Научная работа Гаппо Баев


Секция: Краеведение


Тема: «Гаппо Баев – первый мэр города Владикавказ»

Автор работы: Галазов Хетаг Таймуразович Место выполнения работы: МБОУ СОШ 13 им.К. Л. Хетагурова 8 класс г. Владикавказ


Научный руководитель: Габиева Лаура Умаровна учитель осетинского
языка и литературы







Владикавказ, 2016-2017
Содержание
Введение…………………………….........................................................3
Глава I. Знакомство с Гаппо Баевым…………………………………….5
Глава II. Добрые дела……………………………………………………..6
Глава III. Последнее пристанище………………………………………..10
Заключение………………………………………………………………..11
Приложение…………………………........................................................12
Литература………………………………………………………………...20













Введение
Актуальность темы исследования
В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Проект «Гаппо Баев – первый мэр города Владикавказ», является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, внесших огромный вклад в процветание родного края, о людях, совершивших трудовые подвиги.
Подростковый возраст является особым для становления личности. Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. А те, кто интересуется историей родного края, ведут кропотливую работу по дальнейшему её изучению. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка  есть интерес к жизни  других людей, к истории своей страны, к  литературе и искусству,  если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым,  порядочным, полезным для  России человеком».
Цель исследования
Рассказать о людях интересной судьбы, которые прославили своим трудом, мастерством свою малую родину.
Задачи исследования
1. Проанализировать различные виды источников информации по теме проекта.
2. Изучить историю малой родины.
3. Узнать о судьбах земляков, живущих рядом, об их роли в развитии современной жизни.
Гипотеза исследования
Могу предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности.
Объект и предмет исследования
Объект исследования: люди (земляки), их личный пример, вклад в развитие современного общества 3
Предмет исследования: биография земляков, их общественная и трудовая деятельность.
Методы исследования:
анализ  источников информации;
наблюдение;
Глава 1
Знакомство с Гаппо Баевым
(фото 1, 2) Гаппо (Георгий Васильевич) Баев — легендарный общественный деятель Осетии, в дореволюционном периоде. Адвокат и администратор, публицист, просветитель, издатель, критик, собиратель фольклора – был одним из самых просвещённых людей своего времени. Человек высокой духовности, широко образованный, разносторонних интересов, он собирал вокруг себя осетинскую интеллигенцию. За время работы городским головой, он служил делу возрождения своего народа через свет знаний и государственности. Такими словами хочется начать рассказ о нашем земляке.
Гаппо Баев родился в селе Ольгинское 5 сентября 1869 года в интеллигентной семье, предки которой принадлежали к числу основателей города. Отец Гаппо - Василий Георгиевич родился 18 января 1842 года. Он всю жизнь прожил во Владикавказе, где служил в чине юнкера в регулярных войсках. 26 апреля 1868 года Василий Георгиевич женился на восемнадцатилетней дочери прапорщика Уба Алдатова Татурдзан (Надежда Давидовна). Гаппо был старшим их сыном, далее родились: Алексей (Дзандар), Измаил, Анна, Екатерина, Андрей и Роман (Чермен). Первоначальное образование Гаппо получил в доме и в семье своего дяди. Затем он учился во Владикавказской классической гимназии, которую успешно окончил в 1889 году. Дальнейшее образование он получил на юридическом факультете Новороссийского университета. В 1894 году, окончив университет, Гаппо Баев вернулся в родную Осетию и занялся адвокатской практикой.Тогда же он стал активно участвовать в общественной жизни Владикавказа и Осетии.







Глава 2
Добрые дела
(фото 3) С конца XIX века вплоть до середины XX Гаппо Васильевич Баев был самым известным общественным деятелем из числа осетин. Его уважали, как состоятельные граждане, так и простые горцы.  Будучи одаренным публицистом, Гаппо Васильевич регулярно публиковал в местных изданиях различные статьи на самые разнообразные темы - от проблем жизни горцев, до исторических материалов. Гаппо участвовал в создании и работе "Общества по распространению образования и технических сведений среди горцев Терской области". (фото 15, 16, 17, 18). С 1897 года он был секретарем этого общества, а 1902 году его избрали председателем. По его инициативе во Владикавказе к столетию рождения поэта была открыта Пушкинская школа-пансион для горцев. Самое пристальное внимание Гаппо Васильевич уделял проблеме книгоиздания на родном языке.(фото 10, 11, 12) Он стал собирать осетинский фольклор, публикуя собранные материалы в газете «Северный Кавказ», которой руководил Коста Хетагуров. В 1899 году Гаппо Баев добился издания «Иронфандыр» (фото 20) основоположника осетинской литературы Коста Хетагурова, выступив одновременно и  редактором книги. Для того чтобы сборник был пропущен царской цензурой, Баеву пришлось убрать из него несколько стихотворений. И это послужило причиной недовольства со стороны его друга Коста. Но позже все недоразумения разрешились, и ничто больше не омрачало дружбы двух замечательных людей.
Проявив незаурядную энергию и настойчивость, Гаппо Баев издал первую осетинскую литературно-художественную книгу "Афхардты Хасана" Александра Кубалова. Гаппо Васильевич принимал самое активное участие и в работе над дополнением "Осетинско-русско-немецкого словаря"(фото 6), не завершенного В. Миллером и изданного после его смерти. Гаппо Баев стал собирать памятники осетинского народного творчества, а некоторые из них переводить и публиковать на русском языке. Так, в начале 1895 года он опубликовал прозаическое изложение «Сказания об одиноком» в газете «Северный Кавказ» (№ 14), которую в то время редактировал Коста Хетагуров, а в «Терских ведомостях» (№ 31) прозаический перевод поэмы «ÆфхæрдтыХæсанæ». Позднее он осуществил издание четырех небольших книжек: «Гæлæбу» («Бабочка»’—1900), «Иронаргъæутæ» («Осетинские сказки»—1900), «Иронамбисæндтæамæуыци-уыцитæ», («Осетинские пословицы и загадки»—1900) и «Фарн» («Мир»— 1901, 2-е изд. 1907). В первую вошли произведения молодых тогда еще авторов Александра Кубалова, Георгия Цаголова, Асламурзы Кайтмазова и др., все остальные составлены исключительно из произведений фольклора. Заслугой Баева, безусловно, является издание первых произведений осетинской художественной литературы и целого ряда памятников фольклора, а также создание Владикавказского осетинского издательского общества «Ир» и популяризация произведений нашей литературы.
Гаппо Баев первый в истории осетин возглавил городское управление.(фото 3) С 31 мая 1905 года Гаппо Васильевич стал членом городской управы. Год спустя, после очередных выборов в городскую думу, Гаппо Васильевич был избран городским головой. Будучи первым лицом города, Г.В. Баев самое пристальное внимание уделял экономическому и культурному развитию Владикавказа. Это был период наивысшего развития города в дореволюционный период. Один за другим строились большие двухэтажные дома, открывались школы, гимназии и другие учебные заведения. Именно Гаппо Баев заложил основы кооперативного движения в Осетии. Во Владикавказе под его руководством мостились улицы, был усовершенствован водопровод, расширялась зона электрификации. Город утопал в зелени и цветах и по праву считался одним из красивейших на юге России. Для себя Г. Баев выстроил добротный, двухэтажный дом на улице Лорис-Меликовской №28. (фото 13) Имя Гаппо Баева хорошо известно и в наши дни, но по-настоящему его общественная и литературная деятельность до сих пор мало известна. Недостаточно освещена его работа в городском самоуправлении. И уж почти совсем неизвестна история его семьи и родственников.
Юрист по образованию, чиновник по профессии, он отлично знал бюрократическую структуру государственной, иерархии, чиновничью субординацию и «дипломатию». В пределах официальной законности действовал смело и напористо, сумел отстоять ряд важных в народной жизни практических интересов. И мыслил и действовал он в пределах официально дозволенного, но в этих пределах он всегда занимал демократическую позицию, а не монархическую, что точнее соответствовало бы его положению чиновника самодержавно-бюрократической системы. Иначе говоря, в пределах дозволенного официальными законами он держал сторону народа, а не интересов монархии.
Баев выступил со статьей «Из жизни осетин. Калым». В статье автор приветствует прогрессивные начала в жизни родного народа, возникшие в после реформенный период, отвергает, как в свое время Инал Кануков, старые идеалы, которые «уже клеймятся позором самим народом и отходят в область предания, как отголоски невозвратного прошлого». Баев безоговорочно осуждает калым, как «позорное ярмо», как реакционный обычай, разоряющий и без того стесненное хозяйство народа, вызывающий хищения, месть, убийства. «Калым ведет к развращению нравов», «молодежь подбивается к воровству, чтобы наворованным добром купить себе подругу жизни», «ведет за собой самые печальные последствия для брака», ибо вызывает «открытую продажу девушек», «подрывает семейное и общественное благосостояние» народа. Здесь же он ратовал за выборность аульных старшин.
В области экономики он также оставил немалый след. Известны такие его труды, как «К земельному устройству Нагорной Осетии», «Народный кредит в Терской области», «Народное продовольствие в Терской области», «Работа Наместника Его Величества на Кавказе среди горских племен Терской области», «О введении земского самоуправления в Терской области». На долю Гаппо Васильевича выпали и трудные времена Первой мировой войны. Он активно занимается поднятием боевого духа воинов-осетин. Пишет патриотические брошюры и воззвания. Февральскую революцию Гаппо Васильевич встретил спокойно и призвал население выполнять распоряжения Временного правительства. Стал одним из инициаторов создания Союза объединенных горцев. (фото 4)
Он с любовью по крупинкам собирал сведения о тех, кого считал гордостью своего народа. Среди его корреспондентов были молодые воины, осетины, которые пользовались его поддержкой, также учащаяся молодежь. В архиве Гаппо Баева есть сведения и о тех, кто прославил свое Отечество: об Илануке (Василии) Дахцкоевиче Хетагурове, Иосифе (Асланбеке) Тебиеве, Афако Фидарове, Тимофее Дзадзове, Магомете Алдатове, Александре Дзахове. Он с гордостью написал о высокой славе воинов-осетин, чтобы грядущие поколения имели достойный пример для подражания и могли нести дальше знамя военной славы Осетии. Он старался осветить в своей работе роль осетинского дивизиона 1877 года в горской войне, историю боевых действий осетин до окончания покорения Кавказа. В марте 1917 года он с рядом лиц из горской интеллигенции выступил инициатором создания союза объединенных горцев, но на первом съезде союза (май 1917 г.), после резко полемического выступления против него Е. Бритаева, ушел из этой организации. В период установления Советской власти на Тереке, он оставался не у дел, но когда под ударами контрреволюционных сил Советская власть на Северном Кавказе потерпела временное поражение, Баев покинул Северную Осетию и переехал в Тифлис. Здесь он сотрудничал в антисоветских газетах, созданных Ахметом Цаликовым («Вольный горец» и «Ног цард»), но писал преимущественно на литературные темы. Свои же политические взгляды изложил в трех статьях: «Осетия под опекой Добрармии», «Правитель Осетии» и «Ног царды зиу» («Строительство новой жизни»).
Вот что писал Гаппо Баев в своих статьях: «Еще не так давно Осетия, разбитая на два лагеря, — лагерь революционный, с оружием в руках встречавший добровольческие части в их движении по Тереку, и лагерь контрреволюционный, с нетерпением ждавший «твердой власти» деникинских генералов, — теперь объективным ходом событий все более и более сплачивается в единую Осетию, охваченную глубоким и сильным чувством возмущения и гнева против грабительского деспотизма Добрармии».
В статье «Ног цардызиу» он излагает свою программу будущего жизнеустройства осетин: сохранить земли, на которых живут осетины и расширить их, чтобы изжить земельный голод, развить книгоиздательство и просвещение, а также ремесла, промышленные предприятия, установить добрые мирные отношения с соседними народами, установить в Осетии самоуправление по примеру культурных народов, т. е. по образцу буржуазной демократии западных стран, ликвидировать алкоголизм.
Будущее осетин и других народов Кавказа связывал с развитием самоуправления в рамках единой конституционной России. В эпоху революционных катаклизмов выступил с программой гражданского мира, призывая заботиться прежде всего о жизни людей и будущем народа. В ответ подвергся шельмованию и политическим преследованиям. В 1921 г. эмигрировал в Германию. Преподавал осетинский язык в Берлинском университете.








Глава 3
Последнее пристанище
Скончался Гаппо Баев в Берлине 24 апреля 1939 года. При жизни ему не довелось вернуться на родину, это случилось лишь через несколько десятилетий после смерти. Когда-то Гаппо Васильевич вернул прах Коста Хетагурова из селения Лаба во Владикавказ. Спустя годы прах Г. Баева также вернулся в Осетию и был погребен в ограде Осетинской церкви рядом с поэтом. 12 апреля 1995 года останки Г. Баева прибыли на родину и были преданы земле. Во многом это была заслуга его дальнего родственника Казбека Виссарионовича Баева. (фото 23, 24) Рассказывая о Гаппо Баеве, нельзя не сказать о его родственниках. Алексей (Дзандар) Васильевич избрал карьеру военного. Как и старший брат, адвокатом стал Измаил Васильевич Баев. Андрей Васильевич Баев в советское время преподавал в сельхозинституте. Роман (Чермен) Васильевич Баев связал свою жизнь с революционным движением. Лишь сестры Анна и Екатерина (Залихан) избежали арестов. Прожив всю жизнь в страхе, они боялись даже упоминать о своих некогда известных братьях. Такова была трагедия семьи Василия Георгиевича Баева, вырастившего достойных сыновей. К счастью, об их печальных судьбах он не узнал. Василий Баев скончался 15 октября 1897 году.
Его ближайшие родственники
Деды
Хусина Баев
войсковое звание: поручик
место жительства: Владикавказ, Российская Империя
Уба Алдатов
место жительства: Владикавказ, Российская Империя
войсковое звание: прапорщик
Родители
Василий Баев
рождение: 18 январь 1842, Владикавказ, Российская Империя
войсковое звание: юнкер иррегулярных войск
ТатурдзанАлдатова (Баева),
рождение: 1850, Владикавказ, Российская Империя
смерть: 15 октябрь 1897, Владикавказ, Российская Империя
Братья и сёстры
Дзандзар Баев
Измаил Баев
Анна Баева
Залихан Баева
Андрей Баев
Чермен Баев 10
Заключение
Описывая жизнь Гаппо Васильевича Баева, я поняла, что она находилась в единстве с жизнью, чаянием народа. Вся жизнь Гаппо Василевича посвящена СЛУЖЕНИЮ РОДИНЕ. Поэтому она вызывает восхищение, уважение. Моя работа еще не завершена. Еще многое предстоит изучить, рассмотреть, проанализировать. У меня все это вызывает огромный интерес.
Жизнь Баева Г.В., оставила след в истории и досталась в наследство нам, ныне живущим в нашем городе и республике людям. И мы, что –то приняв из этой жизни и что-то отвергнув, будем строить свои жизни, иногда сверяясь с Гаппо Васильевичем Баевым. Наследие Гаппо Баева до сих пор не оценено должным образом. Но без его вклада в области культуры, общественной и экономической жизни трудно представить Осетию.










Приложение
  фото 1,2
 фото 3
 фото 4
Георгиевский Кавалер Г. Баев 12



 фото 5 фото 6


 фото 7  фото

 фото 9  фото 10



 фото 11  фото 12
14
 фото 13
Дом Г.Баева


 фото 14  фото 15


 фото 16 фото 17
 фото 18
Г.Баев с казаками г.Пятигорск



 фото 19

фото 20



фото 21

 фото 22
Архивные документы
 фото 23
Осетинская Церковь
 фото 24
Пантеон Осетинской Церкви

Список литературы:
1. Аврорин В. А. Двуязычие и школа // Проблемы двуязычия и многоязычия. М.: Наука, 1972. С. 76.
2. Баев Г. В. О распространении грамотности среди горцев // Сборник сведений о кавказских горцах. Вып III. С. 54.
3. Баев Г. В. Осетинская письменность. 1896. С. 78.
4. Волкова Н. Г. Вопросы двуязычия на Северном Кавказе // Советская этнография. 1967. № 1. С. 67.
5. Гутнов Ф. Г. Века и люди. 1982. С. 165.
6. Даурова Л. Х. Двуязычие, его виды и этапы развития // Учен.зап. МГПИ. 1964. № 20. С. 39.
7. Ног Цард. Тифлис, 1907. № 10. 12 апреля.
8. Центральный государственный архив РСО-Алании. Ф. 224. Оп. 1. Д. 130. Л. 53.
9. Интернет ресурсы:
http://www.ossetia.ru/ir/people/detail.php?ID=1113
http://slovo-osetii.ru/content/view/829/
http://osetins.com/2007/11/17/gappo-baev.html
http://iratta.com/stati/print:page,1,14451-gappo-bajew-220nd-die-ossetische-literat220r-gappo-baev-i-osetinskaya-literatura.html








«Гаппо Баев – первый мэр города Владикавказ»

Галазов Хетаг Таймуразович.
Научный руководитель Габиева Лаура Умаровна учитель учитель осетинского языка и литературы
МБОУ СОШ 13им.К.Л. Хетагурова г. Владикавказ
Тезисы:
В каждом городе, поселке есть люди, о которых хочется рассказать всем. Проект «Гаппо Баев – первый мэр города Владикавказ», является реализацией этого желания. Я хочу, чтобы ничего не исчезло бесследно, чтобы осталась память в наших сердцах о людях, внесших огромный вклад в процветание родного края, о людях, совершивших трудовые подвиги.
Подростковый возраст является особым для становления личности. Долг ученика - знание истории малой родины, знание и память о своих земляках, их делах. А те, кто интересуется историей родного края, ведут кропотливую работу по дальнейшему её изучению. «Интересы человека формируются главным образом в его детстве», - писал академик Д. С. Лихачев. Он считал, что «если у ребенка есть интерес к жизни других людей, к истории своей страны, к литературе и искусству, если ему хочется сделать что-то хорошее, то он и вырастет добрым, порядочным, полезным для России человеком».
Цель исследов ания практически достигнута.
Я представил работу о человеке интересной судьбы, который прославил своим трудом, мастерством свою малую родину.
Задачи исследованиявыполнены
1. Проанализированы различные виды источников информации по теме проекта.
2. Изучена небольшая часть истории Осетии.
3. Узнали больше и глубже о судьбе земляка, его роли в развитии жизни Осетии.
Гаппо (Георгий Васильевич) Баев — выдающийся общественный деятель дореволюционной Осетии. Адвокат и администратор, публицист, просветитель, издатель, критик, собиратель фольклора.
Родился он в 1870 г. в интеллигентной семье, предки которой принадлежали к числу основателей города Владикавказа.
В 1894 г. окончил юридический факультет Новороссийского университета в Одессе. Вернувшись на родину, приступил к адвокатской деятельности. В 1905 г. избран гласным Владикавказской Думы и заместителем городского головы. С 1911 по 1920 г. был городским головой Владикавказа.
Активно работал в «Обществе по распространению образования и технических сведений среди горцев Терской области», с 1902 по 1906 г. состоял его председателем.
Был организатором осетинского книгоиздания и одним из учредителей издательского общества «Ир».
Заложил основы кооперативного движения в Осетии, видя в нем единственное средство поднять благосостояние народа. Организовал первые сельские банки, кредитные товарищества, общественные амбары.
Добился для осетинских крестьян права пользоваться кредитами государственного Крестьянского банка.
Выступая в печати и работая в правительственных комиссиях по землеустройству, последовательно защищал права горцев на землю.
Будущее осетин и других народов Кавказа связывал с развитием самоуправления в рамках единой конституционной России.
В эпоху революционных катаклизмов выступил с программой гражданского мира, призывая заботиться, прежде всего, о жизни людей и будущем народа. В ответ подвергся шельмованию и политическим преследованиям.Некоторые документы, связанные с этими событиями хранятся в Государственном архиве РСО-Алания
В 1921 г. эмигрировал. Преподавал осетинский язык в Берлинском университете.
Умер в 1939 г. Похоронен в Берлине. В 1995 году его прах был захоронен в г. Владикавказ, в понтоне Осетинской Церкви Пресвятой Богородицы.
Описывая жизнь Гаппо Васильеича Баева, я поняла, что она находилась в единстве с жизнью, чаянием народа. Вся его жизнь посвящена СЛУЖЕНИЮ РОДИНЕ. Поэтому она вызывает восхищение, уважение.
Жизнь Баева Г.В., оставила след в истории и досталась в наследство нам, ныне живущим в нашем городе и республике людям. И мы, что – то приняв из этой жизни и что-то отвергнув, будем строить свои жизни, иногда сверяясь с Гаппо Васильевичем Баевым. Наследие Гаппо Баева до сих пор не оценено должным образом. Но без его вклада в области культуры, общественной и экономической жизни трудно представить Осетию.
Могу предположить, что знание современной истории малой родины и людей, прославивших ее, может качественно повысить уровень патриотизма у подростков, положительно повлиять на формирование толерантно настроенной личности.