Эссе на тему Какие риски и преимущества ожидают учителя, желающего использовать мультимедийные презентации на уроке.


Камагаева У.В.
учитель английского языка
МАОУ СОШ №2 УИИЯ г.Ноябрьск, ЯНАО
Какие риски и преимущества ожидают учителя, желающего использовать мультимедийные презентации на уроке.
Современный урок, построенный в рамках ФГОС, предусматривает использование информационных коммуникативных технологий. Современные компьютерные технологии предоставляют огромные возможности для развития процесса образования.
Мультимедиа – это средство познания на различных этапах урока. Мультимедиа способствует развитию мотивации, коммуникативных способностей, получению навыков, накоплению фактических знаний, а также способствует развитию информационной грамотности. Как показывает практика, разумное использование в учебном процессе наглядных средств обучения играет важную роль в развитии наблюдательности, внимания, речи, мышления учащихся.
Работая учителем английского языка, всё больше убеждаюсь, что различные педагогические методы, такие как репродуктивный, проблемно-поисковый, объяснительно – иллюстративный, становятся более эффективными с использованием информационно-компьютерных технологий. Однако, чтобы добиться высокого обучающего эффекта, создание компьютерных образовательных ресурсов и мультимедийных уроков-презентаций потребовало от меня еще более серьезной и тщательной подготовки, чем к традиционным урокам. Задачами мультимедийных уроков могут быть изучение нового материала, (предъявление новой информации), закрепление пройденного, отработка учебных умений и навыков, повторение, практическое применение полученных знаний, умений навыков, обобщение, систематизация знаний.
Однако, подготавливаясь к таким урокам, учителя поджидают небольшие риски и
только тогда будут иметь максимальный обучающий эффект, когда станут осмысленным цельным продуктом, а не случайным набором слайдов.
В своих мультимедийных уроках я активно использую различные виды наглядности. Наглядность должна быть узнаваема для школьников. Помимо этого, она должна соответствовать предъявляемой письменной или устной информации.
Время демонстрации не должно быть затянутым. Следует избегать однообразных видов деятельности школьников. Но и очень важно не переусердствовать с эффектами. Необходимо продумать систему видеоряда изображений. Здесь важно выдержать логику и последовательность подачи изображений на экран, чтобы обучающий и развивающий эффект был максимально большим. Размер наглядности (слишком маленький или большой) не должен оказывать негативное воздействие на учебный процесс или содействовать более быстрой утомляемости учеников.
При создании презентации, следует обратить внимание на печатный шрифт текста. Следует учитывать объём, структуру и формат текста. Как показывает опыт, лучше всего на экран вывести только ключевые моменты текста. Очень важно не загромоздить экран текстом. Большой объем печатной информации плохо воспринимается с экрана.
Работая над созданием мультимедийного урока, важно учитывать рекомендации дизайнеров и психологов о сочетании цветов, оптимальном количестве цветов на экране, о влиянии цвета на познавательную деятельность учащихся, и т.д. Обращаю внимание на то, что цветовое восприятие на экране монитора и на большом экране значительно отличаются, и мультимедийный урок необходимо готовить в первую очередь с расчетом на особенности и параметры проектора.
Немаловажное значение имеет использование на уроке звука в качестве звукового сопровождения, звуковой иллюстрации или шумового эффекта. Шумовой эффект можно использоваться для акцентирования внимания учащихся на определенной информации, переключения на другой вид учебной деятельности. Но он должен быть дидактически оправдан.
Следует отметить, что важно учитывать и роль учащегося на уроке. Нужно продумать занятие таким образом, чтобы и ученик принимал активное участие в работе с презентацией, а не являлся лишь пассивным зрителем.
На мой взгляд, недостатки любой презентации зависят от профессионализма и компетенции того, кто её создаёт. При создании презентации очень важно знать меру во всём.
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
1. Дуброва Т. А. Использование ИКТ на уроках профессионального цикла. - http://festival.1september.ru/articles/567591/2. Нафонова М.М. Использование современных технологий обучения на уроках истории. - http://podelise.ru/docs/14271/index-5766.html3. Информационные технологии в образовании-2010 ("ИТО-Ростов-2010"): Сборник научных трудов участников X научно-практической конференции-выставки. - http://window.edu.ru/resource/076/72076/files/ito-rostov20104. Педагогический дизайн мультимедийного урока. -http://bib.convdocs.org/v29367/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8...