Урок окружающего мира 1 класс по теме Грибная пора


Технологическая карта урока окружающего мира по теме «Грибная пора»
ФИО: Бахарева Зоя Анатольевна
Место работы: МКОУ Баженовская СОШ
Должность: учитель начальных классов
Предмет: окружающий мир.
Класс: 1
Тема урока: Грибная пора
Номер урока: 7(всего 66)
Учебник: Окружающий мир (Н.Ф.Виноградова, 2011г), часть 1, учебник с. 22
Цели деятельности педагога: создать условия для ознакомления с царством грибов, формирования представления о грибах как живых организмах; развития умения выделять группы съедобным и несъедобных грибов, навыков правильного поведения в природе, творческого воображения, логического мышления.
Планируемые результаты образования:
Предметные: научатся различать понятия живая природа, неживая природа; описывать (характеризовать) отдельных представителей царства грибов, сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений.
Метапредметные (критерии сформированности/ оценки компонентов УУД);
Регулятивные: планирование – следовать установленным правилам в планировании и контроле способа решения;
Познавательные: знаково-символические – использовать знаково-символические средства представления информации , работать с таблицей; предметные –иметь представление о царстве грибов; сравнивать и различать грибы (съедобные и несъедобные), плоды разных растений; логические – классифицировать объекты по разным признакам
Коммуникативные: взаимодействие – выражать личное восприятие мира и настроение в эмоциональном слове
Личностные: самоопределение – оценивают поступки человека по отношению к природе, осознают личное отношение к малой родине, осуществляют действия по охране окружающего мира: смыслообразование – проявляют позитивное отношение к сохранению природы.
Тип урока: открытие новых знаний.
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Необходимое техническое оборудование: учебник, рабочая тетрадь, компьютер, проектор, таблица «Грибы. Строение гриба», иллюстрации с изображением грибов, таблички со словами «съедобные», «ядовитые»
Продолжительность урока: 35 мин
Структура и ход урока:
Таблица 1
Этап урока Время (в мин.) Деятельность учителя Действия учащихся УУД
1.Организационный этап 1 Ранее мы с вами узнали и научились определять объекты природы и не природы. Знаем, что природа – это живые и неживые объекты. К живой природе относятся растения и животные.
II. Целеполагание. А сегодня я предлагаю вам поговорить ещё об одном объекте. Об этом узнаете, отгадав загадку.
Стоит лепёшка на одной ножке,
Кто мимо пройдёт, всяк поклонится.
- Сформулируйте, пожалуйста, тему нашего урока
Учащиеся отвечают
Выдвигают предположение о теме урока Принимают и сохраняют учебную задачу
III. Изучение нового материала
1.Знакомство с понятием «гриб»
1.Знакомство с понятием «гриб»
- Что вы знаете о грибах?
- К какой группе живых организмов можно отнести грибы?
- При слове «грибы» мы сразу вспоминаем душистые крепкие белые грибы, жёлтые лисички, разноцветные сыроежки и др. но это лишь часть огромного грибного мира. Грибы есть всюду: в воздухе, в воде, в почве. Их роль в природе и в жизни человека огромна.
- Есть грибы-невидимки. Их можно так назвать, потому что они не видны невооруженным глазом, то есть без специальных приборов. Такие грибы широко используются в производстве хлеба, сыра, кефира и других продуктов питания. Есть лекарственный гриб, который содержится в плесени и называется пенициллин.
Из огромного грибного мира в пищу употребляют главным образом шляпочные грибы, надземная часть которых-плодовое тело – обычно состоит из шляпки и ножки.
2. Подведение итогов
- Что вы узнали нового?
Делятся своими знаниями, возможно и опытом
Предположения учащихся
Во фронтальном режиме делаю вывод
Грибы- особый вид живых организмов. Грибы есть всюду. Шляпочные грибы имеют плодовое тело. Понимают и воспринимают информацию на слух.
Адекватно воспринимают оценку учителя
2. Знакомство с царством грибов Чтение учителем рассказа Н.Сладкова «Грибы».
(См Приложение 1)
- Перечислите, о каких грибах шла речь в рассказе?
- Почему они получили такое название? С чем сравнивают грибы? Слушают, отвечают на вопросы учителя Умение осуществлять взаимоконтроль и взаимопомощь, обосновывать и доказывать свою точку зрения
3. Изучение строения грибов. Работа с таблицей «Грибы. Строение грибов».
- Найдите части гриба – грибницу, ножку, шляпку - и покажите их.
- Рассмотрите различные виды грибов, укажите отличительности каждого. Внимательно слушают и правильно выполняют просьбы учителя
Физкультминутка Слышали вы когда-нибудь такое название: «Третья охота». Так вот, так называют сбор грибов – увлекательное и полезное занятие. Я вам предлагаю сейчас заняться импровизированной грибной охотой.
Павел шёл, шёл – подберёзовик нашёл.
Денис шёл, шёл – и лисичку нашёл.
Соня шла, шла – груздь нашла.
Шагают на месте, наклоняются, чтобы «взять гриб» 4. Работа по календарю сбора грибов.
Работа в парах. Откройте учебник, с. 22.
- Рассмотрите календарь. Какие грибы здесь представлены?
- В какое время их собирают?
- Какие грибы вы встречали в наших лесах?
- О чём надо помнить при сборе грибов? Выполнение учебных действий; планируют своё действием с поставленной задачей.
Обдумывают особенности деятельности в парах.
IV. Закрепление изученного материала.
Игра « Самый лучший грибник»
Рабочая тетрадь (с. 12)
1.Игра « Самый лучший грибник»
- Отгадайте загадку. Определите, о каком грибе идёт речь, и прикрепите его изображение к соответствующей табличке.
( См. Приложение 2)
-Как вы думаете, а что ещё важно помнить, собирая грибы?
Настоящий грибник должен заботиться о сохранности грибного места. Гриб надо срезать ножом или срывать, осторожно покачивая из стороны в сторону или по кругу, главное не разворошить вокруг лесную подстилку, не разгребать сухие листья, мох, не разрушать грибницу. Будем же бережно относиться к природе.
Рабочая тетрадь (с. 12) Контролируют правильность ответов учащихся.
Слушают собеседника, строят понятные для собеседника высказывания.
V. Рефлексия -Расскажите, что нового вы открыли для себя сегодня на уроке?
- Что показалось наиболее интересным?
- О чём бы вам хотелось рассказать дома, чем поделиться? Понимают и воспринимают на слух информацию учителя
VI. Домашнее задание Нарисовать членов своей семьи Приложение №1
Текст рассказа Н.Сладкова «Грибы»
Люблю грибы собирать!
Под березами – подберёзовики. Ножка тоненькая, шляпка широкая. В сухом бору гриб боровичок. Боровичок-мужичок. Толстой ногой упёрся в землю, понатужился и поднял головой целый ворох хвоинок и листиков. Шапка на глаза насунулась, смотрит сердито. Бурый боровик.
Вдоль ручья – осинки. Под осинками – подосиновики. Бравые ребята в белых майках и красных тюбетейках.
Через осинник – лесная тропка. Петляет, виляет и куда ведёт, неизвестно.
Иду и за каждой вилюшкой: то лисички – жёлтые граммофончики, то опёнки – ноги тонки, то сыроежки – говорушки.
Приложение №2
Разместился под сосной
Этот гриб, как царь лесной.
Рад найти его грибник.
Это — белый... (боровик)
 
На пеньке сидят братишки.
Все в веснушках, как мальчишки.
Эти дружные ребята
Называются... (опята)
 
Этот миленький грибок
Выбрал тихий уголок.
Ножичком его ты срежь-ка,
Ведь съедобна... (сыроежка)
 
Если их найдут в лесу,
Сразу вспомнят про лису.
Рыжеватые сестрички
Называются... (лисички)
 
Он живет под елками,
Скрытый их иголками.
Много у него братишек.
Рыжий гриб зовется... (рыжик)
 
Догадайтесь-ка, ребята:
Шляпка у него мохната.
Гриб, как розовое ушко.
Как зовут его? (Волнушка)
Я в лесу ношу , ребята,Шляпу красную в заплатах.Шляпу бедного сеньораПо прозванью (Мухомора.)
Среди лесов, полей, болотЯдовитый гриб растет,В бледной шляпке с тонкой ножкой,Класть нельзя его в лукошко.Гриб опасный, гриб — обманка,Это бледная … (поганка).