Рабочая программа по школьному телевидению

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 25 с углубленным изучением
отдельных предметов г. Россоши Россошанского муниципального района
Воронежской области









«Рассмотрено на заседании МО»
Руководитель МО

Л.Н.Хайменова___________
Протокол № 1
от « » августа 2015г.
«Согласовано»
Зам. дир. по УВР
Т. И. Садовничая_________

от « » августа 2015г.
«Утверждаю»
Директор МКОУ СОШ
№ 25с УИОП г. Россошь В.Ф.Ловцова______________
Приказ № 195
от « » сентября 2015г.








Программа
дополнительного объединения
Школьное телевидение
«ТВ-25»- II год обучения 7-11 класс
направление «художественно - эстетическое»
площадка для занятий творчеством







Разработала:
педагог дополнительного образования
Л.И. Швечикова








2015- 2016 г.г.
1.Пояснительная записка.

Изменение информационной структуры общества требует нового подхода к формам работы . Получили новое развитие средства информации: глобальные компьютерные сети, телевидение, радио, мобильные телефонные сети, факсимильная связь. Новые информационные технологии должны стать инструментом для познания мира и осознания себя в нём, а не просто средством для получения удовольствия от компьютерных игр и «скачивания» тем для рефератов из Интернета.
Необходимо одновременно помогать в анализе и понимании устного и печатного слова, содействовать тому, чтобы они сами могли рассказать о происходящих событиях, высказаться о своём социальном, политическом окружении. Эти два аспекта теснейшим образом связаны и дополняют друг друга в программе «Школьная телестудия «ТВ-25». Данная программа нацелена на освоение современных информационных технологий, совершенствование основных видов речевой деятельности в их единстве и взаимосвязи; подразумевает теоретическую и практическую подготовку.
Настоящая программа социально-педагогического направления. Предполагает овладение навыками создания видеороликов, воспитание интересов к тележурналистике, выявление индивидуальных особенностей учащихся, развитие творческих способностей. Теоретические и практические занятия призваны дать представление о специфике деятельности телевизионного ведущего, особенностях телевизионного производства и телевизионных технологиях - организационной, сценарной, операторской, режиссерской. Производство телепрограммы - особая профессиональная и психологическая среда, требующая как от телеведущего, так и от участников программы (ньюсмэйкеров, героев репортажей, гостей в студии) определенных навыков и способностей. Как создается телевизионная атмосфера? В чем специфика работы "на камеру"? Как подготовиться к телевизионному общению? Что должен знать и уметь телеведущий? Как создается экранный образ? В чем секрет популярности телевизионных ведущих?
Программа призвана прояснить эти и многие другие вопросы. Особая задача на тренинге - отработка навыков и приемов работы в кадре. Обучающиеся овладевают знаниями и опытом общения с компьютером и техническим оснащением телестудии, осваивают компьютерные программы позволяющие производить запись и монтаж телепрограмм..

Новизна: данной программы состоит в том, что она даёт возможность использовать навыки, полученные во время обучения основам тележурналистского мастерства, включая детей в систему средств массовой коммуникации общества.
Благодаря занятиям в объединении «Школьная телестудия ТВ -25» обучающиеся учатся работать коллективно, решать вопросы с учётом интересов окружающих людей, учатся контактировать с разными людьми, помогать друг другу, учатся оценивать события с нравственных позиций, приобретают навыки контролировать себя, становятся более эрудированными и коммуникабельными людьми; повышается общий уровень культуры; у обучающихся объединения ограждены от отрицательного влияния окружающей среды.

Программа носит комплексный характер и включает в себя различные элементы:
обучение основам телевизионных специальностей: тележурналистика, операторское мастерство, видеомонтаж;
развитие творческих, коммуникативных способностей личности в процессе участия в творческом телевизионном процессе;
участие в социально-значимой деятельности самоуправляемого коллектива.

2. Общая характеристика программы.
Одной из эффективных форм образовательной деятельности обучающихся в школе является создание школьного телевидения. Работа по созданию школьных телепередач помогает выявить активных, талантливых , поэтому создание школьного телевидения очень актуально.
Цель: Создание школьного телевидения в целях повышения результативности учебно-воспитательного процесса, развития личностных качеств.
В соответствии с целью, объектом и предметом проекта представляется необходимым охарактеризовать сущность и природу нравственности, описать процесс формирования нравственных качеств, выявить особенности воспитательной роли телевидения в обществе в целом, определить роль форм общения на телевидении на воздействие процесса воспитания , выявить особенности личности журналиста и текстов телевизионной коммуникации.
Задачи:
-создать школьное телевидение
-организовать объединение
-набрать группу для работы в телевидении.
- реализовать компьютерные программы.
Основными функциями школьного телевидения являются:
- обеспечение систематических съёмок, не менее 1-2 раза в месяц,   телепередач в соответствии с интересами обучающихся и необходимостью воспитательной работы школы;
- организация постоянно-действующих направлений школьного ТВ;
- создание и воплощение в телепередачи различных проектов по интересам учащихся;
- участие учащихся школы в подготовке материалов телепередач,  организации съёмок, выступление в различных ролях, участие в монтаже   телепередач;
- вовлечение всех обучающихся в работу ТВ;

Программа складывается из нескольких направлений: информационное, обучающее, воспитательное, развивающее:
- школьные новости;
- патриотическое направление;
- спортивное направление;
- тематическое (культура речи);
- проекты по интересам обучающихся и т.д.

Тематика телепередач, формы выпусков, рубрики передач могут быть весьма разнообразными: праздничные программы, музыкальные программы, поздравления и тематические выпуски, спортивные новости и другие.

Программа предполагает выпуск передач по самым различным направлениям: спортивно- оздоровительное, гуманитарное, художественно - эстетическое,
гражданско – патриотическое, развлекательное.
Каждую тему занятия необходимо облечь в разнообразную и интересную форму:
- составление и написание интервью,
-составление и написание репортажей,
-репортажи с места проведения различных мероприятий,
-репортажи с городских мероприятий и праздников.

Участие в системе школьного телевещания развивает важные личностные качества, формирует необходимые ключевые компетенции , такие как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи и является эффективной формой образовательной деятельности.
Работа «Школьного телевидения «ТВ-25 » рассчитана на совместную работу
со школьным самоуправлением, администрацией школы.

Школьное телевидение обладает следующими преимуществами:
Участие в системе школьного телевещания развивает такие важные личностные качества, как коммуникабельность, общую эрудицию, уровень культуры, выразительность речи, дисциплину и ответственность за порученное дело, позволяет максимально проявить свои возможности в избранной области деятельности и даже сказывается на профессиональном самоопределении. Наиболее эффективной формой обучения является подготовка будущих корреспондентов, дикторов, операторов, монтажеров.
Инструментарий для оценивания - творческие работы.

3. Описание места в плане программы.
Возраст обучающих в реализации данной программы 12-16 лет. Интерес к информационным технологиям дети проявляют с ранних лет. В объединении могут заниматься и мальчики и девочки. Набор - по желанию. Количество обучающихся в группе:8-10 человек. (Согласно приложению Сан ПиН 2.4.4.1251-03) .
Сроки реализации : программа рассчитана на 5 лет обучения.
Формы и режим занятий: 2 часа в неделю. Общий объем занятий 5-6 класс в год составляет 74 часа.
Формы и методы занятий:  беседа, общение, индивидуальное общение, лекция, демонстрация-объяснение, практическое занятие, съёмки телепрограмм, сюжетное построение, тренинги, игры, просмотр видеороликов с последующим анализом их речевого сопровождения; проблемный разбор самого удачного/неудачного репортажа месяца; встречи с работниками СМИ.

Основными функциями школьного телевидения являются:
- обеспечение систематических съёмок, не менее 1-2 раза в месяц,     телепередач в соответствии с интересами учащихся и необходимостью воспитательной работы школы;
- организация постоянно-действующих направлений школьного ТВ;
- создание и воплощение в телепередачи различных проектов по      интересам учащихся;
- участие учащихся школы в подготовке материалов телепередач,     организации съёмок, выступление в различных ролях, участие в монтаже   телепередач;
- вовлечение всех учащихся в работу ТВ;
.
4. Описание ценностных ориентиров программы.
Основными ценностными ориентирами содержания программы являются:
1. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству вещания в процессе освоения содержания как опыта обобщения и осмысления жизни человека,
его чувств и мыслей.
2. Формирование картины мира во взаимодействии народного и профессионального творчества, композиторских, национальных и эпохальных стилей, музыкальных произведений разных жанров, форм и типов драматургии.
3. Формирование невербального общения, значимой для воспитания воображения и интуиции, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию.
4. Развитие гибкого интонационно-образного мышления, позволяющего учащимся адекватно воспринимать произведения разнообразных жанров и форм, глубоко погружаться в наиболее значимые из них, схватывать существенные черты, типичные для ряда произведений.
5. Разнообразие видов исполнительской музыкальной деятельности помогает учащимся войти в мир музыкального искусства, развить музыкальную память, воспитать художественный вкус.
6.Формирование у учащихся умения решать творческие задачи во внеурочной деятельности, принимать участие в художественных проектах класса, школы, культурных событиях села, города, района и др.
Содержание обучения ориентировано на целенаправленную организацию и планомерное формирование творческой, учебной деятельности, способствующей развитию личностных, коммуникативных, познавательных и предметных компетенций учащегося.
Одной из актуальных задач современного образования и воспитания является обращение к национальным, культурным традициям своего народа, родного края, формирование у подрастающего поколения интереса и уважения к своим истокам.

5. Личностные, метапредметные и предметные
результаты освоения программы.
Личностные результаты программы должны отражать: 1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей  многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций; 2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий; 3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов; 4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире; 5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; 6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; 7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств; 8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; 10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения должны отражать: 1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления; 2)  освоение способов решения проблем творческого и поискового характера; 3)  формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; 4)  формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; 5)   освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии; 6)   использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач; 7)  активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач; 8)  использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки,  готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета; 9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах; 10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям; 11)  готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; 12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих; 13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества; 14)  овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета; 15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами; 16)    умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного предмета.
6. Содержание программы:
Содержание программы составляет освоение ИКТ компетентными обучающими Видеопрограмм Pinacl - Studio HD ; Adobe Rrimier. Осваивают такие приемы: записьпрямого видео с видеокамеры, правильный отборактуального материала. Кроме того, создают передачу, с последующей его трансляцией.
Основные направления деятельности школьного телевидения:
Школьное телевидение является самой оперативной и многогранной формой передачи информации о событиях и фактах из жизни гимназии и города , поэтому основным направлением деятельности является -информационная;
Подготовка программ требует вовлечения в различные формы деятельности: обучающиеся получают возможность попробовать свои силы в качестве корреспондента, диктора, звукооператора, оператора, монтажера. Обучение являются современными технологиям, основным навыкам записи и воспроизведения фонограмм и телепередач, работа с аудиотехникой и видеотехникой являются эффективной формой развития . В результате работы с ними возрастает их мотивация к образованию, поэтому вторым направлением кружковой работы является образовательная деятельность.

Организация внеклассной воспитательной работы с обучающимися на базе школьного телевидения позволяет с пользой занять их свободное время, учиться подавать любую информацию заинтересованно, внося в сообщения своё личное отношение.

Тематика передач: выпуск информационных программ; тематические выпуски к классным часам на важные и нужные для ребят темы; праздничные программы к юбилейным датам и красным дням календаря; музыкальные (поздравительные) программы по заявкам участников образовательного процесса; конкурсы и викторины (2-3 раза в год), поэтому третьим направлением кружковой работы является воспитательная деятельность.

Тематика передач: выпуск информационных программ; тематические выпуски к классным часам на важные и нужные для ребят темы; праздничные программы к юбилейным датам и красным дням календаря; музыкальные (поздравительные) программы по заявкам участников образовательного процесса; конкурсы и викторины (2-3 раза в год).

Каждую тему передачи надо стараться облечь в интересную форму (диалоги, репортажи, интервью), стремиться говорить о серьёзном просто и ненавязчиво, уметь пошутить и крепко задеть сатирическим словом того, кто это заслужил.

Планируемым результатом является выпуск телепередач по четырем направлениям:
-спортивно-оздоровительное:
1. Глобальная неделя безопасности «Минутки безопасности»
2. Всемирный день здоровья- 7 апреля.
3. Новости о спортивной жизни школы
- гуманитарное (нравственное)
1. День славянской письменности и культуры-24 мая.
-художественно-эстетическое:
1. Звезда с звездою говорит (цикл передач о лучших учениках школы)
2. В гостях у деда Мороза
3. 1 апреля - День смеха.
4. 8 марта.
5. 23 февраля.
6. Ура, каникулы!
- гражданско-патриотическое:
1 .Начало всех земных профессий - учителя, (тематическая передача ко Дню учителя)
2.Тематическая передача к Дню матери.
3.Славные сыны Отечества. Тематическая передача к 23 февраля.
4. Тематическая передача- поздравление учителей к 8 марта.
5. День Российской Конституции. Тематическая передача.
6. Тематическая передача, посвященная Дню Победы
7. «День героя», « Митинг День освобождения г.Россошь», «За честь школы»,
«День памяти Б.И.Рябцева ; И.А.Письменного».
Кроме тематических передач предполагается выпуск постоянно
действующих рубрик:
1 .Школьные новости.
2. Говорит дежурный класс.
3.Спортивный репортаж.
4.Это интересно.
5. Почемучка.
6. Календарь знаменательных дат.

7. Календарно- тематическое планирование.
II год обучения

Тема занятия
Виды деятельности обучающихся
Кол-во часов
Дата




теория
практика
всего


1
Краткая история телевидения.
Устройство видеокамер
Вводное занятие. Электробезопасность Основные понятия и определения.

0,5
0,5 
1


3
Видеокамера
Устройство видеокамер.
Изучают устройство цифровой видеокамеры. Обращение с видеокамерой.
 0,5
 0,5 
1


4
Видеокамера. Устройство видеокамер.
Изучают устройство цифровой видеокамеры.Обращение с видеокамерой.
 0,5 
 0,5
1
 

5
Цифровые видеокамеры
Изучают модели цифровых видеокамер.
 0,5
  0,5
1


6
Съемка эпизода
Умение выбирать определять ход событий.
0,5
0,5
1


7
Съемка в регулируемой экспозиции.
Умение регулировать в ручном режиме.
0,5
0,5
1


8
Монтаж музыки
Умение музыкой подчеркнуть главное.
0,5
0,5
1


9
Съемка интервью
Умение правильно определять место для интервью.
0,5
0,5
1


10
Создание титров.
Умение работать над телесюжетом .
0,5
0,5
1


11
Основные настройки видеокамеры.
Изучают как влияет скорость срабатывании затвора, яркость изображения и эффект движения.
0,5
0,5
1


12
Диафрагма и выдержка
Изучают как влияет Диафрагма и выдержка на величину экспозиции.
0,5 
0,5
1


14
Настройка резкости
Изучают правила установки камеры. как правильно снимать объекты, находящиеся в движении.
0,5 
0,5
1


15
Ручная фокусировка. Режим автофокусировки. Фокусировка и глубина резкости.
Изучают расстояние до объекта и фокусное расстояние объектива...
0,5
0,5
1


16
Ручная фокусировка.
Режим автофокусировки. Фокусировка и глубина резкости.
Изучают расстояние до объекта и фокусное расстояние объектива...
0,5
0,5
1
.

17
Свет и цвет.
Формируют понятие о цветовом балансе, цветовой температуре солнечного света.
0,5
0,5
1
.

18
Свет и цвет.
Формируют понятие о цветовом балансе, цветовой температуре солнечного света.
0,5
0,5 
1


19
Создание сюжета

Изучают работу настройки системы Создание сюжета на произвольную тему.
 0,5
0,5
1
 

20
Создание сюжета на произвольную тему
Изучают работу настройки системы
0,5
0,5
1


21
Создание сюжета на произвольную тему
Устойчивость камеры при съемках без штатива.Просмотр учебного фильма
0,5
0,5
1


22
Основные правила видеоряда
Приобретают навыков нарезки видеоряда.
Требования к видеоряду.
Основные правила видеосъемки.
0,5
0,5
1


23
Основные правила видеоряда
Приобретают навыков нарезки видеоряда. Требования к видеоряду. Основные правила видеосъемки.
0,5 
0,5
1


24
Картинка» - основа телесюжета
Пректируют раработки «Родная природа», Достопримечательности города.»
0,5
0,5
1


25
Картинка» - основа телесюжета
Уметь составлять композицию кадра.
0,5 
0,5
1


26
Картинка» - основа телесюжета
Уметь составлять план: крупный, средний, общий. Ракурс.
0,5
0,5 
1


27
Картинка» - основа телесюжета
Уметь видеть Перспективу. Глубину кадра. Свет и цвет.
0,5
0,5
1


28
Картинка» - основа телесюжета
Обрезка, «воздух». Съемка диалога.
0,5
0,5
1


29
Съемка телесюжета. Картинка» - основа телесюжета
Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.
0,5
0,5
1


30
Съемка телесюжета. Картинка» - основа телесюжета.
Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.
0,5
0,5
1


31
«Картинка» - основа телесюжета. Алгоритм работы оператора при съемке телесюжета.
Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.
0,5
0,5
1


32
Алгоритм работы оператора при съемке телесюжета.
Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.
0,5
0,5
1


33
Съемка в особых условиях.
Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.
0,5
0,5
1
 

34
Выпуск новостей.
Взаимодействие оператора и журналиста по решению творческой задачи.
0,5 
0,5
1


35
Съемка телесюжета. Картинка» - основа
Раработка проекта, «Школьные праздники»
0,5
0,5 
1


36
Съемка телесюжета. Картинка» - основа
Уметь снимать план: крупный, средний, общий. Ракурс.
 0,5
0,5
1


37
Основы нелинейного монтажа
Изучение оборудования
нелинейного монтажа
0,5
0,5
1
.


Основы нелинейного монтажа.
Программы для обработки и просмотра видеофайлов.

Работа с видеофайлами на компьютере.
0,5
0,5
1



Основы нелинейного монтажа.
Программы для обработки и просмотра видеофайлов.
Создание сюжета проекта «Никто не забыт, ничто не забыто
0,5
0,5
1
.


Основы нелинейного монтажа.
Монтажный план сюжета. Обработка исходного материала.
0,5
0,5
1



Выпуск новостей.
Создание сюжета.
0,5
0,5
1



Итого:
37 ч.


8. Условия реализации программы.
Желание детей. Постоянный контингент воспитанников.
Материально-технические условия: Кабинет информатики с выходом в сеть Интернет и организованной локальной сетью. Видео и звуковоспроизводящая аппаратура: видеокамеры, микрофон, колонки, фотоаппарат, компьютеры, видеопроектор, экран, штативы.

9.Список используемой литературы.

К. Станиславский "Работа над собой в творческом процессе переживания" Москва, Искусство, 1995г.
В.О. Топорков. " Станиславский на репетиции" Москва, 2005г.
М.П .Лилина. "Устранять актерские недуги", Москва, Презентация, 2002г.
Н.М. Горчаков. "Режиссерские уроки". Москва, Арнир. 2006г.
Л.Костецкая. "Школа телеведущих", Новосибирск, , 2002г.
Система средств массовой информации России. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996, факультет журналистики / Под ред. проф. Я.Н. Засурского.
Работа современного репортера. МГУ им. М.В. Ломоносова, 1996.
Джон Кин. Средства массовой информации и демократия. М., 1994.
Н.Б. Шкопоров. Как психологически правильно брать интервью.М.,1990.

10. Список рекомендуемой литературы
для обучающихся.

Правовое поле журналиста. Справочник. М., 1971.
Л.И. Маленкова. Человековедение. М., 1993.
Д.Э. Розенталь. Практическая стилистика русского языка. М., 1974.
В.В. Кеворков. Рекламный текст. М., 1996.
Игры для интенсивного обучения / Под ред. В.В. Петрусинского. М., 1991.
Кожина М.Н. Стилистика русского языка. -М., 1983
Литературная энциклопедия терминов и понятий/ Гл. ред. и сост. А.Н. Николюкин.- М., 2001
Розенталь Д.Э. А как лучше сказать? – М., 1988
Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Занимательная стилистика. – М., 1988
Сопер П.Л. Основы искусства речи. – М., 1992











13 PAGE \* MERGEFORMAT 141015