Проектная деятельность по духовно — нравственному воспитанию О чём звонят колокола и колокольчики моей России? в старшей группе комбинированной направленности


Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад № м5 комбинированного вида г.Валуйки Белгородской области


Тема «О чём звонят колокола и колокольчики моей России?»
проект по духовно – нравственному воспитанию
в старшей группе комбинированной направленности

Подготовил воспитатель:
Ермолаева Л.В.
Валуйки
2017 г
Звонят, звонят колокола России
Благую весть несут во все края
Любовью к  ближнему живёт Россия
И молодость свою хранит в веках.
Тема «О чём звонят колокола и колокольчики моей России?»
Направленность: духовно – нравственное воспитание
Цель: Вызвать чувство гордости у детей и их родителей за Россию, влюбить в культурное наследие своей страны, в  традиции русского народа через обогащение знаний о колоколах и колокольчиках России.
Задачи:
-знакомить детей старшего дошкольного возраста  с   культурно историческим наследием России.
-узнать о месте колоколов и колокольчиков в жизни русского народа, истории их создания, строении,  кто звонит в колокола, как их отливают.
-вызвать чувство гордости и любви к России, её культурному наследию
привлечь родителей к воспитательно-образовательному процессу;
Задача педагогов и родителей – как можно раньше пробудить в детях любовь к родной земле, к родному дому,  формировать чувство гордости за свою страну, за свой народ. Мировоззрение взрослых, их личный пример, взгляды, суждения –  самые эффективные факторы воспитания. Если мы хотим, чтобы наши дети полюбили свою страну, свой город, нам нужно показывать их с привлекательной стороны.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой ребёнок, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе…
Этим объектом восхищения могут стать колокола и колокольчики России, их звон, история и место в жизни русского народа.
Участниками проекта станут родители, тем самым процесс духовно-нравственного и патриотического воспитания не ограничится стенами детского сада. Результат проведения опроса родителей о  том, что они знают о колоколах и колокольных звонах подтвердил необходимость осуществления данного проекта. У каждой семьи в ходе проекта будет возможность проявить своё творчество; провести культурный досуг вместе со своим ребёнком, узнать много нового и полюбить культурное наследие своего народа.
Участники проекта: дети старшей группы комбинированной направленности, воспитатели и родители.
Тип проекта: групповой
Вид проекта: Исследовательско-творческий, краткосрочный.
Сроки проекта: 20-30 марта 2017г. (10 дней)
Предполагаемые результаты: Заложенный в детстве божественный огонь будет согревать душу и сердце ребенка. Он понесет его людям. Ибо сказано в Писании: «И зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме». С помощью систематической работы по духовно-нравственному воспитанию, на основе Православия, я надеюсь достичь следующих результатов:
 Ø    дети  повышение познавательной активности; узнают о месте колоколов и колокольчиков в жизни русского народа,   истории их создания, строении,  кто звонит в колокола, как их отливают; услышат колокола в музыке русских композиторов, обогатится их словарный запас;
 Ø    педагоги вызовут интерес у детей и их родителей  к культурному наследию русского народа в частности к колокольчикам, колоколам и колокольным звонам, привлекут родителей к воспитательно-образовательному процессу; сформируют чувство гордости за Россию  и любви к своей Родине;
Ø   повышение познавательной активности дошкольников;
Ø   обогащение словарного запаса;
Ø   проявление интереса к литературному творчеству: сказкам, былинам, рассказам;
Ø   повышение степени участия родителей в формировании культуры у детей;
Ø   проявление интереса к истории колокола.
Методы исследования:  
Ø   наглядно – действенные (рассматривание иллюстраций, просмотр видео, показа сказок (воспитателями, детьми, рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций; проведения дидактических и музыкально-дидактических игр; наблюдений; экскурсий; воплощение впечатлений детей в творческих проявлениях);Ø    словесно - образный (чтение и обыгрывание литературных произведений воспитателем; чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией: бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр (малоподвижные, сюжетно-ролевые, дидактические, игры-драматизации, игры с музыкальным сопровождением); сообщения дополнительного материала воспитателем; загадывания и отгадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей о своих впечатлениях; разбор житейских ситуаций; беседы, рассказывание, заучивание стихов, слушание литературных произведений);
Ø    практические  (творческие работы детей, организация продуктивной деятельности: ИЗО (впечатления после занятия-утренника, ручной труд (Вифлеемская звезда, корабль Святого Николая), проведение игр: со строительным материалом «Ступеньки к Храму», дидактические игры «Хорошие и плохие поступки», подвижные игры «Помоги дедушке», малоподвижные игры «Мирилка»);
Ø    игровые.
Актуальность проекта: Чтобы воспитать патриотические качества у ребёнка, необходимо находить нетрадиционные методы воздействия на его эмоциональные и нравственные сферы. Колокол для России – это один из национальных символов, который сплотил население нашей страны.   У нас в  городе повышается духовно-нравственные качества горожан. Дошкольный возраст – период активного познания мира и человеческих отношений, формирования основ личности будущего гражданина. Чем младше ребенок, тем большее влияние можно оказать на его чувства и поведение. В ходе реализации нашего проекта мы  знакомили детей с понятием «колокол», его звучанием и назначением. Всё это способствует творческому, интеллектуальному развитию и патриотическому воспитанию дошкольника.
Особенность существующего проекта Православия в том, что он содействует сохранению духовного здоровья детей, знакомит их с основами православной культуры. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.
Форма организации  проектной деятельности: совместная деятельность взрослого с детьми, самостоятельная деятельность, работа детей с родителями. Дневная (в рамках организации образовательного процесса на занятиях и в повседневной жизни с учётом принципов частичной интеграции).
Этапы реализации проекта:
1 этап; 2 этап; 3 этап
Этапы реализации Организационно-педагогические формы Программный материал Результаты Срок реализации
№ п.п. Задачи 1
этап Вызвать интерес к предмету.
Узнать о поддужных колокольчиках,
об их месте в жизни русского народа, познакомить с песнями о колокольчиках Выставка колокольчиков принесённых из дома
Рассказы детей о своих колокольчиках, сравнение звучания  колокольчиков из различных материалов (стекла, фарфора, металла).
Игра с колокольчиками, песня «Динь-динь-динь Е.Юрьева Пробудить
интерес к истории русского быта,
любовь к русской песне. Желание
узнать, а какие 
ещё бывают колокольчики и колокола? Для
чего же они
нужны? 20 марта
1 этап Показать красоту и величие   природы России, русских храмов красоту звучания колоколов, Выяснить какие бывают колокола и колокольчики, для чего они нужны,  как  устроены, как их изготавливают.   
Виртуальная экскурсия
 «Колокола России»
(приложение на диске) Рассматривание фотографий колоколов и колокольчиков, слушание  звучания колоколов и поддужных колокольчиков Различать по
звучанию
колокола,
поддужные колокольчики;
узнают об особенностях изготовления колоколов.
Влюбить в красоту природы России,  величие русских храмов,   вызвать желание узнать,
кто и как создаёт  красоту  
колокольных
звонов 21 марта
1 этап Узнать, кто  и как создаёт  красоту   колокольных звонов, какие виды звона бывают и о чём они извещают. Попробовать себя в роли звонаря; Досуг «Маленький звонарь»
  Колокольные звоны,
Электронная звонница http://www.xn--80aadmqahgadddglhkijbb6adpjcf6guj.xn--p1ai/Ekolokolnia.htmlфотографии колоколен
М.Мусоргский «Рассвет на Москва-реке» («Хованщина») Сформировать
интерес и
желание слушать
и исполнять колокольный
звон 22 марта
2 этап  Представить опыт использования колокольных звонов в русской музыке, научиться сравнивать и сопоставлять натуральный колокольный звон и колокольный звон в музыке НОД
«Музыка русских композиторов и колокольные звоны» М.Мусоргский «Картинки с выставки» «Боготырские ворота»
С.Рахманинов «Светлый праздник» сюита (фрагмент), 2 концерт для фоно с оркестром (фрагмент) Сформировать
умение слышать
и вслушиваться
в музыку,
пытаться анализировать услышанное, сопоставлять натуральный колокольный
звон и
колокольный
звон в музыке 23 марта
2 этап Вовлечь родителей  в процесс нравственного воспитания детей Посещение с родителями Никольский храм (колокольня) Разные виды колокольных звонов, Проникнуться красотой и
величием колокольного
звона. 26 марта
2 этап Воплощение полученных впечатлений в творчестве в старшей группе Тестопластика, аппликация, рисунок
  Закрепление полученных впечатлений,
знаний. 27 марта
2 этап Привлечь внимание детей, родителей и педагогов кважности мира, дружбы. Взаимопонимания, показать роль колокольчика, как миротворца Викторина«Звон памяти, мира и радости» Стихи и песни о мире, дружбе, колоколах и колокольчиках, музыкально-ритмические композиции с голубями и ленточками. Дети поняли,
каждый может
внести свой вклад
в общее, дело
мира, звон
множества
маленьких колокольчиков
– звон счастья
жизни без войны,
звон памяти о защитниках мира. 28 марта
3 этап Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс Занятие с родителями Разучивание стихов, рассказ об экскурсии, создание поделки Совместный досуг детей с родителями 29 марта
3 этап Закрепление полученных знаний, обмен впечатлениями об увиденном и услышанном, Вовлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс Семейная гостиная
«Звонят, звонят колокола России» Колокольные звоны,
Стихи и песни о России, колоколах, «Наш край» Д.Кабалевский «С чего начинается Родина»,
В. Баснер, «Край в котором ты живёшь» Г.Гладков Получение удовольствия. Удовлетворения
от совместного творчества, совместной с родителями и сверстниками деятельности. 30 марта
Работа с родителями:
1. Консультация «О чём звонят колокола?»;
2. Семейная выставка «Звонят, звонят колокола России»;
3. Взаимодействие с родителями: организация  выставки «Колокола такие разные».
Используемая литература: 
1. О чём звонит колокол. Дошкольное образование, газета№6 методическое пособие «Международный проект «Колокольчик мира, памяти и радости»»  Волгоград 2015 издательство ВОЛГГМУ;
2. О.П.Радынова «Музыкальные шедевры»;
3. О.В,Шевченко «Слушаем музыку вместе» часть1;
4. А.В.Белов «Когда звонят колокола»; 
5.Б.В.Березин «История колоколов и искусства колокольного звона»
6. Интернет ресурсы.
Продукт проектной деятельности:
1.Выпуск альбомов «Храмы Валуйского района», «Звонят, звонят колокола в Российских храмах».
2.Оформление мини – музея «Колокольчиков» (выставка колокольчиков детских работ из теста и бумаги, колокольчиков сувениров).
Итог: Человек - существо духовное, он стремится не только к физическому развитию, но и к духовному становлению. Соединить в себе личное и народное, земное и небесное, телесное и духовное - это естественная потребность человека, призванного в этот мир. В познавательном плане ребенок будет знать в общих чертах Священную Историю, а также традиции, рожденные во времена наших предков и так или иначе развивающиеся вплоть до сегодняшнего дня. Ребенок получит комплексное представление об окружающей его природе: с точки зрения науки, искусства и нравственности (в смысле отношения к ней).
Предполагается, что ребенок станет более контактен, более развитой станет речь ребенка.
Главный результат, на который очень хотелось бы надеяться, заключается в усвоении ребенком вечных человеческих ценностей: милосердия, сострадания, правдолюбия; в стремлении его к добру и неприятии зла.

Приложение
Моменты реализации проекта
Дидактические игры по духовно – нравственному воспитанию

Мини – музей «Колокольчиков»

С детьми в Никольском храме, слушали звон колоколов

Альбом «Храмы Валуйского района»
Альбом «Звонят, звонят колокола в Российских храмах»


Приложение 1
Конспект НОД «Когда звонят колокола»
Цель:  познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением; Задачи: Образовательные: познакомить с основными колокольными звонами; уточнить знания о строении колокола;Развивающие: расширить духовный мир детей;Воспитательные:  воспитывать уважение к народным традициям.
Оборудование: колокольчики для всех детей, колокольчик, изготовленный способом оригами, картинки с изображением било, колокола, колокольни; деревянная доска, деревянная колотушка, металлическая доска, металлическая колотушка; разрезные картинки колокола для всех детей, разрезная картинка колокола для показа детям, фонограмма колокольных звонов (Благовест, Набат, Красный), макет киноленты, картинки к ней. Музыкальный центр, диски с записями колокольных звонов. Альбом с иллюстрациями храмов и колоколов. Схема колокола, разрезные части колокола. Металлофоны: деревянный и металлический с молоточком. Для украшения колоколов: краски, фломастеры, цветная бумага, бросовый материал, клей, кисточкиПредварительная работа
1. Рассматривание иллюстраций православных храмов и колоколен.
2. Фотовыставка «Храмы Валуйской земли».
3. Совместно с родителями посещение храма.
4. Сбор коллекции колокольчиков разных размеров и из разного
материала.
 Методы и приемы: наглядно – действенные (рассматривание иллюстраций, просмотр видео, рассматривания икон, книжных иллюстраций, репродукций; проведения дидактических игр;  словесно - образный (чтение литературных произведений воспитателем; чтение сказок и бесед с элементами диалога, обобщающих рассказов воспитателя; ответов на вопросы педагога, детей; проведения разнообразных игр; загадывания и отгадывания загадок; рассматривания наглядного материала; рассказов детей о своих впечатлениях; разбора житейских ситуаций; беседы, рассказывание;
практические  (организация ручной труд конструирование по способу «оригами» «Вифлеемскую звезду»;
игровые.
Ход занятия
Звучит колокольный звон. Воспитатель вносит шкатулку и загадывает
загадку:
« Из земли взяли, на огне грели,
Опять в землю положили:
А как вынули – стали бить,
Чтобы мог он говорить.» Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что это?
Дети: (ответы детей)
Воспитатель: Мы сейчас с вами откроем шкатулку, в ней ответ на загадку и
узнаем правильно ли вы её отгадали.
Открываем шкатулку, достаём колокольчики и дети в них звонят.
Воспитатель: Сегодня мы поговорим о колоколах. Скажите, а где их можно
увидеть и услышать?
Дети: (предполагаемые ответы: в храмах, в церквях).
Иллюстрации православных храмов.
Воспитатель: Правильно, в Храмах на колокольнях. Посмотрите на
иллюстрации, это православные Храмы, очень красивые, они отличаются от
домов в которых мы живём. У входа в Храм есть высокая башня –
колокольня. Чем выше колокольня, тем дальше слышен звон колоколов.
Храмы строят люди из любви к Богу, чтобы приходить в них и разговаривать
с Богом, а зовут людей в Храмы колокола. А как вы думаете, дети, могут
колокола звонить сами?
Дети: (предполагаемые ответы: нет, должен звонить человек)
Воспитатель: Человека называют звонарь, а слово «колокол» означает - зов,
шум. Хотите узнать историю появления колокола?
Дети: Да.
Воспитатель: Давным-давно у нас на Руси не было ни радио, ни телевизора,
ни телефона, но случались разные беды: пожары, войны и было необходимо
созвать народ, поэтому начинали бить в деревянные или металлические
доски колотушками. Этот инструмент называли «било», с ним ходил
священник и созывал людей в церковь. Затем придумали «клепало» -
металлическая доска или дуга, которую вешали на столбе и били
колотушкой.
Предложить детям ударять по деревянной и металлической доске
молоточком.
Воспитатель: Колокола появились более 1000 лет назад. Существует
легенда, что священнику приснился сон, где он видел ангелов с цветами
колокольчиков, цветы звенели от ветра. Проснувшись, священник приказал
сделать такой цветок из металла и использовать его в церкви во время
богослужения. С тех пор колокола отливают металлические, но есть и
серебряные и позолоченные и даже глиняные.
Предложить рассмотреть коллекцию колокольчиков.
Физкультминутка: подвижная игра «Бег с колокольчиком вокруг стульев».
Воспитатель: Посмотрите, ребята, все колокола у меня на картинках
одинаковые? (Иллюстрации)
Дети: (предполагаемые ответы: нет, есть большие и маленькие).
Воспитатель: Маленькие – это колокольчики, как они звонят?
Дети: Динь-динь.
Воспитатель: Большие – это колокола, а они как звонят?
Дети: Бом – бом.
Игра: «Большие и маленькие колокола».
(Мальчики звонят, как большие колокола, девочки – как колокольчики. Воспитатель показывает карточки, дети изображают звон.) Воспитатель: Дети, колокол – это единственный музыкальный инструмент,
который используют в Храмах.
Загадка: «Нет головы, есть уши, нет рта, а есть язык».
Дети: (дают предполагаемые отгадки).
Воспитатель: Это колокол. У него, как у человека, есть уши, язык, тело.
Внести схему колокола.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, вот тело – это сам колокол, пояс – это
самое широкое место, его край. Есть уши, за которые подвешивают колокол,
язык – металлическая палка с верёвкой, за которую звонарь раскачивает
язык, ударяя о пояс и получается звон.
Игра: «Сложи колокол» (2 команды).
Воспитатель: Мы сейчас с вами послушаем различные виды колокольных
звонов (включить аудиозапись).
Благовест – праздничный звон, рассказывает о доброй вести.
Набат – звон тревоги и беды.
Малиновый звон – оповещает о радости.
Воспитатель: Над приготовлением колоколов трудится много мастеров:
художники, литейщики, резчики. Хотите и вы стать мастерами? Я вам
предлагаю сделать свой колокол и поместить его на выставку.
Самостоятельная работа детей. Дети выбирают материал и украшают свои колокола.
Во время работы звучит музыка «Одинокий пастух» Г. Замфира.
Итог. Рефлексия. Готовые работы помещаются на выставку для родителей. Понравилось вам сегодня наше занятие? Ответы детей. Какое у вас настроение? Что вы запомнили сегодня?
Литература:
1. Л. Яхнин «Фарфоровые колокола». Издательство «Эксмо»2013.
2. Журнал «Дошкольная педагогика», сентябрь 2012г.
3. «Колокольные звоны России», сборник составил В.С. Мартышин, М.
Россия 2006г.
4. Е.Рувинская «Прогулки с бабушкой». Н.Новгород,издательство
«Кварц»2011
Литература
 Горохов В.      «Повседневная жизнь России под звон колоколов».
Князева О.Л.Приобщение детей к истокам русской народной культуры. М.,1995.
Пухначев Ю. «Колокол» (Ж. «Наше наследие», стр.11, 13, 110).
Шевченко Л.Л.  Добрый мир. Православная культура для малышей.
Под ред. Л.Н. Антоновой. – М.: Центр поддержки культурно – исторических традиций Отечества, 2011.
Интернет ресурсы
Приложение 2
Тема: Колокола и их судьба.
Цель: •    познакомить детей с историей возникновения колоколов и их назначением; •    познакомить с основными колокольными звонами; •    уточнить знания о строении колокола;•    расширить духовный мир детей;•    воспитывать уважение к народным традициям.
Задачи:
расширить знания детей о назначении колокольни, колокола и колокольного звона;
ознакомить детей со строением колокольни и самого колокола; учить различать по характеру церковные звоны;
способствовать формированию у детей понимания места колокольного звона в православной традиции.
Оборудование:- колокольчики для всех детей,- колокольчик, изготовленный способом оригами,- картинки с изображением било, колокола, колокольни;
- деревянная доска, деревянная и металлическая колотушка, металлическая доска; - металлофон,- разрезные картинки колокола для всех детей,- разрезная картинка колокола для показа детям,- фонограмма колокольных звонов (Благовест, Набат, Красный),- макет киноленты, картинки к ней.
-видеоаппаратура: экран.
-музыкальный центр, диск с записью колокольного звона.
-мультимедийная презентация (слайды с изображением русских храмов, звонниц и колоколов).
-Заготовки колокольчиков из соленого теста, краски, салфетки.
Предварительная работа.
Лепка колокольчиков из соленого теста.
Оформление презентации.
Рассматривание иллюстраций с изображением храмовой архитектуры.
Дать представления о монастырях и монахах.
 Ход занятия:
Дети заходят в группу, на столе стоит волшебный сундучок.Воспитатель. Ребята, посмотрите,  какой красивый сундучок.  Интересно, что в нем находится, как вы думаете? Ответы детей.Воспитатель: Давайте я вам немного подскажу. Там находятся музыкальные инструменты, а какие, вы сами догадаетесь, когда послушаете музыку (включает фонограмму колокольного звона).Воспитатель. Давайте откроем сундучок и проверим, правильно вы ответили или нет. Открывает сундучок и раздает детям колокольчики. Что это? Ответы детей. Рассмотрите их, что можно ими делать? Дети. Звонить, звенеть.Воспитатель. Давайте позвоним. Дети звонят в колокольчики.Сегодня я хочу поговорить с вами о колоколах. Ведь ко всему, что связано с колоколами, на Руси всегда относились с особой любовью и почитанием.  Колокола появились не сразу. В древние времена на Руси не было   радио и рупоров, ни тем более телевидения. Но случались разные беды, несчастья: приближались враги или возникал пожар, и нужно было срочно  созвать народ. И для получения звуковых сигналов, чтобы люди собрались все вместе и узнали о событии,  использовались деревянные или металлические доски, по которым ударяли особой колотушкой. Воспитатель: Сначала появилось било – это деревянная доска. Священник ее держал в руках, ходил с нею по селу и бил по ней деревянной колотушкой (демонстрация картинки). Селяне слышали звук било и собирались возле церкви. Затем придумали клепало – это металлическая доска или дуга. Их вешали на башне или на столбах и так же били по ним колотушкой (демонстрация картинки). В российских селениях, где дома находились далеко друг от друга, звон  клепало был слышен на большом расстоянии.Предложить детям ударить по деревянной и металлической доске молоточком.Воспитатель. Как же появились колокола? Существует легенда,  что давным-давно одному Епископу приснился сон, в котором он видел ангела с цветами колокольчиками. От дуновения ветра колокольчики издавали дивные звуки. Динь-дан-дон! Динь-дан-дон! (игра на металлофоне). Проснувшись, Епископ велел создать поющий цветок из металла и использовать его при богослужении. Так появились колокола. А сейчас мы с вами рассмотрим, из каких частей состоит колокол (демонстрация картинки). Строение колокола похоже на строение людей. У него есть «уши», «плечи», туловище, которое называют «тулово», «язык»; на туловище располагаются «верхний пояс»,  «нижний пояс» с орнаментом. Чтобы вы запомнили строение колокола, сейчас мы с вами поиграем в игру.
Игра «Составь колокол» (детям раздаются на каждого разрезные картинки, их составляющие: «уши», «плечи», «верхний пояс с орнаментом», «нижний пояс с орнаментом», «тулово», «язык». Воспитатель еще раз показывает на магнитной доске, как составить колокол с проговариванием названий его частей. Затем предлагает детям самостоятельно выложить из составных частей  целое).Воспитатель. Ребята, колокол – это ударный музыкальный инструмент.А как вы думаете, когда и почему звонят колокола в наше время?                                Ответы детей.  В современной жизни звон колоколов призывает православных христиан в церковь на утреннюю или вечернюю службу, провожает умерших людей в последний путь; звонят колокола на большие праздники.  Сейчас мы с вами послушаем различные звоны колоколов. А вы возьмите колокольчики и тоже будете звонить. Сейчас мы услышим Благовест – это праздничный церковный колокольный звон, совершается одним колоколом. Он звонит так: сначала производится три редких, медленных протяжных удара, а затем следуют мерные удары (звучит в записи Благовест, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания). Воспитатель: Теперь послушаем Набат. Этот звон является символом тревоги, извещает о приближении бедствия – совершаются частые удары в большой колокол ((звучит в записи Набат, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).  И последним послушаем Красный звон – он звучит по поводу радостных и торжественных событий и производится во все колокола ((звучит в записи Красный звон,, дети колокольчиками воспроизводят ритм звучания).Воспитатель. Ребята, колокола отличались особым мастерством, изяществом орнамента, благозвучием. Орнамент и надписи – неизменный атрибут колоколов. Традиционными мотивами орнамента были: виноградная лоза, деревья, звери и волнообразный жгут с фантастическими зверями. Орнаменты на колоколах придумывались и создавались мастерами (демонстрация и рассматривание картинок).А вы хотите побыть мастерами? Тогда садитесь за столы и украсьте свои колокола. Вы можете выбрать любой цвет для украшения или создать новый (детям раздают силуэты бумажных колоколов, трафареты для рисования орнамента, кусочки поролона, краски, кисточки и палитры для смешивания красок, стаканчики с водой). Во время работы звучит церковная музыка. Педагог рассматривает работы, хвалит детей.Воспитатель. Что же мы узнали нового сегодня? Чтобы вы лучше запомнили, о чем мы сегодня с вами говорили, я предлагаю смонтировать фильм о колоколах. Вот перед вами кинолента и кадры нашего будущего фильма (перед детьми ставится макет кинопленки с карманами, раскладываются картинки). 1-й кадр – появление на Руси била и клепала; 2-й кадр – появление колоколов, 3-й кадр – современные колокола; 4-й кадр – украшение колоколов орнаментом; 5-й кадр - звон колоколов).  Пальчиковая гимнастика
Бом-бам, бом-бамВсе скорей идите в храм
Мы ворота открываем
В храм людей всех приглашаем.
Храм – самое красивое здание. (рассмотреть иллюстрации)
Оно отличается от других зданий, в которых живут люди. Взрослые и дети ходят в храм, чтобы зажечь свечи и помолиться Богу перед иконами.
Ребёнок читает
В снег, в жару и под дождём
В Дом Господень мы пойдем.
Скажем с мамой милой.
«Господи, помилуй!»
У входа в храм или над его входом есть колокольня (рассмотреть иллюстрацию колокольни)
Ребёнок читает
Колокольня – это башня,
Где звонят колокола,
Нас зовя от дел домашних
На священные дела!
Но колокол не может говорить сам,
В колокол звонит звонарь (рассмотреть иллюстрацию)
Звони, звонарь!
Еще ударь!
Пусть туча удивляется,
Как без грозы и без дождя
Гром звонкий получается?
А теперь, давайте рассмотрим из каких частей состоит колокол:
- уши, за которые подвешивают колокол на перекладину;
- язык (металлический стержень с веревкой, за которую звонарь раскачивает металлический язык внутри колокола, ударяя о его края;
- верхний пояс, нижний пояс – эти места особо украшали красивым узором, священными надписями из красивых букв;
- плечи, тулово.
Воспитатель: Ребята, на Руси к колоколам относились, как к живым существам, так же как и людям давали имена, например, Господарь, Медведь, Лебедь. Это большие колокола, которые звонят так громко, что слышно было далеко по многим сёлам и деревням.
Звуки колокола созывали народ в храм, во время беды или несчастья. Как говорили на Руси, раздавался крик колокола.
Колокола вызывали в народе любовь, а их звоны извещали, что едут жених и невеста во время венчания. Разные существуют легенды и предания о колоколах. При воздействии колокольного звона быстрее заживляются раны.
Давайте послушаем этот удивительный звон.
(слушание колокольного звона)
- Ребята, когда вы слушали, какие чувства вас наполняли?
Чтобы изготовить колокол, работают много мастеров - это художники, резчики. Мастера, которые из металла отливают колокол, называются литейщиками.
И сейчас, когда восстанавливаются храмы, для колоколен отливают новые колокола.
Священники торжественно и празднично освящают их святой водой, молитвой. И только после этого колокол поднимают на колокольню при помощи специальных машин и механизмов.
ФизминуткаНа полу, вырезанные из картона свечи с загадками. Дети становятся вокруг свечей, звонит колокольчик, дети бегают вокруг свечей, как только колокольчик замолчит, дети приседают, задувают свечи и закрывают глаза. Тот, у кого зазвенит колокольчик за спиной, берет свечу и отгадывает загадку.
Загадки
Говорун говорит – народ в храм спешит.
Не человек, а имеет тело, уши, язык.
Не птица, а живет в высокой башне.
Нет головы, а есть уши.
Что выше колокольни?
Язык есть, речей нет, вести подает.
Воспитатель: А сейчас я расскажу удивительную историю о судьбе еще одного колокола.
Самый большой колокол был отлит литейщиками и украшен узорами очень давно – это знаменитый Царь-колокол. С момента отливки колокол ни разу не звонил. Отливали его для колокольни Ивана Великого. Это и сейчас самая высокая колокольня. Отливали его в большой яме. А когда колокол был готов, и его хотели поднять, случился сильный пожар. Люди стали заливать огонь водой, пожар потушили, а вот колокол пострадал. От него откололся большой кусок. Люди оставили колокол в яме. Там он пролежал более 300 лет. Но потом о нем вспомнили, подняли и установили на площади у Кремля в Москве. И сейчас это исторический памятник. Со всех уголков нашей страны приезжают люди посмотреть на это чудо.
Игра «Хорошо-плохо»
Два поля – черное и белое. (Большие листы картона) За каждый ответ вручаю буквы.
-посещать храм, быть не внимательным в храме, быть послушным, лениться, говорить не правду, помогать людям, опаздывать в храм, любить и почитать родителей, бережно относиться к хлебу.
На белом поле дети из букв выкладывают слово добро, на черном – грех. А теперь предлагаю из частей собрать колокол, придумать название.(Работают за столом).
Итог. Рефлексия. Воспитатель. Вот какой у нас получился интересный фильм.  Понравилось вам сегодня наше занятие? Ответы детей. Какое у вас настроение? Давайте передадим наше хорошее, светлое настроение друг-другу, позвоним для всех в колокольчики. Звучит фонограмма колокольного звона, дети звонят в колокольчики. Дили-дили-дили-дон! Дили-дили-дили-дон! Слышится со всех сторон. Весело играем мы - Звонче колокол звени.
Однажды мудрый человек сказал: «Храм – это молитва в камне, икона – это молитва в красках, колокол – это молитва в звуке. Возьмите колокольчики. Сейчас колокольный звон к нам возвращается вновь, чтобы согреть наши сердца, наполнить их добром и верой (дети становятся в круг, берутся за руки, звонят в колокольчики).
Приложение 3
Картотека стихотворений про колокола, колокольный звон
«Звонят колокола святой Руси» (Вадим Задорожный)
Звонят колокола святой Руси,
Перекликаясь с ветром льются звоны.
Тепло на сердце, Господи, прости,
Грехи земные и прими поклоны.
И помоги с дороги не свернуть,
Не оступиться, обойти пороки.
Позволь добро всем людям донести
В наш мир неугомонный и жестокий.
Храни любовь от мрака и от лжи,
Убереги от боли и потери,
Заблудшим душам место укажи,
Прости им всё и дай в себя поверить.
Звонят колокола святой Руси,
Сердца и души счастьем наполняют,
В надежде землю грешную спасти
Нас исцеляют радугою рая.
«Лейся, звон колоколов!»
Лейся, звон колоколов!
Православных, стройных, звонких.
Под простором облаков,
Под звучанье песен громких.
Эх, моя Россия – мать,
Велики твои страданья,
И не страшно помирать
Мне за русское дыханье!
Колокольный льётся звон
Православным в назиданье.
Лей, лейся, день за днём
Колокольное дыханье!
«Колокольный звон» (Николай Берек)
Осуществляя связь времён,
Мы возрождаем наши души!
И пусть невежды и кликуши
Кричат и затыкают уши,
Но слышен колокольный звон!
Иван стотысячный проснётся!
Очнётся страждущий народ!
От сна Россия вдруг очнётся
Вновь слышен колокольный звон!
Пространство наполняет светом,
Осуществляя связь времён
Художником, певцом, поэтом
Услышан колокольный звон!
Огонь священного искусства
Огнём любви мне полнит грудь!
В сердцах людей святые чувства:
Все слышат колокольный звон!!!
«Кружат аисты» (Светлана Комогорцева)
Кружится аист в небе синем,
Расправив сильные крыла.
Сегодня над моей Россией
Опять звонят колокола.
Я этот звон, как голос свыше,
Что нам доносится с небес,
Могу лишь только сердцем слышать,
И нет таинственней чудес.
Когда внимаю этим звукам,
Что над землёй со всех сторон.
В счастливый миг и миг разлуки
Как песня жизни этот звон.
Наполнен звоном край окрестный,
Полощет светом даль в тиши.
Я восхищён таким оркестром,
Его гармонией души.
Тот звон разносится повсюду,
Как неподкупная молва:
Россия есть, Россия будет, по-прежнему жива!
«Ангел» Николай АшугинЗвёзд узор старинный в синей вышине.Вечер длинный, длинный тает в тишине.
Слышу отдалённый колокольный звон.Памятью бессонной светло окрылён.
В переулке снежно, скрип шагов певуч,А в душе так нежно светит звёздный луч.
«Вечерний звон» Яков Полонский
Вечерний звон... не жди рассвета;Но и в туманах декабряПорой мне шлёт улыбку летаПохолодевшая заря...
На все призывы без ответаУходишь ты, мой серый день!Один закат не без привета...И не без смысла - эта тень...
«Звонари» Самуил Маршак
Первым звоном грянули:Дрогнула околица.Новым звоном дёрнули:Церковь вся расколется!
Гулко ходит колокол,Пляшут колокольцы,Словно рассыпаютсяНесвязанные кольца -
«Всенощная в деревне» (Из поэмы «Бродяга» Иван Аксаков)
Приди ты, немощный,Приди ты, радостный!Звонят ко всенощной,К молитве благостной ...
И звон смиряющийВсем в душу просится,Окрест сзывающийВ полях разносится.
Приложение 4
Картотека пословиц о колоколах, колокольчиках
А в голове  у тебя колокольня»
Беда не звонит в колокол.
Бездушен колокол, а благовестит во славу Господню.
Болтай, болтай — не далеко Валдай (о колокольчике).  
Бух в колокол, а обедни нет.
В Москве к заутрене звонили, а на Вологде звон слышали.
В светлую седьмицу, кто не звонарь.
В толстый колокол звонят, так праздник.
Валдайские горы да любанские воры. Колокольники. 
Ваш колокол, хоть разбей его об угол.
Велик звон, да не красен. 
Глас Божий вызвонит из ада душу грешника.
Два барана не заменят одного колокола.
Дребезжит, как надтреснутый колокол. 
За грош с колокольни соскочит.
Заткнув уши, колокол красть. 
Звон хорош, а грешника приводит в дрожь. 
Звонит во все колокола.
Звонят в твой колокол, а ты спрашиваешь, кто умер.
И на погосте живут, да колокольне молятся.
Из колокольных дворян. 
К обедне ходят по звону, а к обеду по зову. 
Коротко да ясно. Отзвонил да и с колокольни.     
Купи, денег не жалей, со мной ездить веселей. 
Лежу — все молчу, подыми — всех заговорю. 
На колокол глядя, звонить не научишься.
Не быть звонарем, не быть и пономарем. 
Не вашей власти колокольные снасти: как изволим, так и трезвоним. 
Не все пономари, а редко кто не званивал. 
Не посмотря в святцы, да бух в колокол. 
Ограда выше колокольни. 
Одни колокола поют. 
Пашни меньше, простору больше; избы не крыты, да звон хорош! 
Потому звон громок, что пуст внутри. 
Пустая бочка громче гремит Славится Москва невестами, колоколами да калачами. 
Слышал звон, да не знает, где он. 
Стояли люди под колоколами. 
У Спаса бьют, у Николы звонят, у старого Ягорья часы говорят.
Чужой человек, что соборный колокол.«Вырос детинушка с Ивана Великого».
Колокольня была видна за 10 верст до Москвы.  
«Первый звон – чертям разгон, другой звон – перекрестись, а третий – оболкись, да в церкву поторопись.
«Отзвонил и с колокольни долой»
«Хлеба соли покушать, красного звона матушки Москвы послушать» Первый звон – пропадай мой сон, другой звон – земной поклон, третий звон – из дому вон. Звонить во все колокола.     Приложение 5
Загадки про колокольчик для детей
-Кричит без языка,Поет без горла,Радует и бедует,А сердце не чует. Ответ: Колокол
-Из земли взяли,На огне грели,Опять в землю положили;А как вынули — стали бить,Чтобы мог говорить. Ответ: Колокол
-Он растет повсюду летом -
В поле и у кочек.
Он изящен, фиолетовый,
Это - ... Ответ: Колокольчик
 
-Синенький звонок висит,
Никогда он не звенит. Ответ: Колокольчик
 
-Эх, звоночки, синий цвет,
С язычком, а звону нет. Ответ: Колокольчик
 
-Колокол колышится,
А звона не слышится. Ответ: Колокольчик
 
-Похож на музыкальный инструмент,Но звука музыкального в нём нет. Ответ: Колокольчик
Приложение 6 Анкета для родителей
1. С какого возраста, по вашему мнению, должно начинаться духовно-нравственное воспитание?________________________2. Хотели бы Вы, чтобы в ДОУ была организована работа по духовно-нравственному воспитанию в православных традициях?____________________________________________3. Хотели бы Вы, что бы Ваш ребенок посещал данный кружок?______________________________________________4. Какую информацию о работе кружков данного профиля Вы хотели бы получить?____________________________________5. Ваши пожелания и предложения по организации деятельности по духовно-нравственному воспитанию_______________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за понимание!  Приложение 7 Консультация для родителей«Духовно - нравственное воспитание актуально в наше время»
Конечная цель разумного воспитания детей заключается в постепенном образовании в ребенке ясного понимания вещей окружающего мира. Затем результатом понимания должно стать возведение добрых инстинктов детской натуры в сознательное стремление к идеалам добра и правды и, наконец, постепенное образование твердой и свободной воли.Н. И. Пирогов
В наше сложное время каждый человек пытается сохранить мир и покой в своем доме, оградить детей от зла, жестокости и агрессии окружающего мира. Слово Божие спокон веков звучало на Руси как-то по особенному. Недаром Русь часто называли Святой. Тогда ещё не существовало такой организационной системы дошкольного образования, которую мы имеем сегодня. А религиозное самосознание формировалось в таком нежном возрасте только в семье. Кстати, во времена советской власти именно бабушка в семье давала ребёнку азы Православия и молилась за ребёнка и его родителей. И в данный момент, на опыте познав разрушительные последствия атеизма, поворачиваясь лицом к не проходящим духовным идеалам, мы обязаны сохранить и передать Божественный огонь Православия следующим поколениям. Именно первые шаги духовного воспитания дошкольников – это радость приобщения к Православным традициям нашего народа.В настоящее время Россия переживает один из непростых исторических периодов. И самая большая опасность, подстерегающая наше общество сегодня, - не в развале экономики, не в смене политической системы, а в разрушении личности. Ныне материальные ценности доминируют над духовными, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Высокий уровень детской преступности вызван общим ростом агрессивности и жестокости в обществе. Детей отличает эмоциональная, волевая и духовная незрелость. Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Многие тщетно пытаются найти выход из создавшегося положения. Уже к середине 80-х годов назрела необходимость перестройки дошкольного воспитания. Была разработана Концепция дошкольного воспитания с учетом современных требований общества. Одним из существенных направлений Концепции стало многообразие и вариативность дошкольного образования, что и нашло отражение в возникновении и создании системы духовно-нравственного воспитания, основанного на Православных духовных ценностях. Идет обновление содержания общего социально-гуманитарного образования направленного на преодоление последствий отказа государства и образования в предшествующий период от опоры на ценности традиционной духовной культуры. Культура России исторически формировалась под воздействием Православия, и все ее сферы глубоко связаны с Православием. Поэтому православная культура – одна из важнейших для России областей социально-гуманитарного знания.Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.В последние годы в МДОУ отмечаются такие церковные праздники, как «Рождество», «Масленица», «Пасха», «Спасы», а дети не знают их смысла, обычаев, причин.Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни начинается - так же в дошкольном возрасте – с нравственного самоопределения и становления самосознания. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности. Духовно-нравственное воспитание на основе православных традиций формировало ядро личности, благотворно влияя на все стороны и формы взаимоотношений человека с миром: на его этическое и эстетическое развитие, мировоззрение и формирование гражданской позиции, патриотическую и семейную ориентацию, интеллектуальный потенциал, эмоциональное состояние и общее физическое и психическое развитие.Обращение к опыту православной педагогики в настоящее время, когда идет поиск духовного возрождения России, особенно актуально, так как общество и государство остро нуждаются в образовательных моделях, обеспечивающих духовно-нравственные компоненты в содержании образования. Это доказывает особую значимость и актуальность разработки программы по духовно-нравственному образованию и воспитанию детей! Особенность существующих программ Православия в том, что они содействуют сохранению духовного здоровья детей, знакомят их с основами православной культуры. Но есть у них и ряд, с нашей точки зрения, недочетов: перегруженность информацией, использование абстрактных понятий, отсутствие взаимодействия образовательного учреждения с институтом семьи. Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений. Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания. Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.
Предлагается:- Познакомить детей с культурой Православия;- развивать в детях духовно-нравственные качества, для обеспечения социального, гражданского и духовного единства общества;- возрождение истинных духовных ценностей российского народа;- упрочнение единства и дружбы народов Российской Федерации;- способствовать всестороннему развитию личности.
В Евангелии сказано, «не приведите», «не притащите, чего бы это не стоило», а «ПУСТИТЕ детей приходить ко мне». Мы созданы быть свободными, и мы должны уважать семью ребёнка и его самого.Поэтому Вам решать, нужны ли вашему ребенку знания и умения по данному направлению.  Приложение 8 Рекомендации родителям
1. В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалите его в каждом случае, когда он этого заслужил, подчеркивайте даже незначительные успехи. Помните, что дети дошкольного возраста игнорируют выговоры и замечания, но чувствительны к малейшей похвале.2. Не прибегайте к физическому наказанию. Ваши отношения с ребенком должны основываться на доверии, а не на страхе. Он всегда должен чувствовать вашу помощь и поддержку. Совместно решайте возникшие трудности. Чаще говорите «да», избегайте слов «нет» и «нельзя».3. Поручайте ему часть домашних дел, которые необходимо выполнять ежедневно (ходить за хлебом, кормить собаку и т. д.) и ни в коем случае не выполняйте этого за него.4. Избегайте завышенных или, наоборот, заниженных требований к ребенку. Старайтесь ставить перед ним задачи, соответствующие его способностям.5. Определите для ребенка рамки поведения – что можно и чего нельзя. Вседозволенность однозначно не принесет никакой пользы.6. Не навязывайте ему жестких правил. Ваши указания должны быть указаниями, а не приказами. Требуйте выполнение правил, касающихся его безопасности и здоровья, в отношении остальных не будьте столь придирчивы.7. Вызывающее поведение вашего ребенка – это его способ привлечь ваше внимание. Проводите с ним больше времени: играйте, учите, как правильно общаться с другими людьми, как вести себя в общественных местах, переходить улицу и другим социальным навыкам, духовно – нравственным качествам.8. Дома следует создать для ребенка спокойную обстановку. Идеально было бы предоставить ему отдельную комнату9. Не позволяйте ему долго сидеть у телевизора.10. Помните! Ваше спокойствие – лучший пример для ребенка.11. Воспитывайте у ребенка интерес к «доброму».
 Приложение 9 Консультация для родителей «Роль религиозных праздников в семье Праздник сам по себе есть событие радостное, то событие, которого дожидаются, к которому готовятся, предвкушают. Предвкушают и само это действо и то, что оно с собой принесет. Религиозные, и в частности православные праздники рассказывают о нашей церковной истории, раскрывают церковные мифы, это праздники наполняющие душу радостью и умиротворением. Через эту радость праздника ребенок приобщается к христианской культуре и календарю, учится соизмерять с ним события своей жизни. Впитывает вместе с атмосферой праздника и подготовки к нему христианские ценности и то чувства приобщенности к чему-то очень важному и большому. Религиозные обычаи семьи, встреча Рождества Христова, Крещение или Пасха, праздник Троицы или Великий пост - все это не проходит бесследно для духовной жизни ребенка. Из всего этого накапливается в душе запас святых впечатлений, радостных и чистых переживаний, составляющих фундамент будущей сознательной религиозной жизни. В позднейшие годы, в моменты опасных, критических внутренних переломов, эти переживания, этот религиозный опыт становится надежной опорой и ориентиром. В душе и сознании ребенка укрепляется чувство, что он не только часть православной семьи, но и часть Православной Церкви, с которой он связан органически и навсегда и которая является его духовной питательницей и воспитательницей. Сознающий себя членом Церкви никогда не будет чувствовать себя одиноким в мире, так как он живет в постоянном общении с Христом. Главным элементом церковного праздника является богослужение - встреча и общение с Богом.И, конечно ребенок должен знать, по мере его возможностей, что это за праздник, в честь какого события он празднуется, что он собой знаменует. Это нужно для того, чтобы ребенок осознавал что происходит, для чего это и как это связано с ним лично. Именно семья - самая близкая и дорогая для ребенка среда, через которую он собственно и воспринимает мир - может помочь ребенку в его приобщении к общей радости и что очень важно его сосредоточение на самом себе, своих чувствах и своих событиях.Если мы сегодня научим детей отмечать церковные праздники, то эти праздники войдут в жизнь всех последующих поколений россиян. А можем научить каждый день воспринимать с радостью. По церковному календарю каждый день отмечается день какого - либо святого, священный праздник или праздник чудотворной иконы. В православном календаре России выделяют 12 Двунадесятых праздников: Рождество Христово, Крещение Господне, Сретение, Благовещение Богородицы, Троица, Воздвижение Креста и другие. Также существуют Великие праздники, такие как Покров Богородицы, Рождество Иоанна Предтечи, Обрезание Господне.  Приложение 10 Православное воспитание детейВсе мы знаем, что ребенок и вообще дети должны воспитываться в семье. Но мало кто задумывался о пользе православного воспитания детей и вообще о плюсах православной семьи. Глядя на сегодняшнюю молодежь, которая почти разучилась общаться без ругательных слов, мата, шуток «ниже пояса», уважать старших и жить без пива можно сделать вывод, что ей нужна духовная реабилитация. Если в этом плане одно поколение, к сожалению, уже упущено, то нужно постараться, чтобы следующее (т.е. наши дети) не выросло таким же. А как этого достигнуть и с чего нужно начать? Как известно семья - это ячейка общества и составляющая государство, а еще это показатель самого государства! Поэтому изменять молодежь всей страны нужно начинать со своей семьи. «Спасись сам, и вокруг тебя спасутся тысячи»... эту фразу одного из самых почитаемых на Руси святых Серафима Саровского можно отнести как раз к этому случаю. Народ, у которого нет понятия о семье, не имеет будущего. Он просто обречен на вымирание. Культура развлечений и потре6ительское мировоззрение, навязываемое средствами массовой информации, делают свое дело. Из характера нации вымываются то, что делало его твердым и мужественным, способным на жертвенный подвиг.В светской школе образование преподается в ключе исключительно обучения, полагая, что воспитанием духовно-нравственных ценностей должны заниматься родители и занимались бы этим как следует, если бы мамы и папы не работали бы до обессиливания и в итоге ребенок растет в как бы сам, но для гармоничного развития личности необходимо не только одни навыки и знания, но и устроение внутреннего мира человека, чем как раз и занимается религиозное воспитание. Православное воспитание - определенная часть образовательного процесса, его фундамент, необходимая основа, на которую должно опираться преподавание всех остальных наук. Православное воспитание нисколько не отрывает человека от мира, но учит его правильно жить в мире, не поддаваться влиянию внешних обстоятельств, не становиться частью толпы. Те религиозные наставления, которые воспринимаются ребенком в детстве, остаются у него на всю жизнь. И уже они поведут его по жизни, помогут ему оптимально использовать полученные умения и навыки, сделают его человеком, гармоничной христианской личностью и достойным сыном своего Отечества. Важно отметить, что православное воспитание несет в себе формирование у ребенка правильного мировоззрения, правильных жизненных ценностей и прививание добродетелей. А ведь каждый родитель хочет, чтобы его ребенок был хорошо воспитан, не капризничал и слушался, а когда вырастет и станет взрослым человеком женился на порядочной девушке или чтобы дочка вышла замуж за честного и порядочного молодого человека. А ведь таких, к огромному сожалению, все меньше и меньше!
Главное, нужно помнить, что каждый ребенок дан от Бога и воспитывать его нужно с душой и сердцем!