Проект История одной вещи. Патефон

Районная ярмарка ученических проектов



История одной вещи.
Патефон.


Автор:
Минина Ирина Леонидовна,
обучающаяся 4 класса
Муниципального бюджетного
образовательного учреждения Батаминская средняя общеобразовательная школа
Иркутской области, Зиминского
района, с. Батама.
Руководитель:
Минина Елена Викторовна,
учитель начальных классов,
Муниципальное бюджетное
образовательное учреждение
Батаминская средняя
общеобразовательная школа
Иркутской области, Зиминского
района, с. Батама




Зиминский район, 2014 г.




Содержание

Аннотация
3


2. Введение

4 - 5

2.1. Постановка проблемы и актуальность
4

2.2. Цель и задачи проекта
4

2.3. Объект и предмет исследования
4

2.4. Методы исследования
4-5

2.5. Характеристика проекта
5

2.6. Тип проекта
5

2.7. Практическая значимость
5

2.8. Характеристика источников
5


3. Основная часть


6 -8

3.1. История звуковоспроизводящих устройств.
6-7

3.2. Результаты опроса одноклассников
7

3.3. Патефон моей семьи
8


4. Заключение

9


5. Библиографический список

10


6. Приложение 1

11


7. Приложение 2

13


8. Приложение 3

17







·
·
·
·
·
·
·История одной вещи.
Патефон.

1. «Аннотация»

Цель проекта.  Узнать историю появления патефона в моей семье и его устройство, представить её одноклассникам.
Методы:
изучение различных источников информации;
анализ и обобщение информации;
опрос одноклассников;

Данный проект знакомит с историей звуковоспроизводящих устройств, а так же с историей появления патефона в моей семье и его устройством.

Прежде чем приступить к основной работе я провела опрос среди своих одноклассников.
Какие звуковоспроизводящие устройства вы знаете?
Знаете ли вы, что такое патефон?
Приходилось ли вам его видеть и где?
Слушали ли вы патефон?
А хотите увидеть и послушать патефон?

Проанализировав результаты опроса (Приложение 1), я сделала выводы:
1. Мои одноклассники знают только современные воспроизводящие устройства.
2. Не все мои одноклассники знают, что такое патефон.
3. Ребята видели патефон только в музее и у бабушек.
4. Многие ребята никогда не слушали патефон.
5. В ходе опроса я выяснила, что практически все ребята хотят увидеть и послушать патефон.






2. ВВЕДЕНИЕ
2.1. Постановка проблемы и актуальность.
Однажды на чердаке нашего дома я увидела небольшой чёрный ящик. Меня очень заинтересовал этот предмет.
- Когда я спросила у родителей, что это такое?
Папа сказал, патефон – механическое устройство для проигрывания пластинок, «прадедушка» нашего музыкального центра.
Сейчас музыка может сопровождать нас всюду в дороге, на даче, на пикнике, даже во время пешеходной прогулки. А ведь это стало возможным сравнительно недавно, а до этого в течение многих веков для того, чтобы послушать музыку, надо было приглашать музыкантов когда одного, а когда и целый оркестр: а иначе что за праздник? Но пригласить оркестр могли только богатые люди, остальным же не хватало для этого и денег, и места в доме. А музыку хотелось слушать всем Конечно, люди мечтали о компактном и недорогом механическом «оркестре», и как всегда, изобретатели пришли им на помощь. Какими же были звуковоспроизводящие устройства, когда люди получили возможность слушать музыку и устраивать танцевальные вечеринки у себя дома обо всём этом мне захотелось узнать подробнее. А также узнать историю появления патефона в моей семье и его устройство.

2.2. Цель и задачи проекта.
Цель проекта. Узнать историю появления патефона в моей семье и его устройство, представить её одноклассникам.
Задачи проекта.
1. Узнать историю звуковоспроизводящих устройств.
2. Научиться выполнять поиск и сбор информации, её анализ и систематизация.
3. Полученную информацию оформит в виде мультимедийной презентации.

2. 3. Объект и предмет исследования.
Объектом исследования нашей проектной работы мы определили:  исторический экскурс по истории звуковоспроизводящих устройств.

Предметом исследования определили: патефон моей семьи.
2.4. Методы исследования.
Методами исследования нашей работы являются:
изучение различных источников информации;
анализ и обобщение информации.
опрос одноклассников;
2.5. Характеристика проекта.
Проект знакомит с краткой историей звуковоспроизводящих устройств, а так же историей появления патефона в моей семье и его устройством.
Кроме того проект даёт возможность научиться планировать свою работу, работать с разными источниками информации, обобщать и систематизировать полученные данные.
2.6. Тип проекта.
Тип проекта - информационно - исследовательский.
2.7. Значимость.
Результаты, полученные в ходе исследования можно использовать на уроках окружающего мира, музыки, на классных часах.
Продукт проекта можно использовать как наглядное пособие на уроках музыки, окружающего мира и классных часах.
2.8. Характеристика источников информации.
На этапе планирования мы определились с источниками информации. Нам понадобится справочная энциклопедическая литература. Необходимо воспользоваться толковым словарём, так как возникла потребность в толковании специальных терминов, а также воспользуемся возможностями интернета.















3. Основная часть
3.1. История звуковоспроизводящих устройств.
         Люди веками пытались изобретать различные звуковоспроизводящие устройства (звуковоспроизводящий -  осуществляющий звуковоспроизведение).
Вспоминаются  шарманки, музыкальные шкатулки, и табакерки. А сколько создано удивительных часов с музыкальным механизмом!
В далеком 1877 году американский изобретатель и ученый Томас Эдисон (1847 – 1931 г.г) представил вниманию общественности первое устройство, которое могло записывать не только мелодии, но и человеческий голос, а так же их воспроизводить. Изобретению дали название «фонограф» (от греч.
·
·
·
· звук и
·
·
·
·
· писать).  Фонографы стали очень популярны в США и Европе. В Россию фонограф пришел почти сразу после изобретения его Эдисоном. С помощью фонографа стали обучать иностранным языкам, лечить заикание, создавались записи сигналов военной и пожарной тревоги. Записывались голоса знаменитых певцов, артистов, писателей, популярные песенки.  Он охотно использовался еще долгие годы, вплоть до конца 1910-х годов. Однако фонограф имел недостаток, его записи существовали только в одном экземпляре.
Спустя десять лет после появления фонографа, в 1887 году, немецкий инженер Эмиль Берлинер (1851 – 1929г.г) придумал аппарат, который назвал "граммофон" (от греч.
·
·
·
·
·
· запись,
·
·
·
· звук). Изобретение Берлинера породило настоящий граммофонный "бум". В Россию грамзапись пришла из-за границы, и до 1917 года граммофонное производство находилось в руках иностранцев. В Риге в 1901 году появилась первая в России граммофонная фабрика. А в 1902-м "Общество Граммофон", при участии петербургского инженера Василия Ивановича Ребикова, основало первую в Петербурге фабрику граммофонов и грампластинок.
Граммофон прошел путь эволюции, в 1907 году служащий французской фи
·рмы "Патэ" Гильон Кеммлер (Kemmler) решил размещать громоздкий рупор внутри граммофона. Новые аппараты стали называться "патефонами" («Патэ» от названия известной французской фирмы по производству патефонов и слова «фон», в переводе на русский означает «звук»), что заметно облегчало его переноску.  Звучание у патефонов было  хриплое, с искажениями, не все слова можно было разобрать. Качество  зависело от затупленности иглы. В патефонах использовалась  многоразовая сапфировая игла. Этот прибор первоначально предназначался для применения в полевых условиях для вооруженных сил Англии.
В СССР патефоны выпускались многими заводами. Среди них - ордена Ленина завод «Молот» в Вятских Полянах, Коломенский патефонный завод, Ленинградский завод «Грампласттреста», завод «Северный пресс».
В 30-50 годы в городах СССР были популярны танцы под патефон, который выставлялся на окне, и собравшиеся во дворе танцевали.
На смену патефону пришел электрофон. Электрофон (сокращение от устаревшего термина "электропатефон") устройство для воспроизведения звука с граммофонной пластинки. В просторечии - более известный как проигрыватель.
1961-1963 - создаётся магнитофон. Первые магнитофоны были катушечными. Потом появились кассетные магнитофоны. Бобинные магнитофоны стали использоваться с 1930-х годов прошлого века. Первый "кассетник" был создан голландской фирмой Philips в 1961 году. Пиком развития магнитофонов стоит считать появление плееров Sony марки "Walkman" в 1979 году. Эти маленькие устройства произвели фурор, теперь любимую музыку можно было слушать на ходу, занимаясь спортом и т.п. Кроме того, человек с плеером не мешал окружающим, слушая аудиозаписи в наушниках.
Стремительное развитие в конце 70-х годов ХХ века компьютерных технологий привело к появлению музыкальных центров, СД – плееров.

Я обобщила весь изученный материал и представила хронологию развития звуковоспроизводящих устройств в фотографиях. (Приложение 2)

 3.2. Результаты опроса одноклассников.
Прежде чем приступить к практической работе, мы провели опрос одноклассников и выяснили следующее:
1. Мои одноклассники знают только современные воспроизводящие устройства.
2. Не все мои одноклассники знают, что такое патефон.
3. Ребята видели патефон только в музее и у бабушек.
4. Многие ребята никогда не слушали патефон.
5. В ходе опроса я выяснила, что практически все ребята хотят увидеть и послушать патефон.
Эти результаты убедили меня в том, чтобы подготовить презентацию «История одной вещи» об истории патефона, истории появления патефона в моей семье и его устройстве. (Приложение 3)

3.3. Патефон моей семьи.
В наши дни музыку мы воспринимаем, как что-то обычное и повседневное и не задумываемся, что ещё 100 лет назад патефоны были желанным предметом тысяч семей.
Патефон достался нам по наследству от моей прабабушки. История этой вещи уходит в далёкие 1950 годы.
Моя бабушка (Минина Тамара Львовна) рассказывала, что прадед приобрел патефон в начале 1950 года. Он в их семье был ценной вещью. Его «заводили» вечерами, чтобы послушать любимые песни и, конечно же, в праздники очень любили танцы под патефон, который выставляли на окно и собравшиеся танцевали во дворе.
Наш патефон выпустили на «Госзаводе Министерства сельхозмашиностроения СССР г. Молотов» (Пермь). В конце 1940-х - начало 1950-х годов. Корпус прямоугольной формы (Размер: 17,3 х 28,5 х 41,0 см), обтянут чёрным дерматином. В центральной части корпуса металлический диск для пластинок, обтянут синим сукном. Справа в верхней части корпуса укреплена ручка заводного механизма.
На внутренней стороне крышки марка завода в виде вытянутого ромба с надписью.
На корпусе имелся выдвижной ящик для хранения иголок.
Из настроек есть регулятор скорости проигрывания пластинок.
Есть настройка тормоза, включающая функцию автоматического стопа.
Для прослушивания использовались пластинки Апрельского завода. Несколько штук сохранилось до сегодняшнего дня.
Наш патефон сохранился до наших дней в рабочем состоянии. На нём можно слушать пластинки, которые слушали наши прабабушки и прадедушки. (Приложение 3.)









4. Заключение
К сожалению, в современном мире прошлое вытесняется повседневной обыденностью, человек растворяется в пространстве информационных технологий, теряет накопленный многими поколениями опыт, а, значит, забывает о прошлом своей семьи
Вспомните, есть ли в вашей семье то святое, ценное и неповторимое, которое передается от старших поколений к младшим? Это те вещи, которые хранят память о прошлом. Во многих семьях такими предметами служат фотографии, или вещи, украшения или вазы, книги, картины, или иконы. Так давайте же приоткроем дверцу семейной истории и узнаем столько интересного
Память и знание прошлого делают наш мир более интересным и значительным. Вот почему так важно хранить память культурную, память народную, память семейную. Чтобы не быть беспамятными, неблагодарными, неспособными на добрые поступки.
Работая над проектом, мне было интересно узнать историю звуковоспроизводящих устройств, историю старинной вещи – патефон. Цель проекта мною достигнута. Я узнала историю появления патефона в моей семье и его устройство, научилась создавать презентации и представила её одноклассникам.
Практическая ценность работы заключается в том, что презентацию можно использовать как наглядное пособие на уроках музыки, окружающего мира и классных часах.
Результат моего труда – мультимедийная презентация «История одной вещи».
Предложения по практическому использованию:
наглядное пособие на уроках.











5. Библиографический список.

1. Большая энциклопедия эрудита.
2. Детский журнал "Костёр" (N3 2002 г. рубрика "История вещей").
3. Ефремова. Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.
4. Информация с сайтов Интернет: www.wikipedia.org; www.patefon.knet.ru
5. Экспозиция Московского политехнического музея.
































ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Результаты опроса одноклассников
1. Какие звуковоспроизводящие устройства вы знаете?
Современные
13 чел
Старинные
0 чел

2. Знаете ли вы, что такое патефон?

ДА
6 чел
НЕТ
7 чел

3. Приходилось ли вам его видеть и где?

ДА
6 чел
НЕТ
7 чел

4. Слушали ли вы патефон?

ДА
3 чел
НЕТ
10 чел

5. А хотите увидеть и послушать патефон?

ДА
12 чел
НЕТ
1 чел



























































ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Хронология развития звуковоспроизводящих устройств.


Томас Эдисон (1847 – 1931 г.г)

Фонограф Эдисона

[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Эмиль Берлинер (1851 – 1929 г.г)
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Граммофон.


Патефон



Первый электрофон


Электропроигрыватели.







1932 – катушечный магнитофон (бобина)



Катушечный магнитофон



Кассетные магнитофоны.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Первый кассетный плеер "Walkman"



[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
МР3-плеер








.










ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Презентация «История одной вещи»








13 PAGE \* MERGEFORMAT 141615



13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415

13 EMBED Excel.Chart.8 \s 1415



Рисунок 3Рисунок 1В