Программа курса дополнительной платной образовательной услуги (1 — 4 класс)


Программа курса
дополнительной платной образовательной услуги
«Технология разрешения проблем по становлению орфографического навыка в начальных классах».
Учитель Самохвалова Валентина
Андреевна

Пояснительная записка
Практическая цель обучения русскому языку предполагает овладение учащимися двумя видами коммуникации – устной речью и письменной.
Проблема формирования грамотного письма в начальных классах является одной из ведущих в курсе русского языка. Исследования психологов и педагогов показали, что оптимальным путём обучения орфографии является такой, при котором орфографический навык формируется первоначально, как система осознанных действий. В результате специальных упражнений происходит их сокращение и автоматизация.
Сознательное владение орфографией включает в себя умение выделять орфограммы, относить каждую к определённому правилу и, наконец, писать в соответствии с правилом.
Лингвисты, психологи, методисты подчёркивают зависимость результатов обучения орфографии от развития у учащихся способности обнаруживать в словах места, которые нужно писать по правилу. Эта способность должна закладываться в процессе обучения в начальных классах. Однако, за время обучения в 1-4 классах у большинства детей не формируется орфографическая зоркость и навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека. Процент видения орфограмм у учащихся 4 классов колеблется от 30%-50%.
Таким образом, проблема развития орфографической зоркости является актуальной, что и определило выбором темы.

Целью работы курса является обоснование развития орфографической зоркости как условие формирования орфографического навыка грамотного и безошибочного письма как показателя общей культуры.
Для решения данной цели необходимо решить задачи:
раскрыть сущность, содержание орфографического навыка;
определить условия формирования орфографического навыка учащихся;
раскрыть сущность орфографической зоркости как орфографического умения;
установить зависимость между развитием орфографической зоркости и формированием орфографического навыка;
совершенствовать устную и письменную речь, мышление, память, внимание;
пробуждать познавательный интерес к русскому языку, проявление самостоятельности;
формировать умение находить в слове орфограмму, написание слов с изученными видами орфограмм, в том числе слов с непроверяемыми написаниями, умело исправлять орфографические ошибки по алгоритму, по правилу.
Тематическое планирование по курсу
«Технология разрешения программ по становлению орфографического навыка
в начальных классах».
1 класс (66 часов)
№ п/п Учебная неделя Тема Количество
часов
1. 1 - 8 Упражнения в перекодировке печатного текста в письменный. 16 ч.
2. 10 - 12 Ударение. Правописание безударных гласных. 6 ч.
3. 13 - 14 Перенос слов. 4 ч.
4. 15 - 17 Большая буква:
- в именах, отчествах, фамилиях людей,
- в кличках животных,
- в названиях улиц, сел, деревень, городов и рек. 6 ч.
5. 18 Буква Ь – показатель мягкости. 2 ч.
6. 19 Буквы е, ё, и, ю, я – показатели мягкости и два звука. 2 ч.
7. 20 - 23 Правописание слов с сочетаниями: жи – ши, ча – ща, чу – щу, чк, чн, щн. 8 ч.
8. 24 - 26 Правописание парных согласных в конце слова. 6 ч.
9. 27 - 30 Правописание предлогов со словами. 8 ч.
10. 31 - 34 Родственные слова, корень. 8 ч.
2 класс
№ п/п Учебная неделя Тема Количество
часов
1. 1 - 3 Части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол. 6 ч.
2. 4 - 5 Звонкие и глухие согласные звуки в конце слов. 4 ч.
3. 6 - 8 Корень. Однокоренные слова. Безударные гласные в корне слова. 6 ч.
4. 9 - 10 Правописание предлогов и приставок. 4 ч.
5. 11 - 15 Большая буква в именах собственных. 10 ч.
6. 16 - 17 Употребление Ь для обозначения мягкости согласных. 4 ч.
7. 18 - 20 Буквы и, у, а после букв, обозначающих шипящие звуки. 6 ч.
8. 21 Правописание сочетаний чк, чн, щн в словах. 2 ч.
9. 22 - 23 Ъ и Ь разделительные знаки. 4 ч.
10. 24 - 27 Правописание согласных звуков в корне слова. 8 ч.
11. 28 - 31 Правописание гласных звуков в корне слова. 8 ч.
12. 32 - 34 Безударные непроверяемые гласные звуки в корне слова. 6 ч.
3 класс
№ п/п Учебная неделя Тема Количество
часов
1. 1 - 3 Правописание безударных гласных в корне слова. 6 ч.
2. 4 - 5 Правописание суффиксов ик, ек в словах. 4 ч.
3. 6 Правописание Ъ после приставок. 2 ч.
4. 7 - 9 Правописание приставок в словах. 6 ч.
5. 10 - 11 Правописание приставки и предлога. 4 ч.
6. 12 - 13 Правописание слов с двойными согласными. 4 ч.
7. 14 - 15 Правописание сложных слов. 4 ч.
8. 16 - 17 Правописание непроизносимых согласных в словах. 4 ч.
9. 18 - 23 Правописание безударных окончаний существительных. 12 ч.
10. 24 - 27 Правописание о и е в окончаниях существительных, после букв, обозначающих шипящие звуки и звук ц. 8 ч.
11. 28 - 31 Правописание мягкого знака на конце существительных третьего склонения. 8 ч.
12. 32 - 34 Падежные окончания существительных 3-го склонения. 6 ч.
4 класс
№ п/п Учебная неделя Тема Количество
часов
1. 1 Правописание безударных гласных в корне. 2 ч.
2. 2 Правописание парных согласных в конце и середине слова. 2 ч.
3. 3 - 4 Правописание падежных окончаний имён прилагательных. 4 ч.
4. 5 - 8 Правописание предлогов с местоимениями. 8 ч.
5. 10 - 12 Правописание гласных и согласных в приставках. 6 ч.
6. 13 - 15 Безударные личные окончания глаголов в настоящем, будущем и прошедшем времени. 6 ч.
7. 16 Написание глаголов в неопределенной форме. 2 ч.
8. 17 - 19 Правописание глаголов 2-го лица единственного числа с - ся. 6 ч.
9. 20 - 21 Правописание частицы не с глаголами. 4 ч.
10. 22 - 25 Правописание букв е и и в безударных окончаниях глаголов I и II спряжения. 8 ч.
11. 26 - 28 Буквы з и с на конце приставок. 6 ч.
12. 29 - 31 Правописание приставок при и пре. 6 ч.
13. 32 - 34 Правописание наречий: буквы о и е на конце наречий; буквы а, о на конце наречий с приставками. 6 ч.

Ожидаемые результаты.
Учащиеся получат возможность научиться:
осознавать место возникновения орфографической ошибки;
квалифицировать и комментировать обнаруженную орфограмму, т.е. указывать способ проверки;
применять правила правописания;
использовать различного рода словари;
успешно справляться с различными видами письменных работ (зрительные диктанты, слуховые диктанты, списывание, изложения, сочинения);
соблюдать нормы речевого взаимодействия при интерактивном общении.

Учебно-методическое пособие
Полякова А.В. Русский язык. Учебник. 1 класс. – М.: Просвещение.
Полякова А.В. Русский язык. Учебник. 2 класс. – М.: Просвещение.
Полякова А.В. Русский язык. Учебник. 3 класс. – М.: Просвещение.
Полякова А.В. Русский язык. Учебник. 4 класс. – М.: Просвещение.
Полякова А.В. Песняева Н.А. Русский язык. Рабочие программы. 1 -4 классы. – М.: Просвещение.
Полякова А.В. Русский язык в начальной школе. 1-4 классы: Методические рекомендации. Пособие для учителя. – Самара.: Издательство дом «Фёдоров»:: Издательство «Учебная литература».
«Методика обучения орфографии» Под редакцией: М.С. Соловейчик. – М.: Просвещение.
Жедек П.С. «Орфографическая зоркость». Начальная школа.
Жуйков С.Ф. «Формирование орфографических действий». - М.: Академия.