие  как «Календарь Победы», «Книги Победы», «Любимые песни Победы», организуется конкурс на лучший эскизный проект эмблемы символа празднования 70-й годовщины Великой Победы. Эти проекты важны для всех последующих поколений, потомков людей, героически сражавшихся за освобождение нашей Родины, как летопись судеб целого народа и знаменательных событий, изменивших ход событий.
 Музей был и остается центром нравственно-патриотического воспитания молодежи и неотъемлемой частью культурной жизни колледжа. Студенты колледжа ежегодно участвуют в городском мероприятии по городскому ориентированию по заданному маршруту «С картой по городу …». Наш музей тесно сотрудничает с городским музеем Г.Нижнекамска, куда приглашают наших студентов на встречи с известными людьми города Нижнекамска. В 2016 году мы посетили музей в рамках юбилейного года -50 лет Нижнекамску, и присутствовали на таких встречах, как «Твои люди Нижнекамск» , «95- лет со дня рождения Заслуженного работника сельского хозяйства РСФСР Шакирова Г.Ш.» и т.д. Это говорит о том, что наш музей работает и продолжает работу в этом направлении.
Все события обеспечивались кино - и фотосъемкой, отражающей встречи студентов с интересными людьми, с героями событий военной истории, формируется база данных с учебно-методическим материалом, опытом работы коллег, включающей в себя как уже имеющиеся материалы, так и вновь созданные учителями материалы.
Предметная среда музейных уроков, музея, использование разнообразных форм, педагогических технологий и методов совместной образовательной деятельности студентов с педагогами и родителями студентов, существующие и складывающиеся традиции музейной деятельности.
Таким образом,  формируется интегрированное социально-культурное развивающее образовательное пространство колледжа.
Весь процесс гражданско-патриотического воспитания в колледже направлен на формирование гражданственности, патриотизма, менталитета российского гражданина и носителя национальной культуры, личности, понимающей и уважающей свою культуру, ценности других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями различных национальностей, рас и верований. Развивая творческий потенциал и способность к саморазвитию, студент учится быть целеустремленным и предприимчивым, конкурентоспособным во всех сферах жизнедеятельности. Воспитывая у молодежи потребность в освоении ценностей общечеловеческой культуры, формируя эстетические ценности и вкус, мы развиваем стремление к созданию и приумножению ценностей духовной культуры, участию в культурной жизни российского общества. Овладев культурой своего народа, студент уважительно будет относиться к истории и культуре других народов.
Глава 3. Модель гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами музейной педагогики.
Разработанная нами модель совместно с заместителем директора по научно-методической работе Титовым С.В. и руководителем музея Крюковой Л.Б. позволяет эффективно осуществлять учебно-воспитательную работу по гражданско-патриотическому воспитанию молодежи средствами музейной педагогики.
Модель гражданско-патриотического воспитания молодежи средствами музейной педагогики.
Целевой блок
Цель: гражданско-патриотическое воспитание студентов
Задачи:
Формирование национального самосознания, гражданственности, патриотизма, менталитета российского гражданина и носителя национальной культуры
Углубление знаний о культуре родного края с целью сохранения собственной этнокультурной самоидентификации
Развитие навыков межкультурного общения, самоопределения, самореализации
Воспитание патриотических чувств, любви к Отечеству, гордости за его прошлое
Принципы: природосообразности, культуросообразности, открытости, самореализации, социального партнёрства, равенства и сотрудничества, воспитания на традициях.
Содержательный блок
Функции: мотивационная, регулятивно-коррекционная, информационно-аналитическая, планово-прогностическая, контрольно-диагностическая, организационно-исполнительская
Организационные формы деятельности
краеведческая и поисковая деятельность;
научно-исследовательская деятельность;
тематические вечера;
литературно-музыкальные композиции;
виртуальные экскурсии;
музейные уроки.
Ведущие идеи:
Постоянное обращение к жизненному опыту и обеспечение его интенсивного приращения посредством организации их жизнедеятельности; широкое использование проблемного обучения, эвристического и исследовательского методов, метода проектов в образовании; обеспечение единства в образовании обучения и воспитания, урочной и внеурочной,; открытость колледжа окружающему социуму, вовлечение студентов в самые разнообразные социальные практики, организуемые в неразрывной связи с образовательным процессом; формирование гражданственности и патриотизма средствами музейной педагогики; творческое погружение в родную культуру
Основные направления деятельности
формирование гражданских ценностей;
формирование гражданской позиции;
формирование гражданско-патриотического сознания;
стимулирование гражданско-патриотической активности;
формирование гражданского поведения
Критерии оценки эффективности гражданско-патриотического воспитания молодого поколения:
культурно-образовательный,
гражданско-патриотическая позиция,
эмоционально-ценностный,
активно-деятельностный
Показатели: знание и понимание сущности и ценностей патриотизма и гражданственности; знание истории своей Родины, соблюдение традиций и обычаев своего народа; осознание ответственности за судьбу своей Родины, желание служить ее интересам; толерантное отношение к другим взглядам и идеям, взаимодействие с представителями других культур; развитие культуры мышления и самостоятельности; самовоспитание и самосовершенствование патриотических чувств; коммуникативная компетентность; гражданско-правовая культура.
Уровни: высокий, средний, низкий
Результативный блок
Результат: повышение уровня гражданско-патриотической воспитанности молодежи
Таким образом, гражданско-патриотическое воспитание средствами музейной педагогики в ГАПОУ «Нижнекамский агропромышленный колледж» представляет собой целенаправленный процесс формирования у студентов культуры гражданственности. Это находит выражение в высоком уровне студенческого самоуправления, наличии  продуманной тактики воспитания гражданской идентичности, достаточном использовании воспитывающего потенциала  гуманитарных учебных предметов, высоком уровне вовлеченности студентов в социально активные виды деятельности и т.д. Это позволяет достичь основного планируемого результата – достижения модели выпускника: сформировывается социализированная жизнеспособная личность с активной гражданско-патриотической позицией, обладающая социально ценностными нравственными качествами, с развитым творческим потенциалом и способностью к саморазвитию. Другим важным результатом реализации модели является изменение личности педагога. Его деятельность приведет к формированию новых ценностей, осознанию необходимости взаимодействия со всеми субъектами образовательного процесса на основе равноправного партнерства, изменению им видов, форм, подходов, содержания педагогической деятельности, личной заинтересованности в ее результатах.
Реализация модели формирования гражданско-патриотических качеств личности средствами музейной педагогики проходит успешно, так как
- разработан комплекс программ музейной деятельности с учётом особенностей подростков;
- созданы условия для систематичного, дифференцированного приобщения студентов к музейной деятельности, основанной на субъективной позиции;
- созданы условия для включения студентов во все виды музейной деятельности: поисково-исследовательскую, фондовую, экспозиционную, экскурсионную;
- обеспечено квалифицированное организационное и научно-методическое руководство музейной деятельностью, самообразование учителей, внедрение авторских программ, проектов, методических разработок;
- обеспечена необходимая материально-техническая база – помещение для хранения и экспонирования музейных предметов;
- разработаны критерии и показатели эффективности деятельности по формированию нравственных, гражданско-патриотических качеств молодых людей.
 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современное качество образования неразрывно связано с повышением роли и удельного веса воспитания в системе образования. Сегодня во всех звеньях образования происходит переосмысление задач воспитания в системе образования. Формирование духовности, системы нравственных установок и ориентиров, добролюбия, основ гражданственности, патриотизма, инициативности, творческой устремленности - важное стратегическое направление нашей работы. Содержание нравственного воспитания в современном общеобразовательном учреждении претерпевает существенные изменения в связи с тем, что возникла острая необходимость возродить общечеловеческие ценности.
Не утратили своего значения, а, наоборот, стали еще важнее такие нравственные качества, как: патриотизм, интернационализм, долг, честь, совесть, порядочность, доброта, бескорыстие и другие. Чрезвычайно актуальны в системе современного нравственного воспитания проблемы полового воспитания студентов, отношения к выбранной профессии или специальности, к труду. Проблем много, разных, сложных.
Министерством образования и науки Республики Татарстан изданы программы и хрестоматии по нравственному и патриотическому воспитанию детей дошкольного и школьного возраста, студентов учреждений СПО и ВПО на русском и татарском языках. Все комплексные образовательные программы образовательных учреждений, имеющие гриф Министерства образования Российской Федерации, содержат четкие, концептуальные основы и научно-обоснованное, экспериментально проверенное содержание, обеспечивающее эффективное развитие ребенка.
Духовная культура человека - это особый мир образов, мышления, особая познавательная и эмоциональная сторона личности, особая психологическая установка и особое восприятие мира. Один из важнейших уроков нашего века в том, что гуманное, человеческое отношение возможно лишь там, где отчетливо и внятно различается высокое и низкое, где уважают святое, где любовь к человеку, детям превыше всего.
Воспитательный процесс требует сосредоточения усилий не только на ребенке, но и на социальной психолого-педагогической подготовке взрослых - родителей, вводящих ребенка в новые социальные условия.
Богатейшие традиции воспитательной работы России и Татарстана, энтузиазм учителей, руководителей системы образования, мощнейший потенциал педагогической науки сегодня по-настоящему востребованы, а это вселяет уверенность в том, что система воспитания будет неуклонно развиваться, станет надежным помощником общества на его трудном пути. Весь процесс гражданско-патриотического воспитания в колледже совместно с музеем направлен на формирование гражданственности, патриотизма, менталитета российского гражданина и носителя национальной культуры, личности, понимающей и уважающей свою культуру, ценности других культур, умеющей жить в мире и согласии с представителями различных национальностей, рас и верований.
Роль музеев, музеев профессиональных образовательных организаций  в воспитании гражданско-патриотической позиции, в военно-патриотическом воспитании велика! Музейная работа, причастность к происходящему, памяти о прошедшем и ушедшем позволяет развить у обучающихся и студентов высокий моральный дух, героизм, мужество, инициативу, стойкость в жизни, любовь к Родине. Это не высокие слова. Музей, отражающий выдающиеся события в истории страны, историю малой родины и жизнь ее замечательных людей, - это не только дань прошлому, это центр культурной жизни. Такая готовность и жажда действовать не может не радовать. Ведь мы не можем забывать своё прошлое, без него невозможно будущее.
ЛИТЕРАТУРА
1.Актуальные проблемы педагогики, психологии и частных методик, выпуск 9. – Набережные Челны, 2002
2.Азаров К.П. Искусство воспитывать/ К.П. Азаров. – М., 1978
3.Батыршина А.Р. Краеведение как средство воспитания младших школьников/А.Р. Батыршина. – Набережные Челны, 1997
4.Богданова О.С., Черенкова С.В. Нравственное воспитание старшеклассников/О.С. Богданова. – М., 1988
5.Данилевская Н.В. Нравственное воспитание: опыт и проблемы/Н.В. Данилевская. – Казань, 1979
6.Козлов Н. Лучшие психологические игры и упражнения/Н. Котов. – Екатеринбург, 1997
7.Кветковский Е.В. Духовное развитие школьников/Е.В. Кветковский//Педагогика. – 1992. - №1
8.Караковский В.А. Воспитательная система школы/В.А, Караковский. – М., 1992
9.Колчерин Г.И. Из опыта работы по духовно-нравственному воспитанию личности в общеобразовательных учреждениях Тукаевского района// Материалы республиканской научно-практической конференции. с.78-79. – Казань, 2002
10.Начальная школа: научно-методический журнал для учителей . 2000, №№3,4
11.Лари М. Молодежь и нравственность/М. Ларин. – Баку, 1993
12.Начальная школа: научно-методический журнал. 1995, №№1,2,5
13.Новикова Л.И. Воспитательная система: исходные позиции/Л.И. Новикова//Педагогика. – 1991. - №11
14.Педсовет: газета для учителей начальной школы. – Мытищи
15.Последний звонок: газета для организаторов досуга. – Мытищи
16.Психолого-педагогические основы духовно-нравственного воспитания личности в системе образования. Материалы республиканской научно-практической конференции 2001 г. – Казань, 2002
17.Постановление Правительства РФ от 05.10.2010 г. № 795 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации" на 2011–2015 годы». – М., 2011
18.Постановление Правительства РФ от 30.12.2015 г. № 1493 "О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы. – М., 2015
19.Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание/И.Ф. Свадковский. – М., 1972
20.Твардовский А. Стихотворения и поэмы/А. Твардовский. - М., 1978
21.Труфанова А.А. Педагогические условия реализации модели гражданско-патриотического воспитания старшеклассников средствами музейной педагогики/А.А.Труфанова. – Интеренет-источник
22.Учителям и родителям о психологии подростка: науч. - попул. /Под ред. Г.Г. Аракелова. – М., 1990
23.Харисова Л.А. Ислам и духовно-нравственное воспитание школьников/Л.А. Харисова. – Казань, 2002
24.Харисов Ф.Ф. Дальновидность государственной политики – в воспитании потомков/Ф.Ф. Харисов// Материалы республиканской научно-практической конференции. с.6-14. – Казань, 2002
25.Шакуров Р.Х. Духовно-нравственная безопасность общества и проблемы воспитания/Р.Х. Шакуров// Материалы республиканской научно-практической конференции. с.14-23. – Казань, 2002
Приложения 1.
План работы Музея на 2014-2018 гг..
ПЛАН РАБОТЫ МУЗЕЯ ТРУДОВОЙ И БОЕВОЙ СЛАВЫ
на 2014-2018 гг..

Основные
направления 2014 год 2015 год 2016 год 2017 год 2018 год
Работа с
музейным
фондом 1. Инвентаризация
имеющихся
музейных
предметов.
2. Систематизация
музейных
предметов по
разделам и
темам.
3. Создание
сборника
нормативных
актов и
документов по
деятельности
музеев. 1. Поиск и
пополнение
музейного фонда
музейными
предметами.
2. Поиск и сбор
материалов о ветеранах педагогического труда,
выпускниках для создания
альманаха о колледже
2. Создание
картотеки
поступающих
музейных
предметов и
музея 1.Поиск и
пополнение
музейного фонда
музейными
предметами.
2. Создание
картотеки
поступающих
музейных
предметов.
3. Сбор и
систематизация документов для
создания
экспозиции «Война в истории моей…»
(дети войны, труженики тыла, участники
боевых действий) 1. Поиск и
пополнение
музейного фонда
музейными
предметами.
2. Создание
слайдовой экспозиции «Давным давно была война»
1. Поиск и
пополнение
музейного фонда
музейными
предметами.
2. Создание
картотеки
поступающих
музейных
предметов
3. Сбор и
систематизация документов для создания
экспозиции «Календарь Победы»
Поисковая,
научно-
исследова-тельская работа 1.Поиск адресов
выпускников
колледжа для
организации
переписки с
ними.
2. Поиск
старожилов
микрорайона
встречи с ними,
интервьюирован
ие.
3.Поиск
материалов и
документов об
истории города
4.Поиск и систематизация материалов о выпускниках которые прошли и проходят службу ВС.
5. Поиск материалов и составление своей родословной 1.Расширить поиск
и сбор
информации о
выпускниках
школы.
2. Продолжить
сбор информации
о бывших работниках колледжа.
3.Исследование
темы "История
колледжа в
истории города
4.Участие в проекте «Земляк мой –гордость нации»
5.Участие в проекте «Минем нәсел шәҗәрәм
6. Участие в проекте «Моя профессия – моя гордость» 1.Расширить поиск и сбор информации о выпускниках которые прошли и проходят службу ВС.
2. Сбор и
систематизация
материала для
создания проекта «Актуализация краеведческих исследований»
5.Участие в проекте «Минем нәсел шәҗәрәм”
6. Участие в проекте «Земляк мой –гордость нации»
6.Работа над проектом «Они учились у нас» 1.Работа над
проектом
«Минем нәсел шәҗәрәм» Сбор
материала о своей родословной.
2.Поиск адресов
бывших учителей
школы для
организации
переписки с ними.
3. Изучение быта и
традиций малых
народов нашего города
4. Участие в проекте «Моя профессия – моя гордость»
5. Работа над проектом «Мин татарча сөйләшәм»
6. Сбор и
Систематиза-
ция
материала для
создания проекта «Актуализация краеведческих исследований»
7.Участие в проекте «Земляк мой –гордость нации»
8.Актуализация базы данных ветеранов Великой Отечественной войны
1.Работа над проектом «Календарь Победы»
2.Работа над проектом «Любимые песни Победы»
3.Работа над проектом «Книги Победы»
4.Участие в проекте «Моя профессия – моя гордость»
5. Сбор и
систематизация
материала для
создания проекта «Актуализация краеведческих исследований»
6.Участие в проекте «Земляк мой –гордость нации»
7.Организация и проведение конкурса на лучший эскизный проект эмблемы – символа празднования в Республике Татарстан 70-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов 8.Поздравления ветеранов войны и тружеников тыла  в честь Дня Победы 9.Подготовка и издание фронтовых солдатских писем «Сәлам язам дары төтене баскан илләрдән...»Экскурсионно-просветительская.
Создание
Постоянных и
передвижных экскурсий 1.Обновление
постоянных
экспозиций:
"Первопроходцы",
"Никто не забыт, ничто не забыто", "История УС «Татэнерго
строй», «история учебного заведения», «Этнографи-
ческая»
2.Организовать экскурсию в городской музей
3. Помощь
классным
руководителям, кураторам в
проведении
классных часов по
теме «Это гордое
слово ПОБЕДА»
4.Подбор
материалов и
создание
презентации для
уроков
«Пережившие
Освенцим»
5.Создание
временных
экспозиций: к
Дню матери,
к Дню знаний, к Дню пожилых
и др.
6.Организация
экскурсий в

музей для первокурсников
1.Организовать
экскурсию в музей Н.Ф.Кайманова(МОУ СОШ №9)
2.Пригласить
ветеранов Вов на
встречу,
посвященную
Великой Победе.
3.Провести
слайдовую
презентацию
творческой группы
музея по
исследовательской работе.
4.Организация выставки«Нет настоящего без прошлого…»
Открытие
передвижной выставки – экспозиции “Алар бездә кунакта булдылар һәм аларның автографлары бездә саклана” (“Их автографы бережно хранятся в нашем музее...”)
5.Организация
экскурсий в
музей для первокурсников
1. Помощь
классным
руководителям в
проведении
классных часов по
теме «Это гордое
слово ПОБЕДА»
2. Организация
выставок
творческих работ ребят и учителей
3. Организация и
проведение
литературно-
музыкальной
композиции
«Память хранят
живые»
(посвященной жертвам памяти
политических
репрессий)
4.Организация экскурсий в
музей для первокурсников
5.Создание
временных
экспозиций: к
Дню матери,
к Дню знаний, к Дню пожилых
и др.
2. Создание
экспозиции
«Зеркала эпохи»
(Вов в Фотоматериа-
лах)
3. Помощь
классным
руководителям в
поведении
всероссийского
конкурса «Я
помню, я горжусь!»
4. Проведение Дней
музейной культуры,
уроков Мужества
5.Проведение общеколледж-
ского месячника «Поклонимся великим тем годам» 1. Организация
выставок
творческих работ ребят и учителей
2. Организация
экскурсий в
музей для первокурсников
3. Создание
временных
экспозиций: к
Дню матери,
к Дню знаний, к Дню пожилых
и др.
4. Организовать экскурсию в городской музей
5.Организация выставки “Книги Победы”
6.Организация выставки “Наши земляки – участники ВОв”
7.Проведение конкурса стихов « Стихи, опаленные войной»
Развитие
сетевого
взаимодействия 1. Переговоры о
сотрудничестве с
музеями других
школ.
2. Участие в
семинаре на базе
городского
музея. 1. Участие в
семинаре на базе
городского
музея.
1.Участие муниципальном конкурсе «С картой по городу» 1.Участие муниципальном конкурсе «С картой по городу»
2.Участие муниципаль-
ном конкурсе экскурсоводов 1.Участие муниципальном конкурсе «С картой по городу»
2.Участие муниципальном конкурсе экскурсоводов
Приложение 2.
Буклеты



Приложение 3.
Проекты Музея
ПРОЕКТ
“ЯКТАШЫМ – МИЛЛӘТ КҮРКЕМ”-
“ЗЕМЛЯКИ – ГОРДОСТЬ НАЦИИ”

Работа ведется по следующим направлениям:
-Якташ әдипләр (Земляки – писатели, поэты)
-Якташ сәхнә йолдызлары (Земляки – звезды сцены/эстрады)
-Якташ рәссамнар (сынчылар) (Земляки – художники (скульпторы, архитекторы).

ПРОЕКТ
«АКТУАЛИЗАЦИЯ КРАЕВЕДЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ»
ВСЕРОССИЙСКИЙ СЕМИНАР СРЕДИ СТУДЕНТОВ ССУЗ РТ И РФ ПО ТЕМЕ “ЯКТАШЫМ – МИЛЛӘТ КҮРКЕМ” (ЗЕМЛЯК МОЙ – ГОРДОСТЬ НАЦИИ), 13 февраля 2014 года на базе ГАОУ СПО «Мензелинский педагогический колледж имени Мусы Джалиля».
Студентка 1 курса Миниханова Чулпан представила творчество нижнекамского скульптора Ахсана Фасхутдинова (Әхсән Фәтхетдинов – милләтем күрке) под руководством научного руководителя, преподавателя татарского языка и татарской литературы первой квалификационной категории Мухамадиевой Розы Рахимзяновны. Чулпан провела исследование – анализ генеалогического древа известного татарского скульптора.

ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ ЮНОШЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ «БУДУЩЕЕ СИЛЬНОЙ РОССИИ – В ВЫСОКИХ ТЕХНОЛОГИЯХ»,
г.Санкт-Петебург, 08-11 апреля 2014 года, секция «Краеведение»

1 место - РЕСПУБЛИКАНСКИЙ КОНКУРС ЭКСПОЗИЦИЙ МУЗЕЕВ, ПОСВЯЩЕННЫХ 70-ЛЕТИЮ ПОБЕДЫ В ВОВ, 2015 г.


Приложение 4.
Фото отчет работы МУЗЕЯ ТРУДОВОЙ И БОЕВОЙ СЛАВЫ