Конспект образовательной деятельности на тему:Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через произведения писателей-земляков


Конспект образовательной деятельности на тему :«Воспитание нравственно-патриотических чувств у дошкольников через произведения писателей - земляков (М.М.Пришвин)»
Старший дошкольный возраст
Задачи:
-продолжать знакомить с творчеством писателя-земляка М.М. Пришвина;
-формировать умение правильно понимать нравственный смысл произведения, анализировать и оценивать поступки героев
- раскрыть значение пословицы, показать связь значения пословицы с определенной ситуацией
-развивать речь детей, продолжать формировать умение отвечать на вопросы по содержанию текста;
-развивать внимание, выдержку
-воспитывать бережное отношение к природе, стремление оберегать ее обитателей
-воспитывать интерес и уважение к творчеству писателя-земляка
Оборудование: компьютерная презентация, телевизор, ноутбук, книга
М.М Пришвина
Предварительная работа:
знакомство с жизнью и творчеством М.М. Пришвина, чтение произведений
беседы о земляках, прославивших наш край, дидактическое упражнение «Узнай произведение по первым строкам»
Ход ОД.
Дети здороваются с гостями.
Воспитатель. Мы поздоровались с гостями, а теперь давайте скажем «здравствуйте » всему, что нас окружает!
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуй, вольный ветерок!
Здравствуй, маленький дубок!
Мы живём в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Воспитатель. Ребята, в какой стране мы с вами живем?
Дети. Мы живем в России.
Воспитатель. А в каком городе?
Дети. Мы живем в Ельце
Посмотрите на экран.(слайд 1-4)
Воспитатель. Кому эти памятники?
Дети. Художнику Н.Н.Жукову
Писателю И.А.Бунину
Композитору Т.Н.Хренникову
Писателю М.М.Пришвину
Воспитатель. Вам приходилось видеть эти памятники раньше? Где? ( когда гуляли с родителями по городу)
Ребята, что объединяет всех этих людей? (Это наши земляки)
Как вы понимаете это слово? Что значит земляки?
Сегодня мы продолжим знакомство с творчеством нашего земляка, писателя М.М. Пришвина. Давайте вспомним , какие произведения писателя мы с вами уже читали.
На экране иллюстрации, попробуйте по иллюстрациям узнать произведение (слайды)
Слайд № 6 «Лисичкин хлеб»
Слайд № 7 «Золотой луг»
Слайд № 8 «Журка»
Слайд № 9 «Дятел»
Слайд № 10 «Первая стойка»
Молодцы!
ОфтальмотренажА сейчас, а сейчас - всем гимнастика для глаз.
Глазки крепко закрываем – дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем – и опять их открываем.
Головой не верти – влево – вправо посмотри,
Глазки вверх, глазки вниз – поработай, не ленись!
Вы постойте ровно, прямо – и глаза закрой руками
Смело можешь показать – как умеем мы моргать.
Воспитатель. Ребята, вы назвали много произведений Пришвина. Скажите, о чем писал Пришвин в своих рассказах?
Дети. О животных, о птицах, о растениях, т.е. о природе.
Воспитатель. Верно, все произведения Пришвина проникнуты большой любовью к родной природе. Он много путешествовал, наблюдал и прекрасно знал жизнь обитателей лесов, полей и необыкновенно увлекательно рассказывал о них в своих книгах. Но М.М. Пришвин был не просто наблюдательный человек, а человек неравнодушный к чужой проблеме, беде.
Какого человека можно назвать неравнодушным? Неравнодушный - это какой? Как вы думаете?
Дети:
Я думаю, неравнодушный - это значит добрый
Я думаю, что неравнодушный - это значит заботливый
Я считаю, неравнодушный - это человек, который готов прийти на помощь, попавшим в беду
Неравнодушный - значит отзывчивый
Воспитатель. Верно!
Так вот и этот человек всегда старался помочь не только людям, но и вообще природе. Даже, когда шел по зимнему лесу, он не мог пройти равнодушно мимо берез, склонившихся под тяжестью снега. Он брал палку и сбивал снег, освобождая березки. Его неравнодушие проявлялось во всех его делах и поступках. Сейчас я прочитаю вам рассказ, а вы внимательно слушайте и тогда сами поймете, что это был за человек.
Рассказ называется «Ребята и утята» (слайд №12)
– Кто видел живых маленьких утят?
– Где?
– Утки бывают не только домашние, но и дикие. Об одной из диких уточек – чирке-свистунке и написал свой рассказ М. Пришвин. ( Слайд №13)
Садятся.
Чтение  воспитателем  рассказа «Ребята  и  утята».
Воспитатель. Кто  главные  герои  рассказа?Дети. Автор, утка, ребята
Воспитатель. Куда утка вела утят? (из леса на озеро)
Закройте глаза. Представьте, что вы превратились в маленьких утят, тех самых, что идут с уткой-мамой к озеру. Вы уменьшились во много-много раз.
- А теперь открыли глаза, встали, повторяйте все за мной, разойдитесь подальше друг от друга.
Физкультминутка
Утка рано по утруВсех утят ведет к пруду. (ходьба по кругу в полуприсяде)
Эй, утятки, не ленитесь,
На носочки становитесь (ходьба на носочках)
А теперь на пятки,
Милые утятки. (ходьба на пятках)
Мы пришли, мои ребятки,
Дружно моем свои лапки. (трём ладошки)
А теперь полетов время,
Машем крыльями умело. (махи руками вверх - вниз)
Становитесь все за мной
Нам пора идти домой
Воспитатель. Итак, утка повела утят из леса на озеро.
Опасен ли был  их  путь? Кого опасалась  мама  утка?Дети. Человека, лису, ястреба
Воспитатель. А кто  скажет, в  каком  порядке  шла мама и утята?Дети. На  открытых  местах мать  шла  позади
Воспитатель. Почему?
Дети . Утка –мать шла позади, чтобы  не  выпустить ни  одного утенка из виду.Воспитатель. Что  произошло  у  кузнецы? Что сделали  ребята?Дети. Дети стали   ловить утят, зашвыряли шапками  ихВоспитатель. А как  при  этом  вела  себя  уточка?Дети. Бегала с открытым ртом , волновалась, переживала.
Зачитать из текста . «Все время, пока они ловили утят, мать бегала за ними с раскрытым клювом или перелетывала в разные стороны на несколько шагов в величайшем волнении.»
А какая она мама?
– Заботливая.
А какое чувство пережили утята? (испуг)
– Как вы думаете, если бы утята могли разговаривать, что бы они кричали?
– А какое слово вы кричите, когда боитесь?
– Мама!- Вы задумывались о том, что у животных тоже есть семьи, есть мамы и папы. Как у каждого человека есть мама, так и у каждого животного, будь то птенчик или зайчонок, есть мама. Мама всегда заботится, оберегает и конечно же, переживает за своих дочек и сыновей.
Воспитатель. Что вы можете сказать о ребятах, которые ловили утят? Какие они?
Дети. Они веселые, глупые, жестокие ,беззаботные, несмышленые.
Воспитатель. Думали ли ребята, когда ловили утят о том, что уточка будет переживать? Нужны ли им были эти утята?
Как в рассказе автор их еще называет? ( Глупыши.)
Воспитатель. А как автор отнесся к поступку ребят?
Дети. Поругал их, приказал возвратить утят матери
Воспитатель. Да, автор сказал: «…- Живо, - приказал я ребятам, - идите и возвратите ей всех утят!..»
Воспитатель. А как ребята исправили свою ошибку?
Дети: (Отдали утят)
Послушайте пословицу:
Умел ошибиться – умей и поправиться.
Как вы понимаете ее смысл? (если вы ошиблись, поступили неправильно, то нужно постараться исправить ошибку)
– К кому из действующих лиц рассказа подходит эта пословица?
К ребятам
– Почему?
Ребята совершили дурной поступок : они сбивали шапками и ловили диких уточек. Однако после беседы с писателем поняли , что поступили нехорошо и отпустили утят.
Слайд № 14 Как автор попрощался с утятами?
Что кричат ребята? Посмотрите, какие лица у ребят и у автора? (радостные)
Почему им радостно? ( Все закончилось благополучно, делать счастливыми других всегда приятно!)
Давайте встанем, и все вместе пожелаем утятам счастливого пути. (Поднимают все руку вверх и машут)
- Счастливого пути , утята!
Воспитатель. С каким произведение мы с вами сегодня познакомились, кто его автор? (рассказ М.Пришвина «Ребята и утята»)
Воспитатель.
– Чему научил М. Пришвин ребят и нас своим рассказом?
Дети.
– Не совершать бездумных поступков.
- Любить природу, беречь её,
-чутко и бережно относиться к братьям нашим меньшим, защищать животных и оказывать им помощь.