Рабочая программа Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению


Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Некрасовская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
На заседании  МО
Руководитель:
_____________Сергеева И.П.
Протокол № ______
 «___»__________2014 г. «Согласовано»
Зам. директора  по УВР
 МОУ «Некрасовская СОШ»
__________ Батяева Л.Р.
«____»__________2014 г. «Утверждаю»
Директор    
МОУ «Некрасовская СОШ»
 ___________ Мамыко С.В.
Приказ №______
 «___»___________   2014 г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Курса « Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»
Составитель: Ильина Н.М.
учитель начальных классов
Некрасово, 2014-2015 уч. год
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная программа психологического сопровождения имеет своей направленностью комплексное развитие ребенка на всех этапах его становления: социальном, эмоциональном, коммуникативном, мотивационном.
В содержании программы предусмотрен ряд правил, определяющих эффективность проводимой работы:
 Необходимым условием при проведении занятий служит строгое соблюдение правила начала и окончания работы
 Наибольшую успешность проведения занятий обеспечивает включенность психолога-ведущего в выполнение упражнений вместе с участниками группы.
 Вариативность используемых заданий.
Данная программа ориентирована на создание необходимых условий для прорастания субъектности дошкольника и его стремления к познанию всего нового. Потребность ребенка в принятии статуса ученика, его активность в процессе познания окружающей действительности, способов взаимодействия со взрослым и сверстниками являются важной возрастной задачей на этапе подготовки к школьному обучению.
Ожидаемый результат данной программы в первую очередь характеризуется позитивным отношением ребенка к занятиям; отсутствием тяжелых эмоциональных состояний (агрессии, тревожности, враждебности).
Тип программы: диагностико-развивающий
Диапазон программы: старший дошкольный возраст.
Цель программы: психологическое сопровождение ребенка дошкольного возраста, направленное на становление его физиологической, познавательной, мотивационной, коммуникативной и социальной компетентности.
Задачи программы:
 развитие интеллектуальной, эмоционально-волевой, речевой, личностной сфер;
 развитие произвольности поведения;
 снижение уровня тревожных переживаний;
 развитие навыков общения, сотрудничества в группе сверстников и при взаимодействии с другими людьми;
 обращение к эмоциональной сфере ребенка, обучение навыкам овладения собственными переживаниями и эмоциональными состояниями;
 поддержка благоприятного психологического климата, обеспечивающего возможность полноценного личностного развития ребенка.
Методы реализации программы:
 игра;
 беседа;
 рисуночный метод;
 методики эмоционального расслабления;
 наблюдение;
Условия реализации программы
Для проведения занятий необходимо просторный кабинет с рабочей зоной и зоной отдыха. Пространство рабочей зоны оборудовано столами и стульями для каждого участника, зона отдыха – место, где можно свободно двигаться. Для каждого участника занятий потребуется набор цветных карандашей, краски для рисования, пластилин, простой карандаш, альбом для рисования. Для проведения этюдов на физическое восстановление, а также с целью создания благоприятной эмоциональной атмосферы на занятиях рекомендуется использование аудиозаписей (музыкальные коллекции звуков моря, леса и т.п.).
Содержание программы
Программа включает 5 тематических блоков. Каждое занятие посвящено одной теме. Четырнадцать «лесных» сказок раскрывают пять основных тем-блоков для старших дошкольников: адаптация к школе; отношение к вещам; отношение к урокам; отношение к здоровью; школьные конфликты.
Тематический блок включает задания на развитие произвольности поведения, познавательной, эмоционально-волевой, мотивационной и коммуникативной сфер ребенка.
Используемый подбор тематик для блоков обусловлен логикой знакомства подрастающего человека с многообразием окружающего мира.
Периодичность занятий – 2 раза в месяц. Продолжительность – не более 30 минут. Программа рассчитана на 14 занятий.
В отечественной психологии теоретическая проработка проблемы психологической готовности к школьному обучению основана на трудах Л.С. Выготского. Ею занимались классики детской психологии Л.И. Божович, Д.Б. Эльконин и продолжают заниматься известные современные специалисты Л.А. Венгер, Н.И. Гуткина, И.В. Дубровина, Е.Е. Кравцова, B.C. Мухина и другие.
Российские психологи под психологической готовностью к школьному обучению понимают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной учебной программы в условиях обучения в коллективе сверстников. Необходимый и достаточный уровень актуального развития должен быть таким, чтобы программа обучения попадала в «зону ближайшего развития» (Л.С. Выготский) ребенка. Во всех исследованиях, несмотря на различие подходов, признается факт, что эффективным школьное обучение будет только в том случае, если первоклассник обладает необходимыми и достаточными для начального этапа обучения качествами, которые затем в учебном процессе развиваются и совершенствуются. Исходя из этого положения, можно сформулировать определение психологической готовности к школе.
Психологическая готовность к школе — это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы в условиях обучения в группе сверстников.
Традиционно выделяется три аспекта школьной зрелости: интеллектуальный, эмоциональный, социальный.
Под интеллектуальной готовностью понимается развитие мыслительных процессов – способность обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы; возможность логического запоминания; концентрация внимания; умение воспроизводить образец, а также развитие тонких движений руки и сенсомоторную координацию. Такая интеллектуальная зрелость в существенной мере отражает функциональное созревание структур головного мозга.
Социальная готовность к школе включает формирование у ребёнка готовности к принятию новой социальной позиции школьника, имеющего круг важных обязанностей и прав. Эта готовность выражается в отношении ребёнка к школе, учителям и учебной деятельности.
Эмоциональная зрелость в основном понимается как уменьшение импульсивных реакций и возможность длительное время выполнять не очень привлекательное задание.
Несформированность одного из компонентов психологической готовности является не благоприятным вариантом развития и ведет к затруднениям в адаптации к школе: в учебной и социально-психологической сфере. Проанализировав данную литературу, можно предположить, что программа «Приключения будущих первоклассников» Н.Ю. Куражевой будет содействовать успешному освоению учебной деятельности обучающихся.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
После каждого занятия у родителей есть возможность узнать об успехах ребенка на занятии, получить рекомендации педагогов. В курс «Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению» включена диагностика на психологическую готовность к обучению в школе. По итогам программы проводится индивидуальная психологическая консультация.
Планируемые результаты:
Способность слышать инструкцию и действовать в соответствии с ней, подчиняться правилам;
Усидчивость и внимательность при групповой работе;
Умение проговаривать и адекватно выражать свои переживания в сложных эмоциональных ситуациях (проигрыш, неоправданные ожидания, провокации со стороны других ребят);
Самостоятельность и организованность;
Способность проявлять инициативу и уверенность.
Тематическое планирование по курсу:
«Психологическое сопровождение дошкольника при подготовке к школьному обучению»
№ занятия Тема занятия
Сказки для школьной адаптации:
1 Создание «Лесной школы»
2 Букет для учителя
3 Школьные правила
Сказки об отношении учеников к атрибутикам школьной образовательной среды:
4 Собирание портфеля
5 Госпожа Аккуратность
6 Жадность
Сказки об отношении учеников к урокам, к знаниям:
7 Домашнее задание и школьные оценки
8 Подсказка
Сказки о здоровье, в том числе психическом:
9 Обманный отдых
10 Прививка
11 Больной друг
Сказки о школьных конфликтах:
12 Ябеда. Обида.
13 Шапка-невидимка (демонстративное поведение)
14 Задача для Лисенка (ложь)
Диагностика.
Консультирование родителей.