АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 2 класса

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Липецкой области «Специальная школа-интернат с. Ериловка»




Утверждена приказом ОУ
от 31.08.201г. № 63
Директор школы ________ О.Н.Самойлова










АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
по чтению и развитию речи
для 2 класса
на 2016-2017 учебный год













Рассмотрена
на методическом Совете
протокол № 1 от 29.08.2016г.



I. Пояснительная записка
1.1.Цель уроков чтения и развития речи - научить обучающихся читать доступный их пониманию текст вслух, осмысленно воспринимать прочитанное.
Задачи:
образовательные
формирование навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, правильного, последовательного пересказа;
коррекционно-развивающие
максимальное общее развитие обучающихся, коррекция недостатков их познавательной деятельности и личностных качеств с учетом индивидуальных возможностей каждого ученика на различных этапах обучения;
воспитательные
воспитание у обучающихся интереса к чтению и родному языку, элементарной читательской культуры, нравственных качеств, развитие целенаправленной деятельности, трудолюбия, самостоятельности, навыков контроля и самоконтроля.
Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на коррекцию умственной деятельности школьников.
1.2. Нормативно-правовые документы, на основе которых
разработана Адаптированная основная общеобразовательная программа (АООП) (далее Программа)
1. Закона РФ «Об образовании» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ (с последующими изменениями и дополнениями);
2. СанПиНа 2.4.2.3286-15 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья» (зарегистрировано Министерством юстиции Российской Федерации 14 августа 2015 г., регистрационный N 38528);
3. Приказа Министерства образования и науки РФ от 31 марта 2014 г. № 253 “Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»; информационными письмами Министерства образования и науки РФ от 18 марта 2016г №НТ-393/08 «Об обеспечении учебными изданиями и учебными пособиями»;
4. Программ специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида для 1- 4 классов, под редакцией В.В. Воронковой, допущенных Министерством образования и науки РФ.
6. Приказа Министерства Образования и науки РФ № 1599 от 19 декабря 2014 г. «Об утверждении ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
7. Учебного плана Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Липецкой области «Специальная школа-интернат с. Ериловка»
1.3. Место предмета в учебном плане
Чтение и развитие речи, как учебный предмет, во 2 классе предусматривает в неделю 5 часов, всего за год 167 часов. Уровень обучения – базовый.
1.4. Общая характеристика учебного предмета
У обучающихся на уроках чтения и развития речи формируется навык сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения. Для чтения подбираются произведения народного творчества, классиков русской и зарубежной литературы, доступные пониманию статьи из газет и журналов. В процессе обучения чтению у обучающихся последовательно формируется умение с помощью учителя разбираться в содержании прочитанного. В программе дается примерная тематика произведений, определяется уровень требований к технике чтения, анализу текстов, совершенствованию навыков устной речи и объему внеклассного чтения.
Тематика произведений для чтения подобрана с учетом максимального развития познавательных интересов детей, расширения их кругозора, воспитания нравственных качеств. Читаются произведения о нашей Родине, ее прошлом и настоящем, о мудрости и героизме русского народа.
Осуществляется совершенствование техники чтения. Постоянное внимание уделяется формированию навыка правильного чтения, которым умственно отсталые обучающиеся в силу особенностей психического развития овладевают с большим трудом, что затрудняет понимание содержания прочитанного. Беглое чтение, т. е. плавное, в темпе разговорной речи чтение вслух, формируется постепенно.  Одновременно с овладением чтением вслух школьники учатся читать про себя.      
Усвоение содержания читаемого осуществляется в процессе анализа произведений. При этом очень важна система работы по установлению причинно-следственных связей и закономерностей, так как этот вид деятельности имеет огромное коррекционное значение.
Развитие устной речи. Большое внимание на уроках чтения уделяется развитию связной устной речи. Обучающиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом в процессе систематической работы, направленной на понимание содержания произведений, обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
Внеклассное чтение ставит задачу начала формирования читательской самостоятельности у обучающихся: развития у них интереса к чтению, знакомства с лучшими, доступными их пониманию произведениями детской литературы, формирования навыков самостоятельного чтения книг, читательской культуры; посещения библиотеки; умения выбирать книгу по интересу.
1.5. Формы организации образовательного процесса

Урок изучения нового материала, урок закрепления знаний, умений и навыков, комбинированный урок, урок-беседа, повторительно-обобщающий урок, урок развития речи.

1.6. Технология обучения

Традиционные технологии:
- объяснительно-иллюстративные
- Педагогические технологии на основе личностно ориентированного педагогического процесса:
- педагогика сотрудничества;
- гуманно – личностная;
- уровневая дифференциация;
- проблемное обучение;
- информационно-коммуникационные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава).

1.7. Виды и формы контроля

- обобщающая беседа по изученному материалу;
- чтение вслух;
- чтение «про себя»;
- выделять главную мысль произведения;
- выделять черты характера главных героев;
- составлять план части произведения;
- пересказать содержание прочитанного;
-поурочное, почетвертное, годовое оценивание ЗУН учащихся.
-проверка техники чтения (3 раза в год).
1.8. Личностные и предметные результаты освоения физической культуры:
Личностные результаты включают овладение обучающимися социальными (жизненными) компетенциями, необходимыми для решения практико-ориентированных задач и обеспечивающими формирование и развитие социальных отношений обучающихся в различных средах.
Оценка личностных результатов предполагает, прежде всего, оценку продвижения ребенка в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу этих результатов.
Предметные результаты освоения АООП должны отражать:
1) осознанное, правильное, плавное чтение вслух целыми словами с использованием некоторых средств устной выразительности речи;
2) участие в обсуждении прочитанных произведений; умение высказывать отношение к поступкам героев, оценивать поступки героев и мотивы поступков с учетом принятых в обществе норм и правил;
3) представления о мире, человеке, обществе и социальных нормах, принятых в нем;
4) выбор с помощью взрослого интересующей литературы.
Предметными результатами изучения курса «Чтения и развития речи» во 2 классе является сформированность следующих умений:
обучающийся должен:
знать:
наизусть 3-5 коротких стихотворений, отчётливо читать их перед классом.
уметь:
читать по слогам короткие тексты;
слушать небольшую сказку, рассказ, стихотворение, загадку;
по вопросам учителя и по иллюстрациям рассказать о чём читали или слушали
II. Содержание программы и планируемые результаты освоения
В результате изучения курса математики ученик научится:
Осень пришла – в школу – пора! - 20 часов

Полноценно воспринимать художественную литературу, эмоционально отзываться на прочитанное, высказывать свою точку зрения и уважать мнение собеседника. Формулировать простые выводы, основываясь на тексте. Декламировать стихотворные произведения. Выступать перед знакомой аудиторией с небольшими сообщениями, используя иллюстративный ряд.

Почитаем – поиграем – 11 часов

Играть в слова; составлять из предложенных букв слова; отгадывать загадки; работать по картинкам. Восстанавливать текст, дополняя его начало или окончание или пополняя его событиями.

В гостях у сказки – 15 часов

Формулировать простые выводы, основываясь на содержании текста; интерпретировать текст, опираясь на некоторые его жанровые, структурные, языковые особенности; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например соотносить ситуацию и поступки героев, опираясь на содержание текста; узнавать и называть сказки. Рассказывать сказку по картинкам; устанавливать последовательность картинок. Соотносить картинки к сказкам.

Животные рядом с нами – 13 часов

Узнавать животных на картинках и называть их. Различать диких и домашних животных. Определять качества характера человека и животного.

Передавать содержание прочитанного или прослушанного с учётом специфики текста в виде пересказа.

Участвовать в обсуждении прослушанного/прочитанного, опираясь на текст или собственный опыт. Высказывать собственное суждение о прочитанном.

Ой ты, зимушка-зима! - 19 часов.

Формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте и напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста. Высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; составлять по аналогии устные рассказы. Составлять устный рассказ по репродукциям картин художников.

Что такое хорошо и что такое плохо – 29 часов

Формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте и напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста. Высказывать собственное суждение о прочитанном произведении, доказывать и подтверждать его фактами со ссылками на текст; составлять по аналогии устные рассказы. Составлять устный рассказ по репродукциям картин художников.

Весна идёт – 21 часов

Определять время года по картинкам; формулировать простые выводы, основываясь на тексте; устанавливать связи, отношения, не высказанные в тексте напрямую, например, объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием текста. Учить и декламировать стихотворные произведения после предварительной подготовки. Читать выразительно произведения из раздела.

Чудесное рядом – 22 часа

Видеть прекрасное в природе и животных с помощью художественных произведений. Составлять рассказ по картинкам. Устно передавать содержание текста по плану.

Лето красное – 14 часов

Соотносить картинки к рассказам, сказкам. Читать выразительно произведения из раздела; учить декламировать стихотворения. Читать по ролям. Объяснять явления природы, пояснять описываемые события, соотнося их с содержанием.
2.1.Перечень контрольных мероприятий:
- Контрольное чтение – 3.
III. Учебно-тематический план
3.1. Учебно-тематический план

Общее количество часов, отведённое на изучение предмета - 167


1-я четверть – 46 ч.


Программный материал

Общее количество часов по разделу
Кол-во часов
Кол-во
контр-ных
работ




1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.




18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.




27.

28.

29.

30.

31.

32.


33.

34.

35.

36.


37.

38.

«Осень пришла – в школу пора!»

Кончилось лето.

Все куда-нибудь идут. По В.Голявкину.

Первый урок.

Мы рисуем.

Грибной лес. Я.Аким.

Слон Бэби. По В.Дурову.

Птичья школа. Б.Заходер.

Осенние подарки. По Н.Сладкову.

В парке.

Падают, падают листья. М.Ивенсен.

Осенний лес. По В.Корабельникову.

Всякой вещи своё место. По К.Ушинскому.

Хозяин в доме. Д.Летнёва.

Контрольное чтение.

Зачем дети ходят в школу? По В.Голявкину.

Серый вечер. По А.Тумбасову.

Обобщающий урок по теме: «Осень пришла – в школу пора».

«Почитаем - поиграем».

Одна буква. По А.Шибаеву.

Слоги. А.Усачёв.

Дразнилка. По С.Иванову.

Черепаха. К.Чуковский.

Шумный Ба-Бах. Дж.Ривз.

Загадки.

Доскажи словечко.

Кто квакает, кто крякает, а кто каркает.

Обобщающий урок по теме: «Почитаем – поиграем».

«В гостях у сказки».

Лиса и волк. Русская народная сказка.

Гуси и лиса. Русская народная сказка.

Лиса и козёл. Русская народная сказка.

Мышка вышла гулять. По Л.Толстому.

Волк и баран. Литовская сказка.

Сказка о том, как зайцы испугали серого волка. По С.Прокофьевой.

Рак и ворона. Литовская сказка.

Заяц и черепаха. Казахская сказка.

Благодарный медведь.

Как белка и заяц друг друга не узнали. Якутская сказка.

Волк и ягнёнок. Армянская сказка.

Умей обождать. Русская народная сказка.




20




































11




















15





























1

1

1

1

1

1

1

2

2

1

1

1

1

1

2

1

1




1

2

1

1

1

2

1

1

1




1

1

1

1

2


2

1

1

2

1


1

1































1































































2-я четверть – 32 ч.




1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.




14.

15.

16.

17.

18.

19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.


Животные рядом с нами.

Умная собака. Индийская сказка.

Я домой пришла. По Э.Шиму.

Лошадка. Русская народная присказка.

Кролики. По Е.Чарушину.

Баран. В.Лифшиц.

Храбрый утёнок. По Б.Житкову.

Всё умеют сами. ПоЭ.Шиму.

Котёнок. М.Бородицкая.

Три котёнка. По В.сутееву.

Петушок с семьёй. По К.Ушинскому.

Упрямые козлята.

Пёс (в сокращении). В.Лифшиц.

Обобщающий урок по теме: «Животные рядом с нами».

Ой ты, зимушка – зима!

Первый снег (в сокращении). Я.Аким.

Большой снег. Э.Киселёвой.

Снежный колобок. По Н.Калининой.

Снеговик-новосёл. По С.Вангели.

Воробышкин дом. По Е.Шведеру.

Зимние картинки (в сокращении). Г.Галина.

Контрольное чтение.

Миша и Шура. Е.Самойлова.

Купили снег. Ш.Галиев.

Буратиний нос. По Г.Юдину.

Живи ёлочка! (в сокращении). И.Токмакова.

Про ёлки. По В.Сутееву.

Коньки купили не напрасно. По В.Голявкину.

Ромашки в январе. По М.Пляцковскому.

Мороз и заяц. Русская народная сказка.

На лесной полянке. По Г.Скребицкому.

Вьюга. Латинская народная сказка.

Обобщающий урок по теме: « Ой ты, зимушка – зима».

13




























19





















1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1




1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

2

1












































1




































3-я четверть – 49 ч.




1.

2.

3.

4.

5.


6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18.





19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.

29.

30.

31.

32.

33.

34.

35.



Что такое хорошо и что такое плохо.

Коля заболел. По А.Митту.

Подружки рассорились. Д.Летнёва.

Вязальщик. По В.Голявкину.

Самокат. Г.Ладонщиков.

Скамейка, прыгуны – гвоздики и Алик. По Э.Киселёвой.

Торопливый ножик. По Е.Пермяку.

Вьюга. По В.Сухомлинскому.

Трус. По И.Бутмиеву.

Как я под партой сидел. По В.Голявкину.

Петя мечтает (в сокращении). Б.Заходер.

Мёд в кармане. По В.Витка.

Канавка. По В. Донниковой.

Назло. Солнцу. Узбекская сказка.

Мостки. А.Барто.

Песенка обо всём. По М.Дружининой.

Лемеле хозяйничает. Л.Квитко.

Неряха. По И.Туричину.

Обобщающий урок по теме: «Что такое хорошо и что такое плохо».


Весна идёт!

Март. Я.Аким.

Невидимка. По Ю.Ковалю.

Праздник мам. В.Берестов.

Подарок к празднику. По В.Драгунскому.

Снег и заяц. Бурятская сказка.

Помощники весны. Г.Ладонщиков.

Лягушонок. По М.Пришвину.

Весна. Г.Ладонщиков.

Барсук. По Е.Чарушину.

Весення песенка. С.Маршак.

На краю леса. По И.Соколову-Микитову.

Подходящая вещь. По В.Голявкину.

Деньки стоят погожие. М.Пляцковский.

Ручей и камень. С.Козлов.

Как птицы лису проучили. Русская сказка.

Вкусный урок. По Т.Шарыгиной

Почему скворец весёлый? С.Косенко.



29








































21

































1

1

2

2

2


2

2

2

2

1

2

2

1

1

1

2

2

1





2

1

1

2

2

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1

1






4-я четверть – 40 ч.


1.

2.


3.



4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

18




19.

20.

21.

22.

23.

24.

25.

26.

27.

28.




Храбрый птенец. Э. Шим.

Кому пригодилась старая Митина шапка. По М.Быкову.

Обобщающий урок по теме: «Весна идёт!»

Чудесное рядом.

Лосёнок. По Г.Цыферову.

Игра (в сокращении) О. Дриз.

Удивление первое. Г.Цыферов.

Осьминожек. По Г.Снегирёву.

Друзъя. По С.Козлову.

Необыкновенная весна. По С.Козлову.

Кот Иваныч. По Г.Скребицкому.

Не понимаю. Э. Мошковская.

Контрольное чтение.

Золотой луг. По М.Пришвину.

Неродной сын. По В.Бианки.

Подарок. Ю.Кушак.

Всё здесь. Я. Тайц.

Небесный слон. По В.Бианки.

Обобщающий урок по теме: «Чудесное рядом».

Лето красное.


Ярко солнце светит.

Светляки. По И.Соколову-Микитову.

Петушок и солнышко. По Г.Цыферову.

Прошлым летом. И. Гамазкова.

Поход. С.Махотин.

Раки. По Е. Пермяку.

В гости к лету. В.Викторов.

Отчего так много света? И.Мазнин.

Проверь себя.

Обобщающий урок по теме: «Лето красное».








22































14



















1

2


1



1

2

2

2

2

2

1

1

1

2

2

1

1

1

1




1

1

1

1

1

2

2

2

2

1




























1


3.2. Материально-техническое обеспечение образовательной деятельности
Учебник для 2 класса в 2-х частях специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида. Санкт-Петербург Просвещение 2012г. Авторы-составители: С.Ю.Ильина, А.К.Аксёнова, Т.М. Головкина, М.И. Шишкова.
Методическое  пособие к учебнику «Литературное чтение. 2 класс»». Л.Ф.Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова.
К средствам обучения и воспитания, которые могут эффективно использоваться на уроках чтения и развития речи относятся:
1. Телевизор;
2.Компьютер;
3. Интерактивная доска.
4. Мультимедийные презентации (текстов с рисунками).














13 PAGE \* MERGEFORMAT 141415




15