План-конспект внеклассного занятия по музыке для 5-6 класса на тему Без прошлого нет будущего


Автор учебно-методической разработки:
Нестерова Елена Васильевна,
учитель музыки I квалификационной категории
МАОУ «СОШ№3» г. Краснокамска
ПЛАН – КОНСПЕКТвнеклассного занятия по музыке
декабрь 2013 г.
Тема занятия: «Без прошлого нет будущего»
Класс: 5- 6
Тип занятия: творческая лаборатория
Цель занятия: создание музыкально-художественного пространства для решения творческих задач с включением регионального компонента через поисково-исследовательскую деятельность.
Задачи урока:
формировать учебную самостоятельность;
развивать умения и навыки поисковой и исследовательской деятельности;
воспитывать любовь и уважение к истории своего города, традициям и культуре своего народа.
Методы обучения: словесные, наглядные, практический, проблемный, частично-поисковый, исследовательский.
Формы организации обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Виды деятельности на занятии:
1.Вокально-хоровое исполнение народной, композиторской и авторской песен;
2. Слушание музыкальных произведений;
2.Музыкально-ритмические движения;
3.Импровизация игры на синтезаторе.
Средства обучения: мультимедиа проектор, 2 ноутбука, аудио-записи, магнитофон, презентация, ноты песен «Прекрасное-Далёко», «Я люблю свой город», «Песня о Краснокамске», синтезатор.
Формирование универсальных учебных действий:
1. Личностные УУД
Формирование: мотивации к творческому обучению и познанию; адекватной самооценке; готовности открыто выражать свою позицию на занятии, адекватное понимание причин успеха (неуспеха) в проектной деятельности.
2. Регулятивные УУД
Формирование: умения удерживать цель деятельности до получения ее результата; умения оценивать результат своей деятельности, аргументировать своё мнение и позицию, самоконтроль процесса и результатов деятельности.
3. Познавательные УУД
Формирование: умения эмоционально исполнять авторские и народные песни; музицировать на синтезаторе; выполнять народные танцевальные движения; высказываться о музыке своего народа.
4. Коммуникативные УУД
Формирование: умения слушать и слышать учителя, одноклассника; умения сотрудничать в группе при решении творческих задач.
Метапредметные результаты:
Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи внеклассной деятельности, способами решения проблем творческого и поискового характера.
Умение планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; Формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуации неуспеха.
Использование различных способов поиска (в справочных источниках), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами; умение готовить своё выступление и выступать с музыкальным сопровождением.
Овладение логическими действиями анализа, синтеза, обобщения, построения рассуждений.
Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения.
Умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности.
Технологическая карта урока музыки
Этап Деятельность учителя Деятельность учащихся Универсальные действия
1.Самоопределение
к внеклассной
деятельности. Слайд №1
Слушание песни Е.Крылатова «Прекрасное-далёко»
-Что вы почувствовали, слушая музыку? (ответы уч-ся)
-Молодцы, вы приняли, впустили в себя эту теплоту, свет, таинственность, которую передал вам композитор, наш земляк Е. Крылатов.
Учитель нацеливает учащихся на предстоящее занятие, которое предлагает провести в форме творческой лаборатории.
Слушание песни. Эмоциональный настрой на занятие.
Личностные: мотивация, самоопределение
Регулятивные: целеполагание
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками2.Постановка учебной задачи.
3.Построение проекта - Сегодня мы наше занятие посвящаем нашему городу Краснокамску.
Слайд №2
– И хотела бы с вами совершить путешествие в прошлое, настоящее, а может быть и в будущее нашего города.
Слайд №3 «Чем дальше в будущее входим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим»
Вадим Шафнер
- На каком виде транспорта мы совершим путешествие? (На космическом корабле, машине времени…) Встанем в круг, возьмёмся за руки и с помощью волшебного звука, который посылаем всей Вселенной, полетим в глубину прошедших веков (?) – нет десятков лет, так как наш город ещё молодой (75 лет).
Исполнение.
- Открыли глаза. Наша экспедиция – научно-исследовательская, поэтому мы снарядим в дорогу 3 группы.
Слайд №4
1 группа - историки-искусствоведы.
2 группа – этнографы- исполнители.
3 группа – аккомпаниаторы, звукорежиссёры.
-У каждой группы есть ответственный – для подготовки озвучивания домашнего задания.
Всех остальных уч-ся попрошу определиться со своей группой – по желанию. (Расставляются таблички с названием группы). Все знакомятся с планом работы:
Слайд №5
-Моё предложение – привлечь к творческой работе и наших гостей (учителей). Им предоставляется роль – Городского Отдела Культуры. Свой отчёт вы предоставите именно сюда.
Слайд №6
- В роли консультанта являться буду я.
В ходе выступления о своём городе каждая творческая группа должна предоставить свой результат – продукт поисковой деятельности в Городской Отдел Культуры. Актуализация знаний учащихся.
Предлагают свои варианты, делают выводы, участвуют в диалоге.
Исполняют первые 3 звука знакомой мелодии «Я люблю свой город»
Определение группы по желанию учащихся.
Учащиеся принимают правила творческой работы. Предлагают свои варианты сотрудничества.
Познавательные:
Анализ изученного материала
Личностные: самоопределение
Регулятивные: умение самостоятельно строить логическое рассуждение, делать выводы
Коммуникативные:
Учебное сотрудничество и совместная деятельность с учителем и сверстниками
4. Реализация проектной работы.

Звучат в записи народные песни Прикамья.

Организация выступления каждой группы. Напоминание учащимся о том, что выступления должны быть небольшими, так как цель проекта – творческая.
В завершении выступлений:
-Как бы вы назвали наше общее исследование? (Учащиеся предлагают) Учитель на правах консультанта поправляет, предлагает:
«Без прошлого нет будущего»
Слайд №7
Слайд №8 Творческая работа в группах.
Результат поисковой деятельности:
1 группа – подготовили отчёт своей экспедиции о родном городе (коротко-исторические, географические особенности, интервью жителей и т.д.)
2 группа – оформили афишу концерта, выступили с песнями о городе, подготовили сборник песен о Краснокамске. Выступили с предложением подготовить концерт для жителей своего микрорайона Гознак.
3 группа – подготовили современную аранжировку к песне 60-х годов «Песня о Краснокамске».
Учащиеся дают свои предложения. Перспективы на продолжение исследовательской темы.
Коммуникативные:
планирование творческого сотрудничества с учителем и сверстниками
Познавательные:
моделирование.
Регулятивные: контроль своего действия в соответствии с творческим заданием.
Коммуникативные: мотивация (поисковая деятельность).
Личностные:
инициатива, самоопределение.
5.Рефлексия творческой деятельности - Мне хотелось бы узнать, как вы сами оцениваете свою работу. Кто считает, что активно поработал в группе – свой лист приклеивает к картинке с портфелем, а кто считает, что еще не все получилось – к корзине.
Слайд № 9
-Кто желает поделиться своими впечатлениями?
-Что вам особенно ярко запомнилось?
-Что интересного вы узнали?
- Всё ли вам удавалось легко?
Вы замечательно поработали. Спасибо за работу.
Слайд №10 Дети дают оценку своей работе.
Дети рассказывают, что такое ритм, какими видами деятельности занимались: играли на ударных инструментах, пели соло, ансамблем и хором т.д.
Учащиеся делятся своими успехами и трудностями.
Делают выводы о том, что получилось на занятии, высказываются о дальнейших планах по изучению данной темы.
Коммуникативные:
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли
Познавательные: рефлексия
Регулятивные:
самооценка
Личностные: смыслообразование