Методическая разработка внеклассного мероприятия, посвященного С.А. Есенину Смиренный инок или белобрысый босяк?


Смиренный инок или белобрысый босяк?
Литературная композиция, рассказывающая о жизни и творчестве С.А.Есенина, для обучающихся 1 курса групп СПО.
Оформление
Эпиграф к мероприятию:
Ветры, ветры, о снежные ветры,
Заметите мою прошлую жизнь.
Я хочу быть отроком светлым
Иль цветком с луговой межи.
На заднике сцены - слайды (или иллюстрации) с изображением берез, сбоку – скамейки, стол со стульями.
Для проведения мероприятия понадобиться аудиозаписи песен:
1)”Смело, товарищи, в ногу” (муз. Народная, сл. Л. Радина);2)”Клен ты мой опавший” (муз. В. Липатова, сл. С. Есенина);
3)Фонограммы песни ”Липа вековая” ( муз. и сл. Народные);
4)шума дождя, скрип двери, стука колёс поезда, а также удочка.
5) Слайды об Айседоре и Есенине
6) Песня А. Малинина «Ах, Айседора».
Пролог
Рассказчик (1):
Легендарная жизнь Сергея Есенина вырастает из стихов, писем, уголовных дел, мемуаров, автобиографий. А горы воспоминаний о поэте как о “чёрном человеке” не в силах ни размыть, ни очернить в наших глазах светоносную есенинскую легенду. Сейчас уже почти невозможно разобраться, где сам Есенин осмотрительно или легкомысленно заронил зёрна своей легенды, а где их засеяли его современники.
Сцена 1
( Звучит фонограмма песни «Липа вековая». Выходит Александра Есенина)Стихотворение «К тёплому свету, на отчий порог…»
Александра:
Высокий берег Оки, заливные луга, тёмная кромка леса, зелёные овраги, ширь небесная на много вёрст - всё это делает Константиново одним из красивейших уголков России.
( Присаживается на скамейку)
Танец «Ивушки»
(Выходит Есенин)
Есенин: Я сын крестьянина. Родился в 1895 г. 21 сентября. Рос под призором бабки и деда. Первые мои вспоминания относятся к тому времени, когда мне было 3-4 года. Помню лес, большую канавистую дорогу, бабушки идёт в Радовецкий монастырь. Я, ухватившись за её палку, еле волочу от усталости ноги, а бабушка всё приговаривает: « Иди, иди, ягодка, Бог счастья даст».
Александра: Жизнь Серёжи в доме бабки и деда складывались не просто. Вроде бы любила бабушка Наталья золотоголового внука, и нежности её не было границ, мыла его по субботам, стригла ноготки, расчёсывала кудри деревянным гребешком. Но бабка бабкой, а мать матерью. Рос мальчик без материнской любви, а когда мама наезжала в родительский дом, сын принимал ёё за чужую женщину. Не видя родителей, ( после развода отец уехал в Москву, а мать – в Рязань ) привык считать себя сиротой.
Рассказчик(1): Сиротство при живых родителях сильно повлияло на его характер. Впечатлительность, душевная хрупкость, комплекс одиночества, преодолеваемый напускной дерзостью, за маской которой скрывался целомудренный и замкнутый мир будущего поэта.
Так и бродил он среди холмов с опущенной головой, и слушал, и слагал про себя первые поэтические строки, за что и получил среди односельчан прозвище Поника(от выражения «поникнуть головой»).
Есенин: Творя легенду о себе, я старался представиться коноводом, вожаком. Всюду подчёркивал свою силу и ловкость, дрался со сверстниками, лазил по деревьям, плавал за подстреленными утками. Но за этой маской скрывались легкоранимая душа и отнюдь не богатырское тело.
Александра: Да никакой он не коновод, не драгун, не атаман – все это Сергей придумает о себе в 19- 20 лет, а пока, в 15, он ещё не стесняется говорить о своей почти девичьей стаи, о природной изнеженности. Не скандалистом и сорванцом рос Сергей, скорей мечтателем. Мечтал о любви, о тайне, о дружбе. Эта мечтательность оборачивалась для него тяжким осознанием своего изгойства.
Есенин:
Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,
Перстень счастья ищущий во мгле,
Эту жизнь живу я словно кстати,
Заодно с другими на земле.
Рассказчик (2): Уставший от жизни, измученный предательством, тоской, он по0прежнему не может быть проще. Образ забияки и сорванца стал соблазнительным для Есенина значительно позднее, после жизни в Петербурге, а потом в Москве, когда жёсткие нравы революционной эпохи вынудили его сделать ставку на хулиганство и «разбойничество». Но это потом а пока…
Стихотворение «Зелёная причёска…»
Рассказчик (1): Эти стихи Есенин посвятил молодой помещице Лидии Кашиной. Он любил бывать в её доме, богатом и красивом, обрамлённом декоративными кустарниками и цветочными клумбами. Кульминацией этого странного и таинственного романа стало лето 1917г.
(Слышен шум дождя)
Александра: Однажды утром Сергей сказал матери, что уезжает на яр с барыней. После обеда в округе разыгралась настоящая буря, ливень хлестал тяжёлыми струями по стёклам, сверкала молнии, раскаты грома то и дело проносились над разбушевавшейся Окой. От реки вдруг раздались крики: «Тонут! Помогите! Тонут!» Мать бросилась вон из избы. Вернулась вымокшая и сердитая: на Оке оборвался канат, и паром унесло к шлюзам. Но Сергея там не было…
Есенин: Я вернулся поздно ночью, молча взял полушубок и ушёл ночевать в амбар. Память об этом дне, о разговорах, которые вёл с Лидией Кашиной, я сохранил в поэме « Анна Снегина», да и не только в ней…
Отрывок из поэмы «Анна Снегина»(Я помню- она говорила…)
Рассказчик (2) После того как новая власть реквизировала у Кашиной усадьбу, она переехала в Москву. Работала переводчицей, машинисткой. Умерла в 1937 г. И похоронена на том же Ваганьковском кладбище, где покоится поэт.
(Александра и Есенин уходят)
Сцена 2
(Слышен стук колес поезда. Выходит Есенин.)Есенин: В марте 1915г. я сошел на платформу Николаевского вокзала в Петербурге и, не зная, где искать Блока, побрел по Невскому. Увидел большую книжную лавку, зашел. Спросил продавца, не знает ли он, где живет поэт Александр Блок. Продавец, к счастью, знал адрес. Дверь квартиры мне открыл сам поэт.
(Скрип двери, выходит Блок.)
Блок: В дом на Пряжке приходили за советом и поддержкой молодые поэты. 9 марта робко, с черного входа с котомочкой за спиной пришел сюда рязанский паренек -и ушел оттуда прямо в большую русскую поэзию.
(Блок говорит Есенину).
За каждый шаг свой рано или поздно придется дать ответ, а шагать теперь трудно, в литературе, пожалуй, всего труднее. Я все это не для прописки вам хочу сказать, а от души; сам знаю, как тяжело ходить, чтобы ветер не унес и чтобы болото не затянуло.
Есенин: (в зал): я навсегда понял, что поэзия уже окончательно взяла мою душу в полон и не моя судьба, не мое дело-семья, дети, жена, уют, спокойствие. Ни сил, ни желания у меня для этой столь необходимой каждому нормальному человеку стороны жизни не будет. Женщины, романы, увлечения - другое дело, как же поэту без них!
Стихотворение «Любимая, меня вы не любили»
( Звучит песня «Смело товарищи в ногу»)
Блок: Летом 1917г. Есенин был опьянен свободой, мечтой о земном рае. Он был на вершине физического расцвета, мужской красоты и обаяния, он шел по революционной России, молодой, красивый, от его стройной фигуры веяло изяществом, ладом. Он любил встряхивать головой и тогда волосы, как золотые кусты, прихотливо развевались, образуя корону, из – под которой светились синие глаза( Звучит музыка. Стихотворение «Я покинул родимый дом».)Есенин: Тверская, 18 – кафе союза поэтов «Домино»; столовая возле газетного переулка, где кормили кониной; книжная лавка на Никитской – обычный маршрут в 1919г. на Мясницкой, до красных ворот почти на каждом шагу лежали лошадиные мертвые туши. Вороны, слетавшиеся на пиршество, оглашали своим карканьем пустынные переулки, размахивая черными крыльями. Медленно падал снег, словно пытаясь смыть жуткую картину от человеческих глаз.
Стихотворение «Несказанное, синее, нежное»
Есенин: Большевистская власть обманула?! Я никогда и не обольщался на ее счет. Просто стало ясно, что великая революция духа, о которой мечталось, не состоится при моей жизни на этой грешной, омытой кровью, земле.
Блок: Мир есенинской поэзии изменился : исчезли яркость и свежесть красок, пропало ощущение прозрачности, одухотворенности всего живого. Черное, таинственное, пугающее вторгалось в поэтический мир, меняло музыкальный настрой, преображало мироощущение. Поэт уже не чувствовал себя пророком Нового Завета и вырвался «на колею иную».
Стихотворение «Дождик мокрыми метлами чистит…»
Рассказчик (1): Когда Есенин читал это стихотворение в большом зале Консерватории осенью 1920г., слушатели замерли, едва ли кто- нибудь из них способен был отдать себе отчет, почему их начинала бить нервная дрожь.
Есенин: Аплодисменты захлестнули зал. Толпа неистовствовала. А я читал одно стихотворение за другим.
Стихотворение «Всё живое особой метой»
Сцена 2
(Выходят Айседора и Есенин.)
Рассказчик (1): Роковой оказалась встреча с известной всему миру американской танцовщицей- Айседорой Дункан.
(Слайды об Айседоре и Есенине, на фоне звучит песня А. Малинина «Ах, Айседора»).
(Есенин во фраке, с тростью, берет Айседору за руку, приглашая, выводит на сцену. Айседора в шляпе с длинным шлейфом)Есенин: Айседора Дункан! – «Царица жеста»!
Айседора: Я приехала в Москву в голодный 21-й год и познакомилась с Сергеем Есениным. Он произвел на меня незабываемое впечатление, перевернул всю душу, заставив забыть обет безбрачия после гибели моих крошек. У него золотая голова! Он так красив, как и талантлив, и… слишком молод для меня. Несмотря на разницу в 18 лет, через полгода мы поженились и уехали за границу. Он называл меня «скверной девочкой и своею милою». Я провезла его по всему миру и открыла перед ним шедевры мирового искусства. Но Серж был в душе бродячим цыганом и слишком любил Россию. В 23-м году, к сожалению, мы расстались.
(На фоне музыки герои расстаются. Он, припав на одно колено, целует ей руку. Она уходит, шлейф падает, Есенин берет его на память)Сцена 3
(Александра сидит на скамейке и читает письмо.)
«Я снова здесь, в семье родно,
Мой край задумчивый и нежный!
Кудрявый сумрак за горой
Рукою машет белоснежной.
Никогда Сергей не приезжал так часто в родную деревню, как в последние годы жизни. Он вернулся в деревню, чтобы в тишине работать над стихами, чтобы вновь и вновь ощутить привычную с детства обстановку тихой деревенской жизни. Он был счастлив, что находится дома, среди своих. Деревенское время поэт делил между прогулками, беседами с односельчанами, рыбной ловлей и работой над стихами.
(Выходит Есенин с удочкой в руках)
Есенин:
Погода в деревне неважная. Удить из-за ветра невозможно, поэтому часто сижу в избе и дописываю поэму. Ночи у нас бывают чудные, лунные и, как ни странно, при близкой осени без росы.
(Уходит.)
Александра: В погожее время Серёжа целыми днями пропадал на лугах или на Оке. В деревне Константиново были написаны стихи «Отговорила роща золотая…», «Низкий дом с голубыми ставнями…», «Я иду длиной. На затылке кепи…».
(Входят деревенские девушки, поют песню «Отговорила роща золотая…», затем уходят. На сцене появляется Есенин.)Стихотворение «Заря окликает другую…»
Есенин: Родное Константиново всколыхнуло во мне, пробудило новую живительную силу в душе, и возникло искушение поверить в свою полную сопричастность с родным миром.
Рассказчик (2): В то время, когда друзья и знакомые сплетничали о вечном беспробудном пьянстве поэта, он работал как фанатик. Более 70 первоклассных стихотворений за последние два года! Он действительно переживал в это время какое-то новое свое рождение. Думы о смерти не убавляли интереса к жизни, а, наоборот, пробуждал его.
Рассказчик (1): О последних встречах с Есениным у современников сохранились самые разнообразные воспоминания. Но сходили они в одном: допился, догулялся до белой горячки, бедняга.
Александра: Что верно, то верно: Сергей, бывало, жаловался на охватившую его тоску, на то, что работает трудно, что ему надоело всё. Он обладал острейшей интуицией, буквально нутром своим ощущая: кольцо сжимается. Но откуда придёт опасность, он не знал.
Стихотворение «Хочу читать, а книга выпадает…»
Александра: Цену себе он знал и сказал как-то в минуту откровенности: «Когда умру -узнаете, кого потеряли. Вся Россия заплачет».
Рассказчик (2): И в эти последние дни настал срок свести счёты с «чёрным человеком», воплотившимся в легендах и сплетнях, провести грань между собой и мифом, созданным как самим поэтом, так и людьми. Поставить в этом поединке точку.
Сцена 4
Рассказчик (1): в Ленинград Есенин приехал утром 24 декабря 1925 г. избрал гостиницу «Англетер», комнату №5 на втором этаже с окнами на Исаакиевскую площадь.
Рассказчик (2): 27 декабря поздно вечером поэт заперся в номере, спать не ложился, писал, готовил собрание своих сочинений. А на следующий день его нашли мертвым…
Стихотворение «Мы теперь уходили понемногу»
Рассказчик (1): Может быть, настанет день, когда будет окончательно развеяна легенда о самоубийстве Сергея Есенина. Будут даны все исчерпывающие ответы на многочисленные вопросы, что же в действительности произошло вечером 27 декабря 1925г. в Ленинградской гостинице «Англетер».
Рассказчик (2): С Есениным прощались 31 декабря 1925 г. похороны были грандиозными. Так еще не хоронили ни одного русского поэта. Чья была идея? Кто распорядился? Тело еще не было предано земле, а уже устроили театрализованное представление возле гроба с участием маленькой Танечки, читающей стихи погибшего отца. Гроб трижды обнесли вокруг памятника А.С. Пушкина. Поэта провожали толпы людей. Под плач и крики: « Прощай, Сережка!» - гроб опустили в могилу.
( Звучит песня «Клен ты мой опавший».)