Рабочая программа по адаптации первоклассников к школьному обучению



ПРОГРАММА
АДАПТАЦИИ И РАЗВИТИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВЫХ КЛАССОВ
Пояснительная записка
В самом общем виде под школьной дезадаптацией подразумевается, как правило, некоторая совокупность признаков, свидетельствующих о несоответствии социопсихологического и психофизиологического статуса ребенка требованиям ситуации школьного обучения, овладение которой по ряду причин становится затруднительным. Признаками школьной дезадаптации выступают: сниженное настроение, пассивность, плаксивость, неадекватное беспокойство, тревоги, страхи. Сюда же относятся низкая успеваемость, драки со сверстниками и конфликты с учителями, плохой сон, частые простуды, обострение хронических заболеваний.
В последнее время появляется все больше детей, которые уже в начальной школе не справляются с программой обучения. Эти дети требуют к себе особого внимания и педагога, и психолога, так как хроническое отставание в начальной школе отрицательно сказывается на дальнейшем интеллектуальном и личностном развитии ребенка. В ряде случаев ребенку необходима индивидуальная коррекционная программа, разработка которой обязательно предполагает знание факторов, вызывающих неуспеваемость.
Главным фактором, влияющим на успешность усвоения знаний у первоклассников, является адаптированность к школьным условиям. Поступление в школу, смена обстановки предъявляют повышенные требования к психике ребенка и требуют активного приспособления к этой новой общественной организации. Не у всех детей оно происходит безболезненно, что может определяться состоянием ребенка, психологической готовностью к обучению.
Адаптация первоклассников к школьным условиям
Первый год обучения в школе – чрезвычайно сложный, переломный период в жизни ребенка. Меняется его место в системе общественных отношений, меняется весь уклад его жизни, возрастает психоэмоциональная нагрузка. На смену беззаботным играм приходят ежедневные учебные занятия. Они требуют от ребенка напряженного умственного труда, активизации внимания, сосредоточенной работы на уроках и относительно неподвижного положения тела, удержания правильной рабочей позы. Известно, что для ребенка шести-семи лет очень трудна эта так называемая статическая нагрузка. Уроки в школе, а также увлечение многих первоклассников телевизионными передачами, иногда занятия музыкой, иностранным языком приводят к тому, что двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. Потребность же в движении остается большой.
Ребенка, пришедшего впервые в школу, встретит новый коллектив детей и взрослых. Первокласснику нужно установить контакты со сверстниками и педагогами, научиться выполнять требования школьной дисциплины, новые обязанности, связанные с учебной работой. Опыт показывает, что не все дети готовы к этому. Некоторые первоклассники, даже с высоким уровнем интеллектуального развития, с трудом переносят нагрузку, к которой обязывает школьное обучение. Психологи указывают на то, что для многих первоклассников, и особенно шестилеток, трудна социальная адаптация, так как не сформировалась еще личность, способная подчиняться школьному режиму, усваивать школьные нормы поведения, признавать школьные обязанности.
В то же время именно в 1 классе закладывается основа отношения ребенка к школе и обучению. Для того чтобы дети наиболее благополучно прошли этот этап своей жизни, их родителям необходимо знать и ежедневно учитывать особенности психического и физиологического состояния детей, возникающего с началом обучения в школе.
Школа с первых дней ставит перед ребенком целый ряд задач, требующих мобилизации его интеллектуальных и физических сил. Для детей представляют трудности очень многие стороны учебного процесса. Им сложно высиживать урок в одной и той же позе, сложно не отвлекаться и следить за мыслью учителя, сложно делать все время не то, что хочется, а то, что от них требуют, сложно сдерживать и не выражать вслух свои мысли и эмоции, которые появляются в изобилии. Кроме того, ребята не сразу усваивают новые правила поведения со взрослыми, не сразу признают позицию учителя и устанавливают дистанцию в отношениях с ним и другими взрослыми в школе.
Поэтому необходимо время, чтобы произошла адаптация к школьному обучению, ребенок привык к новым условиям и научился соответствовать новым требованиям.
Первые 2–3 месяца после начала обучения являются самыми сложными, ребенок привыкает к новому образу жизни, к правилам школы, к новому режиму дня.
Ситуация новизны является для любого человека в определенной степени тревожной. Ребенок переживает эмоциональный дискомфорт, прежде всего из-за неопределенности представлений о требованиях учителей, об особенностях и условиях обучения, о ценностях и нормах поведения в коллективе класса и пр.
Это состояние можно назвать состоянием внутренней напряженности, настороженности, тревожностью.
Такое психологическое напряжение, будучи достаточно длительным, может привести к школьной дезадаптации: ребенок становится недисциплинированным, невнимательным, безответственным, отстает в учебе, быстро утомляется и просто не хочет идти в школу. Ослабленные дети (а их, к сожалению, из года в год становится все больше и больше) являются наиболее подверженными дезадаптации.
Некоторые первоклассники становятся очень шумными, крикливыми, отвлекаются на уроках, капризничают, другие становятся очень скованными, робкими, стараются держаться незаметно, не слушают, когда к ним обращаются взрослые, при малейшей неудаче, замечании – плачут.
У детей может нарушиться сон, аппетит, иногда поднимается температура, обостряются хронические заболевания, может появиться интерес к игрушкам, играм, к книгам для очень маленьких детей.
Независимо от того, каким образом начинается учебный год в школе, процесс адаптации так или иначе идет. Вопрос только в том, сколько времени уйдет у ребенка и учителя на него и насколько этот процесс будет эффективен. По статистике половина детей в классе адаптируется за первое полугодие, для второй половины требуется больше времени для привыкания к новой школьной жизни. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка, от того, был ли он психологически готов к школьному обучению, также это зависит от состояния здоровья ребенка и уровня его физиологического развития.
Адаптация к школе – многоплановый процесс. Его составляющими являются физиологическая адаптация и социально-психологическая адаптация (к учителям и их требованиям, к одноклассникам).
Физиологическая адаптация
Привыкая к новым условиям и требованиям, организм ребенка проходит через несколько этапов:
1) Первые 2–3 недели обучения получили название «физиологической бури». В этот период на все новые воздействия организм ребенка отвечает значительным напряжением практически всех своих систем, то есть дети тратят значительную часть ресурсов своего организма. Это объясняет тот факт, что в сентябре многие первоклассники болеют.
2) Следующий этап адаптации – неустойчивое приспособление. Организм ребенка находит приемлемые, близкие к оптимальным варианты реакций на новые условия.
3) После этого наступает период относительно устойчивого приспособления. Организм реагирует на нагрузки с меньшим напряжением.
Многие родители и учителя склонны недооценивать сложность периода физиологической адаптации первоклассников. Тем не менее, по наблюдениям медиков, некоторые дети худеют к концу 1-й четверти, у многих отмечается снижение артериального давления (что является признаком утомления), а у некоторых – значительное его повышение (признак переутомления). Неудивительно, что многие первоклассники жалуются на головные боли, усталость и другие недомогания в 1-й четверти. Проявлениями трудностей привыкания и перенапряжения организма могут стать также капризность детей дома, снижение способности к саморегуляции поведения.
Социально-психологическая адаптация
Независимо от того, когда ребенок пошел в школу, он проходит через особый этап своего развития – кризис 7 (6) лет.
Изменяется социальный статус бывшего малыша – появляется новая социальная роль «ученик». Можно считать это рождением социального «Я» ребенка.
Изменение внешней позиции влечет за собой изменение самосознания личности первоклассника, происходит переоценка ценностей. То, что было значимым раньше, становится второстепенным, а то, что имеет отношение к учебе, становится более ценным.
В период 6–7 лет происходят серьезные изменения в эмоциональной сфере ребенка. В дошкольном детстве, столкнувшись с неудачами или получив нелестные отзывы о своей внешности, ребенок, конечно, испытывал обиду или досаду, но это не влияло так кардинально на становление его личности в целом. В период же кризиса 7 (6) лет интеллектуальное развитие ребенка, его развившаяся способность к обобщению влекут за собой и обобщение переживаний. Таким образом, цепь неудач (в учебе, общении) может привести к формированию устойчивого комплекса неполноценности. Такое «приобретение» в 6–7 лет самым негативным образом влияет на развитие самооценки ребенка, уровня его притязаний.
Эта особенность психики детей учтена в школьном обучении – первый год учебы является безоценочным, то есть при оценке работы учеников не используются отметки, делается больший акцент на качественном анализе их деятельности. Родители также должны учитывать обобщение переживаний при общении со своим сыном или дочерью: замечать все малейшие достижения ребенка; оценивать не ребенка, а его поступки; беседуя о неудачах, отмечать, что все это временно; поддерживать активность ребенка в преодолении различных трудностей.
Для оптимизации адаптационного периода первоклассников им необходимо помочь познакомиться друг с другом, с учителями, с новой учебной ситуацией, со школой и школьными правилами.
Можно выделить основные причины, вызывающие у младших школьников трудности адаптации к школе:
1. Несформированность «внутренней позиции школьника».
2. Слабое развитие произвольности.
3. Недостаточное развитие у ребенка учебной мотивации.
4. Подчинение новым для него правилам школьной жизни.
5. Общение с учителем.
6. Принятие учебной задачи.
7. Недостаточно развитая способность ко взаимодействию с другими детьми.
8. Отношение к себе.
9. Завышенные требования со стороны родителей.
10. Состояние здоровья и уровень физиологического развития.
11. Соматически ослабленные дети.
12. Дети с синдромом дефицита внимания (гиперактивные).
13. Леворукие.
14. Дети с нарушением эмоционально-волевой сферы.
Признаки успешной адаптации:
 Первокласснику в школе нравится, он идет туда с удовольствием, охотно рассказывает о своих успехах и неудачах. В то же время он понимает, что главная цель его пребывания в школе – учение, а не экскурсии на природу и не наблюдение за хомячками в живом уголке.
 Первоклассник не слишком устает: он активен, жизнерадостен, любопытен, редко простужается, хорошо спит, почти никогда не жалуется на боль в животе, голове, горле.
 Первоклассник достаточно самостоятелен: без проблем переодевается на физкультуру (легко завязывает шнурки, застегивает пуговицы), уверенно ориентируется в школьном здании (может купить булочку в столовой, сходить в туалет), при необходимости сумеет обратиться за помощью к кому-нибудь из взрослых.
 У него появились друзья-одноклассники, и вы знаете их имена.
 Ему нравится его учительница и большинство учителей, ведущих дополнительные предметы в классе.
 На вопрос «А может быть, лучше вернуться в детский сад?» он решительно отвечает «Нет!».
Цель: исследование процесса адаптации учащихся первых классов к обучению в начальном звене школы для создания психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятное течение адаптации первоклассников к школьному обучению.
Задачи:
 Изучение эмоционально-волевой сферы учащихся начальной школы.
 Выявление адаптации к учебной деятельности.
 Изучение поведенческой сферы первоклассника.
 Выявление детей с трудностями адаптации.
 Выявление зоны и содержания возможных проблем адаптации.
 Составление рекомендаций участникам образовательного процесса по построению стратегии взаимодействия с детьми, имеющими трудности адаптации.
Реализация программы коррекционно-развивающих занятий
Планируемый результат: успешная адаптация первоклассников к школьному обучению
Инструментарий: диагностика уровня адаптации (приложения 1-5); «Коррекционно-развивающая программа 1 класс» (приложение 6);

Сроки проведения: октябрь – май
Приложение 1
Анкета «Оценка школьной мотивации» Н. Г. Лускановой
Данная анкета может быть использована при индивидуальном обследовании ребенка, а также может применяться для групповой диагностики. При этом допустимы два варианта предъявления.
1. Вопросы читаются экспериментатором вслух, предлагаются варианты ответов, а дети (или ребенок) должны написать те ответы, которые они выбирают. 2. Анкеты в напечатанном виде раздаются всем ученикам, и экспериментатор просит их отметить подходящие ответы.
Каждый вариант имеет свои преимущества и недостатки. При первом варианте выше фактор лжи, так как дети в большей степени ориентируются на нормы и правила, поскольку видят перед собой взрослого, задающего вопросы. Второй вариант предъявления позволяет получить более искренние ответы, но такой способ анкетирования затруднен в первом классе, так как дети еще плохо читают.
Анкета допускает повторные опросы, что позволяет оценить динамику школьной мотивации. Снижение уровня школьной мотивации может служить критерием школьной дезадаптации ребенка, а его повышение – положительной динамикой в обучении и развитии младшего школьника.
Вопросы анкеты
1. Тебе нравится в школе?
– Не очень;
– нравится;
– не нравится.
2. Утром, когда ты просыпаешься, ты всегда с радостью идешь в школу или тебе часто хочется остаться дома?
– Чаще хочется остаться дома;
– бывает по-разному;
– иду с радостью.
3. Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, что желающие могут остаться дома, ты пошел бы в школу или остался дома?
– Не знаю;
– остался бы дома;
– пошел бы в школу.
4. Тебе нравится, когда у вас отменяют какие-нибудь уроки?
– не нравится;
– бывает по-разному;
– нравится.
5. Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали домашних заданий?
– хотел бы;
– не хотел бы;
– не знаю.
6. Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены?
– не знаю;
– не хотел бы;
– хотел бы.
7. Ты часто рассказываешь о школе родителям?
– часто;
– редко;
– не рассказываю.
8. Ты хотел бы, чтобы у тебя был менее строгий учитель?
– Точно не знаю;
– хотел бы;
– не хотел бы.
9. У тебя в классе много друзей?
– Мало;
– много;
– нет друзей.
10. Тебе нравятся твои одноклассники?
– Нравятся;
– не очень;
– не нравятся.
Обработка и интерпретация результатов.
Для скрининговой оценки уровня школьной мотивации учащихся начальных классов может быть использована краткая анкета.
Для дифференциации детей по уровню школьной мотивации разработана система балльных оценок:
– ответ ребенка, свидетельствующий о его положительном отношении к школе и предпочтении им учебных ситуаций, оценивается в три балла;
– нейтральный ответ («не знаю», «бывает по-разному» и т. п.) оценивается в один балл;
– ответ, позволяющий судить об отрицательном отношении ребенка к той или иной школьной ситуации, оценивается в ноль баллов.
Оценки в два балла отсутствовали, так как математический анализ показал, что при оценках в ноль, один, три балла возможно более надежное разделение детей на группы с высокой, средней и низкой мотива-цией.
Различия между выделенными группами детей были оценены по критерию Стьюдента, и были установлены пять основных уровней школьной мотивации.
Первый уровень. 25–30 баллов – высокий уровень школьной мотивации, учебной активности. У таких детей есть познавательный мотив, стремление наиболее успешно выполнять все предъявляемые школой требования. Ученики четко следуют всем указаниям учителя, добросовестны и ответственны, сильно переживают, если получают неудовлетворительные оценки. В рисунках на школьную тему они изображают учителя у доски, процесс урока, учебный материал и т. п.
Второй уровень. 20–24 балла – хорошая школьная мотивация. Подобные показатели имеют большинство учащихся начальных классов, успешно справляющихся с учебной деятельностью. В рисунках на школьную тему они также изображают учебные ситуации, а при ответах на вопросы проявляют меньшую зависимость от жестких требований и норм. Подобный уровень мотивации является средней нормой.
Третий уровень. 15–19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей внеучебной деятельностью. Такие дети достаточно благополучно чувствуют себя в школе, однако чаще ходят в школу, чтобы общаться с друзьями, с учителем. Им нравится ощущать себя учениками, иметь красивый портфель, ручки, тетради. Познавательные мотивы у таких детей сформированы в меньшей степени, и учебный процесс их мало привлекает. В рисунках на школьную тему такие ученики изображают, как правило, школьные, но не учебные ситуации.
Четвертый уровень. 10–14 баллов – низкая школьная мотивация. Эти дети посещают школу неохотно, предпочитают пропускать занятия. На уроках часто занимаются посторонними делами, играми. Испытывают серьезные затруднения в учебной деятельности. Находятся в состоянии неустойчивой адаптации к школе. В рисунках на школьную тему такие дети изображают игровые сюжеты, хотя косвенно они связаны со школой.
Пятый уровень. Ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная дезадаптация. Такие дети испытывают серьезные трудности в обучении: они не справляются с учебной деятельностью, испытывают проблемы в общении с одноклассниками, во взаимоотношениях с учителем. Школа нередко воспринимается ими как враждебная среда, пребывание в которой для них невыносимо. Маленькие дети (5–6 лет) часто плачут, просятся домой. В других случаях ученики могут проявлять агрессию, отказываться выполнять задания, следовать тем или иным нормам и правилам. Часто у подобных школьников отмечаются нервно-психические нарушения. Рисунки таких детей, как правило, не соответствуют предложенной школьной теме, а отражают индивидуальные пристрастия ребенка.
Эти количественные оценки сопоставлялись с другими показателями психического развития ребенка, а также сравнивались с такими объективными показателями, как успеваемость ребенка по различным предметам, его положение в группе и особенности взаимоотношений с детьми и педагогом, поведенческие характеристики, динамика состояния здоровья и пр. Подобное сопоставление и позволило выделить указанные пять групп школьников.
Ключ.
Количество баллов, которые можно получить за каждый из трех ответов на вопросы анкеты.

вопроса Оценка
за 1-й ответ Оценка
за 2-й ответ Оценка
за 3-й ответ
1 1 3 0
2 0 1 3
3 1 0 3
4 3 1 0
5 0 3 1
6 1 3 0
7 3 1 0
8 1 0 3
9 1 3 0
10 3 1 0
При выявлении детей, показавших низкий уровень адаптации, индивидуально проводится обследование ребенка с целью составления индивидуальной программы психолого-педагогического сопровождения.
Приложение 2
Психолого-педагогическая карта (1–4 классы)*
Класс __________________________________
Кл. руководитель ________________________
Дата заполнения _________________________
(условные обозначения: «3» – навыки сформированы, «2» – навыки сформированы недостаточно, «1» – навыки не сформированы)
№ п/пПсихолого-педагогические
требования к обучению,
поведению и общению
учащегося Ф. И. обучающегося
Особенности учебной
деятельности 1 Высокий уровень активности в учебной работе 2 Самостоятельная организация деятельности в рамках целей, заданных учителем 3 Совершает учебные действия по правилу и образцу 4 Сосредотачивает, поддерживает внимание на учебной задаче 5 Прилагает усилия для преодоления трудностей в задаче 6 Произвольность движений
и двигательной активности 7 Развито наглядно-образное мышление (обобщение, сравнение) 8 Способен делать выводы и за-ключения9 Умеет выделить учебную задачу как цель деятельности 10 Сформирован внутренний план умственных действий 11 Умеет выполнять задания взрослого 12 Понимает смысл текста и простых понятий 13 Использует речь как инструмент мышления 14 Способен к сложной двигательной активности при письме 15 Способен сосредоточенно работать в течение 15–20 минут 16 Сохраняет работоспособность в течение всего учебного дня 17 Способность работать в едином темпе со всем классом Среднее значение параметра: Особенности поведения и общения школьников 18 Умение устанавливать дружеские отношения со сверстниками Психолого-педагогические требования к обучению, поведению
и общению учащегося 19 Готовность к коллективным формам деятельности 20 Умение самостоятельно разрешать конфликты мирным путем 21 Установление адекватных ролевых отношений с учителем 22 Проявление уважения к учителю 23 Соблюдение школьных, социальных и этических норм 24 Произвольная регуляция поведения и двигательной активности 25 Сдерживание произвольных эмоций и желаний Среднее значение параметра: Особенности
мотивационной сферы 26 С желанием учится и ходит в школу 27 Имеет познавательный
и социальный мотив учения 28 Отсутствие противоречий между требованиями учителя и родителей 29 Отсутствие противоречий между требованиями взрослых и возможностями ребенка Среднее значение параметра: Особенности системы отношений школьникак миру и себе 30 Эмоционально-положительное восприятие своих отношений со сверстниками 31 Эмоционально-положительное восприятие своих отношений с учителем 32 Эмоционально-положительное восприятие школы и учения 33 Наличие устойчивой адекватной самооценки Среднее значение параметра: Итоговый показатель адаптации: Приложение 3
Сводная таблица результатов изучения уровня адаптации обучающихся 1 __ класса № ____ (20__–20__ уч. год)
№ п/пФ. И.
обучающегося Экспертная оценка учителя Экспертная оценка родителя Уровень
мотивации Зона
адаптации Примечания
Зона № проблемной
шкалы Зона № проблемной
шкалы 1 2 3 4 5 6 7 8 9
1 2 Рекомендации к заполнению итоговой таблицы.
1. В столбец 3 вносится зона адаптации по методике «Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе» – экспертная оценка учителя (если зона адаптации, вносим А, зона неполной адаптации – НА, зона дезадаптации – Д).
2. В столбце 4 указываем № шкалы, по которой ребенок получил недостаточное количество баллов (0, 1, 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале № 1 «Учебная активность», то в таблицу в столбец 4 вносим цифру 1, если по шкале № 2 «Усвоение знаний», то вносим цифру 2 и т. д. (3-я шкала – «Поведение на уроке»; 4-я шкала – «Поведение на перемене»; 5-я шкала – «Взаимоотношения с одноклассниками»; 6-я шкала – «Отношение к учителю»; 7-я шкала – «Эмоциональное благополучие»).
3. В столбец 5 вносится зона адаптации по «Экспертной оценке адаптированности ребенка к школе» – экспертная оценка родителей (если зона адаптации – вносим А, зона неполной адаптации – НА, зона дезадаптации – Д).
4. В столбце 6 перечисляем № шкал, по которым ребенок получил недостаточное количество баллов (Д – 1 балл, Г – 2 балла), в связи с чем можно выделить данную зону как проблемную. Так, если ребенок получил низкие баллы по шкале № 1 «Успешность выполнения домашних заданий», то в столбец 6 таблицы вносим цифру 1, если по шкале № 2 «Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения домашних заданий», то вносим цифру 2 и т. д. (3-я шкала – «Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий»; 4-я шкала – «Настроение, с которым ребенок идет в школу»; 6-я шкала – «Общая оценка адаптированности ребенка»; 5-я шкала – «Взаимоотношения с одноклассниками»).
5. В столбец 7 вносим данные по анкете «Оценка школьной мотивации» (автор Н. Г. Лусканова). Так, если мотивация находится на первом уровне (25–30 баллов – Высокий уровень школьной мотивации, учебной активности), то в столбец 7 вносим букву В, если второй уровень (20–24 балла – Хорошая школьная мотивация), вносим «Хор», если третий уровень (15–19 баллов – положительное отношение к школе, но школа привлекает таких детей Внеучебной Деятельностью), вносим ВД, если четвертый уровень (10–14 баллов – Низкая школьная мотивация), вносим Н, если пятый уровень (ниже 10 баллов – негативное отношение к школе, школьная Дезадаптация), вносим Д.
6. В столбец 8 вносим итоговый уровень адаптации ребенка по итогам трех методик. Так, если по одной методике выявлена зона дезадаптации, в столбец 8 вносим НА (неполная адаптация), если по двум ли трем методикам – Д (дезадаптация), если по всем методикам результаты находятся в зоне «Адаптация» – то вносим А.
7. В столбец 9 вносим примечания, которые указывают на необходимость сопровождения («+» – с ребенком будет проводиться работа, «–» – работа проводиться не будет).
Приложение 4
Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка к школе по методике«Экспертная оценка адаптированности ребенка к школе» (авт.: В. И. Чирков, О. Л. Соколова, О. В. Сорокина)
Ф. И. ребенка ______________________________ класс ____
Ф. И. О. родителя ____________________________________
Инструкция: выберите утверждение, наиболее точно отражающее состояние ребенка на данный момент.
I шкала «Успешность выполнения школьных заданий»
А) Правильное, безошибочное выполнение школьных заданий.
Б) Небольшие помарки, единичные ошибки.
В) Редкие ошибки, связанные с пропуском букв или их заменой.
Г) Плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок: частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий.
Д) Плохое усвоение программного материала по всем предметам.
II шкала «Степень усилий, необходимых ребенку для выполнения школьных заданий»
А) Ребенок работает легко, свободно, без напряжения.
Б) Выполнение школьных заданий не вызывает у ребенка особых затруднений.
В) Иногда работает легко, в другое время проявляет упрямство, выполнение заданий требует некоторого напряжения для своего завершения.
Г) Выполнение школьных заданий требует от ребенка определенной степени напряжения.
Д) Ребенок отказывается работать, может плакать, кричать, проявлять агрессию.
III шкала «Самостоятельность ребенка при выполнении школьных заданий»
А) Ребенок сам справляется с домашними заданиями.
Б) Работает самостоятельно, почти не обращаясь к помощи взрослого.
В) Иногда обращается за помощью, но чаще выполняет задания сам.
Г) Ребенок мог бы справляться со школьными заданиями самостоятельно, но предпочитает делать их с помощью взрослого.
Д) Для выполнения ребенком школьных заданий требуется инициатива, помощь и постоянный контроль со стороны взрослого.
IV шкала «Настроение, с которым ребенок идет в школу»
А) Ребенок улыбается, смеется, с хорошим настроением идет в школу.
Б) Спокоен, деловит, нет проявлений сниженного настроения.
В) Иногда бывают проявления сниженного настроения.
Г) Случаются проявления отрицательных эмоций:
1) тревожность, огорчение, иногда страх;
2) обидчивость, вспыльчивость, раздражительность.
Д) Преобладание депрессивного настроения или агрессии (вспышки гнева, злости).
V шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»
А) Общительный, инициативный, легко контактирует с детьми, у него много друзей, знакомых.
Б) Малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.
В) Сфера общения несколько ограниченная: общается только с некоторыми ребятами.
Г) Предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступать с ними в контакт.
Д) Замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться в одиночестве.
VI шкала «Общая оценка адаптированности ребенка»
А) Высокий уровень адаптированности.
Б) Уровень адаптированности выше среднего.
В) Средний уровень адаптированности.
Г) Уровень адаптированности ниже среднего.
Д) Низкий уровень адаптированности.
Ваш запрос (вопрос) психологу _____________________________
Приложение 5
Схема изучения социально-психологической адаптации ребенка в школе по Э. М. Александровской (экспертная оценка учителя).
1-я шкала «Учебная активность»
5 баллов – активно работает на уроке, часто поднимает руку и отвечает правильно.
4 балла – на уроке работает, правильные и неправильные ответы чередуются.
3 балла – редко поднимает руку и правильно отвечает.
2 балла – учебная активность на уроке носит кратковременный характер, часто отвлекается, не слышит.
1 балл – пассивен на уроке, не отвечает у доски, переписывает с доски готовое.
0 баллов – учебная активность отсутствует, не включается в учебный процесс.
2-я шкала «Усвоение знаний»
5 баллов – правильное, безошибочное выполнение всех школьных заданий.
4 балла – небольшие помарки, единичные ошибки.
3 балла – редкие ошибки, связанные с пропуском букв, их заменой.
2 балла – плохое усвоение материала по одному из основных предметов, обилие ошибок.
1 балл – частые ошибки, неаккуратное выполнение заданий, много исправлений и зачеркиваний.
0 баллов – плохое усвоение программного материала по всем предметам, грубые ошибки, большое их количество.
3-я шкала «Поведение на уроке»
5 баллов – сидит спокойно, добросовестно выполняет все требования учителя.
4 балла – выполняет требования учителя, но иногда на короткое время отвлекается на уроке.
3 балла – изредка поворачивается, обменивается короткими репликами с товарищами.
2 балла – часто наблюдается скованность в движениях, позе, напряженность в ответах.
1 балл – требования учителя выполняет частично, отвлекается на посторонние занятия, вертится или постоянно разговаривает.
0 баллов – не выполняет требований учителя, большую часть урока занимается посторонними делами (преобладают игровые интересы).
4-я шкала «Поведение на перемене»
5 баллов – высокая игровая активность (охотно участвует в подвижных играх).
4 балла – активность выражена в малой степени, предпочитает чтение книг, спокойные игры.
3 балла – активность ребенка ограничена занятиями, связанными с подготовкой к другому уроку.
2 балла – не может найти себе занятия, переходит от одной группы детей к другой.
1 балл – пассивен, движения скованы, избегает других детей.
0 баллов – часто нарушает нормы поведения, мешает другим детям играть, кричит, бегает.
5-я шкала «Взаимоотношения с одноклассниками»
5 баллов – общительный, легко вступает в контакт с детьми.
4 балла – малоинициативен, но легко вступает в контакт, когда к нему обращаются дети.
3 балла – сфера общения ограничена, контактирует только со знакомыми детьми.
2 балла – предпочитает находиться рядом с детьми, но не вступает с ними в контакт.
1 балл – замкнут, изолирован от других детей, предпочитает находиться один, другие дети к нему равнодушны.
0 баллов – проявляет негативизм по отношению к детям, постоянно ссорится и обижает их, другие дети его не любят.
6-я шкала «Отношение к учителю»
5 баллов – проявляет дружелюбие по отношению к учителю, стремится понравиться ему, после урока часто подходит к нему, общается с ним.
4 балла – дорожит хорошим мнением учителя о себе, стремится выполнять все его требования, в случае необходимости сам обращается к нему за помощью.
3 балла – старательно выполняет требования учителя, старается обращаться за помощью к одноклассникам.
2 балла – выполняет требования учителя, формально заинтересован в общении с ним, старается быть незаметным.
1 балл – избегает контакта с учителем, при общении с ним легко теряется, говорит тихо.
0 баллов – общение с учителем приводит к отрицательным эмоциям, плачет при малейшем замечании.
7-я шкала «Эмоциональное благополучие»
5 баллов – хорошее настроение, часто улыбается, смеется.
4 балла – спокойное эмоциональное состояние.
3 балла – эпизодическое появление сниженного настроения.
2 балла – отрицательные эмоции: тревожность, огорчение, обидчивость, вспыльчивость.
1 балл – отдельные депрессивные проявления слез без причин, агрессивные реакции.
0 баллов – преобладание депрессивного состояния, агрессия проявляется и в отношениях с детьми, и в отношениях с учителем.
сводная информация
Социально-педагогическая адаптация ребенка в школе(экспертная оценка учителя)
класс ______________________ 20__–20__ уч. год

п/пФ. И.
обучающегося Учебная активность Освоение
знаний Поведение на уроке Поведение на перемене Отношения
с одноклас-сникамиОтношение к учителю Эмоциональное благо-получиеИтоговый балл
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24 25 Обработка результатов: А) 5 баллов; Б) 4 балла; В) 3 балла; Г) 2 балла; Д) 1 балл.
Итого по классу: 22–35 – зона адаптации – ______ чел. (__ %)
15–21 – зона неполной адаптации – _____ чел. (__ %)
14–0 – зона дезадаптации – ______ чел. (__ %)
Приложение 6
Рабочая программа
«Коррекционно-развивающие занятия»
1 класс
Пояснительная записка
С первых дней обучения ребенку предъявляются требования, касающиеся произвольности познавательных процессов, учебной мотивации, навыков, позволяющих успешно осваивать программу и т.д. Даже хорошо подготовленные дети в период адаптации испытывают стресс, показывают нестабильные результаты. Дети с низким уровнем готовности способности способны потеряться, разочароваться в школе, в той школе, которую они так живо и красочно себе представляли.
Цель данной программы - оказание помощи ученикам в освоении учебной деятельности, как в период адаптации, так и на протяжении всего обучения в школе. Успешность освоения учебной деятельности, прежде всего, заложена не в ранней программной подготовке дошкольника, а в полноценном освоении игровой деятельности.
Так, в частности, впроцессе развития сюжетной игры расширяется кругозор, формируется воображение, произвольность поведения, вырабатываются умения принимать правила, инструкцию, следовать заданному алгоритму, формируются познавательные интересы. В дальнейшем обучении, совместной работе с учителем у школьников, на основе познавательных интересов, формируются потребности в теоретических знаниях, что, в свою очередь, преобразуется в многообразие мотивов учебной деятельности. В контексте психологической готовности к школе и формирования учебной мотивации необходимо упомянуть понятия, введенные в психологию Л.С. Выготским – спонтанное и реактивное обучение.
Спонтанное обучение характерно для детей, организующих свою деятельность по своей программе, по своему желанию, стремлению. Такие стремления возникают непроизвольно, желание чему-то научиться зависит от многих субъективных факторов.
Школьная практика опирается на реактивное обучение, т.е на способность ребенка организовывать свою деятельность по чужой программе, но наличие способности к реактивному обучению вовсе не означает, что ребенок психологически готов к обучению в школе. Важно понять, что умение учиться только по чужой программе ставит перед учителем проблем не меньше, чем умение учиться, подчиняясь только сиюминутным интересам, т.е спонтанно. Соответственно важным критерием психологической готовности может являться умение перейти от непроизвольного спонтанного обучения к произвольному спонтанному обучению, такому обучению, при котором ребенок переосмысливает чужую программу и делает её своей собственной. Очевидно, что переход такого рода не может быть без соответствующего уровня мышления и познавательных процессов.
Сформировавшийся мотивационный компонент готовности к обучению в школе, подкрепляясь развитыми познавательными процессами (память, внимание, воображение) и первичной подготовкой к школе, позволяет младшему школьнику успешно преодолеть период адаптации к школе. Но в настоящее время в школьной практике нет одинакового взгляда на то, что входит в понятие «готовность к обучению в школе». Как правило, особое внимание уделяется интеллектуальной готовности к школе, тогда как на личностную и социально-психологическую готовность не обращается должное внимание. Это все вносит дополнительные трудности в работу учителя, поскольку ему на уроках приходится решать проблемы, связанные с отсутствием мотивов учения, с недостаточным развитием познавательных процессов, произвольности, т.е не осваивать содержание, а в первую очередь стараться выполнять проблемы развития компонентов школьной готовности.
Однако традиционные уроки не могут обеспечить в равной доле решение образовательных и развивающих задач. Зачастую подача содержания урока является приоритетной задачей для учителя, а задачи развития уходят на второй план или опускаются вовсе. Возникает необходимость в проведении развивающих занятий, помогающих младшему школьнику не только приобрести навыки работы в классе, принятия учебной задачи, самостоятельной деятельности, но и актуализировать познавательные процессы, расширить кругозор, получить новый деятельный опыт.
Развивающие занятия проводятся на протяжении учебного года, один раз в неделю. Продолжительность занятия 35-40 минут. На каждом уроке ведется как диагностическая, так и коррекционная работа. Занятия логически выстроены по направлениям:
По принципу «От простого к сложному».
По актуальности задач в период адаптации и на протяжении всего учебного года.
Одна из главных задач развивающих уроков научить детей не бояться ошибаться, для чего используются мотивационные беседы и самопроверка с обсуждением основных ошибок. Большая часть упражнений выполняется в тетрадях, на бланках, с использованием цветных карандашей, с фиксированием ошибок, что является эффективным способом диагностики трудностей ребёнка.
Рабочая программа разработана с помощью методического пособия с электронным приложением автора составителя Д.А.Глазунова «Психология. 1 класс. Развивающие занятия» - 2-е изд., стереотипн. – М.: Планета, 2011, - 240с. – (Школьный психолог)Календарно-тематическое планирование занятий

занятия Задачи Содержание Кол-во
часов
1. 1. Развитие мотивации к обучению 1.Вводная часть
2.Мотивационная беседа «Два пловца»
3.Обсуждение истории с детьми
1
2. 1.Ориентация в пространстве
2.Развитие произвольности внимания
3.Развитие произвольности восприятия
4.Зрительный анализ 1.Вводная часть.
Движение глазами в четырёх направлениях
2.Упражнение «Рисуем по клеточкам»
3.Игра «Футбол»
4.Упражнение «Дорисуй и проверь»
5. Упражнение «Самый, самый» 1
3. 1.Развитие произвольности внимания
2.Развитие произвольности восприятия
3.Ориентация в пространстве
4.Развитие воображения 1. Вводная часть. Движение глазами в четырёх направлениях
2.Упражнение «Копирование»
3. Упражнение «Маршрут»
4.Упражнение «Перекрестное марширование»
5.Упражнение «Рисунок из фигур» 1
4. 1.Развитие произвольности внимания
2.Развитие произвольности восприятия
3.Ориентация в пространстве
1.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
2.Упражнение «Звучащие предметы»
3.Упражнение «Буквы в воздухе»
4. Упражнение «Перекрестное марширование»
5. Упражнение «Самый, самый» 1
5. 1.Развитие произвольности восприятия
2.Развитие произвольности внимания
3.Ориентация в пространстве
1.Упражнение «Колечко»
2.Упражнение «Графическая сказка»
3.Упражнение «Повтори движение»
4.Упражнение «Необычное письмо»
5.Упражнение «Свеча» 1
6. 1.Развитие произвольности восприятия
2.Ориентация в пространстве 1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2. Упражнение «Самый, самый»
3.Упражнение «Раздели лист»
4.Упражнение «Графический диктант»
5.Упражнение «Маршрут» 1
7. 1.Развитие тонкой моторики
2.Ориентация в пространстве
3.Развитие произвольности восприятия 1.Упражнение «Лезгинка»
2.Упражнение «Закрась фигуры»
3.Упражнение «Графическая сказка»
4.Упражнение «Самый, самый»
1
8. 1.Развитие мышления
2.Развитие произвольности
3.Развитие воображения
4.Ориентация в пространстве 1.Упражнение «Лезгинка»
2.Упражнение «Рисунок с противоположным свойством»
3.Упражнение «Графический диктант»
4.Упражнение «Рисунок из фигур»
5.Упражнение «Самый, самый» 1
9 1.Развитие произвольности восприятия
2.Развитие произвольности внимания
3.Ориентация в пространстве 1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2.Упражнение «Закрась фигуры»
3.Упражнение «Дорожки»
4.Упражнение «Маршрут» 1
10. 1.Развитие произвольности восприятия
2.Ориентация в пространстве
3.Развитие моторики 1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2.Упражнение «Необычное письмо»
3.Упражнение «Скопируй точки»
4.Упражнение «Лягушка»
5.Упражнение «Графический диктант» 1
11. 1.Развитие восприятия
2.Зрительный анализ
3.Развитие произвольности внимания
4.Развитие произвольности восприятия 1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2.Упражнение «Спрятанные фигуры»
3.Упражнение «Поймай слово»
4.Упражнение «Необычное письмо»
5.Упражнение «Звучащие предметы» 1
12. 1.Ориентация в пространстве
2.Развитие произвольности внимания
3.Развитие произвольности восприятия
4.Зрительный анализ 1.Упражнение «Колечко»
2.Упражнение «Скопируй точки»
3.Упражнение «Запомни и запиши»
4.Упражнение «Контуры»
5.Упражнение «Кулачки»
1
13. 1.Ориентация в пространстве
2.Развитие произвольности внимания
1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2.Упражнение «Самый, самый»
3.Упражнение «Маршрут»
4.Упражнение «Переплетённые линии»
5.Упражнение «Звучащие предметы» 1
14. 1.Развитие произвольности восприятия
2.Развитие произвольности запоминания
3.Развитие произвольности внимания 1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2.Упражнение «Что изменилось?»
3.Упражнение «Копирование по точкам»
4.Упражнение «Перекрестное марширование»
5.Упражнение «Маршрут» 1
15. 1.Развитие воображения
2.Развитие произвольности восприятия
3.Ориентация в пространстве 1.Упражнение «Восьмерка»
2.Упражнение «Волшебный карандаш»
3.Упражнение «Скопируй точки»
4.Упражнение «Лезгинка»
5.Упражнение «Маршрут» 1
16. 1.Ориентация в пространстве
2.Развитие моторики
3.Развитие произвольности восприятия 1.Упражнение «Колечко»
2.Упражнение «Спрятанные фигуры»
3.Упражнение «Закрась фигуры»
4.Упражнение «Поймай слово»
5.Упражнение «Запомни и запиши»
6.Упражнение «Кулачки» 1
17. 1.Развитие произвольности внимания
2.Развитие произвольности запоминания
3.Развитие произвольности восприятия
4.Развитие воображения 1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2.Упражнение «Поймай слово»
3.Упражнение «Волшебный карандаш»
4.Упражнение «Графический диктант»
5.Упражнение «Что изменилось»
6.Упражнение «Огонь и лёд» 1
18. 1.Развитие произвольности внимания
2.Развитие мышления 1.Упражнение «Лягушка»
2.Упражнение «Найди отличия»
3.Упражнение «Сравни»
4.Упражнение «Четвертый лишний»
5.Упражнение «Копирование по точкам»
6.Упражнение «Огонь и лёд» 1
19. 1.Развитие концентрации внимания
2.Развитие произвольности восприятия
3.Развитие произвольности запоминания
4.Развитие мышления 1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2.Упражнение «Пиктограммы»
3.Упражнение «Найди пару»
4.Упражнение «Ухо – нос» 1
20. 1.Развитие мышления
2.Развитие произвольности восприятия
3.Зрительный анализ 1.Упражнение «Лягушка»
2.Упражнение «Найди существенное»
3.Упражнение «Графический диктант»
4.Упражнение «Спрятанные фигуры»
5.Упражнение «Огонь и лёд» 1
21. 1.Развитие произвольности запоминания
2.Развитие произвольности восприятия
3.Развитие воображения
1.Упражнение «Восьмерка»
2.Упражнение «Послушай и ответь»
3.Упражнение «Необычное письмо»
4.Упражнение «Ухо-нос»
5.Упражнение «Найди отличия»
6.Упражнение «Волшебный карандаш» 1
22. 1.Развитие логического запоминания
2.Развитие мышления
3.Развитие концентрации внимания 1.Упражнение «Кулак – ребро – ладонь»
2.Упражнение «Подбери слово»
3.Упражнение «Запомни и запиши»
4.Упражнение «Найди существенное»
5.Упражнение «Кулачки» 1
23. 1.Развитие мышления
2.Развитие произвольности запоминания
3.Развитие произвольности внимания 1.Упражнение «Лезгинка»
2.Упражнение «Сравни»
3.Упражнение «Послушай и ответь»
4.Упражнение «Перекрестное марширование»
5.Упражнение «Графический диктант» 1
24. 1.Развитие мышления
2.Развитие произвольности восприятия
1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2.Упражнение «Найди существенное»
3.Упражнение «Найди пару»
4.Упражнение «Спрятанные фигуры»
5.Упражнение «Мельница» 1
25. 1.Развитие произвольности внимания
2.Развитие мышления
3.Развитие моторики 1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2.Упражнение «Найди пару»
3.Упражнение «Расскажи о…»
4.Упражнение «Художники»
5.Упражнение «Мельница» 1
26. 1.Развитие произвольности восприятия
2.Развитие моторики
3.Развитие мышления 1.Упражнение «Колечко»
2.Упражнение «Контуры»
3.Упражение «Копирование по точкам»
4.Упражнение «Рисуем двумя руками
5.Упражнение «Перекрёстное марширование» 1
27. 1.Развитие концентрации внимания
2.Развитие произвольности внимания
3.Развитие мышления
4.Развитие речи 1.Упражнение «Лезгинка»
2.Упражнение «Расскажи о …»
3.Упражнение «Перепутанный рассказ»
4.Упражнение «Перекрестное марширование»
5.Упражнение «Найди отличия» 1
28. 1.Развитие мышления
2.Развитие произвольности запоминания
3.Развитие концентрации внимания 1.Упражнение «Восьмерка»
2.Упражнение «Закономерности»
3.Упражнение «Художник»
4.Упражнение «Послушай и ответь»
5.Упражнение «Ухо – нос» 1
29. 1.Развитие мышления
2.Ориентация в пространстве
3.Развитие произвольности запоминания 1.Упражнение «Лезгинка»
2.Упражнение «Ребусы»
3.Упражнение «Раскрась по маршруту»
4.Упражнение «Перекрёстное марширование»
5.Упражнение «Послушай и ответь» 1
30. 1.Развитие произвольности восприятия
2.Развитие концентрации внимания
3.Развитие моторики
4.Развитие мышления 1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2.Упражнение «Копирование по точкам»
3.Упражнение «Контуры»
4. Упражнение «Художник»
5.Упражнение «Часть – Целое»
6.Упражнение «Огонь и лёд» 1
31. 1.Развитие произвольности восприятия
2.Развитие мышления
3.Развитие моторики
4.Развитие произвольности внимания 1.Упражнение «Колечко»
2.Упражнение «Рисуем по клеточкам»
3.Упражнение «Ребусы»
4.Упражнение «Рисуем двумя руками»
5.Упражнение «Кулачки»
6.Упражнение «Найди отличия» 1
32. 1.Развитие мышления
2. Развитие моторики
3.Развитие произвольности восприятия 1.Упражнение «Кулак-ребро-ладонь»
2.Упражнение «Лишняя фигура»
3.Упражнение «Рисунок двумя руками»
4.Упражнение «Ухо – Нос»
5.Упражнение «Рисунок по клеткам» 1
33. 1.Развитие моторики
2.Развитие зрительной памяти
3.Развитие воображения
4.Словарное развитие 1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2.Упражнение «Ребусы»
3.Упражнение «Закономерности»
4.Упражнение «Раскрась по маршруту»
5.Упражнение «Угадай по признакам»
6.Упражнение «Кулачки» 1
34. 1.Развитие мышления
2.Ориентация в пространстве
3.Развитие произвольности запоминания
4.Развитие произвольности внимания
1.Упражнение «Движение по 4-м направлениям и диагоналям с дыханием»
2.Упражнение «Расскажи о…»
3.Упражнение «Перепутанный рассказ»
4.Упражнение «Раскрась по маршруту»
5.Упражнение «Запомни и ответь»
6.Упражнение «Огонь и Лёд» 1