Методическая разработка классного часа Трагедия Холокоста


«Уроки Холокоста», посвященные истории катастрофы еврейского народа в годы Второй мировой войны
Классный час: «Трагедия Холокоста»Памяти жертв Холокоста посвящается…(гражданское и патриотическое направления в воспитании)
Раздать детям листы или в презентации:
Что такое Холокост?
Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?
Что является причинами Холокоста?
Кто стал его жертвами?
Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в человеческой истории, полной войн и убийств? Почему?
Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
Описание работы.Электронное сопровождение к тематическому классному часу представлено в формате Microsoft Power Point, видеоприложениеУчебно-методические рекомендации.Основная ученическая аудитория – учащиеся 7 – 11 классов.Занятие рассчитано на 1 час (урок). Форма занятия – интерактивный диалог с аудиторией с демонстрацией презентации, видеоматериала. Цели:
усвоение уроков Холокоста для воспитания толерантного сознания в современном мире; 
формирование навыков критического осмысления и выработки мировоззренческих суждений.
Задачи: 
ознакомление школьников с некоторыми документами и фотоматериалами по истории Холокоста;
формирование толерантного сознания;
формирование исторического мышления и сочувствия к жертвам геноцида;
Ход мероприятия
Ведущий 1:
Сегодня наш классный час посвящён памяти жертв нацизма, жертв Холокоста. Знание уроков Холокоста необходимо, прежде всего, для того, чтобы подобный геноцид не повторился против какого-либо народа на Земле.
Ведущий 2:
Прежде чем рассмотреть хронологию развития Холокоста, давайте ознакомимся с понятием «ХОЛОКОСТ».
На входе вам раздали листочки с вопросами:
1.Что такое Холокост?
2.Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?
3.Что является причинами Холокоста?
4.Кто стал его жертвами?
Кто уверенно и точно мог бы сейчас ответить на эти вопросы? (ответы детей)
Ведущий 1:
Холокост – от др/греч. всесожжение – систематическое уничтожение, истребление немецкими нацистами миллионов жертв не только еврейского народа, но и представителей других национальностей: русских, поляков, цыган, армян…
Ведущий 2:
Так давайте вспомним, как всё это было…
Сопровождением видеоролика звучит песня на еврейском языке…
(1 видеоролик)
ПРЕЗЕНТАЦИЯ
Ведущий 1: (слайд 1, 2)
Ежегодно 27 января по инициативе ООН отмечается Международный день памяти жертв Холокоста. В узком смысле слова, Холокостом называют преследование и уничтожение еврейского народа фашистской Германией во время Второй мировой войны. В широком смысле слова Холокост – это массовое истребление нацистами представителей различных этнических и социальных групп в период Третьего Рейха. Холокост начался в январе 1933 года, когда к власти пришел Гитлер, и фактически завершился 8 мая 1945 года.
Ведущий 2: (слайды 3, 4, 5, 6, )
Фашисты считали, что цыгане, славяне, евреи, армяне – «расово неполноценные» или просто «враги государства». Кого не убивали сразу, того отправляли либо в гетто, либо в концентрационный лагерь. Гетто – это изолированные районы крупных городов, которые обычно отделялись стеной или колючей проволокой. Трудоспособные евреи должны были трудиться в концентрационных лагерях как рабы; когда у них кончались силы, их убивали. Некоторых использовали для медицинских экспериментов. Только в Польше было создано шесть лагерей смерти, куда отправляли еврейское население Европы (Треблинка, Хелм, Собибор, Майданек, Освенцим и Белжец). В конце 1941 г. там началось массовое уничтожение людей газом.
Ведущий 1: (слайды 7, 8, 9, 10)
Евреи, прибывающие на железнодорожные станции из оккупированных западноевропейских стран, из Украины, Белоруссии, Прибалтики, под предлогом приведения себя в порядок после дороги направлялись в "душевые". В помещение подавался газ, и через 5 минут люди, находившиеся в газовой камере, погибали. В Освенциме за один день подобным образом убивали 12 тысяч человек, тела которых впоследствии сжигались в печах крематория. Один из немногих выживших узников Освенцима вспоминал: "Две самые большие газовые камеры были рассчитаны на 1450 человек, но эсэсовцы загоняли туда по 1600 - 1700 человек. Они шли за заключенными и били их палками. Задние толкали впереди идущих. В результате в камеры попадало столько узников, что даже после смерти они оставались стоять. Падать было некуда".
Ведущий 2: (слайды 11, 12)
На территории бывшего СССР таким страшным символом Холокоста стал Бабий Яр в городе Киевe.
Самое массовое убийство при Холокосте произошло в сентябре 1941 года в урочище Бабий Яр недалеко от Киева в Украине, где было убито более 33000 евреев всего за два дня. Евреев заставили раздеться и подойти к краю оврага. Когда немецкие отряды стреляли в них, они падали вниз. Затем нацисты заваливали стены оврага, погребая и мертвых и живых. Полицаи хватали детей и также сбрасывали их в овраг. Убитых было более 150 тысяч. Спаслось из Бабьего Яра 29 человек.
На территории Бабьего Яра в данный момент находятся несколько памятников, как жертвам Холокоста, так и другим советским гражданам, жертвам убийств.
(выходят дети)
Бабий Яр (слайд 13, 14)
Засыпал снег сегодня Бабий Яр. Прикрыл собою братскую могилу. Сто тысяч в ней взывают молча к миру, чтоб в нём не вспыхнул вновь войны пожар! Там, где фашисты сваливали в адубитых и живых, растут берёзы. Смотрю на них и плачу… Эти слёзы погибших не вернут уже назад.
Земля, омытая еврейской кровью Святой клочок средь украинских нив. Вошедший во всемирную историю Печальной песни горестный мотив. Туда идут, чтоб низко поклониться Родным, покоящимся под глубоким рвом, И помолчать под шелест трав и пенье птицы Кружащей над зеленым топольком.
Ведущий 1:
В современном российском обществе молодое поколение мало что знает про Холокост. Об этом практически не говорили в школах. Стоны, крики, плачь, боль, несправедливость – вот что чувствуешь, глядя на архивные кадры тех лет.
(Видеоролик 2).
Ведущий 2:
Дети и Холокост. Как эти два понятия, такие несовместимые, могут существовать вместе?
Созидание и разрушение, надежда и ее крушение, будущее и прошлое, жертвы и палачи…
Преследуя цель – достичь “чистоты арийской нации”, фашисты планомерно уничтожали детей с тем, чтобы не дать возможности жить новому поколению еврейского народа.
(Просмотр видеоряда “Дети Холокоста”).
Почтим минутой молчания жертвы ХОЛОКОСТА…
Ведущий 1:
Примерно 1/3 часть живущего в то время еврейского народа была убита при Холокосте.
Всего только в лагерях на территории Восточной Европы погибли 12 миллионов узников.
Всего жертвами Холокоста стало более 15 миллионов человек!
(выходят дети)
РЕКВИЕМ
Молитвою начать должны мы этот день,чтоб память жертв нацистских мы почтили,пусть души их поднимутся все выше,чтоб они точно знали — мы их не забыли.Когда мир узнаёт про Холокост,немеет сердце, холодеют руки,и просит Господа с рыданием душа,пусть никогда не повторятся эти муки!
Кто дал им право убивать других людей?Кто дал им власть губить чужие жизни?За что страдал и умирал еврей?Не покидают разум эти мысли.Вершина зла, жестокости и мрака.Тревожит сердце слово «Холокост»,И хочется от грусти просто плакать,Не утирая с глаз горячих слез.
День скорби, памяти, печали,Он носит имя Холокост.Сегодня люди вспоминаютТу боль, ужасную до слез.
Ведущий 2:
27 января 1945 года Освенцим освобожден Советской Армией, тем самым были предотвращены дальнейшие массовые казни. Эта дата традиционно отмечается во всем мире как день памяти жертв Холокоста. Это день светлой памяти всех узников концлагерей, обреченных на уничтожение нацизмом.
Спасибо вам за внимание. Я уверена, что сегодня никто не уйдет с нашего мероприятия с холодным сердцем.
Комментарий учителя.
Еврейские и некоторые нееврейские подростки (13-18 лет) имели шанс выжить в том случае, если они могли быть использованы как рабочая сила в принудительно-трудовых лагерях.Их судьба может быть разделена на следующие категории: 1) дети, убитые по прибытии в лагеря смерти;2) дети, уничтоженные непосредственно после рождения или в лечебницах;3) дети, рожденные в гетто или лагерях и выжившие, благодаря заключенным, прятавшим их;4) дети, как правило, старше 12 лет, которых использовали как рабочую силу и как объекты для медицинских экспериментов. Примерные вопросы: 1. Как вы думаете, что побуждало нацистов непрерывно совершать массовые убийства заключенных, в том числе и детей?2.Для чего нацистам понадобилось создавать огромные по площади лагеря смерти? 3. Для чего проводилась селекция в лагере?4. Каковы были условия жизни детей - узников в концлагерях?5. Отличалась ли судьба детей-евреев от судьбы узников других национальностей?
Обобщение по теме.
 А сейчас давайте подведём итоги нашего классного часа. (Учащиеся отвечают на вопросы учителя)
О чем мы сегодня говорили?
Что такое Холокост?
Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?
Что является причинами Холокоста?
Кто стал его жертвами?
Считаете ли вы, что Холокост является уникальным событием в человеческой истории, полной войн и убийств? Почему?
Каково общее значение явления Холокост для каждого из нас?
Приложение 1
Что такое Холокост?
Какой день считается « Международным днем памяти жертвам Холокоста»?
Что является причинами Холокоста?
Кто стал его жертвами?

Список литературы
1)Альтман И. Международный конкурс "Память о Холокосте - путь к толерантности" // Народное образование. – 2005. - N 4. - С. 131-132.
2)Ветте В. Война на уничтожение : вермахт и холокост // Новая и новейшая история. – 1999. - N 3. - С. 72-79.
3)Вьевьорка М. Соблазн антисемитизма. Ненависть к евреям в современной Франции // Диаспоры. - 2007. - N 3. - С. 140-190.
4)Неймарк Н. М. Пламя ненависти : этнические чистки в Европе XX века / Н. М. Неймарк. – М. : СПб. : АИРО-ХХ : Дмитрий Буланин , 2005. - 309 с.Свердловская ОУНБ; КХ; Инв. номер 2303050-КХ
5)Уроки холокоста // Наша власть : дела и лица. - 2010. - N 1/2. - С. 76-77.
6) www.holofond.ru/7) www.yadvashem.org/