Урок математики в 3 классе по теме Умно?ение на 4. Деление на 4


Раздел Числа от 1 до 100
Тема Умножение числа 4. Деление на 4.
Цели Образовательные:
Ввести
— способы умножения числа 4
— алгоритм табличного умножения чисел.
Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.
Развивающие : создать проблемную ситуацию, чтобы активизировать речевую и мыслительную деятельность, использовать различные формы работы и различные источники, включая ИКТ для развития интереса учащихся к учебной деятельности и развития УУД
Воспитательное:
воспитывать доброе отношение к окружающим , интерес к чтению книг; организовать работу в парах для формирования коммуникативных компетенций, воспитания настойчивости при выполнении учебных задач
Основное содержание темы Составление таблицы умножения числа 4
Термины и понятия таблица умножения
Технологическая карта урока математики «Умножение числа 4. Деление на 4.»
Планируемый результат
Личностные умения Метапредметные умения Предметные умения
• Проявлять:
— интерес к изучению темы;

— позитивное отношение к результатам обучения в рамках изучения темы.
- выражать свое отношение к герою произведения
Познавательные умения:
— определять способ умножения числа 4 и обосновывать своё мнение;

— использовать данные таблицы Пифагора для вычисления значения числового выражения;

Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание в соответствии с целью;
— соотносить учебное задание с известным правилом;
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять учебное задание, используя удобный способ вычисления;
— выполнять взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, обосновывать своё мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
— комментировать числовое выражение, используя разные варианты представления;
— адекватно использовать речевые средства для представления результата своей деятельности. • Составлять таблицу умножения и деления числа 4
• Выполнять умножение чисел любым способом.
• Решать задачи, используя удобный способ вычисления.
• Определять разные способы умножения чисел от 2 до 4 в пределах 100 при вычислении значения числового выражения и при решении задач
Организация образовательного пространства
Межпредметные связи Ресурсы Формы работы


Литературное чтение Информационный материал:
учебник «Математика» для 3_го класса, ч. 1 ; рабочая тетрадь № 1; методическое пособие для учителя.
Демонстрационный материал:
таблица Пифагора.
Интерактивный материал:
карточки с учебным заданием, карточки с цифрами для устного счёта • Фронтальная;
• индивидуальная — ; • парная — ;
I этап. Самоопределение к деятельности
Цели деятельности Ход урока Планируемый результат
• Мотивировать к изучению темы.
• Стимулировать желание решать проблему. -Ребята, а знаете, что произошло сегодня утром?
Я шла в школу и собирала улыбки. Вы удивлены?
-Я по улице шагала и улыбки собирала(СЛАЙД 1)
Вот улыбка малыша, до чего же хороша!
Вот улыбка почтальона-гордость нашего района,
Вот улыбка продавщицы – очень редкая вещица,
Вот весёлый смех ребят - для меня он просто клад.
Всем в ответ я улыбалась – получается –менялась!
-А у вас хорошее настроение?
Улыбнитесь друг другу, пожелайте удачи, улыбнитесь нашим гостям.
Мы отправляемся в путь по дороге математики.
А для чего нам нужна математика?
Есть такая книга «В стране невыученных уроков», которую написала Лия Гераскина . (СЛАЙД 2) Так вот в этой книге вы узнаете, как важно изучать математику и другие предметы в школе. И мы сегодня познакомимся с ней подробнее и я думаю , вам захочется ее прочитать. За каждое выполненное задание я буду показывать иллюстрацию и комментировать ее.
-Ребята, какие предметы придумали люди для более быстрого счета?
(калькуляторы, счеты, компьютеры)
-Представьте, что сломались все электронно-вычислительные машины, а нам срочно нужно считать. Как мы поступим? (Будем считать устно)
- «Без устного счета не сдвинется с места любая работа!» (СЛАЙД 3)
А хотите сегодня быть экспертами ? У вас на партах лежит лист самооценки, где вы будете оценивать себя за каждое задание. Личностные умения:
— проявлять интерес к изучению темы;
— проявлять желание решать проблему.
2 этап. Актуализация знаний
• Актуализировать умение работать с таблицей Пифагора в пределах 20.
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
Выявить затруднение в задании Устный счет.
3х4 Ф8х3Г
5х3О4х4И
8х2П9х3Р
7х3АА кто такой Пифагор?(СЛАЙД 4)(Древнегреческий философ, который создал таблицу умножения.)А если вы хотите узнать о нем побольше, можете воспользоваться дополнительными источниками на следующий урок сделать небольшое сообщение о нем.
Я вам сейчас раздам шаблоны, а вы напишете те ответы, которые вы ИЗУЧИЛИ в таблице умножения по алгоритму(СЛАЙД 5)
Алгоритм табличного умножения чисел
Для того чтобы умножить число 3 на 7, надо:
1) определить в вертикальном столбце таблицы число 3, поставить точку;
2) определить в горизонтальном столбце таблицы число 7, поставить точку;
3) от числа 3 мысленно провести горизонтальную и вертикальную линии так, чтобы они встретились в квадрате пересечения;
4) записать в квадрат пересечения результат вычисления числового выражения 3 х 7
1 2 3 4 5 6 7 8 9
2 3 4 5 6 7 (СЛАЙД 6) ИЛЛЮСТРАЦИЯ ИЗ КНИГИ
Витя не знал, где находится север и медведь чуть не умер от жажды, гоняясь за мальчиком и котом.
Проблемная ситуация.(СЛАЙД 7)
(9 рядов кружков на доске по 4 штуки)
- Что изображено на моём рисунке?
-Что обозначает число 9?
-Что обозначает число 4?
-как мы можем посчитать количество кружков?
-Запишите на доске решение и ответ.
Выявление места и причины затруднения
Можете ли вы сразу ответить на вопрос задачи? Почему?А как можно решить этот пример? Давайте заменим произведение суммой. Это удобно?

- Где возникло затруднение? (Не знаем таблицы умножения на 4)
А если узнаем, нам легче будет выполнить решение?
Познавательные умения:
— определять способ умножения чисел до 3 и обосновывать своё мнение;
— использовать данные таблицы Пифагора для вычисления значения числового выражения.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, обосновывать своё мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
— комментировать числовое выражение, используя разные варианты представления.
Предметные умения:
— составлять таблицу умножения и деления до 3
— выполнять умножение чисел любым способом;
— вычислять значение числового выражения разными способами.
3 этап. Постановка учебной задачи
- научить формулировать цель урока и различать цель и тему Итак, какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Составить таблицу умножения и деления на 4)
- Значит, какая тема нашего сегодняшнего урока? (Умножение числа 4. Деление на 4)
(СЛАЙД 8)
Физкультминутка
Утром бабочка проснулась,
Улыбнулась, потянулась!
Раз – росой она умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела,
На четыре – улетела. Регулятивные умения:
— выполнять взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, обосновывать своё мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;

4 этап. Построение плана работы
— научить составлять алгоритм своей работы
- Как вы думаете, как нам нужно составить таблицу умножения и деления на 4?
Фронтально составляется план выхода из затруднения.
Какие знания нам понадобятся при составлении таблицы умножения?
Алгоритм составления таблицы умножения (СЛАЙД 9)
1.Записать уже знакомые нам приемы умножения на 4
2.Вспомнить , что каждое следующее число в ответе увеличивается на 4
3.Записать следующий пример и выполнить умножение
4.Записать соответствующие случаи деления на 4.
5.Проверить себя в учебнике
А где нам понадобится таблица умножения?

Регулятивные умения:
— применять имеющиеся знания для составления алгоритма
5 этап. Открытие новых знаний
• Научить:
— определять способ умножения числа 4 и обосновывать своё мнение;
— соотносить значения числовых выражений, полученных разными способами, и обосновывать своё мнение
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

Посчитайте четверками от 4 до 40.
Запишите все числа в тетрадь.
А сейчас я попрошу вас поработать в парах.
Ваша задача- составить таблицу умножения и деления на 4 , используя составленный алгоритм.
Где мы можем себя проверить? (в учебнике) с.83
Молодцы! Оцените свою работу в листе самооценки.


(СЛАЙД 10)
Здесь мальчик пытается вспомнить правила русского языка. И если он неправильно поставит запятую, то его казнят.
Познавательные умения:
— определять способ умножения числа 4 и обосновывать своё мнение;
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;

— выполнять взаимопроверку, взаимооценку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, обосновывать своё мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
— комментировать числовое выражение, используя разные варианты представления.
Предметные умения:
— составлять таблицу умножения и деления числа 4
— выполнять умножение чисел любым способом;

6 этап. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи
Научить
Проговаривать полученные знания с целью их закрепления А сейчас мы с вами будем упражняться в знании таблицы умножения
Какой пример легче всего запомнить?
- Какой ответ самый большой?
- Какие ответы мы встречали в табл. умн. на 2 и 3?
- Назовите пример , в ответе которого круглое число.
С.83 №3
Выполните вычисления в первом выражении. Определи значения второго выражения, не проводя вычислений. Объясни, почему так можно поступить.
4х5+4=4х6+4=
4Х6=4х7=
Физкультминутка под музыку Познавательные умения:
— использовать данные таблицы Пифагора для вычисления значения числового выражения.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя удобный способ вычисления;
— выполнять взаимооценку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, обосновывать своё мнение, используя термины, в рамках учебного диалога; .
Предметные умения:

— выполнять умножение чисел любым способом;

7 этап. Самостоятельная работа с проверкой по эталону
Приобщать к информационным источникам получения информации; осуществлять контроль своих знаний Работа с электронным приложением.
Найди правильный ответ
Дети записывают примеры на листочке с правильными ответами ,а затем проверяют себя и оценивают
Молодцы! Оцените свою работу в листе самооценки.
СЛАЙД 11
Однажды у Вити в ответе задачи получилось , что траншею выкопали полтора землекопа. Поэтому у одного землекопа осталась только половина туловища.
Вот как оказывается, важно быть внимательным при решении задачи. Познавательные умения:
— использовать данные таблицы Пифагора для вычисления значения числового выражения.
Регулятивные умения:

— выполнять самооценку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, обосновывать своё мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
Предметные умения:
— выполнять умножение чисел любым способом;
8 этап. Включение в систему знаний и повторение
Создать условия для включения новых знаний в систему А мы с вами сейчас проверим вашу внимательность .Рабочая тетрадь с.64 №2 №3
№2 В одном купе поезда 4 места. Сколько мест в 6 таких вагонах?
4х6=24
Ответ: 24 места
№3 Учитель разложил 28 тетрадей поровну в 4 стопки. Сколько тетрадей в одной стопке?
28:4= 7 Ответ: 7 тетрадей.
ВзаимооценкаУ кого в первой задаче получилось 24 места, а во второй- 7 тетрадей, поставьте себе !, у кого ошибка в одной задаче- поставьте +, у кого обе задачи неправильные -
Оцените свою работу в листе самооценки.
СЛАЙД 12
Виктор Перестукин сказал на уроке , что корова- это хищное животное и поэтому она стала есть других животных И чуть не съела кота и мальчика.
С.84
Задача 6
Маша купила 3 пачки печенья , по 20 рублей каждая, и 2 булочки, по 8 рублей . Сколько стоила вся покупка?
Итак, прочитаем задачу еще раз.
О чем задача?
Сколько печенья купила Маша?
Что мы знаем о цене печенья?
Сколько булочек она купила?
Назовите цену одной булочки?
Что нужно найти в задаче?
Как найдем стоимость, зная цену и количество?
Сколько действий в задаче?
1811020-25400 Печенья-3п.по 20руб.
Булочек- 2 шт. по 8 руб.?
Решение:
20х3=60(руб.)-стоило печенье
8х2=16(руб) –стоили булочки
60+16=76(руб.)-
Ответ: покупка стоила 76 рублей.
А как по -другому можно записать решение этой задачи?
20х3+8х2=76
Молодцы! Оцените свою работу в листе самооценки Познавательные умения:
— соотносить значения числовых выражений, полученных разными способами, и обосновывать своё мнение;
— использовать данные таблицы Пифагора для вычисления значения числового выражения.
Регулятивные умения:
— выполнять учебное задание, используя алгоритм;
— выполнять учебное задание, ис_пользуя удобный способ вычисления;
— выполнять взаимопроверку, взаи_мооценку и корректировку учебного задания.
Коммуникативные умения:
— формулировать понятные высказывания, обосновывать своё мнение, используя термины, в рамках учебного диалога;
— комментировать числовое выражение, используя разные варианты представления.
Предметные умения:
— выполнять умножение чисел любым способом;
— решать задачи, используя удобный способ вычисления;
— вычислять значение числового выражения разными способами.
9 этап. Рефлексия
• Научить:
— соотносить полученный результат с поставленной целью;
— оценивать результат учебной деятельности. А сейчас, ответьте на вопрос : у кого появилось желание прочитать о приключениях в стране невыученных уроков?
Как вы думаете ,исправился ли мальчик Витя, который не учил уроков?
Да, конечно. Он с тех пор стал каждый день учить уроки и хорошо учиться.
Вы рады за него?(СЛАЙД 14)
А вы чему учились сегодня на уроке? Все ли у вас получалось? Запомнили новые случаи умножения на 4. Сделайте выводы.
А сейчас оцените свою работу на уроке по вашим листам достижений с помощью шкалы. Прокомментируйте свои оценки.
Я ... (очень, не очень) доволен(льна) результатом работы, которую сделал(а) , потому что….. (СЛАЙД 15)
Д.задание с.84 №8
- Для тех, кто испытывал затруднения на уроке, рекомендую повторить таблицу умножения в пределах 20.
Кто не испытывал затруднения и хочет знать больше, рекомендую написать сообщение о Пифагоре.
- Молодцы, ребята, вы очень хорошо работали сегодня!

А у кого появилось желание прочитать о его приключениях, сходите в библиотеку . Личностные умения:
— оценивать результат собственной деятельности
- проявлять добрые отношения к герою произведения
Регулятивные умения:
— соотносить полученный результат с поставленной целью