Воспитание у дошкольников патриотических чувств «О малой Родине»



Проект
Тема
«Формирование сенсорной культуры
у детей раннего возраста»
Выполнила: Петрова Р.А.


Структура проекта:
Паспорт проекта 3 стр.
Введение 4-5стр.
Анализ ситуаций 6-10стр.
Анализ внешней ситуации
Анализ внутренней ситуации
Проблематика 11стр.
Концептуализация проекта 12-13стр.
Целеполагание 14стр.
Ожидаемые результаты проекта 15стр.
Реализация проекта 16-25стр.
Подготовительный этап
Основной этап
Заключительный этап
Мониторинг проекта 26стр.
Отчет о реализации проекта 27стр.
Литература 28стр.
Приложение.
Паспорт проекта
Автор проекта Петрова Раиса Алексеевна воспитатель
МБДОУ «Детский сад №11 «Василек»
ЧР Моргаушского района
категория – I
стаж работы -25 лет
Тема проекта «Формирование сенсорной культуры у детей раннего возраста»
Вид проекта по составу участников – групповой
по целевой установке – познавательный
по срокам реализации – краткосрочный
Участники проекта - воспитанники I младшей группы
- воспитатель
- родители
Продолжительность проекта краткосрочный(с сентября 2013- по декабрь 2013 года)
Актуальность темы проекта.
«... Сенсорное воспитание,
направленное на обеспечение
полноценного сенсорного развития,
является одним из основных направлений
дошкольного воспитания»
М. Монтессори
Сенсорное развитие во все времена было и остается важным и необходимым для полноценного воспитания детей. Сенсорное развитие ребенка - это развитие его восприятия и формирования представлений о важнейших свойствах предметов, их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а также запахе и вкусе. Значение сенсорного развития в раннем возрасте трудно переоценить, именно этот период наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Это постепенное усвоение сенсорной культуры, созданной человечеством. Сенсорное развитие необходимо также и для успешного обучения ребенка в детском дошкольном учреждении, в школе и для многих видов трудовой деятельности. От того, как ребенок мыслит, видит, как он воспринимает мир путем, во многом зависит его психическое развитие.
Сенсорное воспитание, направленное на формирование полноценного восприятия окружающей действительности, служит основой познания мира, первой ступенью которого является чувственный опыт. Успешность умственного, физического, эстетического воспитания в значительной степени зависит от уровня сенсорного развития детей. Ребенок на каждом возрастном этапе оказывается наиболее чувствительным к тем или иным воздействиям. В этой связи каждая возрастная ступень становится благоприятной для дальнейшего психического развития и всестороннего воспитания дошкольника. Чем меньше ребенок, тем большее значение в его жизни имеет чувственный опыт.
Было бы ошибкой предположить, что формирование сенсорных эталонов у ребенка происходит спонтанно, само собой. Чтобы он развивался, необходимо общение со взрослым, который способствовал бы развитию познавательной активности. Не случайно ранние годы называют сензитивным периодом развития, когда закладываются основы интеллекта и мышления, его умственной активности во взрослом состоянии. Поэтому ранний возраст - важнейший стартовый период жизни человека.
А.В. Запорожцев, А.П. Усова отмечали огромную роль сенсорного воспитания в развитии интеллектуальных и творческих способностей ребенка, в становлении его личности в целом.
Сенсорное воспитание:
Являются основой интеллектуального развития;
Готовят к реальной жизни;
Влияет на расширение словарного запаса ребенка;
Влияет на развитие зрительной, слуховой, моторной и других видов памяти.
Выдающиеся зарубежные ученые в области дошкольной педагогики (Ф.Фребель, М.Монтессори. О. Декроли), а также известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии (Е.И.Тихеева, А.В.Запорожец, А.П.Усова, Н.П.Сакулина и др.) справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.
Анализ условий.
Анализ внешней ситуации:
Благоприятные факторы
Отрицательные факторы
Политическая среда
-Конституция РФ и ЧР;
-Закон об образовании РФ и ЧР;
-Конвенция о правах ребенка;
-Конвенция дошкольного воспитания. нет
Экономическая среда
-Возможность внебюджетного финансирования
-Организация республиканских конкурсов с возможностью получения гранта -Экономическое рассмотрение населения: рост числа семей, проживающих за чертой бедности.
-Низкий уровень заработной платы работников образования.
-Недостаточное финансирование материально-технической базы ДОУ.
Социальная среда
-Рост образовательного ценза родителей воспитанников -Разнородность социального статуса родителей.
-Снижение воспитательного потенциала семьи: тенденция увеличения детей, оставшихся без попечения родителей, детей-сирот, безнадзорных детей.
Сенсорное воспитание является центральной проблемой на протяжения целых эпох развития дошкольной педагогики. Внимание на эту проблему впервые направил Я. А.Коменский в I7 веке. Он словесному воспитанию противопоставил воспитание деятельное. Считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств. Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде "Мир чувственных вещей в картинках".
Большое значение накоплению чувственного опыта детей уделял И. Г.Песталоцци. В своей книге "Азбука зрительного восприятия" он пробует опираться на чувственный опыт ребенка, учитывает роль этого опыта я овладении счетом.
Первую развернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Фридрих Фребель (1-ая половина 19 в.). Он создал пособие "Дары Фребеля". Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве. К сильным сторонам этой системы следует отнести включение задач сенсорного воспитания в общие задачи умственного развития ребенка, признание роли самого ребенка в умственном и сенсорном развитии, обеспечение систематического руководства этой деятельностью со стороны педагога. Недостатком "даров" является абстрактность, сухость, формализм материала, ограниченность всей системы сенсорного воспитания, практически несвязанной с живой действительностью, что ограничивало кругозор детей и свободу творчества.
Мария Монтессори создала четкую продуманную систему сенсорного воспитания, которая до сих пор является основой программ в дет. саду за рубежом. Она считала, что нельзя научить ребенка правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях должна использоваться система сенсорных упражнений. Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить его правильно сравнивать и группировать. Отношение к ее педагогическим идеям и опыту не было однозначным ни в зарубежной, ни в русской педагогике. Так, Е. Н.Водовозова и Е. И.Тихеева, критически оценивая практику воспитания в "Доме ребенка", указывали на такие недостатки, как отсутствие живой свободной речи, свободных коллективных игр.
Овид Декроли идее тренировки органов чувств противопоставил возможность воспитания у детей "правильного отношения к впечатлениям от окружающей жизни". Он создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. В отличие от Фребеля он использовал в играх детей не геометрические тела, а предметы окружающего мира. Разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр.
Огромный вклад в разработку проблемы сенсорного воспитания дошкольников внесла Е. И.Тихеева. Она считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой "умственной ортопедии", которые при умелом руководстве могут содействовать развитию у детей утонченности восприятия, воспитывать выдержку, волю, наблюдательность и др. Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить. Она создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов, игрушек и природного материала. Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы использовались, сопровождались беседами. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю.
Над созданием современной системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста работали педагоги А. П.Усова, Н. П.Сакулика, Н. А.Ветлугина и др. и психологи Л. С.Выготский, Б. Г.Ананьев, С. Л.Рубинштейн, А. Н.Леонтьев, А. В.Запорожец, Л. А. Венгер и другие.
Анализ внутренней ситуации:
МБДОУ «Детский сад №3 «Солнышко» Моргаушского района ЧР работает по приоритетному направлению познавательно-речевое развитие дошкольников. Базовой программой детского сада является примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Верекасы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В данной программе нет специальной образовательной области по сенсорному развитию. Но вопросы формирования сенсорных эталонов у детей интегрируются в первую очередь с задачами следующих образовательных областей, как «Познание», «Художественное творчество». Общеобразовательная программа детского сада разработана в соответствии с действующими Федеральными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Сильная сторона Слабая сторона
Программа «От рождения до школы» под ред. Н.Е.Верекасы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой Нет разработанной системы игр по сенсорному развитию.
Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе. Родители редко участвуют в планировании воспитательно-образовательного процесса. Недостаточное понимание родителями важности формирования у детей сенсорных способностей.
В предметно-развивающей среде детского сада и группы созданы условия, способствующие формированию у детей сенсорных эталонов. Недостаточный материал по сенсорному развитию в группе.
Использование инновационных педагогических технологий, цифровых образовательных ресурсов, информационно-коммуникативных технологий, интернет ресурсов. Нет системы цифровых образовательных ресурсов по сенсорному развитию.
ПетроваРаиса Алексеевна воспитатель МБДОУ «Детский сад №11 «Василек» ЧР Моргаушского района, категория – I, стаж работы -25 лет.
Я работаю с детьми 2-х-3-х лет, а это самый сензитивный период для развития сенсорных способностей. Наблюдая за игрой детей своей группы в дидактические игры обратила внимание, что некоторые не могут сложить такую простую игрушку, как пирамидка или матрёшка. Проведя диагностику, были получены следующие результаты: лишь у 10% детей — высокий уровень, у 30% - средний и у 60% - низкий. Сделала вывод о недостаточной сформированности сенсорной культуры у детей.
Анкетирование родителей показало, что у 40% детей дома нет дидактических игр по сенсорике, у 50% есть только мозаика и всего у 10% детей дома есть разнообразные дидактические игры.
В результате проведённого исследования, возникла необходимость в разработке и реализации проекта, направленного на повышение сенсорной культуры у детей раннего возраста.
Проблема проекта:
Недостаточно оснащена предметно-развивающая среда по формированию сенсорной культуры детей раннего возраста.
Древо проблем.

Концептуализация проекта.
Данный проект ориентирован на удовлетворение потребностей:
Личности ребенка:
В удовлетворении своей любознательности, в приобретении основных сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Педагогов ДОУ:
В более полном использовании педагогического потенциала для решения образовательных и воспитательных задач по сенсорному воспитанию.
Родителей:
В гармонизации, преемственности образовательного процесса, обеспечивающего сенсорное воспитание детей.
Принципы реализации проекта:
Принципы доступности изучаемого материала. Данный принцип предусматривает осуществление поисково-познавательной работы с учетом особенностей возраста, подготовленности.
Принцип системности. Работа проводиться систематически весь год при гибком распределении содержания в течении года.
Принцип интеграции. В ходе реализации проекта интегрируются образовательными областями «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество», «Социализация», «Труд», «Безопасность», «Физическая культура», «Музыка», «Чтение художественное литературы».
Принцип использования адекватных возрасту видов деятельности и форм работы с детьми.
Принцип осуществления образовательного процесса в двух основных организационных моделях, включающих: совместную деятельность взрослого и детей, самостоятельную деятельность детей.
Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семьи. Содержание работы становиться достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребенком на конкретные темы, но и выступают активным участником педагогического процесса.
Принцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование сенсорных способностей.
Новизна проекта:
Новизна проекта заключается в соответствии принципов реализации проекта основному документу Министерства образования и науки РФ «Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Инновационность проекта видится также в использовании информационно-коммуникативных технологий для решения задач формирования сенсорных способностей у детей.
Цели и задачи проекта.
Цель проекта:
Формировать у детей раннего возраста представления о сенсорных эталонах посредством дидактических игр.
Задачи проекта:
Выбрать систему воспитательно-образовательной работы по сенсорному развитию детей, разнообразить формы и методы обучения по данному направлению;
Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом;
Обогатить предметно-развивающую среду по формированию основ сенсорной культуры;
Активизировать работу с родителями I младшей группы по изучению и закреплению основ сенсорной культуры, формировать готовность родителей к сотрудничеству с ДОУ.
Ожидаемые результаты.
Относительности педагога:
Наличие системы воспитательно-образовательной работы по формированию у детей сенсорной культуры с использованием разнообразных инновационных методов и приемов;
Наличие методического обеспечения воспитательно-образовательного процесса по теме проекта;
Наличие обогащенной предметно-развивающей среды в группе;
Организация уголка для родителей (папки-передвижки, информационные листы, памятки).
Относительно детей:
Умеют определять форму, цвет, величину предметов;
Умеют группировать однородные предметы по одному признаку;
Умеют сравнивать два предмета по величине (большой-маленький).
Относительно родителей:
Активное участие родителей в воспитательно-образовательном процессе;
Оказание помощи родителями в обогащении предметно-развивающей среды по проблеме;
Осознание родителями важности проблемы формирования сенсорной культуры у детей.
План реализации проекта.

Подготовительный этап
(сентябрь 2013г.)
Задачи:
Выявить уровень знаний детей по сенсорному развитию;
Выявить уровень осведомленности родителей в вопросе формирования сенсорной культуры у детей;
Создать интерес у родителей к проблеме формирования сенсорной культуры у детей;
Создать методическое обеспечение по проблеме формирования сенсорных способностей;
Разработать перспективный план воспитательно-образовательной работы по теме проекта;
Обогатить предметно-развивающую среду по проблеме.
Мероприятия:
Беседа с детьми, анализ детских высказываний, наблюдение;
Анкетирование родителей на тему «Выявление интересов и знаний по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников родителей воспитанников»;
Информационный лист для родителей о теме предстоящего проекта;
Изучение нормативных документов;
Анализ методической литературы по проблеме;
Творческая работа по разработке перспективного плана;
Обогащение предметно-развивающей среды: приобретение и изготовление дидактических игр, покупка художественной литературы, иллюстрированного материала, наглядной продукции, разработка конспектов занятий, электронных дидактических презентаций.
Основной этап.
(сентябрь-декабрь 2013г.)
Задачи:
Проведение родительского собрания «Что такое сенсорное развитие? Почему его необходимо развивать»; консультации; беседы; совместные игры; оформление уголка для родителей;
Знакомство детей с дидактическим материалом и играми;
Проведение дидактических игр и игр-занятий;
Исследовательская деятельность детей.

Совместная деятельность педагога с детьми.
Форма, тема Цель
Сентябрь
Дидактические игры и упражнения
1 неделя
1 Собери корзинку из осенних листьев Закреплять понятия «один», «много», «большой», «маленький»
2 К игрушкам в гости Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения
3 Достань ленточку Закреплять цвета (желтый, красный, зеленый). Развивать мелкую моторику
2 неделя
1 Найди, что скажу Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы.
2 На, что похожа эта фигура. Находить в окружающем предметы соответствующей формы. (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.)
3 Домики для гномиков Закреплять знание основных цветов
3 неделя
1 Чудесный мешочек Умение находить предметы (квадрат, круг) тактильным путем.
2 К нам гости пришли Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения
3 Собери бусы. Закреплять название цветов и величину бусин.
4 неделя
1 На, что похожа эта фигура. Находить в окружающем предметы соответствующей формы. (круг-солнышко, квадрат - платочек и т.д.)
2 К игрушкам в гости Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения
3 Осенние листочки Закреплять понятия «один», «много».
Октябрь
Дидактические игры и упражнения
1 неделя
1 Больше-меньше Продолжать учить различать величину предметов.
2 Посади на свою скамеечку Располагать фигуры в соответствии с заданным образцом.
3 Чудесный мешочек Умение определять форму предмета.
2 неделя
1 Разноцветные фонарики Закреплять названия цветов, округлую форму
2 Собери, разбери пирамидку Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику.
3 На, что похоже. Учить различать округлую форму (яблоко, капуста, помидор, вишня и т.д.)
3 неделя
1 Собери картинку Развивать образное мышление. Учить составлять целое из двух частей.
2 Подбери по размеру Находить и подбирать по размеру заданные предметы.
3 Найди, что скажу Закреплять знание предметов и их форму. Находить в окружающем предметы соответствующей формы.
4 неделя
1 Геометрические вкладыши Располагать фигуры в соответствии с рамками вкладыша.
2 Собери, разбери пирамидку Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику.
3 К нам гости пришли Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения
Ноябрь
Дидактические игры и упражнения
1 неделя
1 Найди пару Учить группировать предметы по величине.
2 Сварим суп из овощей Закреплять знание овощей и умение различать их по величине.
3 Чудесный мешочек Умение находить предметы (квадрат, круг) тактильным путем.
2 неделя
1 Положи, что скажу Учить показывать по названию плоскостные геометрические фигуры разного цвета и размера.
2 Составь рисунок Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур
3 Собери, разбери пирамидку Закреплять знание величины, цветов. Развивать мелкую моторику.
3 неделя
1 Разноцветные клубочки Группировать предметы по цвету и величине.
2 Какая форма? Закреплять знания (круг, квадрат, треугольник)
3 Найди, что скажу Закреплять знание предметов и их форму.
4 неделя
1 Разноцветные вкладыши. Закреплять знание основных цветов и форм.
2 Сложи орнамент из фигур. Учить составлять плоскостное изображение из геометрических фигур
3 Наши игрушки. Продолжать формировать представления о величине предметов.
Декабрь
Дидактические игры и упражнения
1 неделя
1 Вкладыши. Учить соотносить геометрические фигуры по соответствующим отверстиям.
2 Собери картинку. Действовать с частями изображения, сопоставляя детали.
3 К нам гости пришли. Закреплять знания о величине предметов ближайшего окружения
2 неделя
1 Подбери по цвету Группировать предметы по цвету.
2 Собери бусы. Закреплять название цветов и величину бусин.
3 Определи предмет на ощупь. Умение находить предметы ( квадрат, краг, овал, треугольник) тактильным путем.
3 неделя
1 Что изменилось? Определять недостающий предмет в группе разнородных предметов
2 Найди пару. Учить группировать предметы по величине
3 Наши игрушки. Продолжать формировать представления о величине предметов.
4 Путешествие в страну Сенсорика. Игра-путешествие. Продолжать учить различать и называть основные цвета: желтый, красный, синий, и зеленый; закрепить понятия «один - много», «большой - маленький»; группировать однородные предметы по одному признаку. Развивать зрительное внимание; память, мышление, общую моторику рук. Воспитывать отзывчивость, доброту, эмоционально-положительное отношение к животным.
Формирование сенсорной культуры у детей может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия воспитателя с родителями.

Формирование сенсорной культуры у детей может быть успешно решена только при правильном оснащении предметно-развивающей среды.

Заключительный (декабрь 2013г.).
Задачи:
Подвести и проанализировать итоги реализации проекта;
Ознакомить родителей и коллег с итогами реализации проекта.
Мероприятия:
Проведение итоговой диагностики знаний сенсорных эталонов (цвет, форма, величина).
Анализ результатов диагностики.
Подготовка презентации по итогам реализации проекта.
Мониторинг реализации проекта.
Для того, чтобы выявить эффективность предложенной системы реализации проекта, необходимо провести мониторинг уровня развития основ сенсорной культуры у детей. С целью мониторинга были использованы дидактические игрушки и дидактические игры на умение различать цвет, форму, величину.
Данные результатов мониторинга
Уровни Кол-во детей Процентное соотношение
сентябрь декабрь сентябрь декабрь
Высокий уровень 2 ребенка 13 детей 10% 65%
Средний уровень 6 детей 7 детей 30% 35%
Низкий уровень 12 детей - 60% -
Результаты мониторинга показаны в таблице

Отчет о реализации проекта.
В данном проекте «Формирование сенсорной культуры у детей раннего возраста» я постаралась раскрыть актуальность выбранной мной темы, проанализировала состояние внешней и внутренней ситуации на сегодняшний день по данной проблеме. На основе решения, которой разработала систему воспитательно-образовательной работы, которая соответствует современным требованиям образования и воспитания дошкольника. Обогатила предметно-развивающее среду в группе. Дети с удовольствием занимаются в сенсорном уголке, проявляют интерес к свойствам предметов, лучше стали определять такие свойства, как цвет, форма и величина. Повысилась компетентность родителей в этом вопросе, они стали проявлять интерес к работе воспитателя.
Анализ результатов наглядно свидетельствует об эффективности разработанного комплекса методов приемов. Процент детей с низким уровнем развития уменьшился. Соответственно количество детей со средним и высоким уровнем развития увеличился.
Литература.
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Федеральные государственные требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
От рождения до школы. Примерная основная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комарова, М.А.Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2001.
Воспитание сенсорной культуры от рождения до шести лет. Л.А. Венгер, Н.Б.Венгер, Э.Г.Пилюгина. М.: Просвещение, 1988.
Дидактические игры и упражнения сенсорного воспитания дошкольников/ Под ред. Л.А.Венгер. М.: Просвещение, 1973.
Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста./ Под ред. С.Л. Новоселовой. М.: Просвещение, 1985.
Игры-занятия с малышом (от рождения до трех лет). Э.Г. МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2007.
Пилюгина Э.Г. Занятия по сенсорному воспитанию. М.: Просвещение, 1983.
Пилюгина Э.Г. Сенсорные способности малыша: игры на развитие восприятия, цвета, формы и величины у детей раннего возраста. М.: Просвещение, 1996.
Развивающие игры с малышом до трех лет. Пособие для родителей и педагогов. / Составитель Т.В. Галанова. Ярославль: Академия развития, 2004.
Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Янушко Е.А. Мозаика-Синтез, 2010 г.

Анкета для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников
по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников"
1. Имеете ли вы представление, что такое сенсорное развитие и воспитание ребенка:
да;
нет;
не знаю.
2. Как вы оцениваете необходимость сенсорного развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте:
считаю нужным;
не считаю нужным;
затрудняюсь ответить.
3. Созданы ли в ДОУ условия для сенсорного воспитания ребенка:
да;
нет;
не знаю.
4. Как вы оцениваете уровень развития у вашего ребенка всех видов восприятия:
высокий;
средний;
низкий.
5. Есть ли у вас дома игра по сенсорному воспитанию:
да;
нет;
не знаю.
6. В какую игру по сенсорному воспитанию чаще всего ваш ребенок играет дома?
_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какая помощь от воспитателя вам требуется по проблеме сенсорного развития вашего ребенка?
____________________________________________________________________________________________________________________________
Методика проведения диагностики по сенсорной культуре.
Задание № 1
Д/игра “Найди цветок для бабочки”
Цель: Выявить умения ребенка различать цвета по принципу такой же – не такой, называть их (красный, желтый, зеленый, синий).
Материал: вырезанные из цветного картона фигуры цветов и бабочек (красные, желтые, зеленые, синие)
Разложить цветы на столе врассыпную. Предложить ребенку помочь бабочке найти свой цветок: “Посади бабочку на цветок такого же цвета, как она, чтобы ее не было видно”.
Оценка знаний:
3 балла – ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя цвет.
2 балла – ребенок выполнил правильно, но цвет не называл.
1балл – ребенок не справился с заданием.
Задание № 2
Д/игра “Занимательная коробочка”
Цель: Выявить у ребенка знания о форме (шарик, кубик)
Материал: Куб – ящик с отверстиями разной формы. Обязательно должны быть отверстия квадратной и круглой формы. Фигуры – кубик и шарик.
Показать и рассмотреть с ребенком кубик и шарик, называя их. Показать “домик”, в котором они живут, только заходят в разные “двери” (показ воспитателя).
Оценка знаний:
3 балла – ребенок выполнил задание самостоятельно по показу, называя фигуры.
2 балла – ребенок выполнил правильно, но фигуры не назвал.
1 балл – ребенок не справился с заданием.
Задание № 3
Д/игра “Собери пирамидку”
Цель: Выявить умения ребенка сравнивать предметы по величине (большой – маленький, больше-меньше), различать понятия “один – много”.
Материал: пирамидки из 4 колечек разной величины.
Показать ребенку пирамидку. Разобрать ее проговаривая: “Много колечек”.
Собрать пирамидку, сопровождая словами: “Сначала надеваю самое большое колечко, затем – колечко поменьше… и самое маленькое колечко. Получилась одна пирамидка. Колечек много, а пирамидка одна”.
Оценка знаний:
3 балла – ребенок выполнил задание самостоятельно, сопровождая свои действия словами по показу педагога.
2 балла– ребенок выполнил правильно, но не сопровождал свои действия словами. Педагог задавал наводящие вопросы.
1 балл – ребенок не справился с заданием.
Подсчет результатов:
3-4 –низкий уровень
5-6 – средний уровень
7-9 – высокий уровень
№ Ф.И. ребенка Задания Всего
1 2 3 н к н к н к н к
Результаты диагностики уровня развития детей:
Начало года:
Высокий уровень:___детей____%
Средний уровень___детей____%
Низкий уровень___детей____%
Конец года:
Высокий уровень:___детей____%
Средний уровень___детей____%
Низкий уровень___детей____%