Поурочный план урока на тему Первая помощь при кровотечениях. Гигиена сердечно-сосудистой системы (8 класс)


Күні
Дата 27.01.2016г
Класс____8________
СыныпПән
Предмет __биология_
Сабақ
Урок № _39
Тақырып /Тема/: Первая помощь при капиллярном, венозном, артериальном кровотечениях. Гигиена сердечно-сосудистой системы.
Мақсаттар /Цели урока:/
Білімділік/Обучающая:/ изучение факторов, негативно влияющих на сердечно-сосудистую систему; ознакомление с мерами первой доврачебной помощи при кровотечениях.
Дамытушылық:/Развивающая:/ развивать умение анализировать, сравнивать, выделять существенные признаки, уметь применять полученные знания на практике.
Тәрбиелік:/Воспитательная:/ воспитывать сознательное отношение к процессу обучения, воспитывать аккуратность, сосредоточенность, ответственность. Сабақ түрі /Тип урока/: комбинированный 
Құрал-жабдықтар /Оборудование/: компьютер, интерактивная доска, жгут, подручные средства для остановки кровотечения,  иллюстрированный раздаточный материал
Сабақ барысы: /Ход урока/:
1.Ұйымдастыру кезеңі /Орг.момент/: Сообщение темы и целей урока, подготовка учащихся к восприятию новых знаний. Ребята, давайте позитивно настроимся на работу, поднимем настроение себе и присутствующим. Посмотрите на меня, теперь друг на друга и подарите добрую улыбку. Искренняя улыбка – успех в любой работе. И с хорошим настроением начнем работать.
 2.Үй тапсырмасын тексеру:/Проверка домашнего задания:
Фронтальный опрос:
1. В каких сосудах скорость кровотока максимальна?
2. В каких сосудах скорость кровотока минимальна?
3. Что относится к причинам движения крови?
4. Какие функции выполняет кровь?
5. Чем отличается по строению и работе сердце тренированного и нетренированного
 человека?
6. Всегда ли большая масса сердца – признак здоровья?
7. Как влияют на деятельность сердца алкоголь и никотин?
 8. Почему подвижный образ жизни улучшает кровообращение?
Ученики предоставляют сообщения (материалы), которые заданы на дом. (Тема: вклад в биологию врача Андрея Везалия)
3. Новый материал:
Уверена, что человек рождается со способностью откликаться на чужую боль. Думаю, что это чувство врожденное, данное нам вместе с инстинктом, с душой. Дело в том, что при несчастных случаях рядом с пострадавшим, как правило, оказываются люди, не имеющие медицинского образования , и от того, как они поведут себя, будет зависеть здоровье, а нередко и жизнь человека. Вот и мы сегодня будем учить себя оказывать первую доврачебную помощь при различных кровотечениях. И так тема нашего урока « Первая помощь при кровотечениях. Гигиена сердечно-сосудистой системы» (учащиеся записывают тему урока в рабочие тетради).
Во первых, нам с вами необходимо изучить виды кровотечений.
Во вторых, нам необходимо ознакомится, как правильно оказывать первую помощь, не навредив пострадавшему.
В третьих, нам необходимо ознакомиться с факторами, негативно влияющими на сердечно-сосудистую систему.
Общий объем циркулирующей крови в организме взрослого человека составляет в среднем 5 л. Потеря свыше 1/3 крови является угрожающей жизни, особенно в случаях вытекания.
Нарушение целостности кожи и мягких тканей, как правило, сопровождается кровотечением. Кровотечения могут быть внешними и внутренними, когда кровь выливается наружу, и внутренним, когда целостность кожных покровов не нарушена и кровь изливается внутрь органа, в полость тела или межклеточное пространство. При небольших поверхностных поражениях сосудов, когда кровь вытекает в рыхлую клетчатку, обычно возникает гематома (синяк). Со временем кровь начинает свертываться, а гемоглобин разрушаться. В зависимости от степени его разрушения гематома выглядит вначале красной, затем фиолетовой, синей, зеленой и, наконец, желтой. После этого она рассасывается и исчезает. При ушибе головы излившаяся из сосудов кровь скапливается под надкостницей, образуя «шишку». «Шишку» можно уменьшить, прижав к ушибленному месту холодный предмет. Холод способствует сужению сосудов и уменьшению боли. Так, как же оказать помощь?
Первая помощь при внутреннем кровотечении.
Внутреннее кровотечение может возникнуть при язве желудка, сильном ударе или ранении в живот, в грудную и черепную полость. Признаки внутреннего кровотечения: бледность, головокружение, зевота, обморок, липкий холодный пот, дыхание поверхностное, слабый частый пульс. Больному нужно придать полусидячее положение, обеспечить ему полный покой, приложить холодный компресс к предполагаемому месту кровотечения и как можно скорее вызвать врача или доставить в больницу. Вне зависимости от его типа, кровотечение надо как можно скорее остановить. При значительном кровотечении необходимо вызвать врача.
 Наружное кровотечение бывает при, например, на руке или на ноге, неглубокая и небольшая, кровоточит как губка - повреждены капилляры.
Признаки капиллярного кровотечения.
Обычно такое кровотечение не сопровождается значительной потерей крови и легко останавливается.
Первая помощь при капиллярном кровотечении. 
Чтобы остановить капиллярное  кровотечение, достаточно обработать края раны спиртосодержащим раствором, наложить на неё асептическую повязку и потуже забинтовать. Повязка должна состоять из нескольких слоёв марли и ваты. При этом надо следить за тем, чтобы не перетянуть руку (или ногу) слишком туго, т.е. чтобы ниже перевязки кожа не посинела.
Если кровь из раны бьёт прерывистой струёй или фонтанчиком, цвет крови ярко красный значит, повреждена крупная артерия.
При артериальном кровотечении пострадавшего необходимо как можно быстрее доставить в медицинское учреждение, но предварительно постараться остановить кровотечение, наложив кровоостанавливающий жгут или закрутку. Для этого конечность (если нет перелома) надо приподнять, и выше раны, ближе к туловищу, наложить резиновый жгут (жгут при наложении растянуть) и, обведя его 2-3 раза вокруг конечности, завязать узлом. Закрутку можно сделать из носового платка, верёвки или оторванной от рубашки полосы, связав её концы. Затягивать закрутку следует палочкой (или карандашом) до прекращения кровотечения. Чтобы не повредить кожу, под закрутку или жгут надо подложить мягкую ткань. Жгут или закрутку можно держать не более полутора – двух часов летом и 50 минут – 1 час зимой, иначе может произойти омертвение конечности ниже места наложения жгута или закрутки. Если жгут или закрутка лежат больше положенного времени, их надо каждый час, а зимой каждые полчаса отпускать на 10 минут, прижав на это время артерию пальцами к кости выше раны: сонную артерию – к поперечным отросткам шейных позвонков, подключичную артерию – к ключице, бедренную артерию – к бедренной кости, плечевую артерию – к плечевой кости. Останавливать кровотечение, прижав пальцем артерию выше раны, следует в том случае, когда под рукой нет жгута или готовят закрутку, так как большая потеря крови может оказаться гибельной.
 Если кровь из раны не бьёт фонтаном, а течёт равномерной струёй и имеет тёмно – красный цвет, то повреждена вена.
 При венозном кровотечении надо наложить на рану давящую асептическую повязку. Если повязка не помогает, необходимо наложить жгут или закрутку ниже раны. При этом надо следить, чтобы кровотечение не усиливалось, что часто случается при недостаточном затягивании.
Выводы.
1.         Остановка кровотечения является важным элементом оказания как доврачебной, так и квалифицированной врачебной помощи.
2.         Выделяют две основных группы методов остановки кровотечения: временные и окончательные. Временные относятся к методам доврачебной помощи, с их помощью можно остановить кровотечение на 1—3 часа, что позволит доставить пострадавшего к месту оказания квалифицированной врачебной помощи.
3.         Временная остановка кровотечения: сдавление в ране (тугое тампонирование и тугая повязка), остановка положением (возвышенное положение конечности и шинирование или иммобилизация),прижатие на протяжении (валиками с максимальным сгибанием конечности, пальцевое, наложение жгута и прижатие в местах сгиба), термическая остановка с помощью низкой температуры.
Физкультминутка. Глазки открываем, закрываем-повторяем 3 раза. Ручки поднимаем, опускаем-повторяем 3 раза. На носочки поднимаемся, опускаемся – повторяем 3 раза. 
 А теперь сели. Мы еще не ознакомились с факторами, которые негативно влияют на сердечно-сосудистую систему. Каждый человек, чтобы сохранить свое здоровье, должен знать о том отрицательном влиянии, которое оказывают  на сердечно-сосудистую систему, следующие факторы ( сообщения учащихся ).После выступлений учащиеся делают вывод. Каждый, чтобы сохранить свое здоровье, должен помнить о том отрицательном влиянии  на сердечно-сосудистую систему, выше названных факторов.
 4.Сабақты бекіту:/Закрепление материала:/  
Для закрепления наших знании, давайте создадим ситуацию с пациентами и окажем им доврачебную помощь. Для этого нам надо поделиться на пары. Все встали и построились по росту (в классе 12человек), и разделились по росту на четыре группы.
1 группа-Пациент 1: обращается за первой помощью, у него порезан кончик пальца. Ваши действия?
2 группа-Пациент 2: у него кровь из раны течет ярко-алого цвета. Ваши действия?
3 группа-Пациент 3: у него сильно порезано запястье руки. Ваши действия?
4группа-Пациент 4: у него бледность кожи, липкий пот, дыхание поверхностное, пульс  слабый. Что с пациентом произошло?
Возьмите нужные материалы для оказания доврачебной помощи (аптечка).
5.Қорытындылау/Подведение итогов урока:/
Выставление отметок за активную работу на уроке, сообщения.
6.Рефлексия. А сейчас, каждый, подумайте, на сколько вам было интересна и полезна полученная информация на уроке? Если вам было интересно и вы с пользой для себя провели это время, поднимите, пожалуйста две руки, если вам было трудно,  не интересно, и считаете, что полученные знания вам не полезны, поднимите одну руку.
7. Үйге тапсырма: /Домашнее задание:/
Изучить § 38, ответить на вопросы к параграфу; подготовиться к тестовой проверочной работе по теме «Сердечно-сосудистая система».
Спасибо за внимание!
.