Статья Интерактивные мультимедийные средства в обучении химии и биологии.


Интерактивные мультимедийные средства в обучении химии и биологии.
Замятина Елена Александровна
Учитель химии и биологии
МОУ «Ближнеигуменская СОШ» Белгородского района
Современная школа в условиях ФГОС заставляет задуматься о том, как сделать процесс обучения более результативным. Процесс модернизации школы требует формирования у школьников компетентности, которая предполагает умения самостоятельно получать знания, используя различные источники.
Одним из современных методов можно выделить интерактивный метод обучения. Он способствует формированию всех учебных универсальных действий. Слово «интерактивность» в переводе с английского означает способность взаимодействовать или можно сказать так – находится в режиме диалога. Иными словами интерактивное - это «диалоговое обучение», а сам диалог возможен, как и при традиционных методах обучения «ученик – учитель», «ученик-ученик», так и при современном общении с комплексом аппаратных программных средств, называющихся мультимедийными. Мультимедийные средства могут являться инструментом в интерактивном обучении.
На уроках химии и биологии, чтобы заинтересовать ученика и расширить кругозор его познания учитель может использовать видеоролики с постановкой химического эксперимента, производства различных веществ, новости науки, т.е. те вещи, которые невозможно узнать с помощью учебника или ограниченной возможностью школьной лаборатории. Для самостоятельной работы помогут электронные учебники, справочники, энциклопедии. Провести контроль и самооценивание позволят образовательные тренажеры и программы тестирования. Задача учителя помочь ученикам осваивать новые информационно-компьютерные технологии.
С помощью интерактивных мультимедийных средств можно проводить различные по типу уроки:
Уроки введения в тему
Уроки изучения нового материала
Уроки обобщения.
Химический эксперимент
Интегрированные уроки
Уроки контроля знаний
Уроки защиты проектных работ
Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала. Такую работу можно осуществлять на разных этапах урока:
как способ создания проблемной ситуации,
как способ объяснения нового материала,
как форма закрепления изученного,
как форма проверки домашнего задания,
как способ проверки знаний в процессе урока.
Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.
В качестве примеров можно привести создание проблемной ситуации при изучении темы «Электролитическая диссоциация». При проведении опыта опускаются электроды в кристаллы поваренной соли, а затем в раствор этой же поваренной соли. В первом случае лампочка не загорается, а во втором случае очень ярко горит. Отсюда вопрос: «Почему сухая соль не проводит электрический ток, а раствор проводит?»
При объяснении нового материала возможности применения интерактивных мультимедийных материалов вообще безграничны. На любую тему можно найти что-то интересное как на СD носителях так и в сети интернет: Это могут быть видеофильмы или видеоролики, презентации, аудио фрагменты, видеоэксперименты т.д.
Например, при изучении химических производств, а в некоторых школьных учебниках эти темы были просто потеряны, можно посмотреть видеофильм «Получение азота, аммиака и азотной кислоты». Вопросы химических производств достаточно сложные и их можно встретить в ГИА.При проверке домашнего задания правильные ответы можно увидеть через проектор на экране.
Это все касается готовых мультимедийных продуктов. Но тем и хороши современные образовательные технологии, что их можно осваивать самостоятельно и применять к любому предмету. Под ИКТ - компетентностью учителя-предметника понимают личное качество учителя, проявляющееся в его готовности и способности самостоятельно использовать информационно-коммуникационные технологии в своей предметной деятельности. И что немало важно научить учеников применять эти технологии в своей деятельности. В хорошо известной программе Microsoft Excel можно составить тест как самим, так и предложить это сделать учащимся, научив их основным закономерностям при составлении теста. Причем в этой же книге они могут себя и проверить, если напротив правильных ответов будут пропечатывать цифру 1. На втором листе они могут увидеть свой результат. Такие тесты с небольшим количеством вопросов они могут создавать сами и проверять друг друга на усвоение знаний по пройденной теме.
Напротив правильного ответа впечатайте цифру 1
Ответ № Вопрос
  1 Молекула метана имеет:
  а) линейное строение
1 б) тертаэдрическое строение
  в) тригональное строение
  2 Гомологи ацетилена содержат:
1 а) одинарные и тройные связи
  б) тройные связи
  в) двойные связи
  3 Изомерами называют:
  а) макромолекулы, состоящие из большого числа повторяющихся звеньев
1 б) вещества, одинаковые по химическому составу, но различные по химическому строению и свойствам
  в) вещества, сходные по строению и свойствам, но отличающиеся по составу
  4 Для этилена и его гомологов характерны реакции:
  а) замещения
  б) поликонденсации
1 в) присоединения
  5 Обесцвечивание этиленом бромной воды связано с:
1 а) присоединением брома к этилену с образованием дибромэтана  б) химической реакцией между бромом и этиленом, с образованием бромэтилена
  в) уменьшением растворимости брома в присутствии этилена
Количество правильныхВаша оценка
ответов  
5 5
Для повторения вопроса изомерии предельных углеводородов учащимся можно предложить в презентационной программе Microsoft PowerPoint по предложенным элементам моделирования построить и назвать возможные структурные формулы вещества составом С5Н8

Таким образом, использование средств новых информационных технологий и возможностей компьютера, как средства познания повышает уровень и сложность выполняемых задач, дает наглядное представление результатам выполненных действий – возможность в дальнейшем создавать интересные исследовательские работы и проекты.
Классические и интегрированные уроки в сопровождении мультимедийных презентаций позволяют ученикам углубить знания. Применение современных технологий в образовании создает благоприятные условия для формирования личности.
Список литературы:
Багрова, Н.В. ИКТ как инструмент индивидуализации процесса обучения//Н.В.Багрова [Текст].- Химия в школе. – 2012. - №5. – С.78-80.
Семин, А.Н. Компьютер в жизни учителя: расширение горизонтов творчества// А.Н. Семин [Текст].- Химия в школе. – 2006. - №8. – С.10-12.