Рабочая программа по окружающему миру, 3 класс. О Т Поглазова Гармония

Окружающий мир
календарно - тематическое планирование.
Окружающий мир. 3 класс. 2 часа в неделю (70 часов)

п/п

Тема урока
Кол-во часов
Цель урока
Контроль
Дата проведения






Планируемый предметный рез-т
Планируемая деят-ть уч-ся(УУД)



1
Разнообра-зие изменений в окружающем мире –
8 ч
Земля – наш
общий дом
1
Знать отличия культурных и дикорастущих растений, диких и домашних животных.
Уметь называть представителей животного растительного
мира
Личностные:
-внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе;

-учебно- познавательный интерес к новому учебному материалу;

-способность к самооценке.






Регулятивные:
-способность к волевому усилию;

-принимать и сохранять учебную задачу с помощью учителя;

-планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные:
- выявление и формулирование
познавательной цели с помощью учителя;


- строить сообщения в устной форме.


-приводить сравнения и классифицировать предметы по заданным критериям;


-строить рассуждения в форме связи простых суждений.











Коммуникативные:
-уметь слушать и слышать учителя;

-задавать вопросы;
-использовать речь для регуляции своих действий;

-формулировать собственное мнение;
- - умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов


Фронтальный опрос
04.09

2

Разнообразие изменений в окружающем мире
Тестовая работа №1
1
Знать способы изучения изменений: наблюдения, эксперимент,
работа с научно-популярной литературой, анализ, нахождение
причин и следствий изменений

Фронтальный опрос,тестирование
07.09

3

Времена года. Старинный и современный календарь
1
Знать:
– причину смены дня и ночи, смену сезонов, календарное и астрономическое начало сезонов;
– старинный календарь

Беседа
11.09

4

Атмосферные явления и погода
1
Уметь объяснять понятия «облачность», «погода», «осадки», «ветер», обозначать
их условными знаками

. Фронтальный опрос
14.09

5

Температура
и ее измерение
1
Знать устройство
и работу жидкостного термометра
Уметь:
– измерять, записывать температуру:
– работать с научным текстом;
– моделировать;
– пользоваться измерительными приборами;
– делать выводы
по результатам простых опытов

.Беседа
18.09

6

Необычные природные яв-ления. Правила безопасного по-ведения во вре-мя чрезвыча-йных погодных явлений

1
Знать, какие природные явления характеризуют погоду.
Уметь обозначать
их условными знаками

Фронтальный опрос
21.09

7

Прогноз погоды
Тестовая работа № 2
1
Знать, как наши предки предсказывали погоду, как важен прогноз погоды в жизни человека.
Уметь:
– измерять температуру воздуха, воды;
– составлять условными знаками карточку погоды

Тестирование
25.09

8

Экскурсия. Наблюдение осенних изменений в природе. Техника безопасности во время экскурсии

1
Уметь:
– выявить осенние изменения у растений;
– измерить температуру на теневой и солнечной сторонах школьного здания


Письменный отчет групп
по результатам
28.09

9
Осенние изменения в природе и в жизни человека –
5 ч
Осень в неживой природе
1
Знать:
– какие изменения происходят в неживой природе осенью, в жиз-
ни растений, животных, причины перелета птиц;
– о положении Солнца осенью, об осадках, температуре воздуха, первом инее, заморозках

Беседа
02.10






Личностные:
- положительное отношение к школе, чувство необходимости учения

-установление связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом;

-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение

Ориентация на понимание причин успеха учебной деятельности


Регулятивные:

- умение контролировать свою
деятельность по результату;




10

Растения осенью
1


Фронтальный опрос
05.10

11

Осенние явления в жизни животных
1


Фронтальный опрос
09.10

12

Осень в жизни человека. Осенние заботы и обычаи на-
ших предков
1
Знать:
– об осенних заботах человека;
– обычаях и праздниках наших предков

Фронтальный опрос
12.10

13

Обобщающий урок. Тестовая работа № 3
1
Уметь объяснять осенние приметы

Тестирование
16.10

14




Тела и вещества –
4 ч
Тела и вещества. Три состояния вещества
1
Знать:
– что такое «тело», «вещество»;
– о трех состояниях
вещества.
Уметь классифицировать предметы по существенным признакам

Фронтальный опрос
19.10

15

Строение и свойства веществ
1
Уметь объяснить расположение и движение молекул в газо-образном, жидком
и твердом веществах

Фронтальный опрос
23.10

16

Удивительные открытия.
1
Знать:
– об открытии простейших;
– о клетке;
– болезнетворные бактерии, способы борьбы с ними

. Фронтальный опрос
26/10

17

Обобщение по теме «Тела и вещества» Тестовая работа № 4

1
Уметь:
– определять состояние
веществ;
– ориентироваться
в системе полученных знаний

Фронтальный опрос
30.10


Свойства воздуха, воды, почвы – 11 ч



-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;
- умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками в учебной деятельности



-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;

Познавательные:
-умение собирать и анализировать информацию из текста и иллюстраций и представлять её в разных формах;

- умение трансформировать иллюстративную информацию в вербальную;
- давать аргументированный ответ на поставленный вопрос.

-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;


- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;



Коммуникативные:
-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать;

-умение произвольно и выразительно строить речь с учетом целей коммуникации, особенностей слушателя.



-потребность в общении со взрослыми и сверстниками;



-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;


-ориентация на партнера по сотрудничеству



- понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, ориентация на позицию партнера в общении и взаимодействии;


- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;






- умение формулировать собственное мнение и позицию;


- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов




18

Воздух и его состав
1
Знать:
- значение воздуха для жизни на Земле;
- состав и свойства воздуха.

Фронтальный опрос
09.11

19

Свойства воздуха
1


Фронтальный опрос
13.11

20

Движение воздуха. Как используют воздух
1
Знать:
– что такое ветер, воздушный поток, причины его возникновения;
– об использовании силы ветра человеком

. Фронтальный опрос
16.11








20.11

21


Вода и её свойства
1
Знать:
– о значении воды
на Земле;
– об источниках питьевой воды
- свойства воды: вкус, цвет, прозрачность, теплопроводность, растворимость в ней веществ

Фронтальный опрос
23.11

22

Очистка воды
1
Знать:
– способы очистки
воды в быту и в промышленности;
– фильтрование

Фронтальный опрос
27.11

23

Превращения
воды
1
Знать, как образуются туман, иней, роса.
Уметь отличать три состояния воды в природе

Фронтальный опрос
30.11

24

Круговорот воды в природе Тестовая работа № 5
1
Знать принцип круговорота воды в природе

Фронтальный опрос
04.12

25

Почва, её состав и свойства
1
Знать главное отличие почвы – плодородие. Уметь определять состав почвы

Фронтальный опрос
07.12

26

Обитатели почвы
1
Знать:
– правила гигиены при работе с почвой;
– понятие «круговорот веществ в почве».
Уметь устанавливать
взаимосвязь между живыми и неживыми объектами природы

Фронтальный опрос
11.12

27

Почва – кормилица.
Как возделывали почву наши
предки
1
Знать способы сохранения плодородия почвы.
Уметь объяснить отрицательное действие человека на плодородие почвы

Фронтальный опрос
14.12

28

Обобщающий урок. Тестовая работа № 6
1
Знать правила экономически грамотного поведения в природе, быту.
Уметь называть источники загрязнения воздуха, воды, почвы

Тестирование
18.12

29








Зимние изменения в природе и жизни человека.

Экскурсия. Наблюдение зимних изменений в природе.Техника безопасности во время экскурсии
1
Знать изменения, происходящие в неживой природе с приходом зимы.
Уметь объяснять образование снежинок, изморози

Наблюдения
18.12

30


Зимние явления в неживой природе

Уметь объяснять
зимние явления: снегопад, ледостав, гололедица

Фронтальный опрос
21.12

31

Растения зимой
1
Знать значение снегового покрова для растения

Фронтальный опрос
25.12

32

Зима в жизни животных
1
Знать о зимовке разных групп животных

Фронтальный опрос
28.12

33

Январь – середина зимы. Зима в жизни наших предков
1
Знать обычаи, праздники, заботы зимой наших предков

Фронтальный опрос
11.01

34

Обобщающий урок.Тестовая работа № 7
1


Тестирование
15.01

35
Организм человека и его здоровье – 12 ч
Организм человека
1
Знать:
– науки, изучающие организм человека;
– основные внутренние органы человека.
Уметь объяснять рождение и развитие ребенка

. Фронтальный опрос
18.01

36

Скелет - надежная опора
и защита
1
Иметь представление о скелете человека, работе суставов.
Знать свойства костей.
Уметь оказывать первую помощь при травмах рук и ног, моделировать объект из его частей

Работа в парах
22.01

37

Мышцы и их назначение. Развитие мышц
1
Знать:
– назначение мышц, разнообразие;
– сухожилия;
– работа мышц, их
тренировка, состояние усталости

Фронтальный опрос, групповая работа
25.01

38

Органы дыхания. Предупрежде-ние их заболе-вания. Вред курения.
1
Знать, как предупредить заболевания органов дыхания.
Уметь называть органы, входящие в дыхательную систему, их
функции и работу


29.01

39

Кровь и кровообраще-ние
1
Знать:
– основные функции крови, ее состав;
– навыки здорового образа жизни;
– как беречь и развивать сердце.
Уметь:
– называть органы кровообращения, их функции;
– измерять пульс










01.02

40

Питание и органы
пищеварения . Как питались наши предки.
1
Знать:
– органы пищеварения, их роль в организме;
– состав пищи – белки, жиры, углеводы.
Уметь:
– рассуждать о важности ухода за зубами;
– разумно относиться
к правильному питанию;
– соблюдать чисто-
плотность, гигиенические навыки по уходу за органами пищеварения
Личностные:
-установление связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом;


-освоение социальных норм проявления чувств и способность регулировать свое поведение







Регулятивные:
-формирование основ оптимистического восприятия мира

- умение контролировать свою деятельность по результату;

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;




Познавательные:
-умение декодировать условные знаки, выбирать нужную информацию из художественного текста, иллюстрации.
-умение анализировать рисунки, умение обобщать информацию.


-умение работать в паре, давать оценку высказываниям одноклассников, аргументировать свою точку зрения, выбирать нужную информацию из учебного текста.



умение моделировать природные явления, работать с учебным текстом.
Коммуникативные:
-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;
-ориентация на партнера по сотрудничеству;
способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации спора и противоречия интересов

Фронтальный опрос
05.02

41

Очистка организма, органы выделения
1
Знать, какие органы очищают организм,
их функции и принцип работы.
Уметь соблюдать гигиенические навыки по уходу за органами выделения

Фронтальный опрос
08.02

42

Органы чувств
1
Знать:
– органы чувств: глаз, ухо, нос, язык, кожа; – их работа и функции в организме.
Уметь соблюдать правила личной гигиены для сохранения здоровья органов чувств

. Фронтальный опрос
12.02

43

Нервная система
и ее роль в организме
1
Знать:
– значение нервной системы и ее органов в организме;
– что такое память,
ее виды и развитие
Уметь:
– объяснить значение сна, режима дня;
– аргументировать понятие «здоровая нервная система»;
– развивать свою память, объяснять ее значение для учебы

Фронтальный опрос
15.02

44

Память. Развитие памяти
1


Фронтальный опрос, работа в парах
19.02

45

Организм человека и его здоровье .
1
Уметь систематизировать учебную информацию в схеме

Фронтальный опрос,
19.02

46

Как лечились наши предки.
Здоровый образ жизни.Тестовая работа №8

1
Знать, какими способами лечились наши предки

Фронтальный опрос,тестирование
22.02

47


Развитие животных и растений –
11 ч
Весна в неживой природе. Старинные обычаи встречи весны
1
Знать первые признаки весны в неживой природе.
Уметь:
– выявлять связи
между состояниями неживой природы
и изменениями в живой природе;
– находить в художественном тексте основные признаки природных явлений;
– соблюдать экологически грамотное поведение в природе

Фронтальный опрос
26.02

48

Размножение животных. Развитие птиц
1
Знать, как размножаются разные животные, как они заботятся о потомстве.
Уметь:
– прослеживать последовательность развития живых организмов;
– предлагать варианты решения экологических проблем

Фронтальный опрос
29.02

49

Развитие рыб
и земноводных
1
Уметь:
– прослеживать последовательность развития рыб и земноводных;
– находить отличия
и сходства в развитии рыбы и лягушки

. Фронтальный опрос
04.03

50

Стадии развития насекомых Проверочная работа № 9
1
Знать:
– стадии развития насекомых;
– способы борьбы
с вредителями культурных растений

Фронтальный опрос,тестирование
07.03

51

Растение – живой организм. Органы растения
1
Знать:
– разнообразие растений (светолюбивые,
теневыносливые и др.);
– органы цветкового растения.
Уметь:
– выделять существенные признаки;
– устанавливать причины и следствия природных явлений

Фронтальный опрос
11.03

52

Развитие растения из семени. Корневая система рас-
тения
1
Знать функции корня и стебля.
Уметь отличать разные виды корневой системы
Личностные:
-установление связи между целью учебной деятельности
и ее мотивом;



- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи


- стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений;
-способность к самооценке.
Регулятивные:
-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка);
-умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу;
-умение видеть указанную ошибку и исправлять ее по указанию взрослого

-умение адекватно понимать оценку взрослого и сверстника;
- определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий
-умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование, контроль, оценка

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
Познавательные:
-умение обобщать полученные знания, аргументировать ответ на поставленный вопрос, работать в паре. -умение работать с дополнительной литературой и готовить сообщение.
-умение моделировать расположение предметов в пространстве, работать с учебным текстом, выделять главную мысль каждого абзаца.
-умение работать с текстом, выделять новые понятия, определять их существенные признаки.
Фронтальный опрос
14.03

53

Стебли и листья растений, их функции
1
Знать разнообразие листьев, их строение, функции, расположение на стебле.
Уметь моделировать невидимые природные процессы

Фронтальный опрос,работа в парах
18.03

54

Цветок и плод растения. Распространение семян. Тестовая работа №9
1
Знать:
– строение цветка, значение опыления;
– цикл цветкового
растения от семени
до семени.
Уметь ориентироваться в разнообразии
цветков и плодов

Фронтальный опрос,тестирование
21.03

55

Весенние изменения в жизни растений и животных
1
Знать:
– приметы весны к началу цветения (апрель, май);
– о цветах-первоцветах.
Уметь называть признаки весны с учетом местного природного окружения

Фронтальный опрос
25.03

56

Экскурсия. Наблюдение весенних изменений в природе и в жизни людей Техника безопасности во время экскурсии
1
Уметь обсуждать вопросы и проблемы, выдвинутые на конференции

Наблюдения
04.04

57

Обобщающий урок. Проверочная работа № 11
1
Уметь:
– находить на практике весенние приметы;
– соблюдать экологическую культуру;
– наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать

Фронтальный опрос,тестирование
08.04

58
Изменение быта и культуры наших предков –
13 ч
Что и как изучает история
1
Знать:
– что и как изучает история, ее значение;
– способы познания прошлого;
– о быте и культуре своего народа;
– понятия «исторические источники и их виды», «археологические раскопки».
Уметь видеть в настоящем опыт предыдущих поколений

Фронтальный опрос


59

Природа в жизни наших предков
1
Знать:
– чем занимались наши предки, как они осваивали природу;
– обычаи и традиции предков.
Уметь объяснить,
чем отличается язычество от других верований, почему наши предки поклонялись
силам природы и от
чего оберегали себя

. Фронтальный опрос


60

Образ жизни наших предков
1
Знать:
– значение семьи, родовой общины, племени;
– виды жилищ наших предков

Фронтальный опрос
11.04

61

Жизнь на селе
в старину. Крестьянский труд
1
Знать:
– как жили в старину на селе;
– о старинном быте сельских жителей

Фронтальный опрос
15.04

62

Старинные города
1
Знать:
– строение старинных поселений, их виды;
– значение исторического центра современ-
ного города, важность его сохранения.
Уметь:
– добывать информацию из иллюстраций
и текста;
– охранять памятники
старины

. Фронтальный опрос
18.04

63

Ремесленники, их изделия.
1
Знать:
– занятие горожане в старину;
– старинные профессии (кузнец, гончар, плотник, стеклодув);
– историю возникновения торговли и денег на Руси;
– виды художественной росписи предметов быта.
Уметь:
– добывать информацию из иллюстраций и текста;
– приобщиться к старинному ремеслу

Фронтальный опрос
22.04

64


Торговое дело
на Руси
1



Коммуникативные:
-ориентация на партнера по сотрудничеству;

-эмоционально позитивное отношение к процессу сотрудничества;

-умение договариваться, находить общее решение;
-умение аргументировать свое предложение, умение убеждать и уступать




-умение с помощью вопросов выяснять недостающую информацию

Фронтальный опрос
25.04

65

Одежда наших предков
1
Знать, как одевались наши предки в разные времена

Фронтальный опрос
29.04

66

Учение на Руси.
1
Знать, как в старину на Руси обучали счету, письму

Фронтальный опрос
02.05

67

Как жили наши предки.
1


Фронтальный опрос
06.05

68

Обобщающий урок.Тестовая работа № 10
1
Уметь:
– выполнять самостоятельные
задания;


Тестирование
13.05

69

Итоговая контрольная работа
1
Уметь:
– соблюдать экологическую культуру;
– наблюдать, сравнивать, делать выводы, обобщать

Индивидуальная работа
16.05


70

Летние изменения в неживой и живой природе. Прави-
ла бе зопасного поведения во время летних каникул
1
Знать правила бе зопасного поведения во время летних каникул
Уметь:
– выполнять самостоятельные задания;
– участвовать в играх, театрализациях, конкурсах

Фронтальный опрос
20.05





15