Лекция в рамках конкурса профессионального мастерства «Учитель года» «Есть вещи, которыми нельзя поступиться. Есть вещи, ради которых стоит бороться и побеждать».

Лекция учителя английского языка высшей категории МБУ гимназии №38 Е.В.Забориной, подготовленная в рамках конкурса профессионального мастерства «Учитель года 2009» г. о. Тольятти Самарской области.

«Есть вещи, которыми нельзя поступиться. Есть вещи, ради которых стоит бороться и побеждать».

Иван Гончаров как-то сказал: «Жизнь для себя и про себя – не жизнь, а пассивное состояние: нужно слово, и дело, и борьба».
В достижении своих целей, человек сталкивается с внутренним выбором, как поступить ему в конкретной ситуации Просто говоря - перешагнуть черту или нет. Про одних мы говорим, что он перешагнул черту, а про других - что он не смог этого сделать. В моем понимании, невидимая черта это и есть Совесть человека. Она критерий поведенческого начала. Совесть как фильтр помогает Сознанию сформировать принципы конкретного человека, которыми он потом руководствуется. Благодаря участию Совести и определяются вещи, которыми совестливый человек поступиться не может. В свою очередь, тысячелетний опыт человечества определил общечеловеческие ценности.
Общечеловеческие ценности, то есть вечные ценности, с которыми человек соизмеряет свои жизненные поступки и ориентируется в жизненном пространстве.
Верующие люди, осмысливая общечеловеческие ценности с позиций религии, считают, что эти ценности имеют божественную природу. В их основе лежит идея Бога как абсолютного воплощения Добра, Истины, Справедливости, и т. д.
Для неверующих людей за общечеловеческими ценностями стоит многовековой опыт человечества. Древнейшей этической нормой поведения человека является "золотое правило" нравственности. К таким качествам ещё Аристотель относил мужество, умеренность, щедрость, правдивость, дружелюбие, а также справедливость и дружбу.
Вырабатывая в себе эти качества, человек становится нравственным. (И в этом смысле нравственно все, что служит укреплению общества и государства)
При разных подходах к источнику общечеловеческих ценностей верующие и неверующие осознают, что общечеловеческие ценности носят постоянный, непреходящий характер. И именно поэтому эти ценности выступают в качестве идеала, образца поведения для всех людей. Люди подчиняют свои замыслы, надежды, чувства достижению той или иной моральной ценности.
Эта способность нравственного сознания направлять помыслы и действия человека на достижение той или иной моральной ценности и может быть охарактеризована как ценностная ориентация.
Во всем мире сейчас идёт очень быстрый научный и материальный прогресс, но очень важно, чтобы наш внутренний, духовный мир также развивался. В России, которая только движется в направление к демократическому правовому государству, регулирование всех ее социальных структур, невозможно без утверждения нравственности, общечеловеческих ценностей. Одна лишь частная собственность не может являться ценностью без нравственных начал.
К большому сожалению, в настоящее время нельзя не заметить существование проблемы истинных и ложных ценностей.
Всероссийский центр изучения общественного мнения опубликовал результаты опроса россиян о том, насколько незыблемыми остаются представления россиян о нравственных ценностях. Выяснилось, что лишь немногим более половины опрошенных (55%) руководствуются в жизни тезисом: "Я лучше не добьюсь успеха, но никогда не переступлю через моральные принципы и нормы". Если же говорить о молодых людях до 24 лет, среди них те же 55% заявили: "Сегодня мы живем в другом мире, чем раньше, и многие моральные нормы сегодня уже устарели. Наш мир жесток, и, чтобы добиться успеха в жизни, иногда приходится переступать через моральные принципы". Действительно, вместо высмеянной и попранной Справедливости воцарился идол неравенства, низменных целей, животного потребления, себялюбия и равнодушия к ближнему.
Но мы должны помнить, что именно их решение – решение молодых людей определяет, каким будет человек, какой будет наша страна.
Французский писатель Анри Барбюс как-то заметил, что школа – это мастерская, где формируется мысль подрастающего поколения, надо крепко держать ее в руках, если не хочешь выпустить из рук будущее. Именно здесь, в школе, происходит интенсивное накопление детьми положительного нравственного опыта. Именно здесь и есть сфера борьбы за подрастающее поколение. Именно здесь, есть вещи, которыми нельзя поступиться и ради которых стоит бороться и побеждать. Педагогические исследования показывают, что без целенаправленного формирования нравственного опыта невозможно воспитание у детей стойких убеждений, умения жить и работать по нормам морали.
Древнегреческий мыслитель Пифагор утверждал, что две вещи делают человека подобным богам: жить на благо обществу и говорить правду.
Общеизвестно, что многие люди всю свою жизнь подчинили одной возвышенной цели, боролись ради неё: (Дмитрий Донской, Жанна д’Арк, Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский – служению родине), (Спартак, Гарибальди, Че Гевара, народовольцы - борьбе против неравенства и угнетения); (мать Тереза посвятила свою жизнь облегчению страданий больных).
Николай Бердяев говорил: «Человек не должен склоняться ни перед какой силой, это недостойно свободного человека» Вся русская история – это часто надрывное, непосильное, но пламенное стремление к Справедливости от ранних христиан до толстовцев и революционеров. Значит все-таки есть вещи, которыми нельзя поступиться и ради которых стоит бороться и побеждать.
Умные политики всегда использовали и используют нравственность как дополнительный инструмент контроля деятельности человека, как полезное дополнение репрессивного аппарата государства, как специфическую регулирующую силу, опираясь на которую можно быстрее и надежнее решить стоящие перед государством проблемы. Отсюда идут совсем недавно еще господствовавшие в нашем обществе представления о том, что нравственно все, что служит коммунизму. Сейчас же, когда перед государством стоят совершенно другие задачи, связанные с созданием рыночной экономики и развитием свободного предпринимательства, коммунистическая идея рассматривается официальными государственными структурами как неприличное заблуждение и утопия, а моральными признаются действия, направленные на демонтаж административного социализма и создание в стране общества западного типа. Если недавно термин "предприниматель" принадлежал уголовному кодексу и звучал как оскорбление и обвинение, то сейчас быть предпринимателем и престижно, и доходно, и похвально. Нравственный смысл этого термина изменился настолько, что многие склонны считать нравственным все то, что служит развитию предпринимательства.
Как особая форма общественного сознания мораль обладает целостностью, устойчивостью, качественным своеобразием. Ее центральными проблемами являются нормы поведения человека, оценочно-императивный способ познания мира с точки зрения добра и зла. Другие задачи стоят перед наукой. Для нее главное - истина, знания, в которых нет пристрастных, зависящих от человека компонентов. Познание объективной истины, служение истине, выявление ее рационального содержания присущи науке. Существенно отличается мораль и от искусства, для которого главным является красота, воплощенная в художественном образе.
Когда-то во время испанской войны Хемингуэй заметил: "Писать правду о войне очень опасно и очень опасно доискиваться правды... Когда человек идет на фронт искать правду, он может вместо нее найти смерть. Но если едут двенадцать, а возвращаются только двое - правда, которую они привезут с собой, будет действительно правдой, а не искаженными слухами, которые мы выдаем за историю. Стоит ли рисковать, чтобы найти эту правду, - об этом пусть судят сами писатели".
Воспитание молодежи в духе этих ценностных ориентаций во все века и у всех народов считалось непременным условием ее социализации. Духовность определяется нашим внутренним чувством связи с чем-то большим, чем мы сами, с нашим отношением к тому, что мы считаем священным. Это может придать нам ощущение смысла жизни и определить цель. Приподнять нас над материальным успехом и дать почувствовать тот важный источник, из которого мы можем пополнить силы в трудные минуты нашей жизни.
Осознав себя частью Дерева Жизни, духовность может усилить нашу связь с этим большим целым.
Когда мы объединяем наши идеи и ценности, строя своё поведение, мы вдыхаем в них жизнь и даём им силу влияния на наш мир. Если мы не ощущаем себя частью мира, то легче всего ничего не делать, объяснив это действиями неуместными в данный момент. Но следует помнить, что мы это часть окружающего мира и каждый выбор, который мы делаем, будет иметь свой отклик за нашими пределами. То, что может казаться крохотным и незначительным, всегда может дополнить что-то большое по содержанию, поэтому каждый наш миг мы действуем во имя жизни, мы вносим свой вклад, продвигаясь к жизнеутверждающей культуре.
Я убеждена, что учитель должен быть воспитателем человеческих душ, уважать в ученике личность и его неповторимость. Мы обязаны воспитывать Человека с большой буквы. Душевное богатство учащихся множится через душевное богатство учителя. Такие человеческие отношения, как душевная щедрость, чуткость к человеку, понимание его и сострадание, проявляются в личности учащегося через отношения учителя и ученика и остаются на всю жизнь.
Главное качество учителя – это доброта, любовь к людям, щедрость души и искренность в отношениях с ребёнком. А главное дело учителя – целенаправленно влиять на ученика, развивая богатство его души, помогая ему стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя отношения.
Судьба будущей России – в руках русского учителя. Русскому учителю, прежде всего, нужно продумать и прочувствовать до конца своё великое предназначение. Он не специалист по ликвидации безграмотности, а воспитатель души. Поэтому для него важно самому ясно понять, что есть духовное начало в человеке, как надлежит будить, укреплять и развивать совесть, достоинство, честь, патриотизм – те вещи, которыми нельзя поступиться, ради которых стоит бороться и побеждать.








13PAGE 15


13PAGE 14215




15