Статья Мультимедийные и интерактивные технологии в начальной школе


Мультимедийные и интерактивные технологии
в начальной школе
Интерактивное  обучение  на  современном  этапе  развития  общества  рассматривается  как  одно  из  направлений  интеллектуального  развития  обучающегося. 
Именно  в  начальной  школе  закладываются  основы  интеллектуальной  культуры,  формируются  азы  информационной  и  компьютерной  грамотности,  демонстрируются  пути  самостоятельного  получения  необходимых  знаний,  формируется  умение  творчески  работать  с  информацией. 
Меняется и роль учителя в информационной культуре — он должен стать координатором информационного потока. Следовательно, учителю необходимо владеть современными методиками и новыми образовательными технологиями, чтобы общаться на одном языке с ребёнком.
Уроки с использованием ИКТ особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации.
Применение мультимедийных технологий обогащают процесс обучения, позволяют сделать обучение более эффективным. Мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов под управлением интерактивного программного обеспечения с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении.
Применение мультимедийных технологий в образовании обладают следующими достоинствами по сравнению с традиционным обучением:
допускает использование цветной графики, анимации, звукового сопровождения, гипертекста;
допускает возможность постоянного обновления;
имеет небольшие затраты на публикацию и размножение;
допускает возможность размещения в нем интерактивных веб-элементов, например, тестов или рабочей тетради;
допускает возможность копирования и переноса частей для цитирования;
допускает возможность нелинейность прохождения материала благодаря множеству гиперссылок;
устанавливает гиперсвязь с дополнительной литературой в электронных библиотеках или образовательных сайтах;
Наиболее интересным и эффективным является проведение урока с использование интерактивной доски. Её применения открывает следующие возможности:
Позволяет преподавателям объяснять новый материал из центра класса, работать в большой аудитории;
Поощряет импровизацию и гибкость, позволяя рисовать и делать записи поверх любых приложений;
Позволяет сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия, не затрачивая при этом много времени и сил и упрощая проверку усвоенного материала;
Позволяет учителям делиться материалами друг с другом и вновь использовать их;
Вдохновляет преподавателей на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.
Преимущества для учащихся:
Делает занятия интересными и развивает мотивацию;
Предоставляет больше возможностей для участия в коллективной работе, развития личных и социальных навыков;
Учащиеся легче воспринимают и усваивают сложные вопросы в результате более ясной, эффективной и динамичной подачи материала;
Позволяет использовать различные стили обучения, преподаватели могут обращаться к всевозможным ресурсам, приспосабливаясь к определенным потребностям;
Учащиеся начинают работать более творчески и становятся уверенными в себе.
Рекомендации по созданию эффективной презентации
Приведенный ниже план будет вам полезен при работе над собственной презентацией.
Прежде чем приступить к работе над презентацией, следует добиться полного понимания того, о чем вы собираетесь рассказывать.
В презентации не должно быть ничего лишнего. Каждый слайд должен представлять собой необходимое звено повествования и работать на общую идею презентации. Неудачные слайды необходимо объединить с другими, переместить или удалить вообще.
Пользуйтесь готовыми шаблонами при выборе стиля символов и цвета фона. Не бойтесь творческого подхода. Экспериментируйте при размещении графики и создании спецэффектов.
Не перегружайте слайды лишними деталями. Иногда лучше вместо одного сложного слайда представить несколько простых. Не следует пытаться "затолкать" в один слайд слишком много информации.
Дополнительные эффекты не должны превращаться в самоцель. Их следует свести к минимуму и использовать только с целью привлечь внимание зрителя к ключевым моментам демонстрации. Звуковые и визуальные эффекты ни в коем случае не должны выступать на передний план и заслонять полезную информацию
Мультимедийная презентация должна обладать следующими качествами:
Удобной системой навигации, позволяющей легко перемещаться по презентации
Использование мультимедийных возможностей современных компьютеров и Интернет (графических вставок, анимации, звука если необходимо и др.).
Разбивка урока на небольшие логически замкнутые блоки (слайды).
Каждый слайд презентации должен иметь заголовок.
Ссылки на литературные источники, электронные библиотеки и на источники информации в сети Интернет.
Доступностью - быстрая загрузка, без усложнения эффектами.
При создании мультимедийной презентаций необходимо:
провести разбивку урока на небольшие смысловые части – модули. Каждый слайд должны иметь заголовок;
подбор для каждого модуля соответствующей формы выражения и предъявления обучаемым заголовка раздела, текстов, рисунков, таблиц, графиков, звукового и видеоряда и т.п. (согласно содержанию);
моделирование познавательной деятельности обучаемых при изучении раздела и использование результатов при его составлении (определяется основная последовательность перехода между слайдами );
проектирование способов закрепления знаний и навыков и осуществления обратной связи (подбор задач, контрольных вопросов, заданий для моделирования, разработка способов анализа ответов, реплик на типичные неправильные ответы, составление подсказок (help));
составление текстов, разработку рисунков, таблиц, схем, чертежей, видеоряда, согласно требованиям эргономики; компоновку модулей каждого раздела урока с эргономической точки зрения.
Методы использования мультимедийных презентаций:
1.  При изучении нового материала. Позволяет иллюстрировать разнообразными наглядными средствами.
2.  При закреплении новой темы
3.  Для проверки знаний Компьютерное тестирование – это самопроверка и самореализация, это хороший стимул для обучения, это способ деятельности и выражения себя. Для учителя – это средство качественного контроля знаний, программированный способ накопления оценок.
4.  Для углубления знаний, как дополнительный материал к урокам.
5.  При проверке фронтальных самостоятельных работ. Обеспечивает наряду с устным визуальный контроль результатов.
6.  При решении задач обучающего характера. Помогает выполнить рисунок, составить план решения и контролировать промежуточные и окончательный результаты самостоятельной работы по этому плану
7.  Средство эмоциональной разгрузки. Проведения зрительных и подвижных физминуток.
8.  Как средство для изготовления раздаточного дидактического материала, кодограмм и карточек. Персональный компьютер в руках учителя, в дополнении со сканером и принтером – это минитипография педагога. Использование интерактивного оборудования на уроке уже давно не только привычная презентация с некоторыми дополнительными возможностями. Грамотное использование правильно подобранного комплекта интерактивных устройств позволяет принципиально изменить методологию преподавания, обеспечить активное и заинтересованное участие каждого ученика во всем, что происходит на уроке. Педагоги получают широкие возможности для групповой работы, а используемый дидактический материал становится ярче и нагляднее. Важно, что учителя могут значительно экономить свое время и силы — как при подготовке уроков, так и при обработке проверочных работ и тестов. Интерактивное  обучение открывает новые возможности в образовательном процессе: реализует принцип наглядности как по отношению к отдельному ученику, так и к целому коллективу учащихся, вовлеченному в процесс обучения, повышает мотивацию обучающихся. Результатом внедрения и интенсивного использования интерактивных технологий становится существенное повышение эффективности работы педагогов, уровня и качества знаний учеников.
     В практической деятельности педагога колоссальную поддержку окажет система тестирования MimioVote™ http://mimioclass.ru/mimiovote.htm, которая позволяет проектировать тесты всевозможных типов и видов (в том числе, используя поставляемые шаблоны), обеспечивает импорт готовых тестовых наборов сторонних разработчиков и тестов, созданных ранее для иных систем голосования. Принципиальным достижением является то, что учитель получает широкие возможности автоматической проверки тестов, анализа накопленных результатов и подготовке отчетов как по конкретному ученику, так и по классу, благодаря ведению журнала тестирований.  Можно  мгновенно  увидеть  общий  результат  голосования  при  помощи  диаграммы,  а  также  конкретно  по  каждому  ученику.  Это поможет  скорректировать  работу  по  теме  и  вовремя  провести  анализ  ошибок  обучающихся.
     Таким образом, уроки с использованием интерактивных и мультимедийных технологий не только расширяют и закрепляют полученные знания, но позволяет преобразовать преподавание традиционных учебных предметов, рационализировать детский труд, оптимизировать процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, поднять на неизменно более высокий уровень интерес детей к учебе.