Разработка классного часа на тему:История ликвидации и возрождения колоколов, как части православной жизни.



Разработка классного часа

Духовно-нравственное воспитание обучающихся

Тема: "История ликвидации и возрождения колоколов, как части православной жизни"






Автор:
Карнаухова Вера Александровна,
социальный педагог, преподаватель
ГБОУ СПО «ГК г. Сызрани»


Сызрань 2014


Цель:
Формирование духовно-нравственного воспитания обучающихся. Изучение истории ликвидации и возрождения колоколов, как части православной жизни.
Задачи:
1. Формирование способности чувственного восприятия мира Воспитание духовности, патриотизма и гражданственности, обучающихся колледжа.
2. Создать условия и дать наиболее глубокие знания о традициях колокольного искусства в России.
3. Формирование навыков научно-исследовательской деятельности обучающихся.
Продолжительность: 45минут
Форма проведения: лекция с элементами обсуждения, показ презентации.
Ход классного часа:
Вступление (5 мин.)
Духовность - это выраженность в системе мотивов личности двух фундаментальных потребностей:
1) идеальной потребности познания;
2) социальной потребности жить и действовать «для других».
Е.С.Рапацевич.
Слово преподавателя и демонстрация презентации по теме.



Основная часть (30 мин.)
Содержание лекции:
1. Изобретение колокола - сигнально-музыкального инструмента.
2. Летописное упоминание о колоколах на Руси.
3. XV век – век, когда в России появились собственные заводы по отливке колоколов.
4.Смутное время - начало XVII века.
5. "Царь Колокол" - удивительное произведение литейного искусства.
6. Ликвидация ценных колоколов и продажа их за границу с приходом советской власти.
7. Возрождение древней традиции колокольного искусства.
8. Звон колоколов в Вознесенском монастыре.
РОССИЯ
Россия – как из песни слово. Берёзок юная листва. Кругом леса, поля и реки. Раздолье, русская душа.
Люблю тебя, моя Россия, За ясный свет твоих очей, За ум, за подвиги святые, За голос звонкий, как ручей,
Люблю, всем сердцем понимаю Степей таинственную грусть. Люблю всё то, что называют Одним широким словом – Русь.
Л. Васильева

1. Колокол - единственный сигнально-музыкальный инструмент, используемый Русской Православной Церковью при совершении богослужений. Есть предание, по
которому изобретение колоколов приписывается Св. Павлину,  Епископу Ноланскому, т. е. в конце IV или в начале V  века. Есть несколько сказаний об этом. По одному из этих сказаний, Св. Павлин  во сне увидел полевые цветы – колокольчики, которые издавали приятные звуки.  После своего сна епископ велел отлить колокола, имевшие форму этих цветов. Но,  очевидно, Св. Павлин не ввел колоколов в практику Церкви, т. к. ни сам он  в своих сочинениях, ни современные ему писатели не упоминают о колоколах.  Только в начале VII века Римскому Папе Савиниану удалось придать колоколам христианское значение. С этого времени  колокольный звон стал постепенно употребляться христианами, и в течение VIII и  IX веков в Западной Европе колокола прочно вошли в практику христианского  Богослужения. В древности, колокола были небольших размеров и не отливались из металла как теперь, а клепались из листового железа. Позднее колокола стали клепать из листовой меди и бронзы. Когда колокола стали употребляться при христианском богослужении - в точности неизвестно. Во время гонений на христиан об употреблении колоколов не могло быть и речи, призыв к богослужению производился через особых лиц низшего клира (народособирателями). Позже звоном указывали дорогу заблудившимся в ненастье путникам.  Звоном оповещалась какая-либо опасность или несчастье, например, пожар. В  трагические дни для Родины звоном призывали народ на защиту Отечества. Звоном  оповещался народ о победе, и приветствовалось победное возвращение полков с поля  брани. Так колокольный звон во многом сопутствовал жизни нашего  народа.
Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится к 988 г, к самым истокам христианства. Нужно было значительное время чтобы "новые звоны" органично вошли в церковную жизнь и стали одною из необходимых принадлежностей православного храма. В "чине  благословения колокола" сказано: "яко да вси слышащие звенение  его, или во дни или в нощи, возбудятся к славословию имени Святого  Твоего". По-разному украшались колокола на
протяжении всей их долгой истории. В древние времена на внешней поверхности

колоколов исполнялись краткие надписи имени мастера-литейщика или тексты молитв. Позже на колоколах появились пространные надписи, содержащие имена вкладчика и его семьи, краткие или развёрнутые цитаты.
3. С XV века, когда в России появились собственные заводы по отливке колоколов, то стали отливать колокола больших размеров. Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо - немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] У Угличский "ссыльный колокол". XV - XVI вв.

Эпохой в истории колокольного дела в России, стала вторая половина XV в., когда в Москву прибыл инженер и строитель Аристотель Фиорованти. Он устроил пушечный двор, где лили пушки и колокола. Также литейным делом в это время занимались венецианцы Павел Дебоше и мастера Петр и Яков. В начале XVI в. уже русские мастера с успехом продолжали начатое дело, превзошедшее во многом, по части литья колоколов, своих учителей. В это время формируется особый тип русских колоколов, система креплений, особая форма и состав колокольной меди. При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов. Колокола лили и при Борисе Годунове, хотя их сохранилось немного. Один из путешественников, посетивший

Москву в это время, описывал поразившее его чудо звона московских колоколов "Шум поднимался такой, что друг друга нельзя расслышать".
4. Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров. Известными русскими мастерами этого времени были: Проня Феодоров 1606 г., Игнатий Максимов 1622 г., Андрей Данилов и Алексей Якимов 1628 г. В это время русскими мастерами отливаются огромные по размерам колокола, поражавшие своими размерами даже опытных иностранных мастеров. В первые годы царствования Петра I колокольное дело не было успешным. Этому способствовало холодное отношение светской власти к Церкви. Указом царя от 1701 г. из церквей изымались колокола, для нужд армии. К маю 1701 г. в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов. Но колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались невостребованными.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]

Особое место среди всех русских колоколов занимают [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Самый большой "Сысой" весом 2000 пудов отлит в 1689 г., "Полиелейный" 1000 пудов в 1683 г.,
В 1717 г. Петр I, повелел слить колокол для Новоспасского монастыря весом 1100 пудов, в это же время литейщик Иван Маторин отлил колокол весом более 4000 пудов для Троице-Сергиева монастыря и "Набатный" колокол из старого.
5. Самым же большим колоколом в мире и в настоящее время является "Царь Колокол", стоящий теперь на


каменном постаменте у подножия колокольни Ивана Великого. Он не имеет себе равного в мире не только по размеру и весу, но и по художественному литью. Царь Колокол был отлит российскими мастерами (отцом и сыном) Иваном и Михаилом Маториными в 1733 - 1735 годах. Материалом для Царя Колокола послужил его предшественник колокол-гигант, поврежденный пожаром. Этот колокол весил 8000 пудов и был отлит колокольным мастером, Александром Григорьевым, в 1654 г. К этому материалу в 8000 пудов было добавлено свыше 5000 пудов сплава.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Общий вес Царя Колокола - 12.327 пудов и 19 фунтов или 200 тонн (218 амер. тонн). Диаметр колокола - 6 метров 60 см. или 21 фут 8 инчей.
Это удивительное произведение литейного искусства не успели поднять на колокольню, т. к. колокол жестоко пострадал от страшного и опустошительного пожара в 1737 году. Царь Колокол тогда еще находился в литейной яме, окруженный деревянными лесами (конструкциями). Но был ли он поднят на эти леса или нет, точно не установлено. Когда эти деревянные леса загорались, их

стали заливать водою. Раскаленный колокол от резкой перемены температуры дал много больших и малых долевых трещин и от него отвалился большой кусок, весом в 11.500 килограммов. После пожара Царь Колокол пролежал в яме целое столетие. В 1836 году колокол был поднят и установлен на каменный постамент, по проекту архитектора А. Монферрана, строителя Исаакиевского собора и Александровской колонны в Петербурге. На этом постаменте он стоит и теперь. Внизу, к постаменту прислонен отпавший край колокола. Такова судьба величайшего в мире Царя-Колокола, который никогда не звонил.
В 1907 г. впервые зазвонили колокола храма Воскресения Христова в Петербурге. Четыре больших и множество малых колоколов, впервые в этот год призвали богомольцев на первый молебен. Настраивал колокольные звоны знаменитый ростовский протоиерей Аристарх Израилев. Отец Аристарх "научил" колокола играть, кроме богослужебных звонов, "Боже, царя храни", "Коль славен" и другие мелодии. К началу XX в., петербургские звоны превосходили, по тональному разнообразию и мелодичности, московские и даже ростовские "малиновые звоны". Тщательный подбор колоколов по звучанию обеспечивал петербургским колоколам исключительную музыкальность. Так русский православный народ полюбил церковный колокольный звон и обогатил его своею изобретательностью и искусством. Отличительной чертой русских колоколов является их звучность и певучесть.
6. После Октябрьского переворота 1917 г., церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти. Колокольный звон считали вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые "исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению". Именно тогда появились инструкции наркомфинансовских подразделений "О порядке ликвидации церковного имущества". Секретными


инструкциями разрешалось уничтожать часть культового имущества. Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов, представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе, который распоряжался ими самостоятельно "исходя из государственных нужд". Для ликвидации наиболее ценных колоколов было принято решение о продаже их за границу. "Наиболее целесообразным выходом для ликвидации у нас уникальных колоколов, является вывоз их за границу и продажа их там наравне с другими предметами роскоши", - писал идеолог атеизма Гидулянов. Так в США, в Гарвардском университете, оказались уникальные колокола Данилова монастыря. Уникальные колокола Сретенского монастыря были проданы в Англию. Огромное количество колоколов ушло в частные коллекции. Россия катастрофически быстро теряла свое колокольное богатство. После 1917 года Даниловский монастырь твердо держался традиций русского Православия во время вспыхнувших церковных смут; он стал прибежищем многих стойких в вере архиереев, насильственно лишенных кафедры. В списке закрытых монастырей он оказался последним. В 1930 году монастырь был закрыт.

Звонница




Монастырь всегда славился звонами своих колоколов, их собирали несколько веков, подбор был уникален и представлял большую художественную и музыкальную ценность. Слышавшие говорили, что их звон был похож на


ростовские звоны. Удалось сохранить ноты звучания каждого из шестнадцати колоколов, которые записал в 20-х годах XX века К.Сараджев. Родные даниловские колокола долгие годы звонили в Бостоне (США), в Гарвардском университете. Американский предприниматель Чарльз Крейн в 30-х годах XX века купил набор из восемнадцати колоколов и подарил их американскому университету. Сопровождал и настраивал колокола известный мастер Константин Сараджев. Тогда обнаружили, что один из колоколов не подходит по строю; на колокольне университетской башни Лоуэл разместили семнадцать колоколов. Первым играл на этих колоколах монах из Нью-Йорка Андронов. В течение 70 лет пытались настраивать и играть на них так, как они звучали в родном Даниловом монастыре. Но не получалось. Колокола звучали громко, звук чистый, мощный, но, как говорят слушатели и специалисты, почему-то очень настороженный, одинокий, не создающий ансамбля. Красота звона русского колокола это песня души русского народа, она раскрывается только на родной земле. А вдалеке от родины тоска колоколов передается человеку, вызывает ностальгию, как описал это Великий князь Константин Константинович (К.Р.) в своем стихотворении:
Несется благовест... Как грустно и уныло На стороне чужой звучат колокола. Опять припомнился мне край Отчизны милой, И прежняя тоска на сердце налегла.
Вот и остается предположить, что колокола не желали развлекать случайных обывателей, просто хотели домой, на родину, в Москву, в обитель князя Даниила, служить Православию. И, наконец, Ансамбль даниловских колоколов, возвращающийся из США на Родину, торжественно встречали 10 сентября в Москве. «Сегодня совершается великое событие – даниловские колокола вернулись в свой родной дом», - так сказал журналистам наместник московского Данилова монастыря архимандрит Алексий (Поликарпов). Здесь их встретили колокольным звоном: звонарь на колокольне звонил в те колокола, которые скоро
уступили место своим исконным собратьям.





7. В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.  С помощью математического эксперимента было доказано, что излучение колокола в  свободном пространстве по своей направленности представляет собой объемный КРЕСТ.  Наука признала два священных символа православной Руси – КРЕСТ и КОЛОКОЛЬНЫЙ  ЗВОН – мощнейшими источниками пока мало изученного вида энергии. Колокол излучает огромное количество резонансной ультразвуковой радиации, которая духовно и физически очищает пространство.
8. На пасху, несколько лет назад, Вознесенский монастырь снова "заговорил" колоколами. Издревле назначение колоколов было призывать верующих в храм и оповещать о важнейших православных праздниках. Изготовленные по всем канонам, колокола могут вызвонить весь канонический звон, положенный при богослужении и других торжественных моментов. В честь возвращения колоколов в Вознесенский монастырь состоялся крестный ход и их освещение. Колокола для монастыря отлили в Каменск-Уральске, там же, где их изготавливали и для Спасской башни. Увидеть колокола и услышать их перезвон можно, проезжая мимо Вознесенского монастыря. Спасская башня Сызранского Кремля - древнейший памятник архитектуры Сызрани XVII века.
От стен башни начинается главная улица Сызрани, где находится большая часть памятников архитектуры. Она сначала была воротной башней, затем была переделана так, что внутри располагалась церковь во имя Спаса Нерукотворного.

Теперь внутри башни музей Сызранского кремля. Конструкция башни – четверик на восьмерике, высота башни 27 метров. На башне сейчас также располагается звонница. Русский колокольный звон уникален – об этом единодушно говорят и священнослужители, и ученые, и простые обыватели. О природе действия колокольного звона до сих пор идут споры. Однако, с древних времен было известно – колокольный звон лечит душу и тело, он сохранил в себе особенности славянской музыкальной культуры. По традиции считается, что свадебный перезвон приносит счастье. Он был задуман, чтобы отгонять злых духов, которые особо активизируются в важные моменты жизни человека. Звуки колокола не просто призыв прийти в храм, напоминание о православных традициях; это мелодия, которая становится частью окружающей человека природы, среды.
МОЯ РОССИЯ
О Господи! Спаси и сохрани Мою Россию, Родину, Отчизну! Я с нею связан всей моею жизнью - О Господи! Спаси и сохрани!
Г. Гладков.
Обсуждение полученной информации (5 мин.)






Анкетирование обучающихся (5 мин.)
1)Почему колокола имеют форму колокольчика?
2)Какой колокол самый большой в мире?
3) Как вы относитесь к православию?
4) Как часто Вы ходите в церковь?
5) Соблюдаете ли Вы пост?
6) Какие православные праздники Вы знаете?






























Литература:
1.Белов А.Когда звонят колокола. - М., 1988.
2.Настольная книга священнослужителя. - М.,т.4, 1983.
3.Оловянишников Н. История колоколов и колокольное искусство. - М., 1912.



Рисунок 1Угличский "ссыльный колокол". XV - XVI вв.Рисунок 3Колокол "Сысой" звонницы Успенского собора Ростовского КремляРисунок 10Рисунок 415